6 мин.

Легендарный инженер «Ф-1» впервые стал шефом команды. Разве он подходит на эту роль?!

Легендарный инженер Эдриан Ньюи неожиданно стал руководителем «Астон Мартин»

После чудесного прорыва в сезоне-2023 и 8 подиумов Фернандо Алонсо «Астон Мартин» начал потихоньку сдавать позиции в «Формуле-1»: в следующем году коллектив хоть и удержался на пятом месте в Кубке конструкторов, но заработал в три раза меньше очков (280-94), а в нынешнем первенстве скатился на восьмую строчку в командном зачете. 

Такая динамика плохо соотносится с планами владельца «зеленых» Лоренса Стролла. Канадский миллиардер мечтает о победе в чемпионате мира и прославлении своей фамилии, а собственной аватарой за рулем гоночной машины сделал сына Ланса. Ради успеха Стролл не боится по-настоящему вкладываться: построил суперсовременную базу в Сильверстоуне, нанимает чемпионов мира (сначала Феттель, затем – Алонсо) в качестве менторов-напарников для сына, а также отыскивает лучшие умы по всей «Формуле-1» – он переманил в команду десятки достойных инженеров, в том числе бывшего главу аэродинамического отдела Дэна Фэллоуза и экс-главу моторного департамента «Мерседеса» Энди Кауэлла. 

Но венцом трансферной политики Лоренса стало привлечение легендарного конструктора Эдриана Ньюи, которому Стролл пожаловал акции, зарплату в 100 млн долларов и роль партнера в техническом руководстве команды. 

Ньюи, присоединившийся к «Астон Мартин» в середине 2024-го, больше года оставался в тени. Он присматривался к коллегам, оценивал рабочие процессы, старательно размышлял над тонкостями нового регламента (который вступит в силу в 2026 году) и выяснил, что взгляды и действия текущего руководства коллектива не совпадают с его собственными. 

Неудивительно, что к концу сезона-2025 пошли слухи о скорых перестановках в верхушке гоночной команды, тем более что со сменой шефов «Астон Мартин» зачастил: Фэллоуза после неудач давно перевели на другие проекты подальше от «Ф-1», Майка Крака в начале нынешнего года понизили с должности руководителя команды до главы операционной деятельности на трассе, а его место занял Кауэлл, которому в конце сезона тоже стали подыскивать замену. 

Потенциальными сменщиками назывались Андреас Зайдль (бывший руководитель «Макларена») и Кристиан Хорнер, который совсем недавно покинул «Ред Булл». Последний даже нашел инвесторов и активно пытается вернуться в «Ф-1», поэтому его кандидатура казалась практически идеальной для «Астон Мартин». Но Ньюи, встретившись с Хорнером, устроил бывшему коллеге экскурсию по базе в Сильверстоуне, и все же никакой должности не предложил. 

Судя по всему – понял, что хочет строить команду иначе. После чего и занял место руководителя. 

Ньюи словно не подходит на роль руководителя команды – это работа для другого типа людей

Первые реакции: удивление и недоумение. 

Ньюи – тихоня, настоящий интроверт, размышляющий над аэродинамическими потоками вокруг гоночной машины, пока принимает душ. Он привык работать в тени и руководить процессами за спинами фронтменов, не любит болтать и постоянно находиться в центре внимания. И при этом натура увлекающаяся – сохраняет повышенный интерес к работе, пока чувствует, что в его силах справляться с вызовом, и теряется, когда на обстановку начинают влиять внешние факторы. В прошлом Ньюи не раз «уставал» от «Ф-1» и уходил в тихую гавань для восстановления сил. 

Но должность шефа команды – это постоянный стресс, внимание прессы, пикировки с коллегами, обсуждения миллионов мелочей в «Ф-1» и при этом руководство огромной базой с сотнями сотрудников. Здесь нельзя уйти в тень, спрятаться и безмолвно переложить ответственность за неудачи на других. За результат будут спрашивать с главы команды. 

В глазах многих людей Эдриан выглядит гением-мечтателем, которому предстоит заниматься земными делами. Есть высокий риск ошибиться и провалиться, а поскольку все любят Ньюи – кажется, никому не хочется увидеть его падение.

Вот почему его вступление на должность шефа всей команды настораживает. 

Как преодолеть трудности: делегировать полномочия и раскрывать таланты

Впрочем, сильно сопереживать успешной личности с зарплатой в 100 млн долларов в год тоже не нужно. 

Часть предполагаемых трудностей можно каким-либо образом обойти. Ньюи умеет делегировать полномочия – он найдет помощников для менеджмента на базе, наверняка будет время от времени посылать общаться с прессой во время уик-эндов «Ф-1» заместителя или непосредственно шефа гоночных операций. В «Ф-1» не раз бывало так, что «говорящей головой» становится кто-то ниже по рангу руководителя коллектива. Ньюи никто не запретит посещать пресс-конференции боссов, а рутину и шелуху оставить помощникам. Все поймут. 

Куда больше волнует вопрос видения развития команды. Да и вообще – способности Ньюи управлять большим кораблем – ведь у него не было никакого опыта в младших сериях (как у Хорнера или Фреда Вассера). С другой стороны – есть пример Тото Вольффа тоже без большого спортивного бэкграунда, который регулярно посещает гонки, сидит в боксах «Мерседеса», руководит совещаниями в Бракли и прокладывает курс команды, но микроменджментом сам не занимается. Неплохой пример для нового шефа «Астон Мартин». 

Кстати, недооценивать способности в управленческих делах тоже не нужно – англичанин за несколько десятилетий работы в «Ф-1» много раз выходил из зоны комфорта и вырос из своей начальной должности. В «Уильямсе» Ньюи был хоть и главным конструктором, но подчинялся техническому директору Патрику Хэду, зато в «Макларене» уже возглавил всю техническую бригаду. После перехода в «Ред Булл» Эдриан занялся тем, чего ему не доводилось делать прежде – самостоятельно комплектовать и управлять конструкторским бюро – он снова сделал шаг вверх по карьерной лестнице и, фактически, уже направлял и подсказывал своим людям направление развития машин (при этом не забывал творить сам!). 

Теперь же ему предстоит масштабировать предыдущую работу и перенести ее в новый формат. Задача – подбирать людей, которые смогут реализовывать его видение в строительстве команды «Ф-1». А оно есть: за всю карьеру Ньюи внимательно изучал устройство лучших команд и наверняка догадывается, как его реконструировать, научился работать с талантливыми людьми, доверять их мнению и не перекрывать своим. К слову, Ньюи будет не первым инженером-руководителем. В далекие времена «Лотус» к большой славе вел великий Колин Чепмен, который лично чертил уникальные машины, а сегодня «Макларен» побеждает под надзором бывшего гоночного инженера Андреа Стеллы. Чем Ньюи хуже? 

Да, ему предстоит сложная и, может, даже невыполнимая задача по строительству топ-команды. И уверенности, что он справится – нет. Но наблюдать за трансформацией «Астон Мартин», который может стать воплощением видения одного из лучших инженеров «Ф-1» в истории, теперь точно будет интересно.

Что еще почитать перед финальными гонками «Формулы-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Rose, Zak Mauger