Им посчастливилось встретиться с Великим на одной трассе
Кто такой Михаэль Шумахер? Буквально все, от моей бабушки и до младшей сестры, ответят: лучший гонщик «Формулы-1». И будут правы. Если тот же вопрос задать человеку более вовлеченному в автоспорт, то ответ, порой, может вас шокировать, но и они в чем-то будут правы.
Как-то Жак Вильнев, один из его многочисленных соперников, сказал: «Михаэль всегда считал, что он лучше всех, что ему позволительно то, что никогда не совершит кто-то из нас. Он считает себя выше Формулы 1, именно поэтому его забудут сразу, как только он покинет чемпионат. А Сенну, Проста и Мэнселла будут помнить, они - настоящие герои, а Михаэль им никогда не будет».
И правда, Михаэль одновременно является одним из самых обожаемых и ненавидимых спортсменов. На любом форуме о «Формуле-1» обязательно найдется тема, где обсуждают карьеру Шумахера. Иногда даже несколько, так как в предыдущих уже наспорили на добрых пару сотен страниц и она банально переполнена. Обыденная история, когда речь заходит о великих, о тех, кто не оставил от своих соперников и следа. Чтобы понимать масштаб достижений семикратного чемпиона, нужно сказать следующее:
Всего 32 гонщика становились чемпионами «Формулы-1»
Из них чуть больше половины (17) завоевывали этот трофей всего один раз
По 6 человек побеждали в чемпионате дважды и трижды (итого 12)
Только троим удалось преодолеть отметку в 3 титула: Ален Прост – 4, Хуан Мануэль Фанхио – 5 и Михаэль Шумахер – 7.
Поэтому, если четыре золотых мяча Лео Месси кажутся вам безумством, то стоит порадоваться, что в начале двухтысячных вы не болели за «McLaren» или «Williams» в «Формуле-1». Но успех Михаэля окружен немалым количеством скандальных историй.
Год 1994
Это был третий полный сезон немца в «королевских гонках». Он дебютировал еще в 1991 году, но это произошло в середине чемпионата, когда его пригласили в команду «Jordan» вместо попавшего в тюрьму Бертрана Гашо.
В его нынешней команде, «Benetton», собрался отличный коллектив, включая таких людей как Росс Браун и Рори Бёрн, а так же Флавио Бриаторе, с которым в «Формуле-1» связано немалое количество скандалов. В сезоне 1992 и 1993 Шумахер уступал только недосягаемым соперникам из «Williams» и «McLaren», но перед началом 1994 года вполне считался одним из фаворитов.
Михаэль выиграл шесть первых гонок из семи и начало казаться, что титул у немца уже в кармане. Первое разбирательство, связанное с «Benetton» случилось уже в самом начале сезона, когда FIA (Федерация автоспорта) заподозрила команду в использовании запрещенных электронных систем помощи, в чем так же обвинялись их соперники из «McLaren».
Речь шла о так называемом «launch control», системе, помогающей пилотам на старте гонки. Сейчас практически все технологии унифицированы и стандартизированы, но в то время все было намного сложнее, в том числе и в плане контроля за исполнением правил. Но несмотря на обнаруженные в программном обеспечении нарушения, доказать их использование в Гран При было невозможно, поэтому команды отделались лишь денежным штрафом за отказ в сотрудничестве при расследовании.
На Гран При Великобритании случился второй крупный скандал. Перед стартом гонки проводится так называемый «прогревочный круг». Он необходим для того, чтобы привести машины в рабочее состояние: инженеры отслеживают, все ли работает правильно, а гонщики прогревают резину и тормоза, которые успевают остыть за почти часовую паузу между выездом из боксов и началом гонки. Рабочая температура тормозов составляет не менее 500 градусов Цельсия, а если она будет ниже, то они теряют свою эффективность. На скоростях за 200 км/ч, да еще и на старте, когда двадцать машин стараются опередить друг друга и начать торможение в первом повороте как можно позже, это важно не только с точки зрения результата, но и безопасности.
Так вот, во время прогревочного круга Михаэль обогнал одного из соперников, что строго запрещено. За это ему назначили штраф, который Шумахер проигнорировал и немцу вывесили черный флаг, означающий немедленное снятие с гонки. На это решение дирекции гонки в команде тоже не обратили внимания, за что «Солнечного мальчика» впоследствии дисквалифицировали еще на две гонки. Команда сослалась на проблемы в коммуникации между ними и стюартами и подала апелляцию, во время рассмотрения которой Михаэль мог выходить на старт.
