Мы не говорим прощай...
В предстоящие выходные Маньи-Кур примет у себя Гран-при в 17-й и, скорее всего, последний раз. А, учитывая то, что все разговоры о гонках в Париже или его пригородах остаются разговорами, то, что на Поль-Рикаре снесены все трибуны, а Берни, похоже, постепенно теряет к Ле-Кастелле интерес, то, наконец, что прочих полноценных в современном понимании трасс во Франции нет (разве что «Бугатти» в Ле-Мане), мы, возможно, вообще лишимся этапа чемпионата мира в стране, не только придумавшей термин Гран-при, но и проводившей у себя самую первую гонку с таким статусом. Уже более ста лет назад, в 1906-м! Конечно, былой плеяды победителей (чего стоит хотя бы конец 70-х) у французов нет, своей команды теперь тоже («Рено» здесь таковой не считают), а недавно ушел даже шинник. Так что формально невелика потеря. Видимо будущее за Малайзией, Бахрейном, Китаем, Турцией, не говоря уж об Абу-Даби, Сингапуре и Индии.. Подумаешь, автоспортивные традиции, надо жить настоящим и будущим, что Берни и делает.
Если же говорить конкретно об этой трассе, то она успела стать самой посещаемой Формулой-1 во Франции, опередив по количеству проведенных гонок Поль-Рикар, Реймс, Дижон, Руан, Клермон-Ферран итд. Но это просто сухая статистика. Сам же автодром был противоречивым с самого начала. Да, Гран-при и современная трасса здесь появились благодаря административному ресурсу, как теперь принято говорить. Да, затерявшиеся в полях Бургундии департамент Ньевр и городок Невер ничем не выделялись, кроме дружбы уроженца здешних мест Пьера Береговуа (одно время премьера страны, а затем застрелившегося в том же Невере после финансового скандала) с тогдашним президентом Франсуа Миттераном. Да, на месте старой, «национальной» трассы в мгновение ока (и с подозрительно большим бюджетом) вырос современный комплекс, лишенный сопутствующей инфраструктуры. Но виновата ли в этом сама трасса? Отнюдь!
Для меня лично Маньи-Кур вообще стал знаковым автодромом. Я впервые комментировал гонку с места событий именно отсюда, в 1992-м. Тогда Францию охватил паралич из-за забастовки дальнобойщиков. Парламент ввел права со «штрафными очками» (как у нас раньше с проколами) и водители грузовиков перегородили все автобаны и наиболее крупные обычные дороги баррикадами из своих фур, протестуя против такого решения. Мы с коллегами добирались из Парижа долго, но все-таки попали в Маньи-Кур благополучно, ведь сюда и автобанов-то не вело... Но сам автодром посреди бескрайних полей и пасущихся стад коров-альбиносов производил могучее ощущение. Все новенькое (до этого здесь прошла только одна гонка), продуманное, удобное. Стареющие Сильверстоун и Хоккенхайм потом произвели совсем другое впечатление. Сама гонка была интересна и дождем и удивительной системой двух стартов и суммирующихся результатов, словно две попытки в бобслее или горных лыжах. Пейс-кар тогда перенять за океаном еще не придумали.
С тех пор я бывал на этой трассе каждый раз. Вплоть до прошлого года, конечно... Видел, как постепенно развивается технопарк вокруг трассы, как здесь возводятся новые заводы гоночных команд различных классов. Пережил рождение «Проста» на базе «Лижье» и практически запрограммированную смерть этой команды с переездом в парижский Гийянкур. Я впервые сам сел за руль Ф-1 («Эрроуза"-97, той самой машины Хилла) именно в Маньи-Куре в 2003-м. Ощущал постепенное удлиннение автобана. Год за годом он был все дальше и теперь почти достиг Невера. Да, во Франции лучше не превышать 130 (новая мода здесь, это не «штрафные очки» прав, а повсеместные радары и невероятные наказания за скорость. Вплоть до уголовной ответственности, начиная с определенного предела), но что такое 250 километров до Парижа пусть даже с законопослушной скоростью 130? Всего-то два часа!
А отсутствие пятизвездочных гостиниц и увеселений большого города, по которым так страдали все эти годы боссы команд... Всегда можно снять дом у приветливых местных жителей, а вечером погулять по средневековому Неверу и посмотреть на рыцарские фестивали, представления огненных фейерверков или послушать диковинную механическую музыку. Съездить к одному из многочисленных старнинных замков, разбросанных здесь, в верхнем течении Луары. Кстати трибуны, несмотря на отдаленность от больших городов, чаще всего были переполнены. Что до самой трассы, то большинству пилотов она нравится и сейчас. Чего стоят пара скоростных шикан Нюрбургринг и Имола, или жесткое торможение перед Аделаидой. Да и первый левый поворот с последующим правым раскрывающимся Эшторилом далеко не так просты. Не говоря уже об идеально гладком и невероятно чувствительном к малейшему изменению температуры асфальте.
А короткий пит-лейн и большая зависимость времени на круге от содержимого баков иногда позволяли гениям вроде Росса Брауна идти на рискованные эксперименты. Однажды Шумахер победил здесь с ... четырьмя пит-стопами, превратив всю гонку в сплошной квалификационный спринт! Кстати, Михаэль выиграл в Маньи-Куре восемь раз из шестнадцати, что здесь проходил этап чемпионата мира. Так или иначе, но на этот раз и без немца «Феррари» настроена всерьез. Фелиппе и Кими, отметившие во Фьорано 60-ти летие «Скудерии», в один голос уверяют, что последние тесты на Сильверстоуне буквально преобразили машину, и они намерены дать бой «Макларену». Да и «Рено» может встрепенуться ( хотя бы в битве с «БМВ») на формально домашней для них трассе. Может быть это будет последней возможностью вновь блеснуть в Маньи-Куре. Что до меня лично, то я, в отличие от Ф-1, сюда еще вернусь. Причем скоро, уже в сентябре, на этапе Мировой Серии.
