Спортивный регламент WTCC
Первый пост в ленте блога посвящён спортивному регламенту WTCC. О техническом – в ближайшие дни. Возможно, этот материал покажется скучным заядлым болельщикам WTCC, но остальным наверняка будет интересен, тем более что в сезоне 2014 регламент серии был обновлён.
Итак, WTCC – чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях, проводимый под эгидой FIA. Спортивный регламент чем-то похож на регламент Формулы 1, но имеет существенные отличия. Для всех случайно оказавшихся здесь, публикую фото для понимания, что есть из себя мировой туринг (на фото видны основные участники чемпионата: Lada, Chevrolet, Citroen и Honda).
Порядок проведения чемпионата
Сезон WTCC имеет в своём составе более десятка этапов (в последние годы их стабильно 12), проходящих в рамках трехдневного уик-энда по всему миру: в Африке, Южной Америке, Северной Америке (в этом году по логистическим причинам чемпионат туда не попал), Азии и Европе (да, и у нас в России на Moscow Raceway тоже).
Гоночный уик-энд, как правило, проходит по следующей схеме:
В пятницу пилоты пробуют трассу в рамках тестовых заездов.
В субботу проводятся две серии свободных заездов и квалификация.
В воскресенье проводится две гонки.
Квалификация проводится в три сегмента: во второй (длящийся 10 минут) выходят 12 автомобилей, показавших лучшие времена по итогам первого сегмента (продолжительностью 20 минут), в третьем соревнуются между собой пять лучших автомобилей из второго сегмента, причём каждому предлагается проехать всего один круг по пустой трассе.
Гонки имеют дистанцию по 60 км, которые проезжаются в гоночном режиме менее чем за 30 минут, причём если в первой гонке участники стартуют по результатам квалификационного протокола, то во второй первая десятка квалификации выстраивается в обратном порядке. Это приводит к тому, что в первом заезде пилоты из конца первой десятки экономят технику и берегут её от борьбы, что, впрочем, с лихвой окупается в гоночных баталиях, разворачивающихся во второй гонке.
Ранее одна из гонок имела старт с ходу, но сейчас в обоих заездах пилоты стартуют с места (это связано с тем, что раньше при старте с места пилоты заднеприводных BMW имели очевидное преимущество, сейчас же из основных болидов, ведущих борьбу за высокие места, остались лишь переднеприводные автомобили). И да, подиум определяется в каждой гонке, так что в одном этапе WTCC разыгрываются два первых места.
Участники чемпионата
Подробно об участниках будет отдельная статья, здесь же самая общая информация. Участники попадают под одну из категорий:
1. Заводские команды, подготовившие свои болиды по новому техрегламенту;
2. Частные команды, подготовившие свои болиды по новому техрегламенту;
3. Частные команды, использующие автомобили по старому техрегламенту;
4. Частники, выступающие на старых автомобилях на отдельных этапах (в первую очередь, на азиатских).
Система начисления очков и существующие зачёты
Символические очки начисляются финишировавшим в третьем сегменте квалификации по системе 5-4-3-2-1. Основные же очки начисляются за гоночный финиш в первой десятке по формульной системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1 (при этом никаких двойных очков за последний этап не предусмотрено).
Все пилоты, принимающие участие хотя бы в одном этапе WTCC, автоматически участвуют в борьбе в абсолютном зачёте пилотов. Однако, разнообразие участников вынудило организаторов создать дополнительные зачёты для подогрева интереса к серии. Среди них:
1. Зачёт производителей. В зачет производителей идут результаты двух лучших пилотов одной марки завяленных в зачет производителей (в этом сезоне Citroen, Honda и Lada), включая частных пилотов выступающих на клиентских автомобилях этих марок.
2. Зачет пилотов Йокогама Трофи. В нём участвуют только пилоты, выступающие на технике, подготовленной по старому регламенту.
3. Зачет команд Йокогама Трофи. В нём участвуют только частные команды. Очевидно, преимущество получают коллективы, выступающие на автомобилях по новому регламенту.
4. Азия Трофи. Зачёт для пилотов, выступающих только на азиатских этапах (таких обычно 3-4 в году). Из-за таких пилотов пелотон разрастается и увеличивается зрелищность азиатских этапов чемпионата (так, на предстоящем этапе в Макао ожидается рекорд года по количеству пилотов).
5. Йокогама Перформер. В зачёт вносятся пилоты, показавшие быстрейшее время круга в гонке.
Чемпионом мира объявляется пилот, набравший больше всех очков в абсолютном зачёте пилотов.
Ну и напоследок, для подогрева интереса болельщиков автоспорта, именно в WTCC ушёл добывать себе десятое чемпионство мира Себастьян Лёб, но в этом году он может стать лишь вторым, и то только математически (впрочем, ниже третьего места он точно не опустится).
P.S. Спасибо всем, кто прочитал эту статью. Буду рад услышать мнение/критику/пожелание в комментариях. Ну и если имеете желание писать со мной, то присылайте проект статьи.