Расклады в «Ф-1» перед Гран-при Бельгии: ренессанс «Феррари» и «Ред Булл» состоится?
«Формула-1» вернулась с первого летнего перерыва для короткого рывка из двух гонок в Бельгии и Венгрии – и ближайший уик-энд в Спа очень важен для Макса Ферстаппена и его мечтаний о пятом титуле. Ведь кроме полудомашней обстановки (четырехкратный чемпион родился в Бельгии) «Ред Булл» привез дополнительные апгрейды норовистого RB21 и надеялся с ними перевернуть ход сезона. Особенно с учетом громкого увольнения бессменного шефа Кристиана Хорнера как раз накануне.

Остальной пелотон прибыл в Бельгию более отдохнувшим после трех недель без заездов. Работа за пределами базы кипела только в «Феррари»: итальянская марка сорвала срок внедрения улучшенной задней подвески на Гран-при Британии и решила сперва все проверить на съемочном дне перед второй половиной года. По слухам, тесты прошли успешно, и деталь действительно поможет расширить возможности алой машины – полностью раскрыв ее потенциал, который теоретически позволяет бороться за победы. Вспомните спринт в Китае, например – именно после дисквала за износ планки под днищем на той гонке «Феррари» пришлось настраиваться менее быстрым и удобным образом, чтобы фэйл не повторялся, а подвеска как раз должна все исправить.
«Макларен» тоже не собирался останавливаться в гонке обновлений и планировал новое днище для новой подвески под Пиастри – можно сказать, схватка за первые места теоретически перезапускалась.
И все это великолепие – еще и в непредсказуемый спринтерский уик-энд с одной практикой и под переменчивой бельгийской погодой! Ведь вплоть до августа над окрестностями трека – прогнозы га переменную облачность, +19 -+21 по Цельсию и вероятность дождей не меньше 50% – с учетом спринтерского уик-энда и четырех «результативных» сессий как минимум одна из них рисовала попасть под дождь.
Но кто же виделся фаворитом?
Ферстаппену оставили ровно 5% на победу – пока низшая точка падения
Пока еще действующий чемпион мира финишировал пятым в Великобритании после схода в Австрии. Отставание от первой позиции увеличилось до 69 очков. Букмекеры оперативно отреагировали. Пока еще нельзя называть чемпионскую гонку соревнованием двух пилотов, но шансы Макса рухнули. Достаточно вспомнить динамику.

● Второе место в Канаде: почти 30% шансов на титул и близкий коэффициент к Ландо Норрису.
● Сход в Австрии: остается 8%.
● Пятое место в Великобритании: коэффициент 20.00 и соответственно только 5% на титул, меньше в 2025-м еще не было.
Ландо Норрис ситуацию, напротив, смог поправить. Шансы выросли – теперь уже 43%, хотя после Канады в линии британцу оставляли только 25%. Это как раз была низшая точка падения для Ландо.

Факторы условий и трека: «Макларен» – достижимая цель, особенно если обновления «Феррари» и «Ред Булл» сработают
«Спа-Франкоршам» – самая длинная трасса календаря: 7,04 км по Арденскому лесу. И она разбита на три совершенно разных сектора: первый – один из быстрейших в сезоне в невероятными скоростными поворотами «О Руж»и «Радийон» и набором быстрых прямых, затем зона жесточайшего торможения и второй сектор из сложных и техничных среднескоростных поворотов вниз с холмов, а третий – вновь скоростной, но с постоянным чередованием быстрых и медленных поворотов.

Фактически в «Спа» влезает словно три разных трека один за другим, и потому так сложно собрать настройки, чтобы шины не перегревались в поворотах и не слишком остывали на прямых.
«Макларен» здесь со своим мастерством охлаждения мог и пострадать – если хоть немного промазал мимо баланса между прижимной силой или скоростью. У лидерской машины весь сезон видны проблемы с темпом на прямых, и ошибка с установками ставила Норриса и Пиастри под удар на ускорениях, либо механическое сцепление могло то пропадать, то появляться – не слишком хорошие условия для борьбы с сильнейшими и мотивированными соперниками.
Ведь нагрузка на шины в принципе как раз ожидается максимальная – по расчетам поставщика покрышек «Пирелли».
Требования к прижимной силе получили оценку в 2 балла из 5, при этом нагрузки на торможениях – почти максимальные 4 из 5, а боковые и продольные нагрузки – уже максимальные 5 из 5, как и нагрузка на шины. Потому распределение стресса на покрышки выглядело буквально как «лишь центр передних шин страдает чуть меньше» – настолько велика нагрузка от разгонов – она оценена в 4 из 5.

