«Мы видели чемпионский парад в Кливленде и теперь хотим такой же для Детройта». Колонка Стэнли Джонсона
Спустя несколько дней после завершения сезона я решил встретиться со Стэном [Ван Ганди]. В момент, когда заходил в тренировочный центр, казалось, будто внутри абсолютно никого. Площадка пуста, раздевалки пусты, создавалось впечатление, что до слуха дойдет даже звук упавшей на другом конце центра монеты. Но с приближением к тренерскому кабинету я стал слышать людские возгласы.
"Драммонд на подборе!"
"Вперед, Детройт!"
"Передача от Стэнли!"
Внутри кабинета я увидел тренера перед экраном телевизора, рассматривающего нарезки с наших матчей против Кливленда в первом раунде. Первые несколько секунд моего пребывания в кабинете он глаз с них не спускал. Даже не взглянул на меня. Был полностью сосредоточен на игре: наших ошибках, своих ошибках, аспектах, над которыми явно стоило бы поработать. Он был так сфокусирован, будто бы не покидал тренировочный центр с самого конца серии. На столе были разбросаны заметки и статистика плей-офф. И вот, как только Стэн заметил меня, мы стали обсуждать мои персональные цели на лето и направление, в котором команда пойдет в дальнейшем.
Через несколько дней я отправился в Калифорнию. Взглянул в иллюминатор и стал прокручивать в голове наш диалог. Его преданность делу, его внимательное отношение к мелочам потрясало. Для него явно не существует выходных. Эти воспоминания настолько вдохновили меня, что после приземления я сразу же решил посмотреть немного нарезок, посмотреть каждый матч, начиная с предсезонки и заканчивая первым раундом.
Один из них запомнился мне особенно.
25-26, конец первой четверти четвертого матча против Кавальерс. Я на дуге с мячом в руках. Произошел размен, в результате которого моим новым опекуном оказался Кевин Лав. Кевин занял позицию чуть левее меня. Дальше стоял Иман Шамперт, так что проход под кольцо не был и вариантом к рассмотрению. Я решился на бросок. Да, бросок - самое оптимальное решение, ведь Кевин уже начал пятиться.
Итак необходимо было выйти на бросок.
Раз движение.
Два.
Три.
Лав отдалился еще больше, так что между нами образовалось досточно пространства. Я точно определился - бросок в прыжке.
Есть. Попадание.
Многие люди видят в баскетболе целостную игру, но для меня лично изменилось очень многое, когда я стал воспринимать его как регулярно меняющуюся головоломку. Чем больше я рассматривал этот эпизод, тем больше думал о важности мелочей для его формирования: о защитнике, который играет против тебя, о пространстве между вами. Четкое понимание расстояния между тобой и оппонентом, между оппонентом и кольцом обуславливает все дальнейшие действия. Хочу ли я пройти под кольцо, или отдать пас, или бросить в прыжке - все равно, все зависит от моего умения читать и видеть игру.
Многие баскетболисты, особенно заканчивающие свой дебютный сезон и готовящиеся к новому, второму, забывают об этом. Но вышеописанный момент полностью изменил меня. Теперь хочу развивать свое чтение игры до максимальных масштабов. Но ради этого необходимо выложиться, причем неслабо. Очень даже неслабо.
Для баскетболистов НБА, в особенности новичков и второгодок, летнее время крайне важно. Я решил, что смысла терять время нет. Зал зовет.
Неважно, играл ли я в Дрю Лиге или тренировался со знакомыми специалистами. Если тренажерный зал был открыт, я направлялся туда. Возвращался к спортивным основам. Работал над каждым аспектом своей игры: бросковой составляющей (с обеих рук), игрой в защите. Смотрел видео-материал часами. Но усерднее всего работал над своим чтением игры.
IQ баскетболистов крайне важен для игры в НБА. Необходимо уметь читать игру в защите и в нападении, следить за разменами и точно знать, как реализовать все свои возможности при любом из них. Быть Кобе. На чужой половине площадки он всегда наблюдал за изменениями в защите соперника, находил в ней дыры и пользовался ими. Это что касается нападения, в защите стоит выделить невероятную интуицию Кевина Гарнетта. Всегда создавалось ощущение, будто он знает наверняка, как станет развиваться нападение соперника. Кевин всегда осведомлял своих партнеров о заслонах и открытых оппонентах. Само чувство таких моментов в обороне отличает великого баскетболиста от обычного.
И я не хочу быть обычным.
Чувство игры - умение распознавать оборонительные стратегии и сводить на нет атакующую угрозу - момент аналитический. Он чем-то похож на воображение художника, представляющего будущую картину еще до того, как возьмет в руки кисть.
Перед началом работы художники всегда представляют каждый ее аспект: от деталей, которые хотят изобразить, до красок, которыми будут работать. На площадке, особенно с мячом в руках, все аналогично. Твой соперник работает в определенном типе зонной защиты? Ты должен найти его слабости и воспользоваться ими. То же самое и у собственного кольца. Твой оппонент хорошо бросает из конкретной точки? Ты должен найти способ остановить его. Весь баскетбол строится на чтении игры, на создании возможностей для себя и команды на основе текущей ситуации.
Так что я постарался, чтобы тренеры обыграли со мной как можно больше возможных вариантов, к которым мне необходимо было быть готовым перед вторым сезоном в НБА.