Но следующий скандал не заставил себя долго ждать. Уже через два этапа, на Гран При Бельгии, Шумахер был дисквалифицирован после победной гонки, так как планка на днище болида была сточена больше допустимого предела. Команда в очередной раз подала протест, заявив, что днище было повреждено в результате удара о поребрик, но FIA не приняла эти объяснения. Вдобавок к этому, вступила в силу дисквалификация, отложенная с Великобритании. В итоге, Михаэль пропустил две из оставшихся пяти гонок.
Все это помогло Дэймону Хиллу сократить разрыв в личном зачете до одного очка, именно столько было между двумя претендентами на титул к последнему этапу в Австралии. Михаэль лидировал в той гонке, но на 36 круге задел ограждение за пределами трассы, чем попробовал воспользоваться Хилл. Возвращаясь на гоночную траекторию, Шумахер буквально влез перед носом соперника и в следующем повороте машины столкнулись, что привело к сходу обоих.
В результате, между ними так и осталось одно очко разницы, позволившее выиграть первый титул как для Михаэля, так и для немецких гонщиков за всю историю в целом.
Почему же не последовало очередного наказания? Почему по ходу сезона так сильно доставалось именно Шуми? По мнению одних, холодная реакция FIA и «Williams» связана с гибелью другого великого гонщика, Айртона Сенны, у которого до сих пор миллионы поклонников по всему миру. Бразильский волшебник погиб на третьем этапе в Имоле, что стало шоком для всего мира... Вероятно, никому не нужен был громкий скандал и титул, выигранный в суде.
С этим связывают и многочисленные дисквалификации Михаэля по ходу сезона. Выиграв шесть гонок из семи, интригу в чемпионате немец практически похоронил и FIA, решив, что нужно как-то отвлечь всех от трагедии в Имоле, выбрали такой способ.
Прежде чем делать глобальные выводы, стоит вернуться к личности Флавио Бриаторе. Его, без сомнений, можно назвать человеком-скандалом. В связи с этим, многие неоднозначные ситуации связывают с его руководством и влиянием на молодого пилота своей команды.
Например, через много лет Флавио прикажет одному из своих гонщиков разбить машину, чтобы в возникшей суматохе его напарник смог одержать победу. Отдадим должное итальянцу, его план сработал.
Год 1997
Без особого труда и скандалов Шумахеру покорился второй титул за рулем «Benetton» в 1995 году, после чего его пригласили в «Ferrari» – команду мечты. Тогда ее собирал Жан Тодт, нынешний глава FIA, попутно из «Benetton» перешли Росс Браун и Рори Бёрн. Эти люди станут творцами невероятного успеха, пяти чемпионских званий подряд, но это будет потом, а пока...
Пока «Ferrari» была очень далека от своего величия. Несмотря на три победы и пять подиумов, даже второе место по итогам сезона завоевать не удалось. Машина получилась не слишком надежной и быстрой, поэтому Дэймон Хилл уверенно праздновал победу в сезоне 1996 года.
Однако через год мир ожидало очень интересное противостояние Михаэля Шумахера и Жака Вильнева. «Ferrari» и «Williams». К финальной гонке соперников вновь разделяло одно очко, как и в 1994, впереди был Михаэль.
Борьба была столь плотной, что в квалификации три пилота показали одинаковое время (два претендента на титул и Хайнц-Харальд Френцен)! И это на дистанции 4.423 километра в спорте, где счет идет на тысячные доли секунды. Поул достался Жаку, второе место Михаэлю, а третье – Френцену, именно в таком порядке они показали этот результат.
На старте Шумахер вышел вперед и лидировал до 48 круга, когда Вильнев приблизился настолько, что смог провести атаку. Жак находился в более выгодном положении и в 9 случаях из 10 смог бы без труда обойти соперника, так как уже в повороте занял более выгодную траекторию движения и находился чуть впереди Михаэля.
Но тут повторился сценарий 1994 года: Шумахер попытался навязать борьбу и между болидами произошел небольшой контакт. «Ferrari» немца вылетела в гравий и он вынужден был закончить гонку, но на этот раз его соперник смог продолжить гонку, финишировав в итоге третьим. Этого хватило для победы в чемпионате.
Никаких смягчающих обстоятельств не было, да и судьбу титула решение судей не определяло, поэтому Михаэль был наказан по полной программе: полная дисквалификация из личного зачета чемпионата. Сурово, особенно если учесть, как жесток Шумахер на трассе и всегда готов бороться до конца.