Также производитель шин решил усложнить стратегический пазл пит-стопов необычным набором покрышек: в роли «харда» привез самый жесткий состав С1, а «медиум» и «софт» поставил С3 и С4. Такой «прыжок» через одну – необычная вещь: в последний раз подобный эксперимент выкатывали еще на Гран-при Австралии 2022-го. Все – ради тактического хаоса: тогда желающие проехать гонку с одним пит-стопом теоретически сохранили такую опцию, но проигрывали бы на каждом круге соперникам на двух остановках очень много – и, скорее всего, не смогли бы обороняться колесо в колесо. Симуляции «Пирелли» и насчитали преимущество двум остановкам – так что «Макларен» терял еще одну фишку в виде мощного контроля над износом.
А важность стратегии в Спа традиционно высокая: из-за длиннейшего круга ошибка в вызове на пит-стоп даже на 1-2 «петли» обрекает неудачливого гонщика на 110 секунд с изношенными шинами – на несколько секунд медленнее конкурентов. Здесь «подрезка» работает чуть ли не эффективнее всего – и важность правильного момента остановки в боксах даже растет в случае дождя или подсыхания покрытия.
Ведь на трек вдобавок положили и новый асфальт – следовательно, его абразивность и механический износ покрышек должны были снизиться, а скорости, естественное сцепление и важность износа из-за температур – увеличиться.
Как это повлияло на расстановку сил?
● «Макларен» теоретически потерял главные ультрафишки – преимущество в темпе в жаркой погоде и больше контроля над износом покрышек. Самое широкое рабочее окно машины все равно позволяло настроить оба болида с годным балансом, но не убирало фундаментальную слабость на прямых и на разгонах. К тому же, в 2025-м оранжевая команда еще и не слишком здорово отрабатывала с тактикой пит-стопов – фавориты виделись реально уязвимыми;
● «Феррари» в случае расширения рабочего окна действительно могла претендовать на победу: ведь в похожим по характеристикам Китае Скудерия уже возглавляла пелотон. Буст квалификационной скорости тоже позволял надеяться на прогресс – только нужно было успеть подстроить подвеску под новый трек всего за час практики;

● «Ред Булл» и Макс Ферстаппен всегда хороши в Спа, ведь из-за аэродинамически эффективного шасси у них больше опций для компромисса между скоростью на прямых и прижимной силой для баланса и включения шин. Агрессивная стратегия с большим количеством пит-стопов – тоже их конек;
● А «Мерседес» уже доказывал форму при прохладной погоде и в переменчивых условиях. Недавние обновления поправили и квалификационный темп, и скорость на прямых, а у Расселла уже был опыт реализации невозможной тактики одного пит-стопа в Спа;
В спринте победить мог угодно, а дальше – классная возможность сбросить все настройки и попробовать снова уже по-настоящему. Разрывы в классификации будут точно меньше, чем в котировках букмекеров.
В прошлом сезоне в Бельгии был зафиксирован любопытный прецедент. Обычно Гран-при в Спа выигрывает кто-то из тройки предстартовых фаворитов, но в 2024-м прошел коэффициент 12.00 на Хэмилтона. Возможна ли новая сенсация через год?
Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там рассуждения, которые не вошли в тексты на сайте!
Сенсаций в Спа не ждут – самые стабильные коэффициенты в году. Хэмилтон может дотянуться до рекорда
Достаточно редкая ситуация – первые три пилота вообще без минимальных правок по коэффициентам. То есть до Великобритании и сейчас – одинаковые расклады. Букмекеры не готовы выделять фаворита в паре «Макларенов», а Ферстаппен – единственный конкурент.
Зафиксируем веру в Льюиса Хэмилтона – помог прорыв к четвертой позиции на родном этапе. Теперь Льюиса оценивают на том же уровне, что и Шарля Леклера. Обычно монегаск был первым в «Феррари».

Новый фаворит в борьбе за второе место: шансы «Мерседеса» рухнули после сходов
Букмекеры, вероятно, уже до конца сезона не вернут классические линии на победителя Кубка конструкторов. Объяснение простое: «Макларен» только наращивает преимущество, запас от второй позиции увеличился до 238 очков.

Аналитики для повышения интриги предлагают ставить на победу в Кубке конструкторов без учета «Макларена». И вот как раз здесь сменился фаворит. Во многом помогла стабильность Льюиса Хэмилтона: британец не заезжал на подиум, но после Гран-при Майами ни разу не выпадал из топ-6. А вот Андреа Кими Антонелли из «Мерседеса» сошел четыре раза в шести гонках.
Еще на расклады явно повлияли новости об успешной обкатке обновлений для Скудерии.
«Ред Булл» всерьез на второе место давно не претендует. Завоевать даже его без участия второго пилота сложно, а Юки Цунода за весь чемпионат набрал только 10 очков.
Прогнозы на Спортсе’‘: футбол, баскет, хоккей и теннис

Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Alex Bierens de Haan