Зациклившиеся. Как «Лотус» пытался жить по средствам
Дмитрий Федотов рассматривает очередной переходный период в истории команды из Энстоуна.
3 вещи, на которые нужно обратить внимание
Двигатели «Мерседес» не вернули команду в число лидеров
Вину за слабые выступления в 2014 году «Лотус» предпочел возложить скорее на силовую установку «Рено», чем на провальную концепцию болида E22, поэтому с переходом на двигатели «Мерседес» конюшня из Энстоуна надеялась подобраться к лидерам пелотона.
«Думаю, в 2015-м мы сделаем значительный шаг вперед. Ведь мы знаем цену хорошему двигателю и определили пару аэродинамических недостатков в машине», – заявил в конце прошлого сезона технический директор Ник Честер. – «Посмотрите на «Уильямс»: получив мотор «Мерседес», они прибавили. Конечно, если за зиму эта команда заметно улучшит болид, догнать их будет сложно, однако мы попробуем побороться».
В новом сезоне «Лотус» действительно прибавил, несмотря на то, что в концепции болида E23 не видно новаторских идей: технический штаб, понимая, сколь сложной может оказаться интеграция новой силовой установки, создал консервативный автомобиль, чтобы как можно быстрее преодолеть неизбежные проблемы с ненадежностью техники. А серьезно модернизировать и усложнять шасси коллектив намеревался по ходу сезона.
На трассах, где важную роль играет хороший двигатель, ребята из Энстоуна действительно смотрелись неплохо: в Австралии машины квалифицировались в топ-10, в Австрии начинали гонку с 9-го и 10-го мест, а в Канаде Ромен Грожан и Пастор Мальдонадо добрались даже до третьего ряда стартового поля. Однако на медленных автодромах возникали трудности, особенно когда речь заходила о скорости на одном быстром круге (старая проблема с прогревом шин все еще не решена).
Тем не менее, очки в гонках конюшня зарабатывает регулярно, и при более стабильных выступлениях Мальдонадо вообще смогла бы добраться до пятого места в Кубке конструкторов. Впрочем, если шансов опередить «Форс-Индию» коллектив из Энстоуна не растерял, то догнать большую четверку («Мерседес», «Феррари», «Уильямс» и «Ред Булл») невозможно даже при идеальном пилотаже Пастора и Ромена – слишком уж велика разница в скорости между топ-командами и остальными.
«Лотус» пытается жить по средствам
«Будучи четвертой или пятой командой по скорости, не стоит сражаться за лидерство. Ведь чтобы вырваться хотя бы на третье место, приходится рисковать недопустимым образом», – заявил недавно Жерар Лопес, пояснив, что попытка на равных бороться с топ-командами сильно бьет по карману.
Два года назад «Лотус» добирался до подиумов, и сильно за это поплатился – команда оказалась на грани финансовой катастрофы, упустила многих сотрудников и чуть не прекратила существование. Но все же полностью решить проблему с нехваткой денег не удалось. Например, на Гран-при Венгрии конюшня чуть не осталась без шин «Пирелли» из-за долгов – лишь за 50 минут до начала практики стороны уладили этот вопрос.
Лопес уверяет, что команда живет по средствам, но видно, что все не слишком здорово: тотальная экономия привела к замедлению прогрессу по ходу сезона – новые идеи инженеров по модернизации шасси замораживаются и откладываются в долгий ящик, и болид E23 обновляется лишь по мелочам.
«Рено» может выкупить конюшню у Жерара Лопеса
Зачем вкладывать в команду десятки миллионов долларов, если она все равно будет продана? Похоже, люксембургский бизнесмен Жерар Лопес давно договорился о продаже конюшни концерну «Рено» и теперь подсчитывает сэкономленные деньги и возможную прибыль. Ромен Грожан косвенно подтверждает, что сделка «на мази»:
«Проект будет очень серьезным. «Формуле-1» важно заполучить еще одну заводскую конюшню, также французская команда будет очень важна для французских болельщиков. А если за этот коллектив будет выступать французский гонщик, то будет еще лучше!»
