Финал DTM: Bayern ist die Nummer eins
В минувшие выходные состоялся финал революционного и экстраординарного сезона серии DTM.
И это был поистине прорывный сезон, чемпионат с новым техническим регламентом, положивший конец использованию болидов 2008 и 2009 годов.
Первенство 2012 по накалу страстей шагнуло далеко вперед по сравнению со всеми годами возрожденного в 2000 чемпионата DTM. Еще никогда все три представленные марки не боролись на равных за титул, и по этому показателю минувший сезон дал фору даже глобальному чемпионату Deutsche Tourenwagen Meisterschaft, который канул в Лету в 1995, не потянув «формульных» расходов.
Что же стало причиной столь массовых пертурбаций в 2012? Помимо смены технического регламента, явились изменения спортивного, в котором с двухлетним опозданием была произведена смена системы начисления очков на современную в Королевских гонках. И, главное, пришел третий конкурент. Основательно подготовленной и обкатывавшейся весь прошлый сезон M3 основатели серии противопоставили купе А5 и С, заменившие использовавшиеся еще с 2004 года седаны А4 и С-class.
Впервые после ухода Opel в 2005 современный немецкий чемпионат кузовных автомобилей стал триумвиратом борющихся концернов. Причем, ими стали настоящие, заводские представители Большой тройки! Возвращение с 1993 года BMW было интригующим, и оказалось… триумфальным!
Однако никто вплоть до последней гонки не мог поверить в то, что дебютировавшим баварцам это удастся. Весь чемпионат лидировал заводской пилот Mercedes коллектива HWA Team Гэри Паффет, одновременно более пяти лет работающий и на тестах McLaren Формулы 1.
Вообще, в DTM наконец-таки совершили главное дисциплинарное деление пелетона на два гонщика за команду. Например, Abt Sportsline, представлявшая топовую команду Audi, использовала пятерых регулярных пилотов, плюс, Тома Кристенсена во время замены Майка Рокенфеллера.
Забегая вперед, добавлю, что без пяти дней 29-летнему немцу не хватило места в главном коллективе «Ингольштадского экспресса», и гонщик был разжалован в частную команду «колец» Phoenix. Тем не менее, Майк не только не сдал, но и спрогрессировал на две позиции в личном зачете, став лучшим из пилотов, не разыгрывавших титул, оказавшись на пороге лидирующей тройки.
Кто же вошел в это трио? Прошлогодний чемпион Мартин Томчик, поразивший автоспортивный мир, взяв первый титул на «частной» Audi? Нет. 30-летний немец после всех 10 лет выступления в DTM за «Ингольштадский экспресс» ушел к новичкам из BMW, выступив за команду Team RMG вместе с возрастным дебютантом серии Джо Хэндом. Итогом стала лишь 8 позиция. Впрочем, американский партнер по команде и вовсе рядом не стоял, оказавшись 20 и последним, кто набрал очки.
Не стал триумфальным и топ-дуэт Abt Sportsline. Двукратные чемпионы Маттиас Экстрем и Тимо Шайдер не выиграли ни одной гонки и стали лишь 6 и 14 в первенстве. Audi, которая в одну калитку взяла прошлый сезон, в итоге провалилась по всем фронтам! Если говорить о личном и командном зачетах, то пилоты «колец» лишились всех математических шансов еще до финального этапа, равно как и команды, представлявшие автоконцерн. Однако в вернувшемся впервые с 2005 зачете производителей, Audi уверенно занимала лидирующую позицию накануне финального этапа. Однако, повторив во втором Хоккенхайме антирекорд Норисринга, «Ингольштадский экспресс» проиграл «золото» и здесь…
Мортара провел настолько сильный сезон в DTM, что даже удостоился приглашения на тесты F1
Примечательно, что и в зачете команд экстраординарно лучшей стала не главная команда концерна Abt Sportsline, а молодежная «частная» Team Rosberg, за которую гонялись чемпион Евросерии Формулы 3 2010 Эдуардо Мортара и победитель Гонки Чемпионов 2010 Фелипе Альбукерке, проводившие в DTM лишь второй сезон. Однако им удалось закончить сезон на 5 и 11 позициях. И если португальцу не удалось финишировать на подиуме, то итальянец дважды победил (больше – только чемпион серии) и опередил на очко трехкратного победителя RoC Экстрема.
Вице-чемпион британской Формулы 3 2006 и пилот главной команды Audi Abt Sportsline последних двух лет Оливер Джарвис накануне сезона покинул DTM, перейдя в Ле-Ман серии.
Кто же взял титул? После отчаянной борьбы с пилотами Mercedes ушедший накануне сезона от штутгардцев «вечный второй» Бруно Шпенглер отыграл за финальные 5 гонок 41 очко у перманентно лидировавшего Паффетта и с соотношением 149 на 145 в 29 лет добился-таки чемпионства! С начала выступления за заводскую команду Mercedes в 2006 канадец в первые два года становился вице-чемпионом, а в предыдущую пару лет третьим призером. Каждый раз не хватало совсем чуть-чуть, но регулярно именно Шпенглер терял преимущество на финальном этапе.
