Как я был фанатом или О чём пели Red Bandy Fans
Было это в далеком 1999 году. По телеку показывали матчи чемпионата мира по хоккею с мячом в Архангельске: морозы там были такие, что трещал лед, хоккеисты играли в масках, а наши несли всех по кочкам. Чем-то тогда зацепила меня эта игра – то ли своей красотой, то ли своей «заповедностью», но у меня появилось трудно передаваемое словами чувство, будто я открыл для себя какой-то новый материк.
Конец девяностых – начало нулевых было временем расцвета фанатской субкультуры, и у каждого мало-мальски приличного спортивного клуба появились свои группы поддержки, называвшие себя «фанз», «хулз», «кэшлз» или «ультрас». Мне, любознательному студенту-историку, все эти движения были жутко интересны. Нарождающаяся любовь к русскому хоккею вкупе с интересом к фанатскому движению обратила мой взор в сторону Лесного проспекта, где на стадионе «Красная Заря» базировалась одноименная городская команда по хоккею с мячом.
Первая игра, на которой я побывал, была против «Вектора» из Боровичей. Гостевую команду активно поддерживали приехавшие вслед за ней болельщики. У «КЗ» такой поддержки не было, и тогда я решил, что нужно создавать фанатское движение. Название пришло само – RedBandyFans. Это значило: мы – фанаты, мы любим бенди, мы – «Красная Заря».
Нас было немного. Я и Shkred – основа движа, было еще несколько ребят. Моя одногруппница Катя связала первую фанатскую «розу» - на голубом фоне с одной стороны надпись «Красная Заря» и по бокам узоры в русском стиле. Чуть позже мы уже выпустили десяток «розеток» фабричным способом. На «народе» Shkred создал сайт bandyfans.narod.ru, существующий и поныне.
Наша команда выступала в Первой группе Первой лиги, поэтому и география выездов была довольно ограниченной: Москва, подмосковная Балашиха, Нерехта Костромской области, Боровичи Новгородской области и даже наш Всеволожск, по сути, выездом не являвшийся.
Неповторима атмосфера этих выездов. Убогие, полуразрушенные стадионы, сгнившие деревянные трибуны, сугробы снега вокруг ледовых площадок и водка из горла или из пластиковых стаканов – вот романтика фаната бенди. Мы пили привезенное с собой или купленное на выезде, часто чарку подносили местные болельщики.
Хоккеисты и тренеры нашей команды помогали, как могли: пускали греться в раздевалку, поили чаем, кормили обедом и даже возили с собой на клубном автобусе. После матча подъезжали к «фанатской трибуне» и благодарили за поддержку. Это было очень трогательно: одиннадцать хоккеистов приветствуют двух-трех фанов.
Конечно, мы не создавали крутых перформансов а-ля вираж «Петровского», но старались мы из-за всех сил. На каждую игру мы вешали свой баннер, у нас были «розы» и флаги. Мы жгли файеры и дымовухи, взрывали петарды. Ну и конечно, важную часть суппорта составляла голосовая поддержка. Репертуарчик был еще тот. Здесь были и адаптированные под наш клуб общероссийские фанатские заряды, типа «В России нет еще пока команды лучше БСК!» или «Жизнь – тоска, без клуба БСК!». Но в основном мы «исполняли» произведения собственного сочинения.
Из кричалок мне особенно запомнились следующие: «В России знают все не зря команду «Красная Заря»!», «Бьётся соперник как рыба об лёд, Конев команду к победе ведёт!». Были также и наши, фанатские песни. Вот, например, вещь, переделанная из песни группы «Любэ» «Солдат»:
«И на рассвете вперед
Уходит бендифанат,
Уходит, чтоб победить
И чтобы не проиграть.
Ты дай им всем прикурить,
Хоккейный клуб БСК!
Я верю в силу твою,
Фанат, фанат, фанат…».
Ну а следующую шутливую песенку и вовсе можно считать шедевром. Исполнялась она на мотив известного рекламного радио-ролика, крутившегося по петербургскому радио в девяностых-нулевых годах. Чтобы понять юмор этой песни, необходимо помнить, что хоккейные матчи в Санкт-Петербурге начинались в 12 часов и в будние, и в выходные дни; встреча перед матчем у нас была в 11 часов, а из дома надо было выходить в 10, а то и в 9:30. Вот текст этой песни:
«Петербургские мужчины
Не боятся простудиться
И в постели у любимой
Не валяются с утра,
Потому что им известен
Стадион один отличный:
В самом центре Петербурга,
Аккуратова, 7-а!»
Так мы веселились, болели и фанатели. Но продолжалось это недолго: в 2005 г. команда «Красная Заря»-БСК приказала долго жить. А мы остались, и в истории нашего фанатского движения началась новая страница.