7 мин.

5 успехов и провалов «Рено» в «Формуле-1»

Французский концерн снова создает заводскую команду. Дмитрий Федотов вспомнил все главное из истории «Рено».

1. Первая победа болида с турбодвигателем

В современной «Ф-1» «Рено» – одна из отстающих компаний в области развития турбодвигателей, хотя в 70-х годах XX века именно французы совершили техническую революцию в. Более 40 лет назад мощная автоспортивная программа концерна охватила раллийные гонки, «24 часа Ле-Мана», а также «Формулу-1» и «Формулу-2». С 6-цилиндровым турбомотором «Рено» удалось поочередно выиграть европейский чемпионат «Ф-2», а затем и легендарную гонку в «Ле-Мане».

В «Формуле-1» же к первому большому успеху компания шла дольше. В 1977 году на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне Жан-Пьер Жабуй вывел на старт первый в истории чемпионата мира болид с двигателем, оснащенным турбонагнетателем, использовавшим энергию выхлопных газов. Мощность мотора составляла 500 л.с. при 11000 об/мин, но существовало несколько проблем. Во-первых, техника была очень ненадежной, а во-вторых, управлять машиной в поворотах с подобной силовой установкой было сложно из-за «турболага» (при нажатии педали газа происходило запаздывание ускорения).

Сначала над машиной «Рено» все смеялись, ее слегка пренебрежительно называли «желтым чайником» (из-за расцветки и «пыхчения» двигателя), но со временем и остальные производители двигателей осознали, что турбомотор – это будущее «Ф-1». В 1979 году на трассе «Дижон-Пренуа» Жабуй выиграл первую для «Рено» гонку (хотя, по иронии, больше запомнилась культовая дуэль Арну и Вильнева), а затем прорвало и остальных – к середине 80-х у болидов без турбомоторов не было практически никаких шансов.

2. Закрытие заводской команды в «золотую эру» «Формулы-1»

Сезон-1983 оказался лучшим (на тот момент) в истории «Рено»: Ален Прост был близок к титулу, он лидировал в личном зачете перед заключительной гонкой, но в решающий момент на болиде сломался турбодвигатель и чемпионом стал Нельсон Пике.

В одной из гонок 1983 года Прост допустил ошибку и выбил Пике (сегодня это происшествие просто взорвало бы «Формулу-1»)

Спустя два дня команда, почти добравшаяся до вершины, покатилась вниз – недовольного и не державшего рот на замке Проста внезапно уволили (подарком судьбы воспользовался Рон Деннис – он подписал контракт с одним из лучших гонщиков времени за сущие копейки), затем у конюшни ухудшились гоночные результаты, а в 1985 году начались финансовые неурядицы.

В итоге концерн «Рено» из-за отсутствия результатов и слишком больших расходов закрыл гоночную команду, а через год, после сезона-1986, свернул и проект развития турбодвигателя. Мотор был неплох, но не более того – Айртон Сенна на «Лотус-Рено» боролся с «Уильямсами» и «Макларенами» за титул, но из-за прожорливости двигателя постоянно сбавлял скорость, берег топливо и пропускал вперед конкурентов.

3. Доминирование в 90-х

В 1989-м в чемпионате мира произошли большие изменения в регламенте, главным из которых стал запрет турбодвигателей. Это подтолкнуло «Рено» к возвращению в гонки, правда, только в виде моторостроителя. В качестве партнера французский концерн выбрал «Уильямс», и за несколько лет добился невозможного – потеснил на вершине «Формулы-1» «Хонду».

Многие считают, что главные успехи «Уильямса» в начале 90-х связаны с активной подвеской, продвинутой электроникой и Эдрианом Ньюи, и это действительно так. Но не стоит недооценивать важность двигателя. В те времена считалось, что чем больше цилиндров и чем мощнее мотор, тем лучше будут результаты, однако французы сумели изменить всеобщее мнение. Их 10-цилиндровый атмосферный силовой агрегат был легче и компактнее, чем у соперников из Японии, и при этом раскручивался до 15 000 об/мин (мотор «Хонда» в 1992-м, по слухам, достигал отметки 14200 об/мин).

