Как Фред Вассер помог Льюису Хэмилтону выиграть титул в младшей серии и перейти в «Макларен»
Для Льюиса Хэмилтона не все в «Феррари» незнакомо, потому что он уже работал 20 лет назад с Фредериком Вассером в серии GP2 (аналог современной «Формулы-2»), и тогда они вместе выиграли титул! Его тогдашний напарник по команде Александр Према решил поделиться воспоминаниями об этом периоде.
Зима 2005/06 года. Француз Према – чемпион «Формулы-Рено» 2.0 и вице-чемпион Евросерии «Формулы-3» – только что завершил свой дебютный сезон в GP2 на четвертом месте. Его напарник по команде ART Grand Prix, Нико Росберг, завоевал титул и получил повышение до «Формулы-1».
Тем временем, молодой британец Хэмилтон прошел аналогичный путь по ступеням автоспорта, завоевав множество трофеев, став чемпионом во вторых сезонах Британской «Формулы-Рено» и Евросерии «Формулы-3» – примечательно, что в последней он завоевал 17 подиумов и выиграл 15 из 20 возможных гонок.

Поскольку Према подписал контракт на еще один год после успеха в A1 Grand Prix, а Хэмилтон стремился сделать следующий шаг в своей карьере, два кандидата в «Ф1» объединились под бдительным оком Вассёра, который руководил ими обоими в «Ф3» и стал соучредителем ART вместе с Николя Тодтом, сыном тогдашнего босса «Феррари» Жана.
«У меня давно были крепкие отношения с Фредериком, потому что тот дружил с мои отцом», — объясняет Према.
«Мы также работали вместе много лет, пройдя через «Формулу-Рено» и «Формулу-3», вместе выигрывая гонки в Макао и Зандворте, а затем перейдя в GP2 с целью максимально приблизиться к «Ф1».
Когда Льюис подписал контракт с ART на сезон 2006 года, я знал, что это будет не самый легкий год для меня. Все, что он сделал в картинге, в «Формуле-Рено», в «Ф3»… он был лучшим из лучших – лучшим гонщиком везде, куда бы он ни приходил. Но это также был хороший ориентир, чтобы увидеть, как я смогу выступить против него».

Понимание подхода Льюиса
Новые напарники по ART уже пересекались на трассе ранее: мельком во время чемпионата «Формулы-Рено» в 2002 году и снова в Евросерии «Формулы-3» в 2004 году – в тот год, когда второкурсник Према финишировал вице-чемпионом, а дебютант Хэмилтон занял пятое место в общем зачете.
Однако это был их первый опыт совместного использования бокса, данных и руководителя команды в лице Вассёра.
«Мы впервые собрались как напарники по команде во время предсезонных тестов в Поль Рикаре», — продолжает Према. «Я помню, у нас были хорошие беседы, хороший способ работы с командой. Льюис работал над своими задачами, я над своими, но команда делилась всем и старалась выжать из нас максимум – наращивать скорость, энергию и синергию.
Честно говоря, между мной и Льюисом никогда не было напряжения, даже когда он меня обгонял! Я очень расслаблен, спокоен и хладнокровен, возможно, в некотором роде даже слишком. Но я уважал то, откуда он пришел, как он это делал…
Даже в GP2 в то время он был так доточен. Все многому у него учились, и он тоже учился у нас. Чем больше ты учишься у всех, тем лучше становишься».

Влияние Вассера
Центральную роль в этом способе работы, обучения и совершенствования играл Вассёр, который, по мнению Према, идеально сочетал требовательность, когда это было необходимо, но также поощрял окружающих быть лучшими версиями самих себя и достигать новых высот – будь то гонщики, инженеры, механики или сотрудники на фабрике.
«Когда видишь такие влиятельные фигуры в «Ф1», как [босс «Мерседеса»] Тото Вольфф, [босс «Макларена»] Зак Браун, Фред… они, безусловно, вдохновляют множество людей», — комментирует Према. «Фред жесткий [в своем подходе], он говорит все как есть, но он очень справедлив. Каждый человек по-разному выполняет свои задачи, но у Фреда действительно хороший подход к этому.
Переход Фреда из «Ф3» и GP2 в «Ф1» с «Рено», затем с «Заубер» и теперь с «Феррари», похоже, складывается для него довольно успешно. За последние два года работы в «Феррари» о нем и его стиле работы только положительные истории. Хотя, в 2006 году я не думаю, что Фред сказал бы, что сегодня он будет руководителем команды «Феррари»!»
Чтобы помочь им бороться за титулы как среди гонщиков, так и среди команд, Вассёр умно сблизил Према и Хэмилтона во время их совместного сезона, в том числе организуя совместные поездки на гоночных уик-эндах. Это стало возможным отчасти потому, что одному из них не разрешалось садиться за руль вне трассы.
«Я помню, как Фред спросил меня: «Алекс, у Льюиса нет водительских прав, ты можешь подвезти его из отеля на трассу и обратно?» Я сказал: «Да, конечно!» Это было не на всех трассах, но, думаю, примерно на половине трасс я был чем-то вроде его Uber!» – смеется Према, прежде чем коснуться того, как в результате развивались его отношения с Хэмилтоном.
«Затем мы ужинали вместе, проводили больше времени вместе, и просто думали о том, как добиться наилучшего результата. Я также помню, как во время одного из наших ужинов я сказал Льюису: «Я уверен, что однажды ты попадешь в «Ф1»», а он ответил: «Да, не уверен… посмотрим». Теперь он величайший гонщик в истории!»

