5 мин.

Мы не говорим прощай...

В предстоящие выходные Маньи-Кур примет у себя Гран-при в 17-й и, скорее всего, последний раз. А, учитывая то, что все разговоры о гонках в Париже или его пригородах остаются разговорами, то, что на Поль-Рикаре снесены все трибуны, а Берни, похоже, постепенно теряет к Ле-Кастелле интерес, то, наконец, что прочих полноценных в современном понимании трасс во Франции нет (разве что «Бугатти» в Ле-Мане), мы, возможно, вообще лишимся этапа чемпионата мира в стране, не только придумавшей термин Гран-при, но и проводившей у себя самую первую гонку с таким статусом. Уже более ста лет назад, – в 1906-м! Конечно, былой плеяды победителей (чего стоит хотя бы конец 70-х) у французов нет, своей команды теперь тоже («Рено» здесь таковой не считают), а недавно ушел даже шинник. Так что формально – невелика потеря. Видимо будущее за Малайзией, Бахрейном, Китаем, Турцией, не говоря уж об Абу-Даби, Сингапуре и Индии.. Подумаешь, автоспортивные традиции, надо жить настоящим и будущим, что Берни и делает.

Гран-при Франции под вопросом

Если же говорить конкретно об этой трассе, то она успела стать самой посещаемой Формулой-1 во Франции, опередив по количеству проведенных гонок Поль-Рикар, Реймс, Дижон, Руан, Клермон-Ферран итд. Но это просто сухая статистика. Сам же автодром был противоречивым с самого начала. Да, Гран-при и современная трасса здесь появились благодаря административному ресурсу, как теперь принято говорить. Да, затерявшиеся в полях Бургундии департамент Ньевр и городок Невер ничем не выделялись, кроме дружбы уроженца здешних мест Пьера Береговуа (одно время премьера страны, а затем – застрелившегося в том же Невере после финансового скандала) с тогдашним президентом Франсуа Миттераном. Да, на месте старой, «национальной» трассы в мгновение ока (и с подозрительно большим бюджетом) вырос современный комплекс, лишенный сопутствующей инфраструктуры. Но виновата ли в этом сама трасса? Отнюдь!

Рено так никогда и не стало национальной командой

Для меня лично Маньи-Кур вообще стал знаковым автодромом. Я впервые комментировал гонку с места событий именно отсюда, в 1992-м. Тогда Францию охватил паралич из-за забастовки дальнобойщиков. Парламент ввел права со «штрафными очками» (как у нас раньше – с проколами) и водители грузовиков перегородили все автобаны и наиболее крупные обычные дороги баррикадами из своих фур, протестуя против такого решения. Мы с коллегами добирались из Парижа долго, но все-таки попали в Маньи-Кур благополучно, – ведь сюда и автобанов-то не вело... Но сам автодром посреди бескрайних полей и пасущихся стад коров-альбиносов производил могучее ощущение. Все новенькое (до этого здесь прошла только одна гонка), продуманное, удобное. Стареющие Сильверстоун и Хоккенхайм потом произвели совсем другое впечатление. Сама гонка была интересна и дождем и удивительной системой двух стартов и суммирующихся результатов, словно две попытки в бобслее или горных лыжах. Пейс-кар тогда перенять за океаном еще не придумали.

Несмотря на географическую изоляцию Маньи-Кура, его трибуны всегда были заполнены

С тех пор я бывал на этой трассе каждый раз. Вплоть до прошлого года, конечно... Видел, как постепенно развивается технопарк вокруг трассы, как здесь возводятся новые заводы гоночных команд различных классов. Пережил рождение «Проста» на базе «Лижье» и практически запрограммированную смерть этой команды с переездом в парижский Гийянкур. Я впервые сам сел за руль Ф-1 («Эрроуза"-97, той самой машины Хилла) именно в Маньи-Куре в 2003-м. Ощущал постепенное удлиннение автобана. Год за годом он был все дальше и теперь почти достиг Невера. Да, во Франции лучше не превышать 130 (новая мода здесь, – это не «штрафные очки» прав, а повсеместные радары и невероятные наказания за скорость. Вплоть до уголовной ответственности, начиная с определенного предела), но что такое 250 километров до Парижа пусть даже с законопослушной скоростью 130? Всего-то два часа!

Шумахер выиграл этот Гран-при рекордные восемь раз

А отсутствие пятизвездочных гостиниц и увеселений большого города, по которым так страдали все эти годы боссы команд... Всегда можно снять дом у приветливых местных жителей, а вечером погулять по средневековому Неверу и посмотреть на рыцарские фестивали, представления огненных фейерверков или послушать диковинную механическую музыку. Съездить к одному из многочисленных старнинных замков, разбросанных здесь, в верхнем течении Луары. Кстати трибуны, несмотря на отдаленность от больших городов, чаще всего были переполнены. Что до самой трассы, то большинству пилотов она нравится и сейчас. Чего стоят пара скоростных шикан Нюрбургринг и Имола, или жесткое торможение перед Аделаидой. Да и первый левый поворот с последующим правым раскрывающимся Эшторилом далеко не так просты. Не говоря уже об идеально гладком и невероятно чувствительном к малейшему изменению температуры асфальте.

Райкконен и Масса всерьез нацелены на второе начало сезона

А короткий пит-лейн и большая зависимость времени на круге от содержимого баков иногда позволяли гениям вроде Росса Брауна идти на рискованные эксперименты. Однажды Шумахер победил здесь с ... четырьмя пит-стопами, превратив всю гонку в сплошной квалификационный спринт! Кстати, Михаэль выиграл в Маньи-Куре восемь раз из шестнадцати, что здесь проходил этап чемпионата мира. Так или иначе, но на этот раз и без немца «Феррари» настроена всерьез. Фелиппе и Кими, отметившие во Фьорано 60-ти летие «Скудерии», в один голос уверяют, что последние тесты на Сильверстоуне буквально преобразили машину, и они намерены дать бой «Макларену». Да и «Рено» может встрепенуться ( хотя бы в битве с «БМВ») на формально домашней для них трассе. Может быть это будет последней возможностью вновь блеснуть в Маньи-Куре. Что до меня лично, то я, в отличие от Ф-1, сюда еще вернусь. Причем скоро, – уже в сентябре, на этапе Мировой Серии.