12 мин.

«Стретч» – слово лета в НБА. Нет, речь не о растяжке, а о контрактах и переходах

Здесь Лиллард, Бил и даже «Даллас».

Считается, что самые выгодные для команд НБА соглашения – это новичковые контракты. Лучше, чем максималки, надежнее, чем минималки, гибче, чем любые другие контракты. Они фиксированные и определяются позицией игрока на драфте, по ним не нужны напряженные переговоры с агентами игрока, а по суммам – вообще красота для клуба. Даже первый номер драфта сначала будет зарабатывать ниже среднего по лиге. А зарплата 30-го номера едва выше ветеранского минимума.

В условиях жестких потолков и загруженных платежек контракты новичка вообще стали настоящим спасением для генменеджеров, обеспечивая глубину состава и долгосрочное планирование. Наконец, даже когда такой контракт истек, у клуба остаются права на баскетболиста как на ограниченно свободного агента – и преимущество в переговорах.

Но всеми этими плюсами, которые в себе несет контракт новичка, нужно еще уметь воспользоваться. Умеют не все.

Летом 2023-го «Даллас» берет на драфте канадского форварда О-Макса Проспера под 24-м номером и подписывает его на стандартный контракт новичка. Летом 2024-го «Мэвз» включают опцию продления Проспера на сезон-2025/26 на 3 млн долларов.

Летом 2025-го «Мэвз» просто отчисляют О-Макса и зарывают в песок эти 3 млн долларов, которые гарантировали ему всего год назад.

Зачем? «Далласу» срочно понадобилось место в платежке. Срочность была обусловлена календарем и правилами отчисления игроков. Они таковы:

● Отчисленный игрок получает всю гарантированную ему зарплату, и она продолжает учитываться под потолком зарплат клуба, превратившись в «мертвые деньги», которые никак не обменять, не списать. Сам игрок становится свободным агентом.

● График выплат меняется – остаток контракта за будущие сезоны перечисляется игроку равными долями в течение нескольких лет (по формуле 2n+1, где n – остававшиеся сезоны по контракту). Если оставался 1 сезон – выплачивать будут 3 года, если оставалось 2 сезона – будут платить 5 лет, и так далее.

● И до 31 августа клуб может решить – учитывать ли в платежке изначальный, более короткий график выплат игроку или же заменить его на новый, растянутый. Именно эта возможность «расписать» деньги отчисленного баскетболиста в платежке на несколько лет называется stretch, «стретч». Это правило существует с 2011-го, его использовали под таких людей, как Тим Данкан, Дерон Уильямс и Тимофей Мозгов.

Спортсмен растягивает мышцы перед тренировками и соревнованиями, чтобы сделать их более гибкими и обогатить кислородом. Мененджер НБА растягивает зарплату спортсмена перед стартом нового сезона, чтобы сделать платежку более гибкой в короткие сроки (жертвуя гибкостью в будущем) и обогатить какого-то другого игрока.

Этим летом в НБА было особенно много «стретчинга». «Даллас» отчислил Проспера в последний возможный для подобной манипуляции с его контрактом день, и это был уже 5-й расписанный контракт в июле-августе. И среди них – две самых громких «растяжки» в истории НБА.

Начнем с первой – рекордной.

Дэмиан Лиллард, «Милуоки»

Сколько: 113 млн на 2 года расписаны по 22,5 млн до 2031-го
Ради чего: подписание Майлза Тернера на 109/4

Менеджеров «Милуоки» не за что хвалить в пост-чемпионские годы, но часть проблем – грустное стечение обстоятельств. Проблемы Лилларда со здоровьем и подходящий к концу контракт Янниса (может стать свободным агентом уже в 2027-м, имеет все рычаги по продавливанию обмена уже сейчас) заставили офис «Бакс» действовать резко.

Эта резкость означала расставание с Лиллардом. У финалиста НБА-2025 «Индианы» возникли собственные проблемы с тем, что их звездный защитник (Халибертон) также пропустит весь следующий сезон из-за травмы. «Пэйсерс» неохотно вели переговоры по переподписанию центрового Майлза Тернера – и так Тернер внезапно стал лучшим свободным агентом на рынке-2025.

«Бакс» ухватились за шанс переманить центрового у соседей по дивизиону. Для этого нужно было расчистить место в платежке. Самый простой и быстрый способ – убрать 54 млн Лилларда из платежки (и 58 на следующий сезон), заменив их на расписанные 22,5 на 5 лет. С учетом контрактов Янниса и Кузмы это освободило 25,3 млн под потолком «Бакс» – всю сумму предложили Тернеру, и он согласился.

