18 мин.

Финал «Ф-1» в эмоциях: эйфория «Макларена», слезы «Мерседеса по Хэмилтону, прощания повсюду

На последний Гран-при сезона 2024 года в Абу-Даби «Формула-1» сохранила главную интригу: кто станет обладателем Кубка конструкторов. Надежды «Феррари» были довольно слабыми, ведь команда уступала «Макларену» целый 21 балл. Все стало еще хуже, когда Шарль Леклер откровенно провалил квалификацию, а до этого на его болиде заменили батарею и выписали штраф в +10 позиций.

Старт гонки перевернул все с ног на голову, когда Макс Ферстаппен выбил с трассы Оскара Пиастри (пилот «Макларен» смог продолжить), а Леклер воспользовался неразберихой и совершил мощный рывок аж на восьмое место.

«Феррари» показала действительно хороший темп, но уступающий «папайя-тим». И Карлос, и Шарль сделали все, что могли, но Ландо Норрис лидировал с первого круга и до последнего, контролировал износ резины и позволил приблизиться Сайнсу только после обязательного пит-стопа.

Победа гонщика «Макларена» при любых раскладах приносила Кубок конструкторов команде из Уокинга, а пилоты «Феррари» действительно сделали все, что могли − второе и третье место.

Босс «красных» Фредерик Вассер тоже пытался помочь команде, как мог. Пока Зак Браун обнимался с Фернандо Алонсо, француз хотел умыкнуть из-под его носа кубок.

«Макларен» ликовал − первая победа со времен Хаккинена

Команда Норриса и Пиастри заранее подготовилась к триумфу: собрала на базе в Уокинге работников и устроила им просмотр финальной гонки сезона. Шикарный момент единения и подчеркивание того, насколько важен каждый член коллектива – и эмоции ребят постоянно показывали в международной трансляции как видеокомментарий к каждому напряженному моменту.

Гоночный инженер: «Мы сделали это, мы сделали. Чемпионы мира! Отлично!»

Норрис: «Ухуху! Уууу! Папайя на вершине! Поздравляю всех».

После финиша Норриса в боксах команды было очень громко. Судя по видео, многие были очень молоды, когда «Макларен» в последний раз брал Кубок конструкторов.

На пит-лейн было еще жарче. Механики и другие представители команды обнимались и плакали.

А вот и самый долгожданный момент – Зак Браун принес Кубок конструкторов в гараж.

Это в начале все были более менее спокойны, а потом перестали сдерживать себя. Все это под аккомпанемент классики «We are the champions».

А вы видели когда-нибудь Андреа Стеллу таким? Вряд ли. Итальянский инженер раскрылся и его выражение лица − заготовка под новый мем.

Несмотря на то, что на этом Гран-при Оскар Пиастри не особо помог команде, по сезону он внес большой вклад в успех «Макларена». Австралиец весь вечер не отходил от Ландо Норриса.

И куда без победного командного фото.

Сразу после Ландо перестарался с количеством шампанского и кажется, что залил телефон админа соцсетей «Макларена». Но тот вряд ли сильно огорчился.

В «Феррари» прощались с Сайнсом и не особо вспоминали утраченный титул

Очевидно, в «Феррари» переживали из-за того, что упустили шанс взять Кубок конструкторов, которые команда не видела долгие годы. С другой стороны, перед последним Гран-при итальянцы были в слишком проигрышной позиции и неудачная квалификация Леклера плюс замена батареи умножили все на ноль. И Шарль, и Карлос старались оставить хоть призрачную надежду, ведь на болиде Норриса могла произойти какая-то проблема, но все их стремления были тщетны.

Чем занялись в боксах «Феррари» после финиша? Пошли поздравлять коллег из «Макларена». У двух команд в последние годы прекрасные отношения, как и у их руководителей − Зака Брауна и Фредерика Вассера.

Фанаты заметили интересный момент: босс «Феррари» Фредерик Вассер вывел на экран пит-уолл не только гонщиков своей команды, но и Льюиса Хэмилтона. Так было не только во время гонки, но и свободных практик.

И, конечно же, провожали Карлоса Сайнса. Чемпионом с «Феррари» он не стал, были прекрасные гонки, были провалы, но испанец красиво вписал свое имя в историю итальянской команды − 4 победы, 6 поулов, 25 подиумов и целых 900,5 очков.

Не победное, но командное фото из боксов Карлоса Сайнса, где собрались все его механики, инженеры и остальной персонал.

И Шарля Леклера.

Но в Абу-Даби были не только гоночные моменты и борьба за Кубок конструкторов. Часть гонщиков покидала «Формулу-1», другая в следующем году займет места в иных командах.

