Предобзор Гран-При Катара «Формулы-1». Работа над ошибками или новое испытание арабской ночью?
Суточный перелет в 13000 километров ведёт «Формулу-1» из Лас-Вегаса на Ближний Восток. Всего десять дней и два Гран-При остается до конца 75-го чемпионата мира. Открывать финальный дуэт этапов на побережье Персидского залива будет пока еще новый для «Королевских гонок» Lusail International Circuit в Катаре.
Предыстория
Извилистый трек в пригороде Дохи был возведен в 2004-м году. Всего за 12 месяцев тысяча строителей превратила пустынную локацию в 25-ти километрах от столицы эмирата в современный гоночный оазис. Главным гостем «Лусаила» ожидался и стал чемпионат мира по мотогонкам, который в том же году открыл новую арену для мировых автосоревнований. Через три года шейхам Катара показалось недостаточным просто быть столицей гоночного