5 мин.

Горе побежденным

Девиз стар, как мир, но невероятно точен. В последние годы все чаще звучат обратные, чуть ли не завистливые высказывания о Германии и Японии. Мол, войну вроде проиграли, а как живут! Не стоит так думать, друзья, поверьте! Да, финансовые потоки оккупантов позволили этим странам начать восстановление разрушенной войной экономики. Тот факт, что им было запрещено иметь сильный ВПК, направило огромные средства и светлые головы лучших инженеров не на оборонку, а в гражданский сектор. Отсюда, кстати, и доминирование в мире именно немецкого и японского автопрома. Но какая-то часть национальной культуры была утеряна навсегда. Конечно, народные традиции в той же Германии есть. Но, в основном, в маленьких аккуратных деревушках. Большие города, заново отстроенные после американских ковровых бомбардировок, живут по чужому образу и подобию. Молодежь, мягко говоря, американизировалась. Но еще хуже дела обстоят именно в Японии.

Как же так, спросите? Ведь именно там древняя культура сохранилась, как нигде на планете. Да, но это только эрзац. Турниры по сумо исправно проводятся шесть раз в год, кимоно и синтоистские монастыри еще есть. Но большей частью – в глухой глубинке. Или же – в туристическом Киото, словно напоказ демонстрирующем иностранцам незыблемость Страны Восходящего Солнца. В остальном же Япония, – побежденная и оккупированная держава. Фиолетовые волосы молодежи на ночных улицах Токио, безумство и невоздержанность, чудовищным образом контрастирующие с вековым укладом, с подобающим поведением и менталитетом. Это было занесено после войны вместе с сапогами и жевательной резинкой. Это было внедрено теми, кто до сих пор ни разу не извинился за атомные бомбы... Я не пытаюсь оправдать империалистов и союзников Гитлера. Япония тоже совершала военные преступления. И в Китае, и на Филиппинах. Но совершали их не сотни тысяч мирных жителей в Хиросиме или Киото (древнюю столицу спасла лишь непогода, – Нагасаки было всего лишь резервной целью второго полета).

Что теперь? Смесь гордости и комплексов. Корпоративное общество. Родился в «Тойоте», детский сад «Тойоты», школа «Тойоты», институт «Тойоты», завод «Тойоты», дом престарелых «Тойоты», кладбище «Тойоты»... Узенькие улочки с пятиуровневыми развязками, скоростные поезда, невероятная цена квадратного метра, невероятная цена еды, фрукты – штуками, а не килограммами. Залитые неоном всю ночь улицы в центрах городов. Комнаты в отелях, где проблематично даже развернуться. Пригородные поезда-метро, в которые с пяти утра служащие силой заталкивают отбывающих на работу сограждан. У некоторых путь туда составляет четыре часа. И столько же – обратно. Но все довольны. Обратное не принято. В Европе принято смеяться над дружными группами, синхронно вскидывающими фотоаппараты, едва выбравшись из автобуса. Напрасно. Для них это уже огромная свобода и вздох облегчения после многих лет намертво зарегламентированной жизни. Но они постепенно берут свое. Вслед за люксовыми победами «Лексуса», «Акуры» и «Инфинити» в Америку пришли и утвердились и сами «Тойота», «Хонда» и «Ниссан». Да и для «Мазды», марки из Хиросимы, именно Америка составляет первый экспортный рынок.

Неудивительно, что в самой Японии расцвела высокая культура автомобилей и автогонок. Трасса Фудзи, отметив два года назад свои сорок лет, была всерьез перестроена и модернизирована. Теперь тут почти ничего не напоминает старого автодрома, принимавшего три десятка лет назад два первых Гран-при Японии. Тогда у подножия национального символа, Фудзиямы (которая, не достигая и четырех тысяч метров, официально до сих пор считается активным вулканом) выиграли Джеймс Хант и Марио Андретти. А потом «Хонда» возвела свою Сузуку и целые поколения пилотов Формулы-1 сравнивали еще со Спа-Франкоршамом. Легендарная трасса, к счастью, еще вернется, – совсем недавно организаторы объявили, что будут чередовать трассы с 2009-го, наподобие Нюрбурга и Хоккенхайма. Так что истиным любителям автогонок будет проще смириться с Фудзи. Кстати, еще далеко не факт, что она окажется плохой и неинтересной. Первые компьютерные симуляции дают максимальную скорость в районе 330 км/час. Что до инфраструктуры, то «Тойота», хозяин трассы, постаралась на славу. Они, по-большому счету, провалили сезон, пусть и не так явно, как «Хонда», и реабилитация в глазах своих болельщиков нужна концерну как воздух.

Впрочем, большинство болельщиков (тех, кто не будет корпоративно обязан размахивать флагами двух официальных фирм-гигантов) будут поддерживать «Супер Агури», – настоящую, свою команду с ее легендарным предводителем Агури Сузуки. Ну и, конечно, своих пилотов, – Такуму Сато и Сакона Ямамото, – представителя ирландской конюшни, недавно ставшей российской, а потом голландской, а теперь – индийской... Но победа, дубль, весь пьедестал и все места в очках Японии на предстоящем Гран-при все-таки уже обеспечены. Ведь пелетон с этого года в полном составе выступает на «Бриджстоуне», так что не выиграть будет сложновато. Если же говорить о борьбе за титул, то меня лично встревожили последние заявления Хэмилтона о намерении сесть за стол с Алонсо и заключить пакт о ненападении, договорившись о том, где, как и когда можно друг друга обгонять и как именно следует обороняться. На моей памяти в последние пару десятилетий, стоило пилотам вот так договориться не сталкиваться в борьбе за титул, как они тут же в этой самой борьбе сталкивались. Так что ждем интересного развития интриги.