Трибуна
14 мин.

Главные женщины в истории «Формулы-1»

От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 – королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Сегодня вашему вниманию перевод оды главным женщинам в истории «Формулы-1» от официального сайта серии. Такой контент однозначно заслуживает плюса!

1950-е: Мария Тереза де Филиппис

Представьте себе «Формулу-1» 1950-х годов, и вы, вероятно, увидите черно-белые кадры кино, трубчатые алюминиевые автомобили и огромные кожаные очки. В то время автоспорт был хобби в основном для мужчин среднего возраста, которые надеялись сосредоточиться на чем-то другом, кроме адаптации к послевоенному миру. Однако Мария Тереза де Филиппис была заметным и новаторским исключением.

Родившись в бурные 20-е годы в семье итальянского графа, она увлеклась автоспортом с 22 лет, несмотря на критику со стороны родственников – говорят, двое ее братьев поспорили, что она будет слишком медленной. Они быстро поняли свою ошибку после того, как де Филиппис заняла второе место в национальном чемпионате спортивных автомобилей, что побудило «Мазерати» подписать с ней контракт в качестве штатного пилота в 1954 году.

После того как она попробовала свои силы в гонках на выносливость и подъемах на холм, ей предложили возможность погонять на машине «Формулы-1» в 1958 году, что сделало ее первой женщиной, участвующей в соревнованиях этой серии. К тому моменту «Мазерати» уже перестал быть официальным конструктором, но их машины были доступны для независимых участников.

Ее первое знакомство с «Формулой-1» произошло в Монако – там она не прошла квалификацию вместе с половиной заявившихся, включая будущего руководителя серии Берни Экклстоуна.

На Гран-при Бельгии 1958 года де Филиппис добилась большего: финишировала единственный раз в карьере – последней. Затем – поездка во Францию, и здесь ее амбиции потерпели удар: она утверждала, что директор гонки не позволил ей участвовать, сказав, что «единственный шлем, который должна носить женщина, – это шлем в парикмахерской».

Ее последующие гонки были омрачены проблемами с двигателем, а карьера в «Формуле-1» закончилась там же, где и началась – в Монако в 1959 году. Смерть Жана Бера из «Порше» во время гонки поддержки на Гран-при Германии того года побудила де Филиппис отойти от участия в соревнованиях. Однако ее наследие как первопроходца для женщин в автоспорте позволило ей впоследствии стать вице-президентом Международного клуба бывших гонщиков «Формулы-1».

Maria Teresa de Filippis, Maserati 250F, Grand Prix of Italy, Autodromo Nazionale Monza, 07 September 1958. (Photo by Bernard Cahier/Getty Images)

1960-е: Хейзел Чепмен

Хотя здесь Хэйзел Чепмен упоминается в контексте 1960-х годов, ее влияние на автоспорт охватывает несколько десятилетий. Было бы несправедливо сводить ее роль лишь к тому, что она была женой Колина Чепмена – вместе они основали легендарную компанию «Лотус», положив в ее основу свой деловой опыт и знания в области автоспорта.

В начале их отношений родители Хэйзел разрешили Колину построить собственный автомобиль в их гараже, который впоследствии стал «Лотусом» Mark 1. Когда Колин был в отъезде по службе в Королевских военно-воздушных силах, он оставлял Хэйзел список заданий по доработке этого автомобиля и его последующих моделей.

По мере накопления опыта в автомобильной сфере рос и спрос на их услуги, и Хэйзел вложила 25 фунтов собственных денег (что сейчас эквивалентно примерно 613 фунтам стерлингов или 792 долларам США) в создание зарегистрированной компании «Лотус» в 1952 году. Их позиции укреплялись, и Хэйзел стала ключевой фигурой в руководстве компаний автокомании «Лотус» и гоночной команды «Лотус».

Начав участвовать в Гран-при в 1958 году, «Лотус» доминировал в 1960-х и 1970-х годах с такими легендарными гонщиками, как Джим Кларк, Грэм Хилл, Йохен Риндт и Эмерсон Фиттипальди. Хэйзел гордилась тем, что с самого начала знала всех своих пилотов.

В то время, когда предполагалось, что лидирующую роль будут играть мужчины, Хэйзел была так же важна для пути «Лотус» к вершинам, как и ее муж – именно их нерушимое партнерство и амбиции привели к их достижениям. В конце концов, команда отошла от «Формулы-1», но Хэйзел продолжала играть важную роль в их успехах в более широкой отрасли.

lotus-49-newey-feature.png

1970-е: Лелла Ломбарди

Говоря о первопроходцах среди женщин в «Формуле-1», нельзя не упомянуть Леллу Ломбарди – единственную женщину, которая почти 50 лет назад заработала очки в Гран-при.