На это раз, начав сезон со схода, канадец выиграл 40% гонок, что вдвое больше, чем у поверженного на последнем этапе британца. Символично, ведь в предыдущие два сезона дуэт сражавшихся за титул пилотов выигрывал по три гонки, в то время как Бруно, покинув HWA Team и оставив Паффетта с 23-летним дебютантом команды, сходу блистательно превзошел свой прошлый коллектив!
Но в последней гонке BMW не только взяла титул в личном зачете, короновав Шпенглера. Баварцы взяли и победу в командном зачете вместе с Team Schnitzer в руках чемпиона и оказывавшего ему посильную помощь опытного пилота кузовных гонок и дебютанта DTM Дирка Вернера. Благодаря 31-летнему немцу в финальной гонке финишировавшему пятым лучшей команде BMW удалось оставить позади ведущую дружину Mercedes. А сам Вернер таким образом на те же 4 очка опередил молодого соотечественника из конкурирующей HWA Team, что и его лидер в борьбе за титул.
Однако и на этом преференции вернувшемуся после 20-летнего перерыва баварскому концерну не заканчиваются: в зачете производителей BMW вырвала титул у Audi… Притом баварцы в отличие от ингольштадцев и штутгарцев имели лишь 3 команды против 4! Так открывавший сезон Хоккенхайм стал неудачей для Шпенглера и BMW, в то время как закрывавший – полным триумфом.
Но и на этом титулы дебютантов не заканчиваются. В DTM есть еще зачет новичков, и именно в нем молодой, но опытный Аугусто Фарфус, окунувшийся с 21-летнего возраста в гонки Touring Car Championship, праздновал успех. Как видите, BMW победила по всем фронтам.
Но если кто-то выигрывает, обязательно находятся те, кому не улыбнулась удача. И если горячий бразильский парень Аугусто, который на втором десятке уже победил в Европейском чемпионате Ф3000, а дальше ничего не выигрывал, набрал столько же очков, сколько и прошлогодний чемпион DTM, при этом одержав одну победу, то его напарник и номинальный первый номер Team RBM Энди Приоль завершил чемпионат лишь 13. Победитель трех первых чемпионатов World Touring Car Championship так и не смог улучшить 6 результат, показанный в дебютной гонке Deutsche Tourenwagen Meisters, уступив Фарфусу аж 6 позиций в абсолютном зачете.
Mercedes разом лишился братьев Шумахеров
Так и не сумев подняться на подиум на «частном» Mercedes команды Mücke Motorsport, Дэвид Култхард завершил карьеру на 15 месте, набрав столько же очков, сколько и его напарник – чемпион World Series by Renault 2011 Роберт Уиккенс. Причем, 5 место в Норисринге, равно как и позиция в абсолюте, стали для вице-чемпиона мира 2001 года лучшими за все три года выступлений в DTM. Конечно, знаменитый шотландец традиционно управлял лишь техникой Mücke, однако на столь низкой ноте, да еще и со сходом в финальной гонке, вряд ли DC достоен был завершить…
Однако еще хуже выступил Ральф Шумахер, сменивший один заводской Mercedes HWA на другой – AMG. Итогом стал худший результат в «ДТМ’овской» карьере немца – 17 место. Ральф впервые уступил Култхарду и на этом решил также гоночную карьеру завершить.
И если Дэвид не набирал ранее больше одного очка за сезон в DTM (баллы начислялись первой восьмерке), хотя и регулярно завоевывал лучшие круги, то Ральф имел в своем активе и поул в 2010, и подиум в 2011… Так или иначе, в этом году наглядно продемонстрировалась разница между Джейми Грином, талант которого принесли в жертву бренду Ральфа Шумахера, поменяв их местами в заводской и частных командах Mercedes еще в 2009. 30-летний англичанин набрал на 111 очков больше и до последнего боролся за титул.
Впрочем, даже положение Ральфа не столь плохо, если сравнить его с дебютом чемпиона Евросерии Формулы 3 2011 года. 21-летний Роберто Мери не набрал ни одного балла, смотревшись лучше лишь Сьюзи Вольф, которая недавно впервые оказалась за рулем болида F1 и на этом завершила карьеру в DTM. Впрочем, Persson Motorsport на многое рассчитывать не позволяла. Хотя Джейми Грин даже на таком Mercedes умудрялся выигрывать, и в 2010 занял 6 место в общем зачете! Но, естественно, дочери экс-главы Minardi и жене совладельца Williams вместе с 21-летним испанцем такие высоты оказались неподвластны.
Грин был хорош. Но по-прежнему без титула
В следующем сезоне в чемпионате дебютирует и Россия! Moscow Raceway, открывшийся гонками Мировой серии Рено в минувшем июле, примет 7 этап Deutsche Tourenwagen Meisters 2013 года. Увы, "Нижегородское кольцо", вопреки инсайдерской информации достоверных источников еще в 2010, так и не довелось подняться на уровень DTM, приняв быстрейшие "кузова" планеты. В 2013 "туринговых дел мастера" планируют провести 11 гонок...
Прекрасно понимаю Вас. На DTM времени не хватает :).