7 мин.

Итоги-2009. Скандалы

Под конец года принято подводить разнообразные итоги на тему, кто был лучшим, а кто худшим в прошедшем сезоне, коротая, таким образом, последние деньки до любимых праздников. Мы решили вспомнить главные события 2009-го, и я предлагаю начать с плохого, чтобы побыстрее разделаться с неприятными историями и решительно оставить их в прошлом. А когда мы дойдем до хорошего, я всерьез рассчитываю на коллективный разум и ваш посильный вклад в итоговый рейтинг!

Чего-чего, а скандалов в этом году было столько, что не просто на Топ-5 – потрудившись, можно наскрести даже на полноценную десятку. По сравнению с тем, сколько раз за последние 12 месяцев Международной автомобильной федерации приходилось вмешиваться в неспокойное течение чемпионата, прошлогодние увеселительные похождения Макса Мосли – детский лепет, да и попытки Ари Ватанена побороться за демократию и справедливые выборы президента ФИА выглядят слабенько. Ари так и не произвел какого-либо значимого эффекта, и о нем очень быстро забыли, обратив все взоры на Жана Тодта, поэтому финн в итоговый рейтинг и не попадает. Как и Берни со своими несостоявшимися медалями. Или Рон Деннис с Флавио Бриаторе, скромно грозившие бойкотировать гонку в Мельбурне в том случае, если Берни Экклстоун не выплатит командам призовые деньги за прошлые годы. Однако следующая фраза старика просто обречена войти в историю: «Если ко мне приходят и начинают угрожать пистолетом, им нужно быть готовыми к тому, чтобы спустить чертов курок. И чтобы там были пули. Потому что если промажут, то берегись». Кстати, Берни – чертов провидец, предостережение выдал по адресу: ни Деннис, ни Бриаторе до финиша сезона не добрались…

5. Дисквалификация «Рено» после Гран-при Венгрии

Сама по себе дисквалификация всей команды на один Гран-при из-за оторвавшегося от болида Фернандо Алонсо колеса во время гонки в Венгрии выглядит довольно дико. За оторванный Массой шланг в Сингапуре – проезд по пит-лейн. За аналогичное нарушение в Бразилии со стороны «Макларена» (и даже более опасное, потому что в загоревшемся топливе из утянутого Ковалайненом шланга пострадал Кими Райкконен, у которого всю гонку болели глаза) – плюс 25 секунд к результату. А «Рено» – бан, да еще и на домашнюю гонку Алонсо.

Но, как это обычно бывает, некоторые события нужно рассматривать в контексте. В данном случае – в связи с травмой Фелипе Массы накануне и трагической гибелью Генри Сертиза неделей ранее. Все перепугались, ну и, естественно, судьи подошли к неопасному делу о колесе со всей возможной строгостью. Вот только за безопасность бороться такими методами неумно и неэффективно. Благо, до гонки в Валенсии было четыре недели: страсти успели остыть, и Апелляционный суд смог собраться. Решение стюардов отменили, и все остались довольны.

4. Диффузорные разборки

Спор о том, легальны ли так называемые двойные диффузоры, начался еще на межсезонных тестах, правда, пока ими щеголяли только «Уильямс» и «Тойота», протесты и вопросы оставались довольно вялыми. Все-таки «Тойота» ездила в Бахрейне на уровне «Феррари» и «БМВ» – условно фаворитами, а значит, особо волноваться было не о чем. Но как только на трассе появился слишком уж быстрый «Браун» со своей версией узла, стало понятно, что официального разбирательства не избежать. Так и случилось: в Австралии большинство команд без волшебных диффузоров опротестовали итоги технической проверки, а в Малайзии их догнал «БМВ-Заубер», который в первый раз элементарно опоздал к сроку.

Мой личный прогноз по данному конфликту был прост: диффузоры признают легальными, но запретят к использованию, закрыв ту серую область, из которой они выросли. Но в ретроспективе можно сказать, что ФИА шла именно к тому, чтобы оставить это преимущество за командами, в которых до этого никто не видел угрозы, и поддержать революционный переворот в устоявшейся иерархии. О том же говорит поведение Макса Мосли, который намеренно взял за Федерацию самоотвод и не стал рассматривать это дело до старта сезона, оставив все на совесть четверговой технической инспекции в Мельбурне.

