4 мин.

Тяжко быть профессионалом

Профессионализм. Во многих  источниках раскрывают это понятие по разному. Мне же больше нравиться вариант, представленный известным спортивным психологом  Рудольфом  Загайновым.      Профессионализм в отношении спортсменов высшей квалификации понимается значительно шире, чем профессиональное отношение к делу и к нагрузкам современного спорта, но и как умение спортсмена на протяжении многих лет вести профессиональный образ жизни (имидж, поведение, режим, питание и пр.). 

                                                  Как показал многолетний опыт наблюдений за жизнью и деятельностью спортсменов-чемпионов, профессионализм в их «исполнении» – нечто еще более качественное и, в отличие от всех других, индивидуальное. В режиме их работы и жизни мало общего . А. Карпов вел ночной образ жизни (спал с 4.00-5.00 часов утра до 12.00-13.00), работая над шахматами в основном вечером и ночью. С. Бубка был суперпрофессионален в тренировке, всегда требовал от тренера теоретического обоснования нагрузки и каждого предлагаемого упражнения, вел тщательно заполняемый дневник, верил в необходимость наличия творческой программы, окружал себя «фартовыми», по его выражению, людьми.   

СБ
ИЛ

        В большом теннисе Ивана Лендла считают профессионалом № 1 в истории этого вида спорта. Лучшим теннисистом мира он был более трех лет. Значительно уступал по своей природной одаренности (к теннису) своим основным соперникам. План его жизни был расписан на год вперед, он был (до 31 года) убежденным холостяком, считая, что семья будет контрдоминантой его основной деятельности, на стене его рабочего кабинета висел список людей, чьи имена в этом доме не произносятся. «Он был профессионалом не только на корте, но и вне его: Иван сумел так организовать свою жизнь, что на его фоне Макинрой и Коннорс казались жалкими любителями. В своих делах теннисист полагался только на себя. Летал только первым классом, чтобы спокойно поспать. Отели выбирал только такие, чтобы отвечали всем его требованиям. А их было немало: максимум удобств, тишина вокруг, быстрая стирка и глажка и, главное, отсутствие среди постояльцев других теннисистов.Особое внимание Иван всегда уделял еде. Он исключил из рациона яйца, соль, жиры, говядину, свинину, молоко и белый хлеб. И, само собой разумеется, никогда не притрагивался к сигаретам, алкоголю, а также прохладительным напиткам. Рассказывают, что однажды Макинрой любопытства ради решил поесть вместе с Лендлом. Иван радушно предложил американцу отведать сваренные в несоленой воде спагетти, без соуса, свежие помидоры без соли и запить все эти яства охлажденной минеральной водой. Макинроя хватило ненадолго, и уже через минуту он ретировался из-за стола со словами: «Так может питаться человек, выросший при коммунистах». Однако у Лендла было свое мнение на этот счет. Он считал, что правильное и здоровое питание делает его еще более выносливым и сильным на корте» (Журнал «Теннис», № 6, 1995). 

                                                                                        Исключительно дополняет картину истинного профессионализма (его сути) часть интервью первого профессионала в велоспорте Дмитрия Конышева. На вопрос: «Вы были самым первым советским неопрофи в команде «Альфа Люм», вокруг которой было столько разговоров и на которую возлагались такие большие надежды, но увы... Почему они не оправдались?» -он ответил: «Потому что назвав себя профессионалами, мы по сути остались любителями. Не сумели перешагнуть тот порог, который разделил эти два вида велосипедного спорта. Мне кажется, что если бы эта команда просуществовала не два года, а пять или десять, все равно исход был бы тем же. Молодость, безусловно, была нашим союзником, однако ее недостаточно, когда рядом нет людей с менталитетом профи». — «Так в чем же все-таки принципиальная разница?» – «Ее невозможно объяснить на словах. Это нужно пропустить через себя, кожей почувствовать совсем иной ритм и стиль жизни, продиктованные крайне напряженным календарем – до 130 стартов в году, а то и больше. Совсем другие деньги, которые необходимо отрабатывать. К сожалению, в «Альфа Люм» все эти понятия нам не были привиты» («Спорт-Экспресс», 6 июля, 1995).

ДК
МР

  В формировании такого качества личности, как профессионализм, роль сознания значительно выше, чем в выше исследованных, более «природных» (концентрация и мотивация), в связи с чем профессионализм можно определить как результат «организованного сознания» (Н.В. Абаев, с. 32), обеспечивающего безошибочность поведения и деятельности. Кстати, по мнению Великого Мастера Джун Ри, автора курса само-совершенствования «Как быть счастливым», «путь к совершенству – это безошибочность в жизни». «Я совершенен, так как никогда не делаю ошибок, зная об этом», – таково одно из четырех утверждений, которые Ри делает ежедневно перед зеркалом («Спорт-Экспресс», 22 июля, 1996).

Профессионалами не рождаются – об этом необходимо помнить всем помощникам спортсмена, которые могут (если, разумеется, умеют) помочь ему на пути к уровню спортсмена-чемпиона. Даже сверходаренному спортсмену не удастся дойти до своей вершины, если его одаренность (те же концентрация и мотивация) не будет опираться на фундамент профессионализма. 

                                              Профессиональный пловец Сидоров, увидев тонущую девушку, доплыл до бедняжки за 30 секунд, но по привычке оттолкнулся от неё ногами и поплыл обратно.                               

тенниси зеркало