Манипуляции с покруговкой Бразилия 2014
Прогнозы погоды на бразильский уик-энд этого сезона сулили море воды на трассе. Но чем ближе к воскресной гонке, тем сухой сценарий становился более вероятным. И надо сказать не менее желательным. По крайней мере, для тех пилотов, кому было что терять из-за неминуемой непредсказуемости дождевой гонки. В этом году и без дождя масса случайных факторов.
Гонка же, несмотря на сухой статус, получилась весьма боевой, с большим количеством борьбы, чему способствовало различие в тактике пилотов.
Чтобы постфактум оценить, в каких аспектах, кто из пилотов потерял или выиграл, лучше всего подходят таблицы, составленные на основе официального тайминга. Спасибо сайту f1matrix, который уже соорудил нужные таблицы.
Начну, как всегда, с квалификации и такого понятия как "идеальный круг": время круга на основе суммы лучших секторов в квалификации (IDEAL LAP) и его сравнение (GAP) с лучшим временем (FL), показанным в квалификации.
В отличии от расстановки в США, где победа в квалификации от Росберга не читалась из результатов практик, в Бразилии немец лидировал во всех сессиях и его квалификационное лидерство не особо удивило. Хотя Хэмилтон и отстал менее, чем на десятку, но опять же судя по потерям, у Росберга еще был запас. Причем с этим запасом его потенциальный круг вплотную подошел к рекордному кругу Баррикелло в 2004 году: Росберг в потенциале недотянул каких-то 21 тысячную.
Следующая таблица призвана показать разницу в темпе (GAP) в субботу (QUA) и воскресенье (FL):
Не особо показательная таблица, но для дополнения общей картины вполне подходит.
Теперь непосредственно к гонке.
Начнем с быстрейших кругов пилотов в гонке (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
Не малую роль в формирование данного рейтинга внесло различие в тактике пит-стопов у пилотов. Поведение выбора Пирелли на этот уик-энд на новом бразильском асфальте давало возможность для тактических экспериментов.
Далее можно увидеть, насколько не случайным был быстрейший круг у конкретного пилота. А именно, на скольких кругах (LAPS) темп пилота отличался от его лучшего времени в гонке менее чем на секунду. Эта таблица более объективна в плане конкурентоспособности связки пилот-болид во время гонки.
В следующей подборке - 10 быстрейших кругов гонки (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
На редкость очень плотная табличка: вся десятка уместилась в две десятки.
Далее то, на каких секторах (1, 2 или 3) и сколько раз пилот был быстрее всех остальных: т.е. сколько раз сектор пилота оказывался лучшим по-сравнению с этим же сектором у других пилотов на конкретном круге гонки.
Интересная раскладка по секторальным предпочтениям пилотов.
Еще одна таблица с быстрейшими кругами. На этот раз в привязке к типам резины. Т.е. сколько раз и на каком типе резины круг пилота становился лучшим в гонке на конкретном круге.
А здесь хорошо видно, кто и на что настраивался. У Хэмилтона уже не первую гонку подряд очевидные предпочтения к более жесткому составу резины. Можно только предполагать, как бы сказался другой выбор настроек у лидеров на итогах квалификации и на сравнительном темпе в гонке.
Т.к. скорость пит-стопов также сильно влияет на положение гонщиков в гонке, то и подборку самых быстрых из них в прошедшей гонке нужно посмотреть. Здесь LAP - круг пит-стопа; TIME - полное время пит-стопа с учетом заезда и выезда; POS - место, на котором находился пилот перед тем, как поехал на пит-стоп:
Редкий случай в этом сезоне, когда пит-стопов набролось больше 40. Сказался удачный для интриги гонки выбор Пирелли. Новый асфальт, уложенный на трассе в этом году, оказался сколь быстрым для болидов, столь и прожорливым для резины.
На этот раз на пит-стопах было много задержек, некоторые из которых были результативными для итогового расклада.
Учитывая напряженную борьбу за титул в Мерседесе, очевиден интерес и к нюансам на пит-стопах. Все-таки много уже в этом сезоне было разных казусов, дающих пищу для разного рода теорий заговора. Дабы уменьшить поводы для домыслов приведу выжимку из таблицы пит-стопов для пилотов Мерседес:
Пит-стоп - Хэмилтон - Росберг
1-ый - 23.351 - 23.730
2-ой - 24.224 - 23.346
3-ий - 22.874 - 23.240
Всего - 1:10.449 - 1:10.316
Видим, что несмотря на некоторые нюансы в ту или иную сторону, общая продолжительность пит-стопов у пилотов почти равна. Видим, что на этот раз нет повода говорить, что кто-то из напарников что-то на пит-стопе выиграл или проиграл.
