Росберги и другие успешные династии в автомотоспорте
Главные гоночные семьи.
Братья Шумахеры в «Формуле-1»
Отец будущего семикратного чемпиона мира «Формулы-1» трудился каменщиком и строил дома, а мама работала официанткой в небольшом кафе – вряд ли в 1969 году, когда родился Михаэль, они могли представить, что через четверть века их фамилия для миллионов людей будет ассоциироваться с гонками и вообще со скоростью.
Успехи Михаэля в гонках открыли путь на автоспортивном небосклоне младшему сыну Рольфа и Элизабет – Ральфу. Вместе братья Шумахеры выступали в «Ф-1» на протяжении десяти лет – с 1997 по 2006 годы, и пусть Шуми-младший так и не смог выйти из тени более успешного родственника, но когда он оказывался в ударе, то побеждал в стиле Михаэля. Шумахеры – единственные братья в истории «Формулы-1», финишировавшие вместе на подиуме и выигрывавшие гонки.
Сейчас дело Михаэля и Ральфа продолжают их сыновья – Мик в 2015 году дебютировал в немецкой «Формуле-4», а его двоюродный брат Дэвид выступает в юниорском чемпионате по картингу.
Династия Андретти в американских гонках
Американский автоспорт славится большим количеством успешных гоночных династий, но первым в этом рейтинге с уверенностью можно поставить семейство Андретти.
Братья-близнецы Марио и Альдо, в 50-х годах прошлого века эмигрировавшие с родителями из Италии в США, вместе начали участвовать в гонках, и кто знает, каких успехов на двоих могли бы добиться, если бы не авария Альдо в Хэтфилде в 1959-м, которая фактически поставила крест на его дальнейшей карьере. Более рисковый Марио продолжил выступления и выиграл титул в «Чампкаре», победил в гонках «500 миль Индианаполиса», «Дайтона 500» и «12 часов Себринга», а в 1978-м стал чемпионом мира в «Формуле-1».
Сын Марио Майкл стал самым успешным представителем второго гоночного поколения Андретти. Карьера в «Ф-1» у него не сложилась, зато был чемпионский титул в серии CART в 1991 году и еще пять вице-чемпионских званий. Брат Майкла, Джефф, и двоюродные братья Адам и Джон также принимали участие в гонках, но особой славы не снискали, хотя последний относительно успешно выступал в высшем дивизионе NASCAR, где одержал три победы.
C 2006 года в «Индикаре» за одноименную команду Майкла Андретти выступает внук Марио, Марко, который наверняка окажется не последним гонщиком из знаменитой семьи.
Семейство Эрнхардтов в NASCAR
История гоночной династии Эрнхардт успешна и трагична одновременно. Несмотря на выступления в гонках, Ральф Эрнхардт, ставший чемпионом во втором дивизионе NASCAR Late Model Sportsmen Division в 1956 году, был против того, чтобы сын Дейл пошел по его стопам. Поэтому отношения между отцом и ребенком были достаточно сложными, а после того как будущий «Устрашитель» бросил школу и сосредоточился на цели стать гонщиком, они и вовсе не разговаривали целый год. В конце концов, Ральф решил помочь сыну, но, увы, скончался в 1973 году от сердечного приступа. Дейл впал в тяжелую депрессию, но от мечты не отказался и через два года дебютировал в высшем дивизионе NASCAR, а в 1980-м завоевал свой первый из семи чемпионских титулов.
За более чем 20-летнюю карьеру Эрнхардт выиграл не один десяток гонок, стал настоящим идолом для болельщиков и грозой для соперников. В конце 90-х – начале 2000 годов на гоночной арене появились потомки Дейла: сыновья Керри и Дейл-младший, а также дочь Келли. Правда, карьера сложилась только у Дейла, которому даже удалось погонять вместе с отцом на одной трассе. Увы, длилось это недолго – один неполный сезон, а затем в «Дайтоне 500» произошел трагический инцидент, унесший жизнь великого спортсмена.