Лелла выросла в Италии и в юности помогала с доставкой товаров в мясной лавке своей семьи – так у нее появилась любовь к вождению. Однако ее мечта сделать это своей профессией столкнулась с сопротивлением отца. После того как она доказала свое мастерство, заняв второе место в местной гонке, он решил поддержать ее. Лелла перешла от картинга к «Формуле Монца», а затем (в 1968 году) к «Формуле-3».

Как и многим гонщикам, ей было нелегко найти спонсора. Однако один итальянский дворянин заинтересовался ее карьерой и профинансировал ее участие в «Формуле-1» в 1975 году вместе с «Марч».

Это положило начало самой длинной карьере женщины в «Формуле-1»: она стартовала в 12 гонках в течение двух сезонов и заняла шестое место в испанском Гран-при, заработав полбалла – лучший результат в ее карьере. Гонка закончилась досрочно после ужасной аварии, в которой четыре зрителя погибли от удара машины Рольфа Штоммелена.

Ломбарди еще раз была близка к тому, чтобы заработать очки на Нюрбургринге, где финишировала седьмой. Но, пожалуй, самый большой вопрос «а что, если бы…» в ее карьере возник на Гран-при США. «Уильямс» пригласил ее принять участие в разовой гонке, но из-за проблемы с зажиганием она не состоялась, и такой возможности больше не представилось.

Lella Lombardi (1941-1992) looking at her March Formula 1 before racing at Brands Hatch March 27, 1975. (Photo by Ben Martin/Getty Images)

1980-е: Энн Брэдшоу

Симбиоз «Формулы-1» со СМИ значительно расширился за последние несколько лет, но еще до появления трендов в «Тик-ток» Энн Брэдшоу была новаторским и преданным своему делу пресс-атташе в «Уильямсе».

Сделав себе имя в новостной журналистике, она получила рекомендацию от друга на вакантную должность ответственного за соревнования в Британском клубе гоночных и спортивных автомобилей (BRSCC). Брэдшоу легко адаптировалась к новой карьере, используя журналистский опыт для работы с представителями прессы в выходные дни гонок и руководства пиар-отделом.

После этого она продолжила свою карьеру в автомобильных медиа в журнале Autosport, а затем ее попросили вернуться к пиар-отделу в компании Canon, которая по случайному стечению обстоятельств была титульным спонсором «Уильямса».

В итоге Брэдшоу проработала в британской команде более десяти лет, взяв на себя довольно новую роль пресс-атташе команды в 1985 году. Учитывая ограниченное количество телевизионных трансляций и отсутствие специальных пиар-разворотов, ей приходилось проявлять изобретательность в работе с такими пилотами, как Найджел Мэнселл, Кеке Росберг, Дэймон Хилл и Айртон Сенна.

Взять на себя ответственность за публичный имидж пилотов было не всегда просто, но Брэдшоу успешно помогала «Уильямсу» преодолевать трудности в отношениях со СМИ.

Spa Francorchamps, Belgium. Thursday 24 August 2017. Lance Stroll, Williams Martini Racing, poses

1990-е: Джованна Амати

Де Филиппис была первой женщиной, принявшей участие в Гран-при, а 34 года спустя Джованна Амати стала последней. В 1992 году итальянская гонщица попыталась пройти квалификацию на три гонки после того, как присоединилась к «Брэбэму», став пятой женщиной, принявшей участие в чемпионате мира «Формулы-1» после де Филиппис, Ломбарди, Давины Галики и Дезире Уилсон.

Джованна Амати выросла в обеспеченной семье и с раннего возраста увлекалась гонками. Ее путь в «Формулу-1» был непростым, поскольку взрослая жизнь началась для нее несколько бурно: в 18 лет ее похитили и держали ради выкупа чуть больше двух месяцев.

Желая оставить позади травмирующий опыт, она с головой окунулась в гонки, участвуя в различных соревнованиях, пока в 1987 году не попала в «Формулу-3000». Ее первый сезон был периодом крутого обучения, но во втором сезоне она добилась резкого прогресса, и ее подписали в команду «Брэбэм» в январе 1992 года.

Амати собрала необходимые средства, но из-за отсутствия опыта на высшем уровне и проблем «Брэбэма» (по слухам, механики все еще делали ей сиденье во время первого этапа в Южной Африке) она не смогла пройти квалификацию ни на одном из трех соревнований, в которых участвовала.