Шей Фрейзи, мой тренер, вместе с несколькими коллегами отыгрывал разные ситуации в обороне, так что мне приходилось угадывать, что произойдет дальше. Так, например, если они подключали персональную защиту, моя задача состояла в том, чтобы оценить ситуацию: как далеко от кольца находится оппонент, с какой стороны он опекает меня, с целью понять, как действовать дальше. Ложный замах? Проход? Вот в этом и весь баскетбол. У меня принятие подобных решений уже дошло до автоматизма. Шей очень хорошо поработал со мной. Впрочем, мне тоже удалось схватить все достаточно быстро.
Однако все это - лишь учения. Настоящий бой был в середине июля в Лас-Вегасе, куда меня пригласили тренироваться со сборной США.
Я вошел в состав резервной сборной - состав, задача которого была работать с основной командой вплоть до Олимпиады в Рио. Каждый день я тренировался с одними из лучших профессиональных баскетболистов мира, с одними из наиболее талантливых. Неудивительно, что все выкладывались по максимуму. Я вот каждый раз оставался против какого-нибудь из звездных форвардов.
Кармело Энтони.
Дрэймонда Грина.
Джабари Паркера.
И это далеко не весь список. Тренировки с этими парнями показали мне, как важно видеть всю площадку, особенно форварду. Я не стеснялся спрашивать совета у Мело или Дрэймонда, как только появлялась возможность. Дрэймонд показывал мне, как грамотно открыться после заслона, а Мело говорил об умении сочетать создание моментов для партнеров с созданием моментов для себя самого. Кроме того, я побывал в системе Грегга Поповича.
В Сан-Антонио Поповича тяжелый форвард является олицетворением главного тренера. Вспомните Тима Данкана, например. С мячом в руках он руководил нападением и контролировал скорость игры так, как мало кто из форвардов способен вообще. Он видел все открытые позиции для своих защитников. Однако, безусловно, величайший дар Тима - ораторский талант. В командах Поповича таковым, конечно же, обладать необходимо. Хотя, люди склонны не замечать уникальное умение самого Грегга контактировать со своими подопечными.
Кроме того, Грегг постоянно позиционирует контакт с товарищем как ключ к успеху. Каждый раз на тренировках в Вегасе от тренера Поповича было слышно:
"Говорим друг с другом!"
"Зови партнера!"
"Так, как мы играем в защите?"
Большую часть времени он был самым громким из присутствовавших на площадке. Пройти через этот тренировочный лагерь было особым опытом: он продемонстрировал мне, как много работы предстоит.
Насколько я понимаю, новый сезон сведется к одному.
К ответственности.
Помню, как мы возвращались в раздевалку после завершающего матча серии с Кливлендом. Помню лица наших фанатов в Пэласе. Никогда не забуду сердитых и поникших товарищей. Ведь мы прошли через тяжелейшее лето, стиснули зубы и смогли вытащить эту 8-ю строчку в конференции, а все ради чего? Ради сухого поражения? Принять это было непросто.
А затем мы увидели, как баскетболисты Кавальерс поднимают трофей Лэрри О'Брайена над своей головой. Увидели чемпионский парад, где каждый поклонник команды наслаждался историческим моментом. Теперь хотим того же и для наших поклонников. Прошло вот уже 12 лет с момента последнего чемпионства. Чувствуется, что болельщики жаждут новое. Чувствуется, что наша команда может им это дать.
Мы приняли поражение в плей-офф. Оно подстегнуло нас. Конечно, проигрывать вот так вот нежелательно. А вообще забавно, когда люди говорят, мол, у команды есть четкая цель - выйти в плей-офф. Или пройти первый раунд, к примеру.
Так ли это на самом деле? Вы серьезно? Неужели по-вашему опробовать вкус плей-офф - все, что устраивает команду? Знаете, не могу говорить за других, но за своих партнеров скажу - этого недостаточно. Мы хотим большего.
Запомните: мы хотим большего.
Последнее, о чем мы думаем - быть просто хорошей, крепкой командой. На самом деле, мы хотим взять трофей О'Брайена. Мы хотим, чтобы каждый увидел, на что мы способны на пределе возможностей.
Для этого нам необходимо быть стабильными. Нельзя выходить на площадку уставшими, нельзя не отдавать все свои силы. Каждый раз мы должны играть так, будто мы уже в плей-офф. Все 82 матча на уровне do-or-die.
Мы способны обыграть любую команду НБА, но сама эта способность не значит ничего без нашей самоотдачи. В прошлом сезоне мы часто проигрывали не самым сильным командам исключительно из-за низкого уровня работоспособности. Мы не можем позволить себе такую роскошь в этом. Можно принять поражение, когда ты сделал все для победы. Но если проигрываешь исключительно из-за того, что не возвращаешься в оборону и недорабатываешь в атаке, у тебя большие проблемы.
Так что, да, здесь все вертится вокруг ответственности.
И ответственность эта началась уже с лета, когда ключевые баскетболисты команды - Реджи Джексон, Маркус Моррис, Тобайас Харрис и Андре Драммонд - отправились в зал состязаться друг с другом. Но они состязались и с самими собой. Взять вот хотя бы Андре с его штрафными. Он тренировал бросок все лето, и если ему удастся забрасывать хотя бы на 3-5 штрафных за матч больше, нам уже станет легче. Однако он не один такой. Будь то Тобайас с работой в посте, КейСиПи с работой на дуге, или даже новички, бросающие вызов ветеранам - во всех заметен этот состязательный дух.
Наш менталитет - в том, чтобы каждый отдавал все ради новой победы.
Теперь - запомнить. И за свершениями.