Далее очень информативная таблица со средними временами пилота по отрезкам гонки (пилот, отрезок в гонке/STINT, с указанием для каждого из них среднего темпа, количества кругов и типа резины):
Дорого стоила Хэмилтону несогласованность с мостиком. Нужно было ему перестраховаться и сбавить темп на последнем перед вторым пит-стопом круге. Тогда без разворота итог гонки мог быть для него другим.
Далее внутрикомандная дуэль пилотов по кругам в гонке:
Отмечу недостаток, который на мой взгляд есть у данной таблицы: авторы не отбрасывают при сравнении круги пит-стопов. В частности, такой подход не учитывает то, что у некоторых напарников была разная по количеству пит-стопов стратегия на гонку. Хотя надо отметить, что круги, на которых на трассе пребывает автомобиль безопасности, авторы естественно в таблицу не включают.
Кто и сколько позиций (POS) отыграл/потерял на финише по-сравнению со стартом:
Хорошо конечно, что Даниил Квят отыграл так много, чтобы лидировать в этой таблице, но этого не хватило, чтобы заработать так не хватающих ему в дуэли с напарником по команде очков. Все-таки хотелось бы, чтобы он уже сейчас оправдывал щедро выданные ему авансы.
Уже давно, начиная с Хоккенхайма, авторы сайта не делают суммарные, самые объемные таблицы по таймингу и по типам резины. Как появятся, я дополню заметку. Просто решил из-за этого не задерживать остальную информацию.
За неимением этих таблиц, дополню заметку информацией из других источников.
Интересная таблица с другого ресурса (f1news), в которой хорошо видно, на каком круге была смена на какую резину (тип и новизна):
Гонщик - Старт - 1 - 2 - 3 - Всего
Росберг - SU - MN (7) - MN (26) - MN (50) - 3
Хэмилтон - SU - MN (8) - MN (28) - MN (51) - 3
Масса - SU - MN (5) - MU (25) - MU (50) - 3
Баттон - SU - MN (6) - MU (27) - MN (50) - 3
Феттель - SU - MN (6) - MN (24) - MN (48) - 3
Хюлкенберг - MN - MN (16) - MN (36) - SN (60) - 3
Райкконен - SU - MN (8) - MN (35) - - 2
Алонсо - SU - MN (7) - MN (28) - MN (52) - 3
Магнуссен - SU - MN (7) - MU (26) - MN (47) - 3
Квят - MN - MN (18) - MN (38) - SN (59) - 3
Мальдонадо - SN - MN (4) - MN (27) - MU (45) - 3
Боттас - SU - MN (6) - MU (26) - MU (42) - 3
Вернь - SN - MN (9) - MN (27) - MN (46) - 3
Гутьеррес - SN - MN (8) - MN (27) - MN (48) - 3
Перес - SN - MN (5) - MN (25) - MN (47) - 3
Сутил - MN - MN (18) - SN (39) - MN (49) - 3
Грожан - MN - MN (24) - MU (40) - SN (59) - 3
Риккардо - SU - MN (7) - MN (27) - - 2 NC
Сокращения в таблице: MN - новые Medium, MU - использованные Medium, SN - новые Soft, SU - использованные Soft. NC - не классифицирован. В последней колонке указано общее число пит-стопов.
Т.к. на сайте cliptheapex статистика обгонов уже подоспела, то приведу и ее.
Несмотря на ощущение борьбы на протяжении всей гонки, обгонов на сухой трассе в Бразилии получилось не так уж и много: 41.
Наибольших обгонных успехов в этот раз достигли Алонсо, Масса и Квят (по 5). Те, на ком "лучше всех" обгоны проходили, это Грожан (10), Квят (7) и Сутиль (6).
Вообще-то, за одну гонку до конца сезона, статистика обгонов в нем (780) существенно проигрывает аналогичной статистике 2013 (988). Трудно сказать, что больше всего на это повлияло: изменившийся регламент или отреагировавшие на критику инженеры Пирелли.
Ну и еще два статистических показателя, которые определились в результате бразильской гонки.
По результатам квалификации в субботу Росберг с показателем 10 стал обладателем приза за наибольшее число поулов в сезоне.
А Хэмилтон по результатам гонки в воскресенье застолбил за собой возможную награду за наибольшее число быстрых кругов в гонке за сезон: на данный момент 7.
Вот такая событийная гонка получилась.
На радость большинству развязка сезона ждет нас только через две недели.
Кто имеется в виду?
Но, если быть до конца честным, то технических проблем у Верня было не меньше.