После гонок в Южной Африке, Мексике и Бразилии ее заменил будущий чемпион мира Дэймон Хилл. Он также не смог пройти квалификацию на шести из восьми гонок, в которых участвовал, прежде чем команда распалась.

Giovanna Amati (ITA) right, with members of the Brabham team.\nMexican GP, Mexico City 22 March 1992. © Sutton Motorsport Images

2000-е: Клэр Уильямс

Команда «Уильямс» – одна из самых знаковых и исторических в «Формуле-1», она поднялась на самую вершину под руководством Фрэнка Уильямса. В их расцвете, в 80-х и 90-х годах, они завоевали девять Кубков конструкторов.

Дочь Фрэнка Клэр буквально выросла рядом с командой и решила начать свою карьеру в автоспорте в качестве пресс-атташе в Сильверстоуне. В 2002 году она официально присоединилась к семейному бизнесу в качестве сотрудника по коммуникациям, оттачивая свои навыки и изучая тонкости работы команды, прежде чем в 2010 году занять пост руководителя отдела коммуникаций.

Эти годы оказались особенно важными, поскольку на протяжении десятилетия команда из Оксфордшира постепенно приходила в упадок; она с трудом адаптировалась к финансовым и техническим изменениям в спорте, и в 2012 году Фрэнк Уильямс покинул свой пост. Клэр заменила его в совете директоров, представляя интересы семьи, и уже через год была назначена заместителем директора команды и взяла на себя повседневное управление командой.

Она сыграла решающую роль в том, чтобы перевести «Уильямс» через самые трудные годы, когда она привела в команду новый состав в лице Фелипе Массы и Валттери Боттаса, реформировала инженерный отдел и договорилась о переходе на двигатели «Мерседеса».

Помимо борьбы за улучшение результатов на трассе, Клэр была активным сторонником женского представительства в автоспорте. Она была полна решимости добиться большего гендерного разнообразия: от назначения женщин-пилотов до работы с благотворительными организациями и поощрения женщин к изучению предметов, связанных с автоспортом.

NORTHAMPTON, ENGLAND – JULY 12: Sir Frank Williams and Williams Deputy Team Principal Claire Williams talk in the garage during practice for the F1 Grand Prix of Great Britain at Silverstone on July 12, 2019. (Photo by Charles Coates/Getty Images)\n

2010-е: Мониша Кальтенборн

У Мониши Кальтенборн был более нетрадиционный путь в «Формулу-1»: она начинала как студентка юридического факультета и прошла путь до первой женщины-директора команды в паддоке.

После окончания университета она устроилась на работу в компанию Fritz Kaiser Group, владелец которой также был совладельцем команды «Формулы-1». Изначально Кальтенборн была нанята для управления юридическими вопросами команды и продолжала выполнять свои обязанности даже после того, как Кайзер продал свои акции.

К 2001 году она стала членом правления «Заубера» и поддерживала команду, когда та рассталась с «БМВ» в 2010 году. Став независимым производителем, в том же году Кальтенборн заняла пост генерального директора «Заубера».

Медленный уход Петера Заубера из команды завершился в конце сезона 2012 года, когда он отошел от повседневного управления, вновь назначив ее на должность директора команды.

«Заубер» столкнулся со множеством трудностей, выступая самостоятельно на решетке, состоящей в основном из команд-производителей, но Кальтенборн помогла команде справиться с каждой из них, прежде чем она покинула свою роль перед началом сотрудничества с «Альфа Ромео» в 2017 году.

SAKHIR, BAHRAIN – APRIL 21: Sauber F1 Chief Executive Monisha Kaltenborn is seen on the pitwall during qualifying for the Bahrain Formula One Grand Prix on April 21, 2012 in Sakhir, Bahrain. (Photo by Mark Thompson/Getty Images)

2010-е: Сьюзи Вольфф

Сьюзи Вольфф – одна из самых активных сторонниц того, чтобы в «Формулу-1» пришло больше женщин. Она стала влиятельной фигурой в паддоке с 2012 года, когда она пришла в «Уильямс» в качестве пилота по развитию.

В то время ей было 30 лет, но ее опыт в автоспорте уже был обширным: титул лучшей в мире картингистки, а затем семь сезонов в немецких топовых кузовах ДТМ. После двух лет работы в команде Вольфф стала первой женщиной со времен Амати в уик-энде «Формулы-1», когда она приняла участие в свободных практиках на Гран-при Великобритании и Германии 2014 года.