Тяжелый удар не сломал карьеру Эрнхардта-младшего. Да, в отличие от отца он до сих пор не становился чемпионом, но дважды, в 2004 и 2014 годах, выиграл «Дайтону 500», входит в число быстрейших гонщиков высшего дивизиона и вот уже на протяжении 12 лет подряд становится самым популярным пилотом серии по результатам опроса среди болельщиков.
На протяжении нескольких последних лет в младших дивизионах NASCAR выступает уже представитель четвертого поколения Эрнхардтов – внук Дейла и сын Керри – Джеффри.
Отец и сын Хиллы в «Формуле-1»
За долгую историю в «Формуле-1» насчитывается 15 гонщиков, чьи отцы ранее выступали в чемпионате. Родители пятерых становились чемпионами мира, но лишь двум сыновьям удалось повторить великое достижение. В 1996 году, спустя 28 лет после второго чемпионского титула Грэма Хилла его сын Дэймон тоже стал чемпионом.
В 2008 году в младших сериях дебютировал сын Дэймона, Джош, который заинтересовал даже коммерческого босса «Формулы-1» Берни Экклстоуна. Еще бы, внук двукратного чемпиона и сын чемпиона, к тому же англичанин.
«Я бы хотел, чтобы сын Дэймона попал в «Формулу-1». Это было бы супер. Это было бы фантастикой», – заявил Экклстоун.
Однако после откровенного провала Джош решил завязать с гонками и в возрасте 22 лет неожиданно для всех объявил о завершении карьеры.
Династия Анзеров в «Пайкс Пик» и «Индикаре»
И вновь гоночная династия из США, не менее знаменитая, чем Андретти и Эрнхардты, и обладающая даже более длинной историей, которая берет начало в 30-х годах прошлого века.
Основной стихией Анзеров было и остается соревнование по подъему на холм «Пайкс Пик» в Колорадо. За более чем 80 лет Анзеры 113 раз выходили на старт и одержали 38 побед. Начал эту серию в 1934 году Луи Анзер, а последний триумф на данный момент принадлежит его внучке Джерри в 2003-м.
Но не только на «Пайкс Пике» Анзеры добивались успеха. На счету семейства девять побед в знаменитой гонке «500 миль Индианаполиса» – в 1970, 1971, 1978 и 1987 годах первенствовал Эл Анзер, сын родного брата Луи Джерри. Эл Анзер-младший, сын Эла, побеждал в 1992-м и 1994-м. В 1968, 1975 и 1981 годах выигрывал Бобби, брат Эла. Титулы в «Чампкаре» и американских кузовных сериях – успехи этой династии можно перечислять бесконечно. Причем в 1985 году в «Чампкаре» отец и сын Элы Анзеры боролись за чемпионство, победу с отрывом в одно очко завоевал Анзер-старший. Очередь сына настала в 1990 и 1994 годах.
В настоящее время подросло уже четвертое поколение – Эл Анзер III и Джейсон Таннер.
Робертсы в MotoGP
Кенни Робертс и Кенни Робертс-младший – единственные отец и сын в истории MotoGP, становившиеся чемпионами мира. Робертс-старший первенствовал в Королевском классе на протяжении трех лет (с 1978 по 1980 годы), а сын в доминирующем стиле выиграл чемпионат в 2000-м и принес последний на данный момент титул команде «Сузуки».
С 2004 по 2007 годы за команду отца «Протон» KR выступал младший сын Робертса – Кертис. В отличие от брата ему ни разу не удалось блеснуть и максимум чего добился – 11 очков за 31 проведенную гонку.
Отец и сын Вильневы
Карьера Жака Вильнева получилась странной. С одной стороны – титул в «Индикаре», победа в гонке «500 миль Индианаполиса», стремительный дебют в «Формуле-1» и чемпионство в 1997-м, но с другой – забвение в последующие годы карьеры. Можно долго рассуждать на тему, что именно пошло не так, но главное канадец все-таки сделал – ему удалось то, что не успел отец Жиль, погибший в результате аварии в Зольдере в 1982 году. Складывается впечатление, что Жак пришел в «Ф-1» именно за титулом, а после завершения миссии гонщик пустился в эксперименты с собственной командой «БАР» и стал гоняться в собственное удовольствие.