Кто уходит из «Формулы-1»

Кевин Магнуссен

В отличие от партнера по «Хаасу», Кевин Магнуссен уходит из «Формулы-1». Со следующего сезона он будет выступать в WEC: датчанин подписал контракт с командой «БМВ» и будет пилотировать гиперкар M Hybrid. Это третий раз, когда Магнуссен не смог сохранить место в «Ф-1», причем дважды в «Хаасе».

На последний Гран-при отца в Абу-Даби приехала его маленькая дочь Лаура. Перед гонкой девочка помогла папе надеть перчатки.

Когда гонка приближалась к концу, жена Кевина обратилась к нему по радио: «Поздравляю, дорогой, с твоей последней гонкой. Люблю тебя. Добро пожаловать домой ко мне и к девочкам».

Послегоночная мудрость от Магнуссена, которого очень сильно изменило появление первого ребенка: «Сидеть с моей дочерью на решетке было очень важно для меня. Она может и не вспомнит об этом, когда вырастет, а вот я смогу».

Чжоу Гуаньюй

Чжоу покидает «Ф-1» после трех сезонов за «Альфа Ромео» / «Заубер». Китайский гонщик семь раз попадал в топ-10 и принес команде единственные очки в нынешнем сезоне. Причем в Катаре стал лучшим по версии болельщиков.

К сожалению, этого было недостаточно для нового контракта. Он оказался в команде не в лучшие для нее времена, а в переходный период «Ауди» потребовались совершенно другие умения. Правда, китайский пилот совсем не унывает и считает, что еще может вернуться в паддок.

«У меня еще будет шанс, вернуться обратно», − заявил Чжоу в интервью F1 TV.

Валттери Боттас

Финн Валттери Боттас мог бы быть полезен, ведь у него за спиной бесценный опыт победителя Гран-при и чемпионатов мира в «Мерседесе».  Однако в 35 лет он оказался никому не нужен, а его последнее интервью в качестве гонщика «Формулы-1» получилось очень откровенным.

«Это была ошибка [перейти в «Альфа-Ромео», которая стала «Заубером]. Нельзя предсказать будущее, в первый год все хорошо начиналось, но потом пошло на спад. Да, будущее нельзя предсказать, все так. Просто хочу убедиться, что мой следующий шаг будет хорошим – надеюсь, настанут более приятные времена», – сказал пилот.

Боттас отметил, что после сезона-2021 у него была возможность продолжить карьеру в «Уильямсе», однако он предпочел «Заубер» из-за тогдашнего руководителя команды Фредерика Вассера – который в 2023-м перебрался на аналогичную должность в «Феррари». Валттери знаком с Вассером по выступлениям за команду «АРТ» в младших «формулах» – тогда ею руководил француз.

«Фред был важной частью [«Заубера»], я раньше работал с ним. Был четкий план и цель на три года, было понимание, как достичь ее – но когда он ушел, эти планы отправились в мусорку. У нас были хорошие отношения и четкие цели. Его уход многое изменил. Конечно, [после ухода Вассера я искал другие варианты для продолжения карьеры], но когда он ушел, было довольно поздно, это был самый конец сезона. У меня была опция в контракте: если уйдет Фред, то я тоже могу уйти, но… Как только «Ауди» подтвердила свое участие в «Ф-1», я подумал, что стану столпом проекта, но этого не произошло».

Позже Валттери поделился видео, на котором почему-то почти все кадры сняты еще во времена, когда он гонял в «Мерседесе».

В следующем году финн, скорее всего, станет резервным гонщиком «Мерседеса». Но сможет ли он в будущем вновь вернуться на место боевого пилота?

Кто начнет новый сезон «Формулы-1» в других командах

Кроме тех, кто сказал «прощай» «Ф-1» как будто бы навсегда, были и те, кто наденут новые комбинезоны. Таких набралось несколько − Льюис Хэмилтон переберется из «Мерседеса» в «Феррари», Карлос Сайнс − из «Феррари» в «Уильямс», а Нико Хюлькенберг − из «Хаас» в «Заубер» / «Ауди».

Нико Хюлькенберг

Перед стартом Гран-при немецкий пилот «Хаас» Нико Хюлькенберг выложил проникновенное обращение.

«Два года назад мы с командой «Хаас» начали совместное путешествие прямо здесь, в Абу-Даби. У меня не было постоянного места в «Ф-1» в течение трех лет, поэтому я был очень взволнован, но, честно говоря, у меня также были некоторые сомнения, смогу ли в течение полного сезона успевать за очень высоким темпом этого вида спорта. Спустя два года и 46 гонок, горжусь и радуюсь тому, чего мы вместе достигли. В частности, сделали большой шаг вперед в этом сезоне с неизменно хорошими гонками и очень сильной командной работой. Большое спасибо всему «Хаасу» за многие моменты и прекрасные воспоминания: Аяо за особое сотрудничество в этом году, Гюнтеру и Джину за то, что они настолько сумасшедшие, чтобы подписать меня, и Кевину за то, что он отличный товарищ по команде».

А после последней гонки в болиде «Хаас» Хюлькенберг оказался в окружении любимой жены и дочери.

Следующий сезон немец проведет вместе с «Заубером», который скоро превратится в «Ауди».

Карлос Сайнс

«Четыре года незабываемых моментов, праздника, великих сражений на пути и бесценных уроков. Эти воспоминания останутся со мной навсегда. Спасибо, «Феррари», − написал Карлос Сайнс за несколько дней до Гран-при. Следующий сезон испанец начнет в «Уильямсе».

«Было большим удовольствием гонять за вас, ребята. Форца «Феррари», − финальное радио от Карлоса.

Очевидно, что Сайнсу было грустно уходить из команды уровня «Феррари», но таковы гонки. После брифинга в гараж итальянцев пришел Чжоу Гуаньюй, который напомнил испанцу про спор. Карлос обещал: если гонщик «Заубера» наберет очки – оденется в костюм перца в честь прозвища «чили». Пришлось выполнять.

После гонки Карлос Сайнс попал в руки прессы и поделился мыслями о последней гонке за «Феррари».

«Прежде всего, мои поздравления «Макларену», они заслужили эту победу в чемпионате. В последние две трети этого сезона они были просто великолепны. Со своей же стороны мы можем гордиться тем, какие усилия прикладывали для того, чтобы добиться успеха в этом чемпионате. Это был тяжелый сезон, но нам определенно есть чем гордиться.

Круг возвращения в боксы получился очень эмоциональным. И в то же время я очень благодарен за то, что в течение этих четырех лет у меня была возможность быть частью этой потрясающей команды. Я получил возможность выиграть свои первые гонки за карьеру в «Ф-1», выиграть свои первые подиумы. Я доказал и себе, и всем остальным, что способен бороться за победы и подиумы за рулем подходящей машины. И моей целью со следующего сезона будет постараться вместе с командой помочь «Уильямсу» подняться на те позиции, на которых эта команда и должна находиться».

Уже на следующий день Карлос впервые оказался в «Уильямсе».

Кстати, на нем был не только белый шлем, но и полностью белый комбинезон.

Льюис Хэмилтон

Пожалуй, самое эмоциональное расставание получилось у Льюиса Хэмилтона с «Мерседесом». Этот год гонщик не может записать себе в актив: он проиграл вчистую Расселлу квалификации, так и по очкам. Британец с первых этапов жаловался на болид и не смог совладать с ним.

Двенадцать долгих сезонов, шесть чемпионских титулов и теперь Хэмилтона пошел исполнять очередную мечту − надеть красный гоночный комбинезон и сесть за руль «Феррари».

Финальное радио от Льюиса можно смело заносить в цитатник и в будущем даже перепутать с Джейсоном Стейтемом: «Мы мечтали поодиночке, но вместе мы верили. То, что начиналось как прыжок веры, превратилось в путешествие для книги истории».

Когда все разъехались, Хэмилтон остался один на стартовой прямой и начал крутить пончики. После чего вылез из болида и некоторое время провел рядом с ним. Получилось очень трогательно.

После финиша гонки вся команда оставила автограф и пару слов на гоночном шлеме Хэмилтона. Точно отправится в домашний музей британца.

Когда Франко Колапинто выполнял медиаобязательства, за его спиной показывали повтор финиша двух «Мерседесов». Вот какая была реакция у аргентинца на то, что Льюис Хэмилтон обогнал Рассела на последнем круге: «Хорошо, что он его обошел, мне это нравится».

Куда направился после Льюис Хэмилтон? Кто-то заснял, как британец пошел в боксы «Феррари». Пора обживаться, Льюис.

Эстебан Окон

Экс-гонщик «Альпин» последнюю гонку сезона наблюдал с трибун, так как команда заранее высадила его из болида, чтобы заменить на новичка Джека Дуэна. Следующий год Окон начнет в «Хаасе» вместе с Оливером Бермэном и похоже, что француз ждет первые тесты. Даже выложил новый комбинезон.

А чей уход или триумф растрогали вас?

Что еще почитать про последний Гран-при сезона 2024 года?

Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Clive Mason / Staff; formula1.com