Из-за проблем с двигателем ей пришлось преждевременно прервать сессию в Сильверстоуне, но в Хоккенхайме она заняла достойное 15-е место из 22 машин, проехав круг всего на 0,2 с медленнее времени партнера по команде Фелипе Массы. Впечатляющие результаты позволили ей стать тест-пилотом и принять участие еще в двух тренировках сезона 2015 года в дополнение к паре тестовых заездов.

К концу сезона, посчитав, что она достигла максимума в гоночной карьере, Вольфф ушла из автоспорта и подчеркнула, что хочет помочь другим женщинам добиться успеха в индустрии.

После этого последовал невероятно успешный период в «Формуле E» в качестве директора команды «Вентури», но решение команды провести ребрендинг в сезоне-22/23 заставило Вольфф покинуть свой пост и перейти на нынешнюю должность управляющего директора F1 Academy – чисто женской «Ф-4» в качестве гонок поддержки «Ф-1». Под ее руководством эта новаторская серия продолжает разрушать барьеры для женщин-гонщиц, предоставляя им беспрецедентную поддержку со стороны команд «Формулы-1».

Motorsports: FIA Formula One World Championship 2014, Grand Prix of Great Britain, #41 Susie Wolff (GBR, Williams Martini Racing), (Photo by Hoch Zwei/Corbis via Getty Images)

2020-е: Ханна Шмитц

С годами мы постепенно стали видеть все больше женщин на пит-уолл команд – от стратегов, ставших репортерами, вроде Рут Баскомб и Берни Коллинз, до нынешнего главного инженера по стратегии «Ред Булл» Ханны Шмитц.

Получив работу инженера в команде из Милтон-Кейнса сразу после университета, Шмитц занималась моделированием и созданием потенциальных стратегий – в результате ее работы всего за два года повысили до старшего инженера по стратегии.

Сезоны шли своим чередом, а она доказывала, что является незаменимым членом команды на каждом Гран-при, реализуя эффективные стратегии под невероятным давлением, чтобы помочь «Ред Булл» вернуться на вершину.

Шмитц заняла нынешнюю должность в 2021 году и помогла одержать ключевые победы как четырехкратному чемпиону мира Максу Ферстаппену, так и его бывшему партнеру по команде Серхио Пересу. Самый яркий момент произошел на Гран-при Венгрии 2022 года, когда она пошла против всех и решила не использовать шины «хард», что позволило нидерландцу подняться с 10-го места на первое, обойдя своих соперников.

NORTHAMPTON, ENGLAND – JULY 06: Hannah Schmitz, Principal Strategy Engineer of Oracle Red Bull Racing looks on from the pitwall during final practice ahead of the F1 Grand Prix of Great Britain on July 06, 2024. (Photo by Mark Thompson/Getty Images)

2020-е: Лаура Мюллер

В преддверии предстоящего сезона 2025 года «Хаас» объявил, что Лаура Мюллер станет гоночным инженером Эстебана Окона. Впервые в истории.

Мюллер имеет многолетний опыт работы в различных видах автоспорта – она начинала в 2014 году в качестве стажера-аналитика в немецкой команде «Феникс Рэйсинг», а затем продолжила свое инженерное образование в «Формуле-Рено 2.0» и сток-карах, работая с бывшим гонщиком «Формулы-1» Лукасом ди Грасси.

Ее гоночный опыт продолжал расти, она работала с многочисленными командами в классе LMP2 (прототипах второй категории в гонках на выносливость), ДТМ и классе GT3. В итоге в 2022 году перешла в «Формулу-1», получив должность в отделе симуляторов «Хаас».

Ее продвижение по работе стало еще одной вехой в истории женщин в «Формуле-1» – и хотя поиски более широкого представительства, несомненно, продолжаются, за последние 75 лет спорт прошел долгий путь.

Женщины всегда играли важную роль в успехе «Формулы-1», и такие инициативы, как последняя Хартия разнообразия и инклюзивности, гарантируют, что этот процесс не только продолжится, но и значительно возрастет.

BAHRAIN, BAHRAIN – FEBRUARY 26: Laura Mueller, Race Engineer of Haas F1 during day one of F1 Testing at Bahrain International Circuit on February 26, 2025 in Bahrain, Bahrain. (Photo by Mark Sutton – Formula 1/Formula 1 via Getty Images)

Источник: Formula-1.

P.S. Уважаемые подписчицы блога, если вы еще здесь, то выйдите на связь в комментариях. Мы вас очень любим! Без вас любой коллектив невозможен 😍