Хэмилтон оставляет свой след
Явные признаки будущего величия проявились по ходу сезона 2006 года, когда Хэмилтон и Нельсиньо Пике – выступавший за команду, основанную его отцом, трехкратным чемпионом «Ф1» Нельсоном – стали лидерами пелотона GP2 и вели борьбу за личную славу.
Для Према три момента выделяются в напряженном сезоне, в котором Хэмилтон одержал пять побед и завоевал 14 подиумов в 21 гонке.
«Льюис был быстр весь сезон, но на одном этапе он сделал шаг вперед», — вспоминает Према. «Я бы сказал, это было на этапе в Монако. Он выиграл гонку, был супербыстр на протяжении всего уик-энда, и с этого момента стало видно, что он [возвысился] и стал человеком, который может бороться за чемпионство.
На следующем этапе в Сильверстоуне у меня возникла проблема со сцеплением, которое расплавилось, поэтому я сошел со второй гонки и наблюдал за ней в паддоке. Выиграв первую гонку, Льюис стартовал во второй с 8-й позиции и обогнал всех! Он проезжал через «Бэккетс», обгоняя Нельсона и других парней по внешней траектории, и я подумал: «Вау! Как он это делает?!»

Наследие
Остальное, как говорится, уже история.
За время выступлений в «Макларене» и «Мерседесе», проведя на сегодняшний день чуть более 350 стартов, Хэмилтон завоевал рекордные 104 поул-позиции и 105 побед в гонках, а также рекордные семь титулов чемпиона мира – что делает его самым успешным гонщиком «Ф1» всех времен.
Как человек, который гонялся рядом с ним на пороге этой славы в 2006 году, Према внимательно следил за каждым шагом.
«Куда бы Льюис ни приходил, у него была скорость, и он демонстрировал свою силу», — говорит Према, который занял достойное третье место в зачете GP2 с одной победой и восемью подиумами. «Я не хочу сказать, что я его фанат номер один, но в «Ф1» я слежу только за Льюисом. Конечно, есть и другие действительно великие гонщики, но я смотрю, что делает Льюис.
То, как Льюис управляет машиной, как он обгоняет, как он всем руководит, как он общается с людьми – для меня он лучший в своем классе. Когда видишь всех молодых гонщиков, приходящих в «Ф1», люди говорят, что он старый, но у него есть опыт, и он знает, когда нужно атаковать. Он знает все о «Ф1»».

Следующая глава в «Феррари»
После столь долгого сотрудничества с «Мерседесом» Хэмилтон шокировал мир «Ф1» прошлой зимой когда было объявлено, что он сменит «Серебряные стрелы» на «Феррари» в 2025 году, заменив Карлоса Сайнса в качестве напарника Шарля Леклера.
С Вассёром во главе, Хэмилтоном в кокпите и еще одним талантливым бывшим пилотом ART Леклером в команде, это знаменует собой полный круг, который, кажется, может произойти только в «Ф1» – и от которого Према особенно в восторге.
«Конечно, с 2006 года прошло много времени, но все еще чувствуется связь», — говорит он о партнерстве Хэмилтона и Вассёра. «Думаю, это снова зажжет искру. Думаю, вспоминая те истории и моменты, когда они вместе побеждали, они будут говорить: «Давайте сделаем это снова!»
Это ритм и цикл. Фред очень силен в объединении людей. Как я уже сказал, он классный парень, он веселый, но может быть жестким, когда это нужно. То же самое и с Льюисом. Думаю, это будет сила, как молния, которая зажжет их обоих, а также команду.
Я уверен, что они уже нашли общий язык. Даже если прошло 19 лет, все будет так же. Фред знает, как говорить с Льюисом, и наоборот, Льюис знает, что сказать Фреду, потому что у них уже был опыт в «Ф3» и GP2. Я просто с нетерпением жду первых нескольких гонок, чтобы увидеть, как все пойдет!»

Итак, как бывший напарник Хэмилтона оценивает его шансы написать еще одну победную историю с самой известной командой в Ф1?
«Дело не в том, что я надеюсь… Я искренне верю, что он сможет это сделать – Льюис рожден, чтобы побеждать», — добавляет Према, который сам был близок к «Ф1», проведя несколько тренировочных сессий, прежде чем сосредоточиться на карьере в немецкой серии DTM и гонках на спорткарах. «Я был на Гран-при Лас-Вегаса в прошлом году и провел некоторое время с Льюисом, разговаривая о разных вещах. У меня двое детей, 16 и 13 лет, и каждый раз, когда я его вижу, мы говорим об этом… Он говорит: «О боже, ты отец!» А я ему напоминаю: «У тебя другие цели. Ты хочешь побеждать, вот что ты делаешь».
«Я могу сказать вам прямо сейчас, я уверен, что каждое утро, когда он просыпается, он тренируется, его менталитет силен, и он хочет уничтожить всех. Я это знаю – знаю на 100%. Думаю, наличие Фреда рядом с ним высвободит эту силу».
Верите в Льюиса?

Источник: Formula-1.