4 мин.

Деньги в чужом кармане

В «Ф-1» есть спортивный регламент, есть технический. Готовьтесь, скоро будет что-то вроде финансового, расписывающего, сколько денег и куда может потратить конюшня за один сезон. На 2009-й в письме президента ФИА Макса Мосли предлагается ограничить бюджет каждой команды мизерной суммой в 120 млн долларов, в которую не включены зарплаты пилотов и руководителей, затраты на разработку двигателей и деньги на маркетинг…

Знаю, эта тема уже пару раз поднималась в комментариях к другим постам, и общее мнение (кстати, не только у нас, но и на зарубежных форумах) весьма однозначно: проследить за выполнением наложенного ограничения нереально, идея глупая, а федерация занималась бы обеспечением безопасности и не лезла в финансы. Выходит, я принадлежу меньшинству – мне затея пришлась по душе, хотя, в силу более чем поверхностных познаний в бухгалтерском учете и аудите, о возможности мониторинга бюджетов команд рассуждать не возьмусь.

Но вот меня всегда терзал вопрос: почему снижение расходов должно происходить не напрямую, а косвенно, посредством ограничения самой сути «Ф-1» -- технологий? Ведь именно так до сих пор поступала ФИА, продвигая драконовские меры под ярлыком удешевления участия в чемпионате. Возьмем, например, сердце любого автомобиля – мотор. Начали с долгоживущих агрегатов и штрафов за сгоревший не вовремя движок, а пришли в пределе и вовсе к заморозке на десять (хорошо, большое достижение -- срезали до пяти!) лет. Да, число используемых моторов стало меньше, квалификационные модификации канули в Лету, но расходы на повышение их надежности выросли. Или еще пример: единый блок управления наряду с уничтожением электронных систем помощи пилотам также преследовал цель снижения расходов. Да, покупать стандартный блок в разы дешевле, нежели разрабатывать свой, но, как признались инженеры, прилаживавшие его в свои болиды, затраты снова возросли… Мне порой потуги Федерации хочется сравнить с борьбой против тараканов с помощью тапочек. Побежал по полу – шлеп! Полез по стене – хлоп! И это вместо того, чтобы найти источник паразитов и прикрыть его раз и навсегда…

Да, вы будете правы, когда укажете на большие разовые расходы на разработку технологии и затем малую цену ее копирования. Именно такие аргументы и приводил Мосли. Но все эти замороженные движки, стандартные шины и блоки никак не влияют на экономию денежных средств по одной простой причине – высвободившиеся финансы успешно мигрируют (а боссы команд не стесняясь в этом признаются) в другую область, в данный конкретный момент в аэродинамику. А там уже и Макс поджидает. С соответствующей тапочкой…

Не далее как в начале декабря президент ФИА согласовал на Всемирном совете целый ряд мер, направленных на ограничение работы аэродинамических отделов. Использование только одной трубы по 40 часов в неделю (а у некоторых команд их две и колбасят они круглосуточно), не более 15 испытаний в день и только с масштабными моделями, ограничения на компьютерные симуляции и т.д.

Дырок в таком плане много, и не нужно быть аудитором, чтобы их обнаружить. Например, «Хонда» записывает свою вторую трубу на баланс «Супер Агури» и безнаказанно наслаждается удвоенным лимитом. А, скажем, «Феррари» создает фирму «Рога и копыта», которая в нерабочее время арендует ее единственный туннель и доводит те испытания, что не успела закончить основная смена… Но, несмотря на очевидные промахи и простоту обхода таких предложений, мало кто хочет, чтобы аэродинамику порезали так же, как движки. Рассматривая этот план, предвидя аналогичные сумбурные идеи в будущем, но имея в качестве альтернативы глобальное решение по ограничению бюджета, команды (все, кроме действующих чемпионов) склоняются к тому, что стоит хотя бы попытаться насильно урезать финансы. Ибо они знают: деньги найдут куда уплыть…

Мне очень понравились слова доктора Марио Тайссена: «Если какая-то команда захочет платить огромную зарплату своим пилотам, у других должна быть возможность потратить такую же сумму на компьютер». Она не совсем соответствует текущим предложениям, ибо сейчас доходы гонщиков исключаются из бюджетного ограничения (хотя, по-моему, все, что влияет на результат гонки, должно быть включено). Но общая идея босса баварской команды подразумевает развитие той области, которую команда посчитает наиболее для себя важной. И содержит еще более глубокий смысл: если все же удастся эффективно ограничить бюджеты, отпадет необходимость замораживать узлы и элементы, и можно было бы попытаться ослабить технический и спортивный регламенты. Ну, право слово, кому интересно правило двух или четырех Гран-при, а уж тем более штрафы десятком мест за отказ техники? Прорывы через пелетон вещь, конечно, зрелищная, но любые искусственные правила мне, например, никогда не нравились. Да и на исход чемпионата влияют – доказано. Так что, может идея и утопична, но было бы здорово чуть ослабить хватку на горле инженеров. Пусть они соревнуются не в том, кто больше денег потратит на создание стандартной машины, а кто создаст более эффективные технологии в рамках стандартного бюджета