9 мин.

Гран При Европы: Стелла сотоварищи

Гран При Европы в Валенсии подарил нам лучшую гонку во всей истории этой трассы. Даже интереснейший, почти во всех гонках насыщенный борьбой прошлый сезон не смог сломить тенденцию скучнейших уик-эндов в портовой испанской трассе. За исключением Рубенса Баррикелло, красиво выигравшего здесь в 2009, никому не удавалось не стать заложником традиции побед лишь с поул-позишн. В дебютном 2008 здесь было два обгона, в прошлом году – пять, не считая DRS. В 2012 их было десятки!

Один лишь факт окончания 18 круга, когда собралась группа из 9 болидов в 3,5 секундах во главе с Михаэлем Шумахером о многом говорит. А если продолжить, сказав что в этом Гран При сошли все фавориты, то становится заранее понятна историчность и непредсказуемость результатов гонки. За несколько часов до этого, воскресной ночью точно также сошли два лидера чемпионата IndyCar, позволив «темной лошадке» вырваться вперед. В F1 история несколько повторилась. Быстрейший и победитель в Валенсии были совершенно разными понятиями.

Счастливчики

Фернандо Алонсо становится первым гонщиком, выигравшим вторую гонку в сезоне. И точно так же, как и в Малайзии, испанец сделал это в тот момент, когда от него этого никто не ожидал. Двукратный чемпион даже не попал в суперпоул и стартовал лишь 11. В гонке же после неплохого старта Алонсо проехал мимо провалившихся Росберга и Баттона, а также смог в 5 повороте лучше себя спозиционировать, чем ди Реста. Все. На этом «прорыв» испанца закончился, и гонка в обрамлении пилотов Force India совсем не сулила больших перспектив.

Но у Фернандо в руках был важный козырь, которого он не имел в Канаде, оттого и проиграл прошлый Гран При на последних кругах. В Валенсии, благодаря проваленной квалификации, Алонсо имел в своем распоряжении свежие комплекты резины на всю гонку! Потому, после 10 круга Фернандо резко активизировался и одного за другим прошел в 13 повороте по внешней и внутренней траекториям Хюлькенберга и Мальдонадо. Далее, не исчерпав ресурс стартового soft, он пересидел конкурентов на первом пит-стопе и оставил позади еще и Кобаяши с Райкконеном, выскочив перед носом последнего. Обгоны не останавливавшихся в боксах конкурентов были для двукратного чемпиона делом техники, и к 22 кругу, в очередной раз пройдя Пола ди Ресту, Алонсо вышел на 4 место. И тут, на пороге середины дистанции, произошло столкновение Верня с Ковалайненом, спровоцировавшее появление пейс-кара. Фернандо, располагая свежей резиной, не без доли уверенности перешел на «прайм» и имел полное право ехать не нем до финиша. Более того, 10-секундная заминка экс-напарника позволила испанцу выйти на 3 место, а недосягаемые Феттель и Грожан стали легкими мишенями на рестарте. Алонсо блестяще разогнался в воздушном мешке Lotus и уже на первом торможении зеленого флага прошел Романа по внешнему радиусу... как оказалось, в борьбе за первое место! Ибо Феттель мгновениями спустя останавился из-за отказа генератора…

Единственный, кто мог бы посягнуть на лидерство двукратного чемпиона, Грожан, после серии атак сошел по точно такой же причине, что и Феттель. В результате Фернандо одержал одну из лучших в карьере побед, ставшую уже 29, и превзойдя планку прошлого сезона. И для сравнения Масса, который проиграл партнеру 0,073 секунды по чистой скорости в квалификации, в гонке только 16, опередив лишь HRT. Это и есть разница между чемпионом и тем, кто был где-то близко. Впрочем, подобная разница регулярно наглядно демонстрируется и в Red Bull…

Кими Райкконен, в 6 раз проиграв в квалификации Грожану, уступал напарнику и на протяжении всей гонки. 0,008 квалификационного поражения выливались в воскресенье вплоть до разницы в 6 позиций на дистанции. Второй Гран При подряд Кими откровенно уступал Роману. Однако в очередной раз именно финну, финишировавшему во всех гонках, а не французу, проехавшего меньше всех кругов в пелетоне, судьба благоволила. Чемпион, вернув должок за капитуляцию после рестарта, сломил сопротивление Хэмильтона и взял «серебро».

Михаэль Шумахер

При упоминании этой легенды уже всплывает невероятное уважение, а при лицезрении успеха семикратного чемпиона… Знаете, следить за процедурой подиума, конференцией и т.п. хочется ничуть не меньше, чем за самой гонкой. И это без всякого субъективизма и фанатизма, которые мне не присущи.

Серия неудач должна была когда-то закончиться. Семь гонок подряд Михаэль становился жертвой отказа коробки передач, некорректной блокировки соперника, необдуманной атаки конкурента, поломки DRS в квалификации, в гонке; падения давления топлива в рампе и даже банально неприкрученного колеса! На Гран При Европы черная полоса закончилось. Шумахер сломал злой рок. Немец поднялся-таки на подиум после своего возвращения.

