4 мин.

Вспоминая Яо

Вольный перевод статьи Fran Blinebury

До начала Олимпийских игр 2008 года остается около недели, а я сижу за обеденным столом в одном из отелей города  Нанцзин и наслаждаюсь едой, которую мне посоветовали. Я набрасываюсь на утку, цыпленка и блюда из овощей, а мне сообщают, что я, пожалуй, лучше всех иностранцев обращаюсь с палочками для еды. Как только я отправляю в рот кусок очередного загадочного блюда, Яо Мин спокойно так говорит:

- Погляжу на тебя, когда ты это проглотишь.

Мне ничего не остается как проглотить еду и поинтересоваться что это такое. Яо улыбается:

- Внутренности...

- Внутренности чего???

- Чего-то, - пожимает плечами Яо.

- Вы не знаете что едите? – хмурюсь я.

- Шутишь? Многое из китайской еды ужасно. Я к этому не прикоснусь.

Иногда ты вспоминаешь подобные шутки, чтобы не грустить.

В день, когда результаты голосования на Матч Всех Звезд показали, что Яо опять лидирует среди центровых Западной конференции, магнитно-резонансная томография выявила стрессовый перелом левой лодыжки.

Сам клуб и окружение Яо молчат, но, скорее всего, это конец. Также Яо молчал, когда получил травму, которая выбила его из строя на год.

Хватит.

В свои 30 лет Яо все еще молодой человек, но это для простых смертных. Его тело становится слишком старым, что бы преследовать детскую мечту. Правда в том, что родители Яо были серьезно обеспокоены здоровьем сына и не хотели, чтобы он возобновлял карьеру в НБА после перелома кости в плей-офф 2009 года. Год назад, до рождения своей дочери, Яо сказал мне: «Я хочу играть со своим ребенком и не хочу, чтобы костыли мне мешали».

Его запомнят как подающего надежды, но так и не раскрывшегося до конца игрока, игрока не вышедшего на свой пик карьеры.

Он прибыл в Хьюстон в 2002 году как надежная Великая китайская стена, а сейчас чаще ассоциируется с  хрупкой вазой династии Мин. После того как Яо пропустил только две игры за первые 3 сезона своей карьеры в НБА, он не участвовал в 193 матчах за 5,5 лет и отыграл только в пяти за последние два сезона.

Даже борясь со всеми своими травмами, Яо собирал вполне приличные статистические данные: 19,1 очка и 9,3 подбора в среднем за игру, а в период с 2006 по 2008 был наиболее достойной кандидатурой на роль стартового центрового Матча Всех Звезд.

Яо вырос из робкого ребенка в чужой стране, который не набрал ни одного очка в своей первой игре и общался со СМИ при помощи переводчика, в доминирующего игрока под кольцом. Он стал предметом для разговоров после того, как отгрузил «Клипперс» 32 очка и после одного из бросков с разворотом выкрикнул: «You try to (bleeping) stop me!» (Попробуй … остановить меня!).

В начале первого сезона Яо в лиге Чарльз Баркли сказал своему коллеге Кенни Смиту на TNT: “Я поцелую тебя в зад, если этот парень наберет 20 очков». Через несколько недель Кенни пришлось уворачиваться от сомнительного удовольствия и все блаженства достались простому ослу после того, как Яо преодолел заветную планку в игре с «Лейкерс».

Яо стал символом эмиграционного Китая в 21 веке. Он снимался в юмористических роликах с Мини Ми из фильма Остин Пауэрс и, конечно же, с Баркли. Яо стал мостом через Тихий океан, который соединил две различные культуры в одной точке.

На паркете и в раздевалке Яо всегда был известен как неутомимый трудяга и отличный товарищ по команде.

Лига использовала Яо в качестве ключа, чтобы открыть для себя обширный китайский рынок, до сих пор он №2, впереди только США. Китай же использовал Яо в качестве посла и рекламы своего рынка. Сейчас отношения НБА и Китая пройдут проверку на прочность в отсутствие Яо в НБА и в сборной, которая потеряла своего лидера. Приход Яо в лигу не повлек за собой массового наплыва талантов из Китая. И Цзяньлянь, пожалуй, единственный, кто добился хоть каких-то успехов, но талантов уровня Яо Китай больше не делегировал.

«Рокетс» не скрывали, что хотят выстроить вокруг Яо династию и вернуть былую славу 1994-95-х годов и доминирующий «Хьюстон» Мозеса Мэлоуна и Хакима Оладжувона.

Но династии так и не сложилось, чемпионства не пришли. В 2004 году Яо соединился с таким же страдальцем Трэйси МакГрэди, с ним он так и не выиграл ни одну серию плей-офф. Единственную свою серию Яо выиграл в 2009 году уже без помощи Трэйси. Тогда был обыгран «Портленд» в первом раунде, но уже через две игры кости опять подвели Яо.

Без Яо «Рокетс» придется все начинать с нуля. Без Яо и американская баскетбольная сцена станет скучнее.

Прошлым летом на открытой для прессы тренировке репортеры следили за тем, как идет восстановление Яо. В поиске наилучшего ракурса один из фотографов рухнул с раскладного стула. После того как выяснилось, что с ним все в порядке, Яо улыбнулся и сказал:

- Вы ведь не будете пропускать игры, так?

Иногда все, что вы можете сделать, это лишь вспоминать смешные моменты.

Даже Шак знает слова этой песни:)