Так что был ли в этом инциденте злой умысел или Михаэль просто пытался сделать все возможное для удержания позиции - каждый решает сам. В конце-концов, аварии и ошибки дело неизбежное, от них никто не застрахован, но не все они решают судьбу титула.
Командная тактика
«Формула-1» – очень индивидуальный спорт. В отличии от того же футбола, где в заявке находится 25 человек, получающие одни и те же медали за победу всей команды, в автоспорте самым важным является титул чемпиона, разыгрываемый в личном зачете. Конкуренция между пилотами в командах сумасшедшая, в 2007 она стоила «McLaren» поражения обоих пилотов в личном зачете, а так же штрафу в $100.000.000 и дисквалификации из кубка конструкторов.
В «Ferrari» же королем всегда был Михаэль, а его напарникам приходилось всячески ему помогать. Вероятно, самый громкий скандал случился на Гран При Австрии, тогда вторым гонщиком был Рубенс Баррикелло. Он лидировал, в то время как Шумахер шел вторым.
На последнем круге Рубенсу приказали пропустить лидера команды вперед. По слухам, обсуждение шло на протяжении десяти последних кругов и когда стало понятно, что времени не остается, ему прямо приказали сделать это под угрозой увольнения. Уже на финишной прямой Баррикелло сбросил скорость и показательно пропустил немца.
Церемония награждения проходила под оглушительный свист болельщиков, а Михаэль спустился на вторую ступеньку подиума и отдал кубок Рубенсу, у которого были слезы на глазах... Последующая реакция общественности заставила FIA на восемь лет запретить командную тактику.
Гран При Монако 2006
Пожалуй, эта статья не будет полной без инцидента на Гран При Монако 2006 года – последний раз, когда Шуми боролся за титул. Сезоном ранее «Ferrari» сильно уступала конкурентам из «McLaren» и «Renault». Гонщику французского производителя и достался титул, прервав серию «Красного барона» из пяти чемпионств подряд. Забегая наперед скажу, что по окончании сезона Фернандо удалось повторить свой успех, а Михаэль закончил свою карьеру... В первый раз.
Но в Монако об этом еще никто не знал, а потому борьба была невероятно острой. Под конец квалификации, когда гонщики показывают лучшие времена, выехали на узкие улочки Монте-Карло и два претендента на титул: Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Михаэль ехал чуть впереди и знал, что Фернандо превзошел его время на предыдущем секторе. Это означало, что вероятнее всего, прямой конкурент за титул начнет гонку на первом месте.
В условиях городской трассы, где обгонять практически нереально, стартовая позиция играет решающую роль. Поэтому, в одном из последних поворотов, Михаэль якобы ошибся и остановился так, что мимо него невозможно было проехать. Естественно, это загубило последнюю попытку Алонсо и превзойти время немца ему не удалось.
Впрочем, после долгого разбирательства, результат Шумахера аннулировали: уж очень трудно поверить, что такой опытный гонщик, как Михаэль Шумахер, не справился с управлением на скорости 16 км/ч. Его отправили на последнее место, а как я говорил ранее, обгонять здесь практически невозможно. Кто знает, возможно именно этих очков ему не хватило, чтобы уйти красиво, уйти чемпионом?
Однако, не стоит забывать, каких трудов стоили семь титулов. Каково было прийти и свергнуть с трона многолетних чемпионов «Williams» и «McLaren», а затем вернуть на вершину «Ferrari»: четыре года без крупных успехов, а по пути серьезная авария и перелом ноги.
Он смог сплотить команду, помог привести нужных людей, заставить всех поверить в себя и вместе они достигли космических высот. «Ferrari» и Шумахер - уже давно синонимы.
Бывшие соперники то и дело отпускают едкие комментарии в прессе, хвастаются рекордами, обгонами, но для лучшего гонщика современности они всего лишь проигравшие. То, что Шуми, в хорошем смысле, вытворял на трассе, навсегда останется в наших сердцах, а его соперников мы будем помнить только благодаря тому, что им посчастливилось встретиться c Великим на одной трассе... И несмотря на то, что у читателя могло сложиться негативное мнение о Михаэле, он был и остается блестящим гонщиком, замечательным человеком. Личностью. Эпохой.
Ведь Михаэль – настоящий герой и чемпион, а победителей, как известно, не судят.
За статью автору жирный плюс, очень познавательно.
но дочитал до конца, интересно, +