6 мин.

Когда все надоело

Казалось бы, можно было бы обсудить накопившуюся информацию о том, как команды в этом году решают вечную дилемму распределения ресурсов между доработкой существующих болидов и подготовкой к следующему сезону. Чем не обширная тематика, которую подпитал на днях Росс Браун, рассказав о том, как его урезанный штат эффективно, не растекаясь мыслью по слишком большому отделу, справляется с поставленной задачей, при этом успевая держать руку на пульсе текущего чемпионата, чтобы не подпустить к себе конкурентов. У них замечательно получается, кстати, что доказывает Гран-при Турции, где фаворитом должен был стать, но не стал «Ред Булл».

Можно было бы обсудить решение «БМВ-Заубера» развивать F1.09 до последнего, мотивируя такой выбор тем, что все, что удастся наработать в этом году, пригодится в следующем. Все логично и, наверное, правильно, с практической точки зрения, ведь ограничения в том или ином виде (с помощью финансов или тестовых километров) в следующем году будут, и нужно по максимуму разобраться со всеми вопросами именно сейчас. Однако, с философской точки зрения, какая ирония: в прошлом году, имея шанс побороться за чемпионат, который так отчаянно пытались проиграть Льюис Хэмилтон и Фелипе Масса, немцы преждевременно остановили «тупиковую ветвь» развития и направили все усилия на создание нового болида. Как же, ведь регламент открывает такие широкие возможности, а у «БМВ» все четко, по-немецки, шаг за шагом распланировано. Они и выпустили свой «прототип» на трассу самыми первыми, а теперь бьются над тем, чтобы довести его до ума. А может он и есть та самая тупиковая ветвь, с которой они обманулись в прошлом году?..

Ведь в следующем сезоне инженерам придется многое переделать, а в некоторых случаях, наверное, стоит подумать о том, чтобы начать с нуля. Например, в отсутствие дозаправок тот же топливный бак должен стать примерно раза в два больше, и даже если не говорить об управляемости болида, на борту которого около 150 кг постепенно убывающего топлива, то можно вспомнить о проблеме упаковывания всех необходимых узлов в хвосте болида. Далее, «Бриджстоун» не только собирается дать командам шины, пригодные для использования без предварительного обогрева искусственными средствами, то есть термочехлами, но и сделать передние покрышки уже, дабы нивелировать избыток сцепления, который появился на них после перехода к сликам. Добавьте сюда общее увеличение веса болида на 15 кг, которые, естественно, нужно попытаться использовать по максимуму в том случае, если в команде легкие гонщики (ведь планку поднимали из-за высоких и тяжелых, вроде Роберта Кубицы), и вопросы, витающие вокруг KERS и целесообразности его использования. Как не уставал в начале чемпионата напоминать Стефано Доменикали, F60 был специально разработан «Феррари» вокруг этой системы (и совсем не собирался ехать быстрее без нее), а значит, при отказе от KERS перепроектирование предстоит достаточно глобальное.

Но как, думая о моделях образца 2010 года, можно абстрагироваться от мыслей о том, какой и сколько вообще чемпионатов мы будем смотреть в следующем сезоне? Может вообще нужно плюнуть на все сейчас, потому что будущего нет, или же стоит поверить Россу Брауну, по версии которого альтернативный чемпионат, ежели таковой родится, будет проводиться на «тех же самых болидах что и сейчас, только готовых пройти дистанцию без дозаправок»?..

Лето – нормальное время для раскручивания мельницы слухов о переходах пилотов и изменениях в составах команд. Плюс новички, которые могут появиться вместе с конюшнями-дебютантами – чем не тема? Но ситуация такова, что даже «глупый сезон», обещавший нас порадовать после единственной рокировки прошлого межсезонья, и тот затих, едва начавшись стандартными пересудами о Нико Росберге и «Макларене». Я уже, честное слово, соскучилась об историях про Фернандо Алонсо и «Феррари». И даже о Нельсоне Пике-младшем, Себастьяне Бурдэ да Казуки Накадзиме и обоснованности их присутствия в «Формуле-1» позабыли (ладно, японец в последний раз держался молодцом). Потому что, черт его знает, из каких пилотов будет состоять в следующем году «Ф-1». Может Льюису Хэмилтону, на днях согласившемуся следовать за «Маклареном», куда бы тот не позвал своего чемпиона, все же придется стучаться в «Манор», где ему, вероятно, будут рады по старой памяти, а Кими Райкконен на пару с Робертом Кубицей осуществят свою мечту и пойдут отнимать лавры у Себастьяна Леба.