И это при старте с 12 позиции, пропуске Баттона на первых кругах и нетривиальной тактики со стартом на medium! Шуми боролся. И он не попал под раздачу, как Росберг, который на рестарте пропустил семерых конкурентов. Напротив, Михаэль был первым, кто обогнал Нико в борьбе за 7 место. И, тем не менее, семикратный был лишь 5. Перед своим вторым пит-стопом. А, остановившись, и вовсе 11. За 16 кругов до финиша. Но Шуми боролся. Петров, Баттон, Перес, пара Force India – всех с одинаковой легкостью Михаэль просто разорвал. А как он защищался? Немец сдерживал буквально половину пелетона перед своим первым пит-стопом. И так и остался непреодолимым препятствием для Марка Уэббера, чей чемпионский Red Bull, как всем продемонстрировал Феттель, позволял на секунды опережать конкурентов. Но даже свежий опциональный комплект, поставленный австралийцу на финальном пит-стопе против прикатанного у немца, не позволил Уэбберу опередить Mercedes. Всю гонку он провисел на заднем антикрыле Шумахера…

Вот что значит класс. Класс лучшего из лучших. Обычно более удачливому напарнику не помогла даже на 6 мест лучшая стартовая позиция. И, даже несмотря на великолепный последний круг, на котором Росберг выиграл 5 мест, все это выглядело лишь как возвращение позиций, утраченных на первом, и не позволило претендовать Нико более чем на второе подряд 6 место, с которого он и стартовал…

ФаворитыОни должны были победить. Их темп в равных условиях был просто фантастичен. Однако пейс-кар украл их преимущество, а генератор лишил возможности поставить финальную точку.

Себастьян Феттель

Думаю, 15 секунд над конкурентами перед дебютным пит-стопом говорят обо сами за себя. Немец просто доминировал. Второй подряд и третий в сезоне поул. Выход на 3 место по победам в квалификации за всю историю чемпионата, на одной ступени с Кларком и Простом. Третий подряд поул-позишн на ГП Европы вел явно к третьей подряд победе. Себастьян, завоевавший в прошлом году в Валенсии хет-трик, на этот раз претендовал и вовсе на Большой Шлем. Однако Renault лишило своей механической поломкой Себа шансов даже финишировать. Феттель не будет лидером чемпионата, Феттель сошел лидируя…

Роман Грожан

Француз претендовал на то, чтобы стать восьмым победителем в восьми гонках. На первом торможении он, несмотря на худший чем у напарника старт, невероятно смелым маневром смог опередить и Райкконена, и Мальдонадо. И только 10-круговое пребывание позади Хэмильтона серьезно ударило по шансам Грожана на гарантированный триумф. Однако, расправившись в Льюисом, как и в Бахрейне, Роман явно ехал на подиум. И даже если бы за победу побороться с упущенным Алонсо не удалось, ввиду свежего «прайма» у испанца против прикатанного у француза, то, как минимум, второе подряд серебро было в кармане. Однако семью кругами спустя фиаско Себастьяна, Роман сошел по точно такой же причине…

Успешные и не очень

Force India

Для команды Виджея Малльи ГП Европы стал лучшей гонкой в сезоне. Его пилоты слетанной парой проведя всю гонку, стартовав 8 и 10, финишировали на 5 и 7 позициях. Нико Хюлькенберг показал лучший в карьере результат, а Полу ди Ресте не удалось повторить своего достижения лишь из-за пропущенного на финальном круге Росберга. Пол реализовал сумасшедшую тактику одного пит-стопа, проехав 34 круга на medium и финишировав уже на ее остатках. Единственным, кто также не побоялся рискнуть не использовать кратчайшие 252 метра пит-лейна для второй переобувки, был Бруно Сенна.

Sauber

Бразильский пилот Williams стал настоящим камнем преткновения для команды из Хинвилла. При этом Бруно, нейтрализовав обоих гонщиков Кальтенборн, еще и завоевал зачетный балл.

Швейцарцы явно рассчитывали на большее, учитывая стартовый рывок Кобаяши с 7 на 4 место. Однако затем они сами подвели Камуи на первом пит-стопе, и японец в попытке прорваться обратно столкнулся с Сенной. На этом самурай не остановился и через 14 кругов врезался в Массу, сойдя с дистанции… И если в первом случае стюарды наказали бразильца проездом по пит-лейн, то во втором Камуи придется отбывать пенализацию в 5 позиций на старте в Сильверстоуне.Перес был гораздо более незаметен. Используя на стартовом отрезке нетривиальный medium, как и Пик, в отличие от Шумахера и Уэббера, реализовать тактику не сумел, остановившись раньше запланированного, из-за невозможности пройти Сенну. Тем самым Перес приговорил себя к 32 кругам на опциональном составе. Мексиканцу еще повезло, что у него был свежий комплект. Однако резины все равно не хватило, и на последних кругах, несмотря на инцидент впереди, Серхио откатился с 7 позиции на 9. Зато перенесшего аварию Сенну на 8 секунд он все же опередил!

Кого же я не упомянул из тех, кто пополнил свой очковый счет? Дженсона. Говорить об этом гонщике уже становится больно. Баттону не помогли даже настройки Хэмильтона. И если Льюис всю гонку боролся за подиум, то Дженсон лишь на последнем круге вырвал 8 место у Переса. А если бы не было аварии напарника с Мальдонадо?

Серия из 7 подряд разных победителей прервалась. Но что будет дальше? В NASCAR, которая не была столь интригующей, как F1, на старте сезона, в минувший уик-энд на 16 этапе чемпионата в Сономе вышел 12 новый победитель. Статистически стоит обратить внимание на Росберга, который стал 7 гонщиком, завоевавшим в 2012 лучший круг. Нико через каждые две гонки регулярно финишировал на подиуме с того места, с которого и стартовал. В Сильверстоуне будет, как минимум, бронза? Узнаем через две недели...

P.S. Анализ инцидентов выйдет в возвращающейся рубрике "Разбор полетов" в ближайший четверг

Статья опубликована в авторской колонке