Отношения между «Рено» и «Формулой-1» очень необычные – концерн то приходит в Большой цирк, то внезапно его покидает, – однако с некими циклами. В 70-х французы создали заводскую команду, добились первой победы на машине с турбодвигателем, а через десяток лет закрыли гоночный проект. Затем было триумфальное возвращение в качестве моториста и еще один неожиданный уход, а после – покупка «Бенеттона» и появление новой заводской команды. Стоит ли напоминать о том, что после продажи конюшни Жерару Лопесу «Рено» вновь выиграла несколько чемпионских титулов в качестве поставщика моторов, и вот теперь…
Тем не менее, сделка еще не состоялась – огромные долги конюшни несколько смущают президента «Рено» Карлоса Гона. Поговаривают, что решение о покупки будет отложено до осени.
Оценка техническому штабу: 6/10
Учитывая ограниченные возможности инженеров, выступления «Лотуса» следует признать удовлетворительными. Да, «Уильямс» догнать не удалось, однако по сравнению с прошлым сезоном, а также принимая во внимание тот факт, что в Энстоуне впервые начали работать с силовой установкой «Мерседес», можно даже обнаружить некий потенциал для прибавки в скорости в будущем.
Оценки гонщикам
Ромен Грожан: 7/10
Год назад Ромен сильно нервничал, поскольку никак не мог разобраться с поведением строптивого E22, но в сезоне-2015 он выглядит заметно увереннее: пилот научился доверять гоночным инстинктам и лучше понимать поведение машины. О безумном Грожане образца трехлетней давности вообще никто не вспоминает. То, что «Лотус» борется за пятое место в Кубке конструкторов – во многом заслуга француза.
Пастор Мальдонадо: 3/10
Венесуэлец проводит очень плохой сезон: регулярно попадает в аварии, превышает скорость на пит-лейн или просто допускает глупые ошибки. Все настолько ужасно, что за выступление на Гран-при Венгрии Sky Sports поставил гонщику 0 баллов. При этом у Пастора отличные природная скорость и рефлексы, он терпелив в обучении и до удивления спокоен и невозмутим, однако легко теряет концентрацию в гонках и зачастую неоправданно рискует. Мальдонадо хорошо играет роль шоумена, и будет нравиться зрителям до тех пор, пока не станет причиной очень опасной аварии.
Лучший момент: выступление в Монреале
В Канаду «Лотус» привез целый ворох новинок, поскольку в команде понимали, что лучший шанс заработать много очков – сильно подготовиться к Гран-при на скоростной трассе. Старались не только инженеры и механики, но и пилоты – Ромен Грожан атаковал как безумный и лишь чудом не расколотил болид об отбойники. В субботу показалось, что подход сработал: Грожан квалифицировался пятым, а Мальдонадо – шестым; но в гонке зацепиться за большие очки не удалось. Тем не менее, двойной финиш в очках – лучший результат конюшни в этом сезоне.
Худший момент: двойной сход на первом круге в Сильверстоуне
Ромен Грожан: «Похоже, Даниэль Риккардо решил, что его тормоза и шины позволят затормозить лучше, чем получилось на самом деле, а в результате закончилась и моя гонка, и гонка Пастора. Никто не любит таких исходов Гран-при».
На что рассчитывать во второй части сезона?
Даже если «Рено» купит «Лотус» в ближайшие дни, вряд ли французы начнут моментально вбухивать в новый проект все деньги. Скорее всего, концерн сделает ставку на 2016-й или даже 2017 год, и, значит, заметного улучшения результатов ждать не придется. Но все же к Гран-при Бельгии и Италии «Лотус» должен привезти кучу новинок – в предстоящих гонках появится лучший шанс выйти на пятое место в Кубке конструкторов.
Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Paul Gilham, Dan Istitene
Я один чтоль за него тут болею, блин?...