Джентльмены, меняйте Ваши моторы!
Пришло время порассуждать на тему штрафов в 10 позиций за смену мотора. В Формуле-1 такого давненько не было, хотя подобное правило существует вот уже 10 лет. Newsmaker в рамках данного вопроса — Себ Феттель, раскритиковавший правило после Гран-При России. И ведь не скажешь, что он не прав! Стоит разобраться — 10 позиций штрафа — это высшая несправедливость, придуманная FIA, или условие, благодаря которому автоспорт скажет Федерации «Спасибо»?
В качестве предыстории хочу напомнить, что в 2004-м правилами был разрешён один мотор на один уик-енд. Если он — мотор — сгорал, то пилота наказывали потерей 10 мест на стартовой решётке. На Гран-При Малайзии 2004 команда Renault впервые получила такой штраф. Этапом позже во время первого в истории Гран-При Бахрейна McLaren Mercedes спалил три движка. Но инженеры сумели найти «противоядие». К концу 2004-го силовые установки ломались заметно реже, чем в начале чемпионата.
С изменением регламента 2005 года требования к надёжности агрегатов ужесточились. Отныне мотор должен был отработать два уик-енда. Болельщики со стажем помнят как Mercedes-Benz построил мотор, не позволивший Кими Райкконену стать чемпионом мира. Четырежды финн получал штраф в 10 позиций. С надёжностью 8-ми цилиндровых двигателей мы забыли, что кого-то там когда-то наказывали и теоретически такое может повториться. Но в марте 2014-го только об этом и говорили. 5 моторов и их компонентов на 19 Гран-При — жёсткие условия.
Но самое главное и для меня лично непонятное — это вопрос о наказании пилота. Задача любого спортсмена состоит в достижении максимального результата, который приходить тогда, когда человек выходит за рамки своих возможностей. Это есть спорт, спортивная борьба. Выходит, пилоту запрещают показывать максимально возможный результат. В чем же тогда спорт? В чём состоит спортивная справедливость по отношению к гонщику? В Монце 2005 Кими показал быстрейшее время на самой тяжёлой машине в пелетоне (по топливу) на квалификационном круге, зная наперёд, что первым ему стартовать всё равно не суждено.
Плюсы правила.Цель FIA сложно понять, если её не озвучивают официально. Даже если озвучивают, не факт, что правдиво. Всё началось с необходимости снижения расходов. Напомню, что в 2004-2005 годах мировым экономическим кризисом не особо пахло, но попахивало. Команды до этого не имели ограничений в плане смены двигателей. Если силовой агрегат сгорел в 2003 в пятницу, ты смело ставил второй на субботу, и даже 3-й на воскресенье. Естественно, денег уходила куча. В 2004-м по регламенту команды должны были вписаться в число 18 моторов, год спустя в 9. В идеале. В период с 2009 по 2013 число движков на сезон 8. Встаёт вопрос: действительно ли команды экономили средства? Топ-команды с большим бюджетом об экономии задумывались и задумываются постольку поскольку, зато маленькие коллективы были в экономии заинтересованы. Но они же сами не производили моторы, а покупали их! Значит, положение дел по двигателям всё же напрямую касается поставщиков — Ferrari, Mercedes-Benz, Renault, Honda (до 2010-2011 годов — Cosworth, до 2009 — Toyota, BMW). Но у команд с уменьшением тестов и ограничений по количеству моторов не стало меньше потребностей в их испытании. Если нельзя делать это на трассе в частных тестовых сессиях, то можно на стенде! В этом и кроется причина такой феноменальной надежности новых турбомоторов, которые отсрочили применение штрафа до 14-16 этапов чемпионата. Думаете, Renault, Ferrai и Mercedes сэкономили на ограничениях по количеству компонентов двигателей? Я думаю, что нет. Эта благая, казалось бы идея, не работает?
Второй плюс — это активная безопасность. Двигатель должен быть надежным, значит не должен работать на пределах. Отсюда следует снижение мощности и скорости. Снижение скорости — снижение аварийности. Но цель автогонок кратко можно выразить так: быстрее, быстрее и ещё раз быстрее! Инженеры компенсируют потери в мощности и скорости и эта мера FIA становится несколько бессмысленной.
Минусы правила.Ломается двигатель, который придумали конструкторы, собрали рабочие на фабрике, а страдает пилот, на плечи которого ложится не только результат но и бремя чужих ошибок в команде. Он получает свой штраф, отправляется в хвост пелетона, теряет очки и проигрывает чемпионат мира. В чём он виноват? Почему он должен страдать? Непонятно...
Ещё один минус — искусственное создание интриги. Между гонщиками Тото Вольффа летом развернулось настоящее сражение. Сейчас Льюис отрывается, но нет ощущения, что чемпион ясен. Всё потому что в Абу-Даби у Хэмильтона или Росберга может что-то сломаться. Представляете, если в пятницу на машину Нико ставят 7-й компонент чего-либо, а в субботу немец выигрывает поул? И что же? Хэмильтон отрывается ото всех, а его партнёр с этого «поула» пытается прорваться сквозь часть пелетона. А без штрафа мог бы выиграть. И вместо того, чтобы ждать честной борьбы на трассе колесо в колесо, теперь фанаты будут сидеть и ждать, пока у кого-нибудь из гонщиков Mercedes сломается агрегат. Это не нормальная ситуация.
Третий минус. Случайно так получается или нет, но страдают маленькие команды, которые так ненавистны Берни. Не секрет, что он хотел бы от них избавиться. Эти команды с трудом собирают средства, естественно они не получают движок, который решительно хорош. К примеру, Mercedes ни за что не продаст идентичный силовой агрегат Force India или McLaren, чтобы затем получить в их лице соперника. Инженеры всё равно сделают мотор для Булье или Мальи чем-то хуже, чем для своей заводской команды. При этом, средства тратятся на движки всё равно немалые, что приводит в конечном счёте коллективы к ситуации близкой к банкротству. Caterham и Sauber уже на пороге больших проблем.
Вывод.Наказывать гонщика за смену мотора перестановкой на стартовой решётке – совершенно неприемлемое действие. На месте FIA я бы штрафовал команды. Лишние затраты никому не нужны и опыт показывает, что команды во избежание дополнительных трат (будто то штраф за опасный выезд пилота на пит-лейне) готовы предпринимать соответствующие меры. Однако не стоит забывать, экономия моторов была вызвана, в том числе, желанием сократить расходы команд Ф1. Но система, вероятно, не работает, тогда и в ограничении на моторы смысла никакого нет.
Автор - Евгений Копысов