Наш блогер посчитал все обгоны в «Ф-1» 2024-го! Сюрприз: Перес – король, десяток битв за топ-3
От редакции: Привет! Вы в блоге «Околоформульные страсти». Здесь автор собирает и анализирует статистику по обгонам в «Формуле-1» – таких усердных в мире единицы, так что не жалейте ваших плюсов!
Обгоны – один из показателей зрелищности гонок. Сезон закончился и сейчас самое время посмотреть на статистику, собранную по ходу прошедших гонок.
По ходу сезона-2024 после каждой гонки собирал информацию по обгонам. Для этого использовал покруговку гонок с официального сайта ФИА, дополненную информацией из трансляций. Также пригодилась информация о смене шин по ходу гонки с сайта «Пирелли».
Напомню «регламент» подсчета обгонов, придуманный не мной. При подсчете не учитываются:
обгоны на старте и на первом круге гонки
опережение соперника на пит-стопе
опережение соперника за пределами трассы или соперника с техническими проблемами
опережение круговых
опережение напарника команды по указанию с командного мостика
борьба пилотов на одном круге со взаимными обгонами, не завершившаяся изменением позиций пилотов при завершении круга
Итак, в сезоне 2024 я насчитал всего 867 обгонов. Из них на основные воскресные гонки приходится 801 обгон, а оставшиеся 66 - обгоны во время 6 субботних спринтов.
В соответствии с оговоренными выше правилами в статистику обгонов не были включены 103 изменения позиций в спринтах/гонках. Из них 14 приходится на внутрикомандные решения, которые по ходу трансляции озвучивались как «просьба» тим-радио. Также 2 изменения позиции происходили как исполнение воли стюардов. Остальные – вылет оппонента за пределы трассы или технические проблемы пострадавшей стороны.
Вполне возможны незначительные неточности: далеко не все попадает в трансляцию и соответственно можно, что-то пропустить или ошибочно засчитать. Но количество таких неточностей на общем фоне минимально.
Теперь можно свести полученные данные в сводные таблицы, чтобы иметь представление о том кто, кого и сколько обгонял.
С учетом предыдущих публикаций и наличия недовольных англоязычным оформлением таблиц, для этого блога специально сделал русскоязычную версию.
Сколько обгонов и в каких условиях было на каждом этапе:
Пояснение к таблице:
Кругов - кругов в гонке (в спринте+гонке)
Кругов SC - кругов в гонке (в спринте+гонке) за автомобилем безопасности
Погода - погодные условия на момент спринта-гонки (Dry – сухо, Wet – дождь, Varied – переменные)
Overtakes - количество обгонов в гонке (в спринте+гонке)
Теперь о том, кого и сколько раз в сезоне пилоты обгоняли:
Далее о том, за какие позиции пилоты обгоняли:
В каких гонках и сколько пилот обгонял:
В каких гонках и сколько пилота обгоняли:
Для наглядности можно в одной таблице свести баланс обгонов пилотов – сколько обгоняли пилоты и сколько обгоняли их. По балансу обгонов можно получить сезонный «обгонный» рейтинг пилотов на данный момент:
Памятую прошлые дискуссии по данной теме, можно из общей обгонного баланса выделить только значимые обгоны.
По этому принципу сделан баланс обгонов за первую десятку:
Аналогичный баланс за места на подиуме:
(От редакции: обгон Переса за подиум в спринте на Гран-при Китая наградили в номинации «Момент года» и на ФИА Гала – церемонии закрытия сезона и вручении всех главных призов автоспорта).
После первого же комментария к заметке понял, что будет не лишнее и таблица обгонов за первую позицию:
Для наглядности того, за какие позиции чаще всего обгоняли, можно пересчитать среднее число обгонов за позицию в гонке:
Из таблицы видим, что среднее число обгонов за этап в данном сезоне – 36,13. Это существенно уступает прошлогоднему показателю в 43,5.
Теперь можно посмотреть аналогичную статистику для команд.
Какие команды, каких соперников обгоняли:
Не трудно догадаться, что в этой таблице по диагонали – «внутрикомандные» обгоны. Естественно, изменение позиций на трассе по указанию командного мостика, т.е. без очевидной борьбы напарников по команде, в данную статистику не входят.
Баланс обгонов для команд:
Это то, что касалось числа обгонов в прошедших гонках сезона. Таблицы достаточно информативны. Тот, кто внимательно смотрел гонки сезона и следил за ходом борьбы и расстановкой сил, может сам сделать выводы. Другое дело, что эти выводы значительно могут различаться от болельщика к болельщику, в зависимости от командных или пилотских пристрастий.
Естественно, что на статистику обгонов пилота существенно влияет «сила» его болида и тактические задачи в конкретной гонке. И в этом контексте статистика – это лишь числа без скрытых деталей. Вот только в истории, как правило, остаются именно числа.
P.S.
Было интересно посмотреть, каков баланс обгонов у действующих пилотов за их карьеру в «Формуле-1». На основании доступной статистики за прошлые сезоны и того, что насчитано в этом, получилась такая таблица:
P.P.S.
В этом сезоне не стал делать отдельные заметки по обгонам в гонках/спринтах на каждом этапе. Уж слишком трудоемок процесс по оформлению данных. А заинтересованных в такой подробной аналитике на этом сайте оказалось не очень много. Тот, кто будет заинтересован в деталях, может сделать запрос через мою почту или в комментариях к данной заметке. Постараюсь ответить.
P.P.P.S.
В ходе дискуссии в комментариях возник вопрос по поводу «обгонов» на старте и первом круге, которые не идут в общий зачет обгонов по причине описанной в самом начале заметки.
Т.к. интерес к данной составляющей перестановок по ходу гонки остается и есть предубеждения относительно того, кто больше всех проигрывал на первом круге, все-таки решил потратить время и собрать соответствующие данные по 6 спринтам и 24 гонкам в итоговую таблицу. Сход на первом круге, естественно, не входит в эту таблицу.
Вот что получилось:
Фото: Gettyimages/Mark Thompson
успехов и сил в дальнейшей работе!
Сайнс: 2 - 0 = 2
Норрис: 3 - 2 = 1
Пиастри: 1 - 0 = 1
Хэмилтон: 2 - 2 = 0
Окон: 0 - 1 = -1
Леклер: 0 - 3 = -3
Рассел: 0 - 3 = -3
Как-то так
Перес всегда хромал в квалах, поэтому сомнительное достижение, но статистика вещь упрямая))
обгоны на первом круге трудно учитывать, однако Леклер своим прорывом надолго запомнится - плюс 11
Ну а Перес... не первый и не последний, у кого число обгонов объясняется регулярной плохой квалификацией на хорошей машине. Это же не повод вообще отказаться от учета обгонов.