Почему Стеф Карри потеряет 2 млн, если выиграет финал всухую
Занимательная финансовая математика НБА.
«Голден Стэйт» – в шаге от того, чтобы вернуть чемпионство в Окленд. Дюрэнт наконец выйдет из перечня великих игроков, не бравших титул; Клэй Томпсон догонит отца по числу чемпионств; Дрэймонд Грин сможет надеть по перстню на каждую руку. Или ногу.
Всесокрушающие «Уорриорз» имеют шанс стать первой командой, которая завершит плей-офф без единого поражения, и они очень хотят добавить очередной суперрекорд к своему резюме. Тем более что этот рекорд действительно будет вечным, в отличие от 73-9 или числа трехочковых: его можно будет повторить, но не побить. Это даст ГСВ полное и уже никем не оспариваемое право претендовать на статус величайшей команды в истории НБА. Так что теперь главная цель «Уорриорз» – взять четвертый матч в серии и вернуться домой только на чемпионский парад.
Как можно было прочитать сегодня в новостях, сухая победа ГСВ в финале будет стоить клубу 22 млн долларов – если бы серия растянулась до 7 побед и на «Оракл-Арене» прошло бы еще два матча, то владельцы клуба заработали бы на аншлагах примерно по 11 млн за матч. На самом деле такой расчет упущенной выгоды очень условен – при системе распределения выручки между клубами, введенной в Коллективное соглашение НБА в 2011 году и сохраненной в новом CBA-2017, сумма недополученной прибыли ГСВ будет меньше, и вряд ли кто-то задумывается о сиюминутных финансовых потерях от непроданных мест на 5-ю и 7-ю встречи.
Гораздо более интересным последствием сухой серии станет то, что вся лига, включая ГСВ как 1/30 ее часть и игроков как ее непосредственных наемных работников, не получит выручку от несыгранных матчей финала.
И больше всего денег упустит Стеф Карри – может быть, не душа и сердце (Дрэймонд), не олицетворение (Клэй) и даже не лучший игрок (Дюрэнт), но определенно символ, вывеска и самый популярный элемент этих непобедимых «Уорриорз».
Тут, конечно, надо придраться к заголовку, потому что Карри не «потеряет», а «недозаработает» свои миллионы, но слово «недозаработает» слишком уродливо выглядит. Словно борода Карри – как помнить мы его будем без бороды, так и в заголовке будет стоять более простое и понятное слово.
А как именно победа «Уорриорз» в четырех матчах вместо семи скажется на семейном доходе Айеши Карри и ее мужа? Следите за вычислениями.
1. Финал НБА – самое прибыльное мероприятие в лиге (вот это сюрприз). По оценкам, одна игра приносит лиге (включая клуб, на арене которого эта игра проводится) доход до 25 млн долларов – на билетах, рекламе, сувенирах и хотдогах с пивом. Из этих 25 миллионов около 20 включается в расчет «Дохода от баскетбольной деятельности».
2. Коллективное соглашение между лигой и профсоюзом игроков подразумевает, что владельцы и игроки делят доход НБА пополам. Так, баскетболистам каждый год полагается 50% от «Дохода от баскетбольной деятельности» в виде зарплат. Чтобы как-то сопоставить будущие зарплаты отдельных игроков и коллективные 50%, лига устанавливает потолок зарплат именно на основе этой половины дохода – берет всю сумму прогнозируемого дохода на следующий сезон, делит ее на два, а затем делит эту долю игроков на 30 команд – так и получается граница потолка зарплат.
Например, если доход лиги прогнозируется в размере 6 миллиардов долларов, игрокам положена половина – 3 миллиарда. Потолок, соответственно, будет установлен в размере 1/30 от этой суммы – то есть 100 млн. Грубый расчет, не учитывающий разные нюансы, но суть вы уловили.
3. Как доход текущего сезона влияет на следующий сезон? Во-первых, если лига и профсоюз не могут после июльского аудита договориться о прогнозной сумме дохода в следующем сезоне, то для расчета потолка используется доход прошлого сезона с приростом в 4,5%. Но даже не это нас сейчас волнует, потому что во-вторых, если игроки недополучили свои 50 процентов дохода в зарплатах в предыдущем сезоне, то лига выписывает чек профсоюзу (а те распределяют деньги между всеми игроками, обычно в зависимости от сыгранных матчей в сезоне), а величину этой недоплаты добавляют к доле игроков на следующий сезон, таким образом, повышая потолок.
