10 мин.

«После сомнительного старта Квят стал сильнее». Аллан Макниш – об итогах в «Формуле-1»

Шотландский гонщик выделяет позитивные и негативные моменты из прошедшего чемпионата мира.

Некоторые говорят, что из-за раннего оформлению титула Льюисом Хэмилтоном сезону-2015 не хватало драмы. Однако, как и в случае с любым другим сезоном «Ф-1», мы стали свидетелями множества событий, происходивших в том числе вокруг персоны Хэмилтона, которые сохраняли интерес зрителей к гонкам. Год подходит к концу, так давайте же вспомним, что в этом сезоне было хорошего, плохого и неприятного.

Хорошее

После завоевания второго чемпионского титула в финальной гонке 2014 года Хэмилтон набрал отличную форму и в новом чемпионате просто полетел. Он избавился от всех слабых сторон из прошлого сезона, и в начале нового первенства был невероятно силен. Он выигрывал квалификации, а затем доказывал превосходство в гонках.

В этом году победы давались Хэмилтону очень легко, и только после завоевания титула он позволил себе, как мне кажется, немного сбавить, благодаря чему Нико Росбергу и удалось выровнять ситуацию. Уверен, что Льюис смог провести подобный сезон за счет завоевания титула в 2014 году – спустя шесть лет после первого триумфа, – тем самым он сбросил с плеч колоссальный груз ответственности и давления.

Хэмилтон был очень близок к титулу в дебютном чемпионате-2007, сумел добиться цели со второй попытки, но потом ему пришлось иметь дело с серией разочаровывающих сезонов. Он по-прежнему был очень быстрым, но на трассе болид «Макларена» был не так хорош, как машина «Ред Булл», да и надежностью болид британской команды не отличался. При этом вне трассы у Льюиса возникали конфликты с отцом и другими авторитетными людьми. Все выглядело так, словно гонщик разочаровался в «Формуле-1», да и в некоторых аспектах своей жизни тоже. А справиться с такими вещами не слишком просто.

Льюису нужно было перейти в «Мерседес», чтобы найти себя – и он сделал это на Гран-при Абу-Даби 2014 года. Все давление на результат и мысли «смогу ли я выиграть еще титул» исчезли. На другой стороне боксов данное сражение также отняло много сил у Нико Росберга. Хэмилтон приложил массу усилий, чтобы обеспечить себе новую победу в 2015 году. Интенсивность сражения была очень высока, и именно поэтому Льюис, вероятно, немного сбавил темп после достижения успеха.

«Мерседес»

В этом сезоне действующие чемпионы переписывали рекорды. Они лидировали на протяжении 86 процентов всех кругов. Повторили свое достижение, одержав 16 побед, а также повторили рекорд «Ред Булл», завоевав 18 поулов. Команда установила рекорды всех времен, сделав 12 дублей (в общей сложности 31 раз побывав на подиуме), рекорд по количеству очков и показав максимальный процент от общего количества заработанных очков.

В прошлом году команда построила болид, не имевший себе равных, а в этом сезоне только улучшила его. «Ред Булл» был близок к соперникам с точки зрения эффективности аэродинамики, но с точки зрения механических характеристик болид «Мерседеса» не имел себе равных, как и с точки зрения стабильности и надежности техники.

Единственной слабостью команды остается операционная деятельность на трассе, и порой «Мерседес» мог перехитрить сам себя. Например, когда команда запуталась в стратегии, что стоило Льюису Хэмилтону победы на Гран-при Монако.

Молодые таланты

Возможно, в конце 2016 года «Формулу-1» ждут определенные изменения. Контракт Кими Райкконена с «Феррари» рассчитан только на год, истекает и соглашение Дженсона Баттона с «Маклареном». Обоим уже за тридцать.

Не слишком доволен и Фернандо Алонсо, хотя его соглашение с «Маклареном» рассчитано до конца сезона-2017, и он, вероятно, точно отработает его до конца, а возможно и подпишет новое соглашение.

Тем временем, новое поколение уже заявило о себе. Мы уже обсуждали впечатляющие выступления Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса-младшего. Также мы видели Фелипе Насра на «Заубере», чей дебют в Мельбурне получился впечатляющим, да и по ходу сезона бразилец отлично поработал, ведь ему пришлось управлять не самой послушной машиной, на которой, к тому же, вообще не появлялись новинки.

Ну и конечно, был еще Даниил Квят на «Ред Булл». Об этом можно легко забыть, но для россиянина этот сезон стал лишь вторым в «Формуле-1» – Квята бросили в пучину сражений с Даниэлем Риккардо после ухода Себастьяна Феттеля в «Феррари». А ведь Риккардо очень прочно обосновался в «Ред Булл» после того, как победил немца.

Квят находился под колоссальным давлением – советник «Ред Булл» Гельмут Марко намеренно действует подобным образом, чтобы увидеть, способен ли молодой гонщик справиться с трудностями. Но после сомнительного старта сезона и работы с не самой простой машиной Даниил сумел стать сильнее и в итоге закончил сезон, переиграв Риккардо по количеству заработанных очков.

«Феррари»

Скудерии удалось отыграться после ужасающего сезона-2014. Изменений было много: команда сместила двух руководителей, с поста президента ушел Лука ди Монтеземоло, коллектив покинули Фернандо Алонсо, Пэт Фрай и несколько других ключевых фигур, а Джеймс Эллисон к тому моменту провел на посту технического директора не слишком много времени.

В начале сезона команда заявила, что хочет выиграть две или три гонки, и сделала именно то, что и обещала. При этом «Феррари» удалось создать «Мерседесу» больше проблем, чем ожидалось.

Слабой стороной Скудерии остаются квалификации. Но, как мы видели на Гран-при Малайзии, если «алым» удавалось оказываться рядом с «Мерседесом» на стартовой решетке, то и в гонке команда могла навязать соперникам борьбу.

Плохое

Все были рады тому, что команде «Манор» удалось избежать ухода в небытие зимой и принять участие в сезоне-2015. Но было неприятно видеть, как команда была вынуждена сидеть в боксах на Гран-при Австралии без надежды выехать на трассу. Это стало разочарованием не только для команды, но и для всех остальных – учитывая, какие усилия приложили в «Маноре», чтобы сохранить коллектив.

В тот момент казалось, что команда вряд ли продержится хотя бы половину сезона. Но руководитель Джон Булт и спортивный директор Грэм Лоудон – настоящие гонщики по духу – проделали потрясающую работу, чтобы команда дожила до конца чемпионата… и лишь затем, чтобы потом ее покинуть. Теперь владельцу «Манора» Стивену Фитцпатрику придется искать им замену и готовиться к сезону-2016, что будет весьма непростой задачей.

«Пшик» в финале

Большое разочарование – это то, что к финальной гонке сезона в чемпионате осталась всего одна интрига: четвертое место в личном зачете, за которое боролись Кими Райкконен и Валттери Боттас. Неудивительно, что рейтинги трансляции оказались очень низкими.

Я не являюсь защитником идеи двойных очков – спорного правила, опробованного в 2014 году, – но тогда нам, по крайней мере, было о чем поговорить. Важнее то, что данная ситуация лишь доказала предсказуемость сезона-2015, и «Формуле-1» лучше было бы избежать повторения чего-то подобного в будущем.

«Ред Булл»

От четвертого подряд титула в 2013 году до трех побед в 2014-м и до лишь пары подиумов в прошедшем сезоне – падение «Ред Булл» затянулось. Во многом причиной этого стала неспособность «Рено» улучшить двигатель, так что падение относительно конкурентов объяснимо.

В то же время, шасси «Ред Булл» – впервые за шесть лет, – также оставляло желать лучшего. По крайней мере, пока команда не подготовила новинки к середине сезона. Исчезновение «Ред Булл» из числа фаворитов только облегчило задачу «Мерседеса», и в данный момент, к сожалению, сложно представить, что в следующем году «Ред Булл» сумеет выступить заметно лучше, ведь «Рено» по-прежнему работает над улучшением своего департамента по развитию двигателя.

Силы политики

Главный спор в этом сезоне разгорелся не на трассе, а за ее пределами: стороны постоянно предъявляли новые аргументы, защищая свои точки зрения по вопросу регламента использования двигателей.

В «Формуле-1» уже два года действует нынешний регламент, и чемпионату нужно, чтобы пришли новые производители. Этого никогда не случится, если правила будут постоянно меняться, потому что в первую очередь крупным компаниям нужна стабильность. Они не хотят рисковать своими инвестициями, которые могут быть сведены на нет очередным изменением регламента. Я не говорю, что нынешний регламент в отношении двигателей верен и не верен, но командам не стоит публично подвергать его критике.

Гонки под угрозой

Гран-при Германии – один из долгожителей в календаре «Формулы-1», но в 2015 гонка не состоялась из-за финансовых проблем «Нюрбургринга», одного из культовых автодромов мира. У Германии есть чемпионская команда, четырехкратный чемпион и еще один претендент на титул, но нет гонки.

Странно, что при этом «Нюрбургринг» принял этап WEC, который посетили 62 тысячи зрителей. Так что у публики есть интерес к гонкам. Но затраты в «Формуле-1» слишком высоки – из-за слишком больших взносов за проведение Гран-при.

От подобных проблем страдают и другие автодромы – проведение Гран-при Италии, еще одного исторического этапа, также под угрозой. Недавно к этому списку добавилась и очень популярная гонка в США.

Но вместо того, чтобы что-то с этим сделать, «Формула-1» продолжает приезжать в новые для себя страны, где культура «Ф-1» попросту отсутствует – в Корею, Индию, теперь Азербайджан, – и проводит Гран-при, которые могут точно так же очень легко исчезнуть из календаря чемпионата (как только организаторы осознают, что не могут позволить себе подобные затраты на проведение гонок). «Формуле-1» обязательно нужно изучить сложившуюся ситуацию.

Неприятное

Речь пойдет о проблемах с деньгами – в тех или иных случаях.

Перед началом первой гонки сезона «Заубер» оказался в крайне неприятной ситуации. Подписав контракты с четырьмя гонщиками – хотя мест всего два, – команде пришлось отправиться в суд прямо по ходу гоночного уик-энда в связи с иском, поданным одним из гонщиков, которому было обещано место в кокпите – речь о Гидо ван дер Гарде.

Как бывшему пилоту «Формулы-1», мне отношение «Заубера» кажется трудно перевариваемым. Команда оказалась в такой ситуации, потому что ей были нужны деньги, поступившие от всех пилотов, с которыми коллектив заключил контракты, чтобы выжить. Но в итоге «Зауберу» пришлось выплатить неустойку ван дер Гарде. Эта ошибка дорого обошлась команде, а также лишила голландца шанса когда-либо вновь оказаться за рулем болида «Формулы-1».

Эта ситуация ярко иллюстрирует, в каком финансовом положении находятся маленькие команды. Результатом стало то, что многие попросили ФОМ авансом выплатить им причитающиеся премиальные, чтобы просто пережить зиму, а две команды подали официальную жалобу в Комиссию Евросоюза на нарушение принципов конкуренции в «Формуле-1».

Слишком много грязного белья было вынесено на публику. Тенденция продолжилась и спором по поводу регламента на двигатели, и поисками «Ред Булл» нового двигателя после разрыва отношений с «Рено» – которые, впрочем, не увенчались успехом.

Я предпочитаю, чтобы такие проблемы решались за закрытыми дверями. Разумеется, так не может быть всегда, но в 2015 году взрывоопасные ситуации выносились на публику слишком часто.

Проблемы «Макларена»

За мучениями «Макларен-Хонды» было тяжело наблюдать всем окружающим – не только тем, кто был напрямую вовлечен в работу команды. Легче всего обвинить во всем «Хонду», ведь наибольшей проблемой действительно была нехватка мощности японского двигателя. Но ведь именно «Макларен» добивался и всячески соблазнял «Хонду», лег с ней в постель, и в итоге решения по вопросу компоновки задней части болида и конструкции двигателя были приняты сообща. Да и данная концепция минимизации размеров была лишь частью проблемы.

Когда я думаю о «Макларен-Хонде», в моей голове всплывает образ Айртона Сенны, выигрывающего чемпионский титул, а не то, как два великолепных гонщика с огромным трудом вытаскивают команду на девятое место в Кубке конструкторов.

Нужно что-то менять. Хорошая новость в том, что обе стороны прекрасно это понимают. Единственный вопрос: сколько времени им потребуется, чтобы что-то с этим сделать?

Все хорошо, что хорошо кончается

На протяжении большей части сезона-2015 ситуация, в которой оказалась команда «Лотус», была крайне неприятной. Команда, которая ранее называясь «Бенеттон» и «Рено», выиграла четыре титула, была на последнем издыхании, а владельцы вкладывали в нее как можно меньше денег, стремясь завершить сделку с «Рено».

Команда пережила серию неприятных моментов – доходило до того, что имущество «Лотуса» арестовывали судебные приставы.

Но в итоге, когда сезон уже закончился, продажа команды «Рено» была наконец-то подтверждена. И как тот, кому ранее доводилось выступать за эту команду, лично я этому очень рад.

Источник – BBC

Фото: REUTERS/Hoch Zwei/Action Images; Gettyimages.ru/Clive Mason (2,3); globallookpress.com/HochZwei/Imago