Безусловно, несмотря на все регалии и харизматичность, по уровню величия Жак не сравнится с отцом. Вильнев-старший благодаря скорости, храбрости и невероятному стилю пилотирования вписал свое имя в историю «Ф-1» золотыми буквами. Но тот факт, что Жаку удалось завершить дело отца, уже можно назвать успехом всей карьеры.
Отец и сын де Рои на «Дакаре»
Фамилия де Рой хорошо знакома всем российским болельщикам. На протяжении вот уже многих лет эта голландская семья ассоциируется в нашей стране с главными соперниками «КАМАЗ-мастер». Пусть и изредка, но отцу и сыну в прошлые годы удавалось попортить жизнь экипажам российской команды.
Собственно, основным делом семейства де Рой является автомобильный бизнес. Еще отец Яна, Грат, в 20-х прошлого века основал фирму «Де Рой Транспорт», которая затем превратилась в крупнейшее логистическое предприятие Европы. Но бизнес не стал помехой для участия в гонках – Ян вместе с братом Гарри с юности выступал в ралли-кроссе, а в 1982 году за рулем «ДАФ» дебютировал на «Дакаре». В 1987-м голландец одержал победу, а годом спустя был близок к повторению успеха, но авария второго экипажа его команды и гибель гонщика Кеса ван Левецина вынудила сняться коллектив с дистанции. Потрясенный трагедией Де Рой завершил гоночную карьеру
Лишь спустя 14 лет, во многом благодаря настоянию сына, Ян вернулся в соревнования. Первый совместный «Дакар» в 2002 году отец и сын завершили на шестом месте. В последующие годы они выступали за разные экипажи под флагом «Команда де Рой», а в 2008-м разошлись по разным гонкам. Отец принял участие в «Африка-рейс» с классическими маршрутами «Дакара» и одержал победу. Ну а сын продолжил участие в «Дакаре», где в 2012 году повторил достижение отца, выиграв в грузовом зачете.
Братья Лабонте в NASCAR
За всю историю высшего дивизиона американского гоночного чемпионата сток-каров выступало несколько десятков братьев: Джефф, Бретт и Тодт Бодины; Расти, Кенни и Майк Уоллесы; Бак и Бадди Бейкеры; Бобби и Донни Эллисоны; Дэррел и Майкл Уолтрипы; Кайл и Курт Буши; Брэд и Брайан Кезеловски. Всем остальным гоночным чемпионатам, включая «Формулу-1», такое количество родственников и не снилось, причем достаточно быстрых – некоторые выигрывали чемпионаты. Но только одним братьям за 65 лет существования NASCAR удалось вместе завоевать кубок. В 1984 и 1996 годах чемпионом стал Терри Лабонте, а в 2000-м достижение повторил его младший брат Бобби. Оба даже выиграли практически одинаковое количество гонок: Терри – 21, Бобби – 22.
В настоящее время Лабонте завершили регулярную гоночную карьеру, но продолжают каждый год выходить на старт знакового этапа сезона «Дайтона 500».
Франкитти в «Индикаре» и гонках на выносливость
Родственники в автоспорте в большинстве случае предпочитают идти по проторенной тропе. Если один добился успеха в Европе, то вряд ли другой отправится покорять Америку. Так проще пробиться. Но семья Франкитти в этом отношении уникальна. Старший брат Дарио добился успеха в «Индикаре», выиграв четыре чемпионских титула. Младший, Марино, посвятил карьеру гонкам на выносливость: дважды выиграл «12 часов Себринга» и еще трижды финишировал вторым. Кузен Франкитти – Пол ди Реста, наоборот, никогда не выступал за океаном, но построил относительно неплохую карьеру в Европе – в 2010-м шотландец стал чемпионом ДТМ, а с 2011 по 2013 годы выступал в «Формуле-1» за «Форс-Индию».
В настоящее время в гонках из трех братьев выступают только двое. В конце 2013-го Дарио был вынужден завершить карьеру после тяжелой аварии в Хьюстоне.
