Почему «Заубер» остановился в развитии
Дмитрий Федотов – о неприятном погружении швейцарской команды в нижнюю часть пелотона «Формулы-1».
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
Разрыв контракта с ван дер Гарде до добра не довел
В прошлом году страдающий от нехватки денег «Заубер» искал любые способы заработать на жизнь, и потому не постеснялся подписать соглашения сразу с несколькими пилотами на сезон-2015: Адриан Сутиль надеялся провести еще один год в команде и хвастал имеющимся контрактом, Гидо ван дер Гарде поставил подпись в другом документе и пообещал принести кучу долларов, а затем в борьбу за места в кокпитах вступили Маркус Эрикссон и Фелипе Наср, которые притащили такие большие мешки с деньгами, что руководитель конюшни Мониша Кальтенборн напрочь забыла о прежних договоренностях и объявила шведа и бразильца новыми пилотами швейцарского коллектива.
Но если Сутиль достаточно тихо ушел восвояси, то ван дер Гарде решил действовать иначе: он обратился в суд, который неожиданно для многих занял именно его сторону. В дни проведения Гран-при Австралии Кальтенборн получила повестку на судебное заседание, была близка к тому, чтобы загреметь в тюрьму за неуважение к правосудию или нарваться на иски от Эрикссона или Насра – в случае, если ван дер Гарде все же получит место в кокпите.
Договориться с голландским гонщиком удалось, но только Монише известно, какой именно ценой (по слухам, в качестве компенсации ван дер Гарде получил внушительную сумму в размере 16 млн долларов). «Заубер» из этой истории выбрался живым, пусть и с чуть подпорченной репутацией, но, честное слово, лучше подобные трюки больше не повторять.
«Заубер» противостоит топ-командам по вопросам о будущем «Формулы-1»
У швейцарской конюшни нет сильных покровителей и поддержки автоконцернов – поэтому неудивительно, что взгляды руководства коллектива сильно отличаются от видения представителей топ-команд. Если сравнивать «Формулу-1» с политикой, то «Заубер» можно назвать типичным представителем рабочего класса, одобряющего «левые» лозунги.
Например, в Хинвиле всерьез поддерживают старую идею Макса Мосли о введении ограничения бюджетов.
«Мы всегда говорили о том, что введение «потолка бюджетов» – это единственный разумный способ определить, сколько денег должна тратить команда», – говорит Кальтенборн. – «Макс описал интересную и хорошую идею, «Формуле-1» нужны подобные точки зрения. Подобное видение показывает, что нам, возможно, нужно что-то вроде Великой французской революции, потому что это было время свободы и равенства. Возможно, пришло время провести свою Великую французскую революцию».
Мониша также выступает против идеи «франшизы», считая, что новая концепция клиентских автомобилей окончательно погубит частные конюшни, и, разумеется, не обходит вечный вопрос о перераспределении доходов чемпионата мира.
Проблема в том, что соратников в классовой борьбе у «Заубера» почти нет – «Ред Булл» с миллиардами Дитриха Матешица больше похож на заводскую команду, «Уильямс» напоминает средний класс, которому не нравятся серьезные потрясения, и лишь представители «Форс-Индии» и «Лотуса» могут понять чувства Кальтенборн. Но до тех пор, пока середина пелотона не соберется вместе, изменить враждебную для выживания среду будет невероятно тяжело.
Прогресс по ходу сезона почти незаметен
Несмотря на финансовые вливания от спонсоров Насра и Эрикссона, у «Заубера» по-прежнему не хватает средств для адекватного развития машины: команда крайне редко модернизирует технику, да к тому же порой привозит неработающие новинки.
Судя по реакции пилотов, в аэродинамическом отделе команды долгое время творился настоящий бардак.
«Нет смысла в обновлении, если никто не знает, как оно будет функционировать», – заявил Фелипе Наср. – «К примеру, в Китай мы привезли новое переднее антикрыло, но оно работало не так, как мы ожидали».
В результате тихого прогресса в Хинвиле назрели перемены – команда по чистой скорости провалилась на предпоследнее место, – и летом руководство конюшни наконец-то объявило о важном назначении: новым техническим директором стал Марк Смит, обладающий большим опытом работы в «Формуле-1». Задача англичанина на первых порах – найти потерянную конюшней дорогу.
Смит – опытный конструктор, специализирующийся на аэродинамике, и умеет работать в стесненных финансовых условиях. С его помощью «Заубер» надеется не только сильно начинать чемпионат, но и продолжать бороться за высокие места по ходу сезона.
Оценка техническому штабу: 3/10
Большую часть очков (14 из 22-х) в этом сезоне «Заубер» заработал на первом этапе в Австралии – простенький сине-желтый болид не требовал слишком тонкой настройки, и на специфичном «Альберт-парке» малоопытные Наср и Эрикссон выжали из техники почти все, что могли (в то время как конкуренты мучились с поиском баланса). Однако когда в сезон вкатились все, на результаты швейцарской команды стала влиять нехватка прижимной силы C34 – пилоты стали откатываться все дальше на стартовой решетке, а в Венгрии вовсе уступили «Макларену».
Перестановки в техническом отделе посреди лета говорят о том, что руководство команды очень недовольно темпами развития болида.
Оценки гонщикам
Маркус Эрикссон: 5/10
Швед выступает в «Ф-1» второй сезон, и, по идее, должен быть быстрее партнера-новичка, но пока что Маркус проигрывает коллеге в квалификациях, а в гонках набирает меньше очков.
Фелипе Наср: 6/10
После подписания контракта бразильца с «Заубером» многие решили, что в «Формуле-1» появился новый рента-драйвер, однако Наср доказывает, что деньги спонсоров – лишь приложение к его таланту. Правда, зрелищная авария в Монреале – все-таки дело рук самого пилота.
Лучший момент: гонка в Австралии
Просто удивительно, как легко пилотам из Хинвила удавались обгоны на «Альберт-парке»: Наср с легкостью финишировал пятым, а Эрикссон после провальной квалификации дотянулся до 8-й позиции. Увы, больше подобного ни в одной гонке не повторилось.
Худший момент: первая тренировка перед Гран-при Австралии
Перед стартом первого уик-энда нынешнего сезона Гидо ван дер Гарде знатно потрепал нервы руководству частной команды: голландец не просто добился судебного постановления, но также облачился в гоночный комбинезон и был готов забраться в кокпит C34. В какой-то момент показалось, что «Заубер» ждет пропуск целой гонки, но, к счастью, этого не случилось.
На что рассчитывать во второй части сезона?
Быстрого возвращения в борьбу за очки ждать не стоит – Смиту требуется время для наведения порядка в аэродинамическом отделе. Впрочем, на скоростных трассах, не требующих большого прижима, может случиться маленькое чудо.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason, Clive Mason
И всё-таки, несмотря на эту мерзкую историю, я продолжаю симпатизировать Зауберу. Из команд-частников конца 90х, когда я начинал смотреть Ф1 и полюбил эти гонки, они единственные до сих пор выживают. Джордан, Минарди, Эрроуз, Стюарт, Прост давно уже свалили или превратились совсем в другие имена... Той романтики уже нет.
А денег нет возможно и из-за случая с Гидо, но не только потому, что он забрал мани, но и потому,что имидж этой ситуацией подпортили знатно и новые потенциальные спонсоры отвернулись.
А так , все просто «no money - no honey»
Как только команда начинает подавать признаки болезни так сразу и исчезает. А эти ребята живы больше 20 лет.
Мне кажеться, что эта команда как ни какая другая заслуживает хорошего спонсора и возможность пару раз за сезон доезжать хотя бы до подиума.