Когда «Хонда» сбежала из чемпионата мира, у «Рено» не осталось серьезных конкурентов, а начиная с сезона-1995, французы вообще стали бороться сами с собой: двигатели из Вири стояли не только на машинах «Уильямс», но и на «Бенеттоне». Трехлетнее доминирование на трассах не могло не сказаться на настрое боссов концерна: снизилась рекламная отдача из-за бесконечных побед, да и новые конкуренты, хоть и по-прежнему отставали, начали потихоньку приближаться. Уйти следовало вовремя, и в «Рено» выбрали верный момент – после победы в 1997 году французы покинули чемпионат мира непобежденными.

4. Чемпионские сезоны с Алонсо

Впрочем, уже через пару лет компания снова захотела вернуться в гонки. На этот раз более основательно – с собственной командой. Поэтому в марте 2000-го «Рено» выкупила за 120 млн долларов хиреющий «Бенеттон», назначила руководителем Флавио Бриаторе (который уже успешно руководил этой командой в прошлом) и предоставила итальянцу карт-бланш. Флав принялся за дело серьезно и за несколько лет построил сильный коллектив, главной звездой которого оказался молодой испанец Фернандо Алонсо, с которым в 2005 и 2006 годах удалось выиграть два чемпионских титула.

5. Продажа заводской команды

В 2007 году Алонсо ушел в «Макларен». И хотя в конце года он вернулся обратно в Энстоун, команда была уже не та и больше не могла достичь прежних высот – сократилось финансирование, соперники из «Феррари» и «Макларена» лучше работали над развитием техники, а затем наступил мировой финансовый кризис, больно ударивший по автоконцернам.

В довершении ко всему в сезоне-2009 вскрылось, что победа Алонсо на Гран-при Сингапура 2008 года пришла вследствие сговора Бриаторе и Нельсона Пике-младшего, намеренно врезавшегося в стену. Поэтому «Рено», не желая и дальше портить свою репутацию, постаралась как можно быстрее отдать команду в другие руки.

Новым владельцем конюшни стал люксембургский бизнесмен Жерар Лопес, который постарался сделать успешную и прибыльную команду под маркой «Лотус», но в попытке бороться с топ-командами он серьезно подорвал финансовое здоровье конюшни, которая оказалась на грани закрытия.

Какой будет новая глава в истории «Рено» в «Формуле-1»?

Слухи о том, что «Рено» может выкупить «Лотус» у Лопеса, возникли чуть ли не сразу после приобретения конюшни бизнесменом и его партнерами. Однако информация о том, что смена владельца произойдет «вот-вот», появилась летом 2015-го. Впрочем, переговоры явно затянулись: босс «Рено» Карлос Гон обдумывал вариант с приобретением команды почти полгода – мешали огромные долги Лопеса, а также статус «неисторической» команды. Наконец, решение было принято: конюшня из Энстоуна перейдет в распоряжение «Рено» примерно за 100 млн евро.

Смена владельца также означает смену планов и стратегии развития. Скорее всего, последние дни трудится в должности исполняющего обязанности руководителя конюшни Федерико Гастальди – наверняка его сменят Сириль Абитебуль или Ален Прост. Вопрос с гонщиками должен быть решен летом 2016-го – у Пастора Мальдонадо и Джолиона Палмера будет чуть меньше полугода, чтобы впечатлить новых боссов, иначе не помогут никакие деньги. Не исключено, что обоих прогонят даже при неплохих результатах – если команда решит, что ей нужен звездный гонщик.

Первый сезон для обновленной команды станет переходным и подготовительным к 2017 году, к моменту перемен в техническом регламенте «Ф-1». Однако Гон наверняка понимает, что моментально добиться успеха будет невозможно – первые плоды будут через два-три года, и то, в случае успешной реструктуризации коллектива.

У «Рено» впереди непростые времена, но они в любом случае будут лучше, чем в последних гонках сезона-2015. То, что команда больше не будет голодать и бомжевать – уже отличные новости.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose