Фильм о нашем дрифте наградили на фестивале в Италии – за лучший звук! Вот как его создавали
От редакции: Вы в официальном блоге Российской Дрифт Серии – одного из главных чемпионатов по дрифту в мире. Сегодня вас ждет увлекательный рассказ о тонкостях работы со звуком в спортивном кино. Готовьте плюсы!
Первый в России автоспортивный сериал с элементами реалити – «RDS GP: Шинная борьба 2», созданный командой 29 Production & Agency, – получил награду за «Лучший звук» на Международном фестивале спортивного кино Paladino D’Oro в итальянском Палермо.
Paladino d’Oro Sport Film Festival – старейший и очень престижный фестиваль спортивного кино, основанный в 1979 году. Академия спортивного кино ежегодно отмечает премиями выдающиеся проекты, раскрывающие спортивные достижения и вдохновляющие истории. В 2024 году на фестивале были представлены работы из более чем 40 стран, включая «Шинную борьбу» из России.
Можете вкратце оценить, что именно впечатлило членов жюри.
А здесь мы расскажем, как мы работали над звуком, что выделило «Шинную борьбу» среди более чем 60 киноработ, и почему вообще это так важно для автоспорта.
Звук – это погружение в заезды
Экстремальная скорость, вибрации, высокая температура и запредельная нагрузка на узлы создают неповторимое звучание гонки, которая будоражит и заводит каждого поклонника автоспорта. А теперь представьте, какой это вызов для звукозаписи? Вот вам несколько примеров со съемок «Шинной борьбы»: на тренировке Дамир Идиятулин улетает в гравийную ловушку, и под воздействием камней раскручивается крепеж микрофона! Выхлоп «БМВ» Е30 по прозвищу «ProBabkа» Антона Козлова сжигает ветрозащиту, а Антон Новиков, касаясь бетонного ограждения в фирменном «kiss the wall», разрывает кабель, проложенный вдоль заднего бампера. Чтобы сохранить звук в таких условиях, приходится задействовать весь опыт и смекалку – от выбора надежных точек крепления до защиты оборудования.

Звукорежиссер в автоспортивном проекте пишет звуковую картину в голове еще до начала съемок. Его главная задача – усилить эмоции, задать драму, подсказать зрителю нужное настроение и подтолкнуть к определенному выводу. Конечно, многие художественные решения приходят на этапе постпродакшена благодаря находкам в монтаже и пожеланиям режиссера. Но база для этого закладывается на съемочной площадке. Важно собрать уникальную библиотеку звуков: атмосферу, шумы, детали – все, что сделает историю глубже и богаче. Чем больше материала удастся набрать в полевых условиях, тем больше будет инструментов для создания идеальной звуковой картины.

Чаще всего повествование держится на диалогах. Это документалистика, а значит, события разворачиваются независимо от твоих планов и ожиданий. Все, что успел зафиксировать – это твой материал. Второго дубля не будет. И в этом своя магия: ты словно находишься на первом ряду вместе с героями, переживаешь происходящее в реальном времени – непредсказуемость событий, реакции героев. Желание поймать настоящую драму: запечатлеть слезы, страх, скандалы, радость – это захватывает дух и придает спортивный азарт. Хочется выжать максимум из каждой сцены!
В «Шинной борьбе» работали два, а иногда и три съемочных юнита с камерами, и каждому требовалось обеспечить качественный звук. Порой приходилось разрываться и на ходу принимать решения, с кем работать в моменте. Интересные обсуждения и события могли развиваться одновременно в разных местах. Чтобы быть уверенным, что мы ничего не упустим, звукорежиссер Никита Щербаков оснастил камеры индивидуальными звукозаписывающими устройствами – это позволило фиксировать базовый звук даже без его присутствия.

Важную роль играют комментаторы. Их голоса – ключ к эмоциям зрителей, помогают лучше понять и прочувствовать происходящее на треке.
«Я записывал трансляции из комментаторской студии, чтобы этот инструмент можно было использовать в рассказе, – делится Никита Щербаков. – Другая важная точка – судейская вышка. Судьи внимательно следят за заездами, анализируют их и принимают решения, которые влияют на судьбы героев. Их обсуждения и реакции могут стать важными элементами для сюжета. Поэтому вышка была оборудована нашими микрофонами и камерами, чтобы запечатлеть каждую деталь. В итоге мы получали сразу три звуковые перспективы: из паддока, комментаторской и судейской вышки. Это позволяло по-разному рассказать одну и ту же историю, захватив атмосферу боксов, пит-лейн и трассы».
А теперь можно выдохнуть, сбросить напряжение и груз ответственности за «моментальный» звук. Пора перейти к следующей части – работе с машинами. Здесь в «Шинной борьбе» было два главных направления. Первое – запись звуков с точек: ты стоишь с микрофонами и набираешь библиотеку различных проездов машин. Второе – многоканальная запись: крепишь микрофоны прямо на машину и катаешься вместе с пилотом, фиксируя все звуковые источники. Конечно, такая работа невозможна в «боевых» заездах, поэтому проводится на разминках и тренировках.
Каждый автодром, где проходят соревнования, тоже обладает уникальной звуковой атмосферой. Это особенно важно для зрителя, который не смог попасть на этап – он получает возможность почувствовать себя частью происходящего. Звуки трассы и атмосфера автодрома создают эффект погружения. Это гораздо интереснее, чем просто смотреть видео под музыку. А для тех, кто уже был на этих автодромах, знакомые звуки позволяют заново пережить лучшие моменты.

Теперь переходим к завершающему элементу фонограммы – синхронным шумам, или, как их еще называют, «фоли». Это своеобразная охота, где ты бродишь по паддоку, питлейну и боксам в поисках звуков, которые обогатят атмосферу деталями и оживят происходящее в кадре. Гайковерты, домкраты, компрессоры, тележки, сирены, автомобильные двери – и это только начало. Все зависит от фантазии. Такие звуки уникальны, они до боли знакомы всем участникам процесса и вряд ли найдутся в стандартных библиотеках. Чем больше и разнообразнее коллекция звуков с площадки, тем интереснее и проще работа на этапе постпродакшена.

«Важно собрать богатую библиотеку по каждой машине, которая появляется в сериале. На монтаже всегда возникают неожиданные крупности и ракурсы, а задача звукорежиссера – сделать их убедительными. Поэтому в голове всегда должен быть чек-лист для записи нужных фаз: подъезды, отъезды, холостой ход, прогрев резины, момент постановки, старт. И желательно иметь это все в разных крупностях», – рассказывает Никита Щербаков.
Не менее важна многоканальная запись автомобилей. Например, звук проезжающей мимо машины не подойдет для онборд-ракурса с капота или крыши. Такое несоответствие моментально выбивает зрителя из атмосферы. Поэтому, если это кадр с FPV-дрона, который долго летит за машиной, или GoPro, закрепленной в салоне, – нужен звук, записанный прямо на автомобиле в движении. Это требует целого набора оборудования: рекордеров, микрофонов и капсюлей.

Вот вам пара лайфхаков от звукорежиссера «Шинной борьбы»: «Для записи проездов отлично зарекомендовали себя большемембранные стереомикрофоны и монопушки. Для монтажа на машины хорошо подходят маломембранные стерео и мономикрофоны. А чтобы записывать диалоги, я собрал систему беспроводной записи на базе аналогового радиоканала. Это решение оказалось невероятно удобным и мобильным.
Музыка, звучащая со всех сторон, часто мешала записи атмосферы. Поэтому я начинал съемочный день раньше остальных, чтобы захватить природу, работу техники, легкие диалоги на фоне. Вечерами тоже появлялись подходящие моменты. Иногда мы договаривались с организаторами о выключении музыки в ситуациях, где она была не принципиальна, и никто бы не заметил ее отсутствия. Такие эпизоды были на вес золота, и в них мне удалось записать одни из лучших атмосферных треков».

Звуковая картина на обработке – магия сведения творится здесь
Работа над постпродакшеном начинается с синхронизации звука и видео – так монтажер сможет качественно работать с материалом и в полной мере понимать происходящее. Например, если в кадре общий план толпы, следящей за заездом, а наш герой находится среди людей и что-то говорит, интершум с камеры может «замылить» важные детали. Монтажер, не услышав ничего внятного, наверняка пропустит этот момент. Но если к исходнику привязан звук, записанный с микрофона на буме, четко передающий слова героя, ценность такого кадра возрастает в несколько раз.
«После первых черновиков серии начинается совместная работа с режиссером, монтажером и композитором. Мы обсуждаем творческие находки, думаем, как можно усилить или переработать моменты доступными средствами, обмениваемся мнениями. Когда монтаж серии завершен, ее передают на финальный этап работы: полноценный монтаж, сведение, мастеринг звука и написание музыки», – рассказывает Александр Кузьмичев, шоураннер, режиссер и продюсер «Шинной борьбы».
Оцените работу над звуком (было-стало) в этом видео:
Во время работы над звуком иногда нужно пересмотреть монтаж. Например, если звуковое оформление в каком-то моменте кажется слабее, чем хотелось бы, можно продлить кадр или сменить ракурс. Такие же корректировки касаются и музыки.
«Бывает, что после добавления музыкальных слоев режиссеру и мне хочется что-то усилить или переработать. Это одно из главных преимуществ работы в своей команде: продукт — живой организм, который можно дорабатывать вместе, возвращаться на несколько шагов назад и исправлять то, что не устраивает», – рассказывает Никита Щербаков.
Автоспортивный сериал предполагает, что большая часть хронометража посвящена спортивным сценам, а монтаж таких эпизодов – одно из самых сложных направлений в звуковом дизайне. Это кропотливая и долгая работа. Нужно много раз переслушивать записи, подбирать фазы, которые идеально подойдут под кадр, и в то же время звучат реалистично и документально.
Зрители сериала – и далекие от автоспорта люди, и профессионалы. Ни один звукорежиссер не захочет оказаться в ситуации, когда звук машины не соответствует двигателю или физике процессов на экране. У всех пилотов уникальные автомобили с индивидуальными настройками, особенностями звучания, манерой пилотажа, работы с педалями и ручником. Чтобы грамотно оформлять такие сцены, необходим опыт, насмотренность и умение быстро ориентироваться в архивах записей, накопленных за три года съемок.
Вот, например, заезды в дождливую погоду. Звук, записанный на сухой трассе, не подойдет для мокрого заезда. Меняется все: темп, работа с газом, звук шин, инерция. Бывают и абсолютно уникальные ситуации. Например, если у пилота начинает отказывать мотор, и заезд идет на пяти цилиндрах вместо шести. Это кардинально меняет звучание машины. Каждая такая ситуация – вызов, но именно они делают работу команды продакшен особенно интересной.

«Победа «Шинной борьбы 2» на Paladino D’Oro – это признание не только нашего мастерства, но и философии команды 29 Production & Agency. Мы верим, что именно внимание к деталям, глубокое погружение в каждый аспект работы и страсть к своему делу делают наши работы особенными. Этот успех вдохновляет нас продолжать создавать проекты, которые рассказывают истории», – говорит Александр Кузьмичев.
Факт
В 2020 году команда 29 Production & Agency получила награду The International Motor Film Awards тоже в номинации «Лучший звук» за вирусное видео Flankers: Drift in the City. А у «Шинной борьбы» достойное международное признание, включая награды «Лучший сериал» (ISFF, 2024) и «Лучший звук» (Paladino d’Oro Sport Film Festival, 2024).
Если вы еще не смотрели «Шинную борьбу», мы знаем, чем вам заняться вечером: все сезоны доступны на RDSTV.ru.
Всем дрифт!
Зарубин (его команда) - Гоча - Царь.
Царь хорошо комментирует - понятно для зрителей.