В сезоне 2016/17 доходы лиги скакнули так мощно (спасибо новому телесоглашению на 24 млрд на 9 лет), что зарплаты игроков просто не успели его догнать, даже несмотря на безумные контракты, которые выписывались прошлым летом Парсонсам, Крэббам и прочим Соломонам Хиллам. Такое случается уже третий год подряд. В 2011-14 годах игроки зарабатывали больше своей доли в 50% и лига забирала от 57 до 169 млн в год из фонда эксроу, куда игроки перечисляют 10% своей зарплаты, а потом либо получают что-то обратно, либо нет. В сезоне 2014/15 уже лига должна была выписать чек на 57 млн. На следующий год сумма увеличилась до 130 млн.
В текущем сезоне «недостача» заработка игроков должна составить около 200 млн. Это означает, что 1/30 этой суммы докинут на расчет потолка зарплат в следующем сезоне.
4. До старта сезона лига предполагала, что недостача будет еще выше – но реальные цифры оказались чуть адекватнее, и прогноз потолка на следующий год в итоге упал с 103 до 101 млн – меньше нужно добавлять к доле дохода игроков.
Сейчас лига может потерять 3 двадцатимиллионных игры финала – то есть порядка 60 млн долларов Дохода от баскетбольной деятельности. Половина этого дохода, как уже сказано, идет игрокам – то есть они коллективно недополучат 30 млн. Грубо предположим, что в лиге 300 игроков ротации, включая Карри, которые получат равную сумму от чека профсоюза – скажем, по 100 тысяч они из-за короткого финала теряют. По нынешним меркам зарплат в НБА, где со следующего сезона даже минимальный контракт новичка почти равен 1 млн в год, это не самые серьезные деньги.
Но эти 30 млн не пойдут в расчет «добавки» к потолку зарплат на следующий год. Так что около миллиона с него еще «срежут», и прогнозный потолок (реальный рассчитают только в июле после финансового аудита всех доходов и расходов НБА) окажется в районе 100 млн.
5. Переходим к сабжу. Стефен Карри – самый статусный свободный агент этого лета. Всю свою карьеру он играл за зарплату ниже рыночной – сначала 4 года по контракту новичка (12,7 млн в сумме), затем 4 года по продлению, подписанному, когда в Стефе видели не будущего многократного MVP, а травматика с хрустальными голеностопами (44 млн). Он заработал менее 57 млн за 8 лет карьеры в лиге, где Кармело Энтони получил столько же за два последних сезона.
В 2017 Стеф наконец-то заключит максимальный контракт, и «Уорриорз» могут предложить ему гораздо более выгодное соглашение, чем любая другая команда. Кроме срока (ГСВ могут дать пять сезонов, в то время как все остальные – только четыре) у нынешнего клуба Карри есть колоссальное преимущество в возможной сумме новой зарплаты Карри – только с «Уорриорз» он может заключить полный максимальный контракт. Если обычная «максималка» для Карри рассчитывается как 30% от потолка зарплат, то макс с «Голден Стэйт», командой, в которой он провел 8 лет и дважды стал MVP, составит 35% от потолка зарплат.
Можно с уверенностью сказать, что Стефен захочет остаться в ГСВ и стать самым высокооплачиваемым игроком в истории лиги. Разница между максимальным контрактом тут и контрактом в другом месте – более 7 млн долларов... в год!
6. И вот мы пришли к последнему пункту: новый максимальный контракт Карри напрямую зависит от потолка зарплат НБА на следующий сезон. От каждого скачка или падения потолка заработок Стефа будет меняться на 35% от этого падения.
Итак, если лига недозаработает 60 млн на трех последних играх финала, и потолок в следующем году из-за этого упадет на 1 млн, то Карри не получит 350 тысяч с этого миллиона. Контракт на пять лет – это потеря 350х5=1,75 млн в базовой зарплате. Но зарплата Стефа не каждый год будет одинаковой – она будет ежегодно расти на 8% от стартовой зарплаты. Например, при потолке в 100 млн его зарплата в первый сезон максимального контракта составит 35 млн, прибавка – 2,8 млн (8%), так что во второй год он получит 37,8 млн, в третий – 40,6 и так далее.
Поэтому при падении потолка и максимальной зарплаты Стеф еще потеряет и 280 тысяч прибавки, недозаработанной игроком за пять лет (28 во второй сезон, 56 в третий, 84 в четвертый, 112 в пятый).
Итого: до 100 тысяч в распределении денег от профсоюза, до 1,75 млн в базовой зарплате по новому контракту, до 280 тысяч в прибавке к базовой зарплате. Стефен Карри может недополучить около 2 млн лишь из-за того, что финальная серия может завершиться в 4 матчах вместо 7.
Никогда еще баскетболист НБА так не мечтал потерять 2 миллиона долларов, как будет мечтать Стеф в пятницу.
Фото: Gettyimages.ru/Ronald Martinez, Ezra Shaw; REUTERS/Cary Edmondson/USA TODAY Sports
Здоровья.
То, что это повлияет на контракт Карри - моя идея.