Безусловно, лучше играющий Тернер за 25,3 млн и 22,5 млн долга перед Лиллардом, чем неиграющий Дэмиан за 54. Но могли ли «Бакс» сработать эффективнее?

Ведь они отчислили Лилларда, даже не предупредив игрока. Оказалось, что «Портленду» интересно воссоединение с легендой, «Блэйзерс» подписали его на 41,6 млн на три года. Если бы «Милуоки» проворачивал выкуп вместе с агентом Лилларда, клуб мог как минимум сэкономить эти 41,6 млн. Учитывая, что сам «Портленд» летом выкупал контракт Деандре Эйтона, а «Индиана» не смогла найти замену Тернеру на рынке, все это открывало путь к многостороннему обмену с сайн-энд-трейдами и дополнительными игроками в сделке. Возможно, Лилларда и не пришлось бы никому отчислять.

Но для этого нужно было вести долгие и рискованные переговоры. «Бакс» действовали менее продуманно, но более решительно. Теперь де-факто на ближайшие 5 лет у них установлен потолок зарплат на 20+ млн ниже, чем у других команд (не считая «Финикса», о котором мы еще поговорим).

Василие Мицич, «Милуоки»

Сколько: 2 млн на 1 год (выкуп) расписаны по 667 тысяч до 2028-го
Ради чего: сохранение Гэри Трента и Райана Роллинса

Лиллард не единственный игрок, которого «Бакс» убрали из состава ради чистки платежки. Второй – это Пэт Коннотон. Его с двумя пиками второго раунда отправили в «Шарлотт» на Василие Мицича.

У серба вообще не должно было быть контракта в НБА, соглашение с «Финиксом» истекало в 2025-м, и Мицич уже распланировал возвращение в Европу. Но «Санз» включили в его контракте опцию на 7,7 млн на сезон-2025/26, чтобы использовать эту сумму для баланса зарплат в обмене Марка Уильямса из «Шарлотт». Технический момент, который часто идет на выгоду игрокам, но Мицичу не нужны были эти 7,7 млн (с учетом разницы в налогообложении доходов и обещанной доли в клубе он получил от «Хапоэля» больше). И серб был согласен на выкуп контракта.

В итоге Мицича обменяли дважды за неделю из «Финикса» в «Шарлотт» в «Милуоки», и «Бакс» оставили Мицичу 2 млн, расписав их на три года. Вместе с отчислением Лилларда все это помогло клубу сохранить права на защитников Трента и Роллинса – и предложить им контракты выше минимума.

Коул Энтони, «Мемфис»

Сколько: 11 млн на 1 год (выкуп) расписаны по 3,7 млн до 2028-го
Ради чего: продление Джарена Джексона

Трент и Роллинс были нужны «Милуоки», так как у клуба был кадровый дефицит на позиции защитника. И один из заполнивших его – Коул Энтони. Коул освободился, потому что в «Мемфисе» пожинали «плоды» своей хорошей работы. Да, иногда и она приводит к проблемам. Следите за руками:

Три года подряд (2018-2020) «Гриззлис» добавляли в состав по сильному новичку – Джексон, Морэнт, Бэйн. В итоге каждый получил большой контракт, и кто-то уже был лишним в дорожающей, но пока ни на что не претендующей команде. Решили, что это Десмонд Бэйн, тем более что за него давали прекрасную цену на рынке.

У Джексона из этой троицы был самый выгодный контракт – технически, один из лучших в лиге. Чуть больше 100 млн на 4 года для участника Матча всех звезд, да еще и с ежегодным понижением! Но это понижение привело не к тому результату, на который рассчитывали в «Гриззлис» – да, они умело обходили налог на роскошь и продлевали всех нужных им игроков, но…

Когда пришло время обсуждать продление контракта с Джексоном, «Мемфис» оказался заложником правил – продлить заранее можно только на 140% от последней зарплаты в действующем контракте. Она у Джексона из-за понижения составляла лишь 23 млн, а значит максимум, который можно было дать без выхода игрока на рынок в 2026-м – 147 на 4. А Джексон хотел что-то близкое к 50 млн в год.

Дать эти деньги игроку «Мемфис» мог. Но только в том случае, если расчистит платежку настолько, что использует освободившееся под потолком место на «подтягивание» зарплаты Джексона в 2025/26 до требуемого уровня в 35 млн. Как освободить эти 12 млн и при этом не расставаться с Санти Альдамой? Единственный выход – расписать на три года истекающий контракт Коула Энтони, полученный в обмене Бэйна.