Некорректность в этой вразе «По ходу ее он совершил выдающийся обгон за лидерство...», я объяснил почему в нем не было ничего выдающегося. Хотя не спорю, что Рубенс был в тот уик-энд в ударе. Но на гениальный обгон не тянет.
«Только факт: отчего-то одни совершают обгон в подобных случаях, а другие нет.»
Смотря где, скажем Шуми в Монако ′02 сидел вплотную за ДС, но так и не смог обогнать, или тот же ДС в том же Монако, но годом ранее, когда он просидел за Бернольди полгонки. Или смотря на сколько был быстрее один болид относительно другого. Быть чуть быстрее не означает, что есть возможность обгона. Ведь надо не только догнать, но и обогнать, а на это нужно время.
Хотя бы, потому что у нас на дворе четверг, и именно в этот день уик-энд открывается официально. Резюмируя впечатления последних двух недель, приходишь к выводу, что предматчевый расклад перед Гран -при Франции чрезвычайно мало отличается от Гран -при, например, США. Знаменательный уклон в пользу McLaren, поднятый Монако и подтвержденный Канадой, очевидно сохранится. Команда Рона Денниса подходит к восьмому этапу на пике своей формы и в том, что касается матчасти и в том, что называется настроем. Последний формируют гонщики. Дуэль Хэмилтона с Алонсо на сей раз напрямую коснется географии Франции. В свете двух побед Льюиса подряд Фернандо в Маньи -Куре будет вынужден отвечать. И, кажется, эта трасса лучшее для того место. В отличие от Индианаполиса, где послужной список испанца составлял в основном статистический хлам, его невэрское прошлое наполнено исключительно регалиями. Фернандо дважды стартовал в Маньи -Куре с поула и один раз довел гонку до победы, лидируя от светофора до клетчатого флага (2005 год). Кроме того, именно испанцу принадлежит официальный рекорд автодрома, поставленный в 2004 (1.13,698). Гениальный просто был круг.
Маньи -Кур - самая медленная трасса чемпионата из тех, что таковыми не трактуются классически. Это одно из немногих мест в Формуле, где лучшие времена в гонке зачастую ставятся на свежих шинах, а не в режиме пустого бака. Лишь пара гонок в Маньи была украшена дождем – так, в 1999 не без его помощи Хайнц -Харальд Френтцен наполнил понятие сенсации первородным смыслом. Все это плюс отсутствие пейс - каров, большое значение пит - стопов и традиционная невозможность обгонять, на руку тем, кто силен объективно. На сегодняшний день это McLaren.
Ferrari, продуктивно заполнившая паузу тестами в Сильверстоуне, приезжает в Бургундию для того, чтобы достойно отметить очередную годовщину Жана Тодта. Ровно 14 лет назад великий француз присоединился к Скудерии, чтобы сделать ее такой, какой она была при Михаэле Шумахере. Конечно, лучшим способом отметить этот пафосный момент была бы победа.
Проблемы Ferrari, несомненно, гораздо фундаментальнее пресловутого технического фактора. Точно также как творческий кризис Кими Райкконена, несомненно, не может быть приравнен кризису адаптации. В отличие от Айртона Сенны и Михаэля Шумахера, людей чрезвычайно гармоничных и сильных именно этим, Райкконен создает совсем другой образ. Составляющие почерка Райкконена как гонщика давно известны. Российская пресса констатировала их не раз, начиная с Австралии 2001. Талант Райкконена - гонщика совершенно справедливо признается экстраординарным. Лично я бы пошел дальше и сказал, что Кими является самым одаренным гонщиком за всю историю автоспорта. Но чемпионский титул, которого от него ждут по всему миру, это достижение. А оно всегда не столько производное от таланта, сколько уравнение со многими неизвестными. Говорить о Райкконене - человеке и легко, и сложно одновременно. Легко, если делать это в форме стереотипов. Сложно потому, что он человек, на мой взгляд, совершенно особенный. Чья флегматичность и замкнутость не более чем ширма тонкой и ранимой души. Потому что невозможно гоняться так, как это делал Кими в Спа и Хокенхайме 04, не обладая этими качествами. И если гоночным гением финна можно только восхищаться, то как человеку ему можно только сопереживать.
На месте фанов Кими я бы не упускал такой возможности сейчас.
>Кими является самым одаренным гонщиком за всю историю автоспорта
Согласен на все 100%. Так хреново ездить на таких машинах может далеко не каждый! И ломать тоже не у всех получается. Он избранный!
)))
раз уж Вы столь беззаветно любите рубенсовский Сильверстоун 03, то был там обгон и покруче - Ральфа Шумахера, в точно такой же манере самбы и с еще более контактной борьбой. Вот не в этом вопрос. А в том, что не вижу я, в чем Баррикелло Райкконену может быть равен. Помимо того обстоятельства, что оба - прекрасные гонщики. Колесо, кстати, не столько у Хаккинена оторвалось, сколько у Мэнселла - в Португалии 91. Очень известный исторический факт.
Алексей, книгу писать уже пора. И комментарии о сезоне по ТВ ждем с нетерпением. Творческих успехов. Квалификацию смотрим без звука.:((( Англоязычные каналы в инете блокирутся...:((( Но гонки живы, и спасибо вам за ваши статьи.