Диффузоры были признаны в рамках правил, запустив виток научно-исследовательской работы в этой области. Правда, в итоге, нужно сказать, что реальное преимущество из ситуации смог извлечь только «Браун», да и то Росс всегда говорил, что не только в диффузоре дело – просто BGP001 был проработан лучше, чем детища конкурентов.

3. Лже-гейт

То, что произошло после Гран-при Австралии, до сих пор оставляет ощущение чего-то нереального. Вроде бы взрослые люди: Дэйву Райану не 20 лет, и Льюис Хэмилтон как-никак чемпион мира – посол спорта, как иногда характеризуют обладателей титула. А вели себя как малые дети – вот скажем, что это соседи обстреляли с балкона тухлыми яйцами прохожих на улице, и никто не узнает правды!

А что не менее удивительно – чемпион мира и опытнейшая команда не знают элементарного правила, которое известно даже болельщикам. Ярно Трулли ошибся и вылетел под сэйфети-каром, а потому Хэмилтон абсолютно законно его обогнал. Но почему-то засомневался и начал вопрошать командный мостик. Там тоже засомневались и попросили гонщика вернуть «Тойоте» третью позицию. Вот бы товарищей хотя бы мимолетом коснулось сомнение в тот момент, когда об инциденте вопрошали стюарды! Но нет, они настаивали даже неделю спустя, когда были представлены доказательства – запись разговоров «Макларена» и знаменитое интервью Льюиса, в котором тот ляпнул, что Трулли ему сказали пропустить. Но третье место, видно, казалось гораздо нужнее.

В итоге Дэйва Райана уволили, Рон Деннис отошел от дел в команде, «Мерседес» поставил еще одну галочку в разделе «за новую команду», Льюис Хэмилтон хотел от всех спрятаться и все бросить, но был вынужден публично извиняться. После этого нужно было бы еще прочитать хотя бы спортивный регламент, про всякие светофоры на пит-лейне и исключения из запрета на обгоны. Но о том, удалось ли Льюису осилить правила, мы до следующего сезона не узнаем.

2. ФИА против ФОТА

Команды против Федерации – это классика. И поскандалили на этот раз очень знатно. Мосли придумал совершенно сумасшедшие правила, фактически предложив создать два чемпионата в одном – для тех кто хочет много тратить на технически кастрированную машину, и тех, кто хочет развернуться на кастрированном бюджете. Команды вызов приняли. Два чемпионата? Да не вопрос – мы создаем альтернативный!

Конфликт разрешить удалось, ибо иного пути у «Формулы-1» просто не было. Но жертвы оказались из довольно высоких эшелонов: сначала Макс Мосли, потом, очень быстро, «БМВ», затем «Тойота». Самое интересное, что обе стороны проигравшими себя не считают: Монтеземоло «поверг диктатора», Мосли чуть ли не единолично «спас чемпионат». Пострадавшими, как обычно, остаются зрители, которые пока кроме четверки загадочных новых команд ничего хорошего от этой истории не получили.

1. Крэш-гейт

Британская Times назвала заранее спланированную аварию Нельсона Пике-младшего на Гран-при Сингапура 2008 года худшим примером жульничества в истории спорта. Вероятно, это преувеличение, но то, что инициированный тем же Пике скандал стал самым громким в этом сезоне, не подлежит сомнению.

А ведь поначалу казалось, что случай недоказуемый – не то, что в случае со «лже-гейтом» Льюиса Хэмилтона. Телеметрия? Эксперты подтвердили, что она говорит об ошибке и аварии, но не о степени ее умышленности. Записи радиопереговоров? Снова не самое сильное доказательство. Слова Пике-младшего… Ну, только что уволенные гонщики зачастую не расположены петь дифирамбы своим бывшим работодателям. Все решил «Свидетель Х», слова которого и убедили сомневающихся.

Правда, скандал на этом, можно считать, не закончился: мягкое решение Совета ФИА, согласно которому «Рено» вроде как и не наказали вовсе, вызвало бурную реакцию с экскурсами в недавнее прошлое со стомиллионным штрафом «Макларена»…

А накануне Нового года остается только пожелать, чтобы повода писать подобный скандальный рейтинг в следующем сезоне у нас элементарно не было!