Брэдли Бил, «Финикс»

Сколько: 97 млн на 2 года (выкуп) расписаны по 19,4 млн до 2031-го
Ради чего: экономия 100 млн на налоге на роскошь

Механизм – практически аналогичный отчислению Лилларда. Процесс – диаметрально противоположный.

«Бакс» действовали резко, без переговоров с игроков, с конкретной целью. «Санз» несколько месяцев обсасывали идею расставания с Билом, но им жизненно необходимо было взаимодействие с самим игроком.

Причина – в размере контракта Била. Его не могли просто отчислить и расписать так, как Лилларда. Точнее, могли, но не «Санз». Потому что они уже успели испоганить платежку ранее: в ней уже учитывались 4 млн «стретча» Нассира Литтла и И Джея Лидделла. А НБА запрещает держать в платежке слишком много расписанных – суммарный лимит составляет 15% от потолка. Значит, «Финиксу» и Билу нужно было снижать сумму гарантированных выплат – то есть договариваться о выкупе.

Чтобы 1/5 от остатка двухлетнего контракта Брэдли влезала вместе с Литтлом и Лидделлом в 15%, Билу нужно было отказаться хотя бы от 13 879 830 долларов в сумме за оставшиеся два года (это на три миллиона больше, чем то, что он получил потом от «Клипперс»). И он отказался ровно от 13 879 830 долларов.

Зачем все это нужно было «Финиксу»? Обменять массивный контракт Била было невозможно, договориться о более выгодном выкупе – тоже. А «стретч» контракта снизил нагрузку на зарплатную ведомость «Санз» на целых 28 млн в предстоящем году. И вот это имеет ключевое значение – с полным или даже частично выкупленным, но не расписанным контрактом Била «Финикс» существенно превышал порог налога на роскошь. К тому же «Санз» превышали его все три прошедших сезона, а значит – считались «рецидивистами», которые должны платить по повышенной ставке.

После стретча Била «Санз» упали ниже черты (до нее всего $2400!) – и так сэкономили почти 100 млн на налоге на роскошь в этом году. Да и в следующем году без «стретча» тоже было бы превышение порога. Теперь же «Финикс» может перезагрузиться – как по составу, так и финансово, больше ставка рецидивиста не угрожает. А что там будет через два года... кажется, владельца это пока не волнует.

О-Макс Проспер, «Даллас»

Сколько: 3 млн на 1 год расписаны по 1 млн до 2028-го
Ради чего: минималка Данте Экзама

«Даллас» поджимали со всех сторон – время, потолки, агенты.

«Мэвз» очень хотели продолжить сотрудничество с запасным разыгрывающим Данте Экзамом, и австралиец был согласен даже на минималку.

Но еще больше они хотели начать сотрудничество с основным (в отсутствие травмированного Кайри) разыгрывающим Д’Анджело Расселлом, а Ди’Ло не был согласен на минимум. Его контракт по исключению среднего уровня установил над «Мэвз» жесткий потолок на уровне 207,8 млн. И «Даллас» почти вплотную в него уткнулся. Оставалось менее 1,6 млн – даже 2,3 млн минималки Экзама не помещались. Нужно было от кого-то отказываться. А раз Дуайт Пауэлл – неприкосновенный талисман клуба, то молодой Проспер оставался единственным кандидатом на выход.

Но даже обменять канадца на пустоту «Даллас» не успел – хотя интерес к форварду был (в итоге канадец подписал двусторонний контракт с «Мемфисом»). Чтобы не сорвать возвращение Экзама, в конце лета «Далласу» пришлось идти на отчисление и стретч О-Макса, ведь этот инструмент уже не был бы доступен в сентябре.

А ведь никакой стретч Проспера не понадобился, если бы не… другой стретч, два года назад, когда «Даллас» отчислил Джавейла Макги. У «Мэвз» в платежке зависли 2,2 млн ежегодных выплат Джавейлу – и будут висеть еще до 2028-го. Вот так расписывание контракта в прошлом покусывает за задницу в настоящем. «Бакс» и «Санз» на заметку.

Стретч вошел в моду и используется в НБА с самыми разными целями. Кто-то делает подобное ради приобретения топового свободного агента или продления звезды. Кто-то – ради гигантской экономии. А кто-то – ради подписания минимального контракта.

Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Alex Slitz, Luke Hales, Emilee Chinn, Jamie Squire