И сколько новичков-пилотов будет в «Формуле» следующем году? Шесть, шестнадцать, а может все двадцать два? Или не стоит пытаться предугадать число новых команд и умножать их на два, потому что нынешние гонщики сегодня ждут, а завтра будут решать, что лучше для них самих, а дебютирующие конюшни тоже могут позволить себе не торопиться, посмотреть, кто поопытнее да помаститее всплывет на рынке труда в ближайшее время…

Если бы еще ситуация в самом чемпионате была чуть поразнообразнее, чтобы перевесить поток информации от ФИА и ФОТА. Так нет же, после Турции остается только констатировать силу «Браунов» не только в низко- и среднескоростных поворотах, но и в быстрых виражах, что отставляет не так уж много шансов соперникам на ближайшем этапе в Сильверстоуне. Ну, разве что, родные стены сыграют злую шутку с Дженсоном Баттоном.

В общем, от мрачных мыслей о будущем никак не отвлечься, а потому все же, скачусь в неприятную тему с парочкой маленьких замечаний о том, что сегодня произошло.

«О чем весь этот спор? – вопрошает ФИА в лирическом вступлении к своему пресс-релизу, освещающему ее версию событий конфликта с ФОТА. – Речь идет о попытке некоторых команд завладеть коммерческими правами «Формулы-1»? Или отобрать у ФИА регулирующие функции? Или даже все дело в столкновении личностей? Всего понемногу, но реальная проблема носит философский характер, затрагивает основы «Формулы-1». Весь вопрос в технических свободах. По признанию ФИА и некоторых команд, либо может существовать свобода техническая – свобода инноваций, либо свобода финансовых затрат. Но выдержать и то, и другое невозможно».

Не буду претендовать на истинное видение этого вопроса, но мой вариант: весь этот спор – не о правах, власти, желании победить, не важно уже по какому поводу, и совсем не о технических свободах, которых в «Ф-1» осталось вовсе не так и много (и уж тем более не заключающихся в устаревших моторах «Косуорт», регулируемом заднем крыле или более мощном KERS). Спор – о деньгах, деньгах и деньгах. Как обычно.

В кризис кто-то разоряется, а кто-то выплывает из него сказочным богатеем, как когда-то Берни. Сегодня тоже кто-то хочет не просто не утонуть, а именно хапнуть, потому что «Ф-1» – слишком лакомый кусок. Иначе стоило бы за него так бороться… Вот введет ФИА свое бюджетное ограничение (а она твердо намерена его ввести), и не важно даже, как будет соблюдаться его выполнение, важно то, что при расходах в 45 млн евро пойди, подкати к старине Берни и попроси у него большую долю для команд. «А зачем вам больше?» – будет самым милым ответом из арсенала язвительных выражений Экклстоуна.

Но команды имеют право биться за то, что они зарабатывают. Огорчает другое – медлительность. Свои заготовленные пресс-релизы в ответ на опубликованный заявочный лист ФИА команды и ФОТА выбросили в массы очень быстро. Но они дали нам обещание конструктивно и детально рассказать о том, что плохо в новом регламенте на 2010 год и произвольном законотворчестве Федерации. Не считая того, что именно с этого нужно было начинать бодаться с ФИА, ФОТА могла бы и поторопиться со своими объяснениями, вместо того, чтобы отдавать ход Федерации, которая реагирует незамедлительно, сея еще большую смуту в мозгах болельщиков. Возможно, после сегодняшнего удара команды отреагируют быстро, но если они будут столь же «эффективно» создавать альтернативный чемпионат, то сегодня я – в числе скептиков.