Стенка на стенку
Несколько лет назад я безуспешно попытался защитить кандидатскую диссертацию на тему “”Командообразование» И с того времени осталось множество наработок, которыми пользуюсь до сих пор. А анализ научных данных, которые мне удалось получить благодаря одной из самой обаятельной, понимающей баскетбол и знающей о нашем спорте ВСЕ - Профессору, заместителю заведующего кафедрой по научной работе в РГУФКСМиТе Костиковой Лидии Васильевне, и одной из самых больших спортивных библиотек в Европе, не просто удивлял и поражал, но и заставил совсем по другому взглянуть на многие вещи. Вот один из примеров.
В нашей повседневной культуре существует стереотип, что конфликт - это плохо, а сплоченность — хорошо. Однако, наблюдение за эффективными командами обращает нас к первому закону диалектики о «единстве и борьбе противоположностей». Действительно, когда участники сплоченной группы ориентированы на сохранение отношений, зачастую в ущерб задаче, то в результате снижается эффективность совместной деятельности. Именно поэтому в профессиональной команде поддерживается средний уровень сплоченности и средний уровень конфликтности. При этом конфликтные ситуации используются для анализа противоречий и поиска нового оптимального способ действия. Под профессиональной командой мы понимаем группу, обладающую единой целью, четкой иерархией, стандартами взаимодействия и функционально-ролевой специализацией. Целью профессиональной команды является выполнение главной задачи сезона, турнира или в отдельном матче, поэтому акцент ставится не на отношения, а на эффективность индивидуальной и совместной деятельности командных игроков. Как известно, становление команды проходит поэтапно: рабочая группа (формирование), этап конфликта (бурление), нормирование и эффективное функционирование. Только на последнем этапе можно говорить о Команде с большой буквы. Эффективный состав, потенциально способный решать различные задачи, формируется из ярких носителей различных командных ролей. Роль связана с индивидуальными особенностями поведения в процессе совместной деятельности.
Именно тот факт, что в команде собрались разные люди, дает возможность наиболее эффективно усиливать и взаимодополнять друг друга. При этом потенциальным источником конфликта является любой член команды. Чем ярче выражены его индивидуальные особенности, тем сильнее может проявляться конфликтность во взаимодействии. Обращаясь к классификации профессора Мередита Белбина (R.Meredith Belbin) по ролевому репертуару, и исходя из идеи, что в сбалансированной команде должны быть представлены все роли, следует предположить, что в команде будут демонстрироваться различные конфликтные особенности поведения игроков. Так, например, Мотиватор будет обижать и провоцировать окружающих, Финишер будет педантично и настойчиво требовать идеального качества, Генератор Идей будет невнимателен к деталям и не обращать внимание на идеи других и т.д. Однако в профессиональной команде участники принимают и ценят индивидуальные особенности друг друга, и «заранее прощают деструктивные перекосы» в поведении, понимая, что это оборотная сторона сильных и полезных для команды индивидуальных особенности. Неконструктивные варианты конфликтов на этом этапе также возможны. В большинстве случаев они связаны с несоблюдением процедур и договоренностей. Однако если участники команды действуют последовательно (прежде всего, под влиянием личного примера лидера команды) и по отношению к нарушителям применяются санкции, которые те принимают как должное, то неконструктивная эмоциональность будет минимальной. Таким образом, в команде важно поддерживать средний уровень сплоченности и средний уровень конфликтности, причем конфликты в командах носят не эмоциональный, а содержательный характер. Анализ и разрешение конфликтной ситуации и вызвавшего ее противоречия ведет к созданию нового более эффективного способа действия (стандарта, процедуры). Поскольку современные команды работают в ситуации неопределенности, то процесс появления и разрешения конфликтных ситуаций является неотъемлемой составляющей командной работы, направленной на повышение эффективности.
В заключении отметим, что конфликты это объективная часть нашей жизни. Они есть, и всегда будут проявляться как неотъемлемый элемент командной работы. Профессиональная команда использует конфликт как один из инструментов своего развития. Каждый участник команды осознает источники конфликтов, умеет их ценить и контролировать и использует для достижения общей цели.
Одна победа окрыляет, много побед - балуют. Одно поражение - учит, много поражений - губят.