Отец и сын Хансены в ралли-кроссе
Сын 14-кратного чемпиона Европы Кеннета Хансена, Тимми, начал гоночную карьеру далеко не в ралли-кроссе, а в картинге, и несколько сезонов провел в младших сериях – «Формуле-БМВ» и Еврокубке «Формула Рено», однако отцовские гены все-таки взяли свое.
«В конце 2012 года я протестировал машину для ралли-кросса. Я был поражен, когда ехал на полном газу! Через неделю принял участие в гонке и, к собственному удивлению, финишировал пятым», – рассказывает Хансен на своем официальном сайте.
В дебютном сезоне в первенстве Европы, выступая за команду отца, 21-летний Тимми трижды поднялся на подиум, одержал одну победу и боролся за титул с напарником, действующим чемпионом Тимуром Тимерзяновым, но испорченная концовка сезона отбросила его на третье место в личном зачете. В 2014 году проводимое ФИА первенство по ралли-кроссу получило статус чемпионата мира, что только усилило уровень конкуренции. Тем менее, Хансен снова подтвердил высокий уровень – несмотря на тяжелую первую половину сезона, швед смог отыграться, завоевав три подиума и одержав победу в Италии и став по итогам чемпионата четвертым.
Отец и сын Хэсламы в мотогонках
Легендарный Рон Хэслам недаром получил прозвище «Ракета». В 70-80-х годах британский мотогонщик выступал везде, где только можно – в MotoGP он провел 106 гонок и девять раз поднялся на подиум, выиграл четыре титула в британском чемпионате, одержал шесть рекордных побед в Макао, финишировал вторым в гонке «8 часов Сузуки», выиграл знаменитую «Турист Трофи» на острове Мэн, а в 1981 году был даже признан «Человеком года» в Великобритании.
Неудивительно, что его сын Леон пошел той же дорогой. Последние семь лет Хэслам-младший выступает в чемпионате мира по «Супербайку», где в 2010-м стал вторым по итогам сезона, уступив только непобедимому Максу Бьяджи. Несколько последующих сезонов, сначала в «БМВ», потом в «Хонде» получились неоднозначными. Однако после перехода в «Априлию» дела у Хэслама наладились.
Ну, а Рон Хэслам после завершения карьеры основал в Великобритании школу спортивного пилотажа, где учит азам начинающих мотогонщиков.
Отец и сын Росберги
Финский гонщик со шведской фамилией Кеке Росберг поздно попал в «Формулу-1» – в 29 лет. Однако за несколько сезонов он прошел путь от выступлений за слабейшие коллективы до одной из лучших команд своего времени, «Уильямс», и в сезоне-1982 – по ходу которого произошло много удивительных и трагичных событий – стал чемпионом мира, выиграв лишь один Гран-при за целый год. Многие считают (отчасти справедливо), что Кеке стал «случайным» чемпионом, но в дальнейшем яркий спортсмен не раз демонстрировал невероятную скорость и доказал, что достоин достигнутого звания.
Он выиграл еще четыре гонки (все они проходили на городских трассах), и в конце 1986 года завершил карьеру – позже признавшись, что сделал это слишком рано.
После «Формулы-1» Росберг выступал в ДТМ, гонках на выносливость, создал собственную команду в младших сериях, занимался менеджментом других пилотов, а также помогал карьере сына – Нико Росберга.
В 2006 году в семье Росбергов произошло важное событие: Нико дебютировал в «Ф-1», причем в составе «Уильямса». Однако британская конюшня переживала упадок, и не смогла помочь молодому пилоту одержать хотя бы одну победу – в результате тот через несколько лет перешел в «Мерседес», с которым одержал 23 победы и в 2016 году стал чемпионом мира.
Кто из них лучше как гонщик? Несколько лет назад Кеке и Нико решили это выяснить самостоятельно:
Автор: Иван Беликов
Дополнение: Дмитрий Федотов
Фото: globallookpress.com/Imago/GEPA pictures, Ron Bijlsma, Sutton Motorsports/ZUMA Press, Sutton Motorsports
В половине рубрик 2015й год, причем начало, а сейчас другие времена.
Уж про успехи Мика Шумахера точно можно написать было.
Кроме того, раз в статье есть Пол Ди Реста - то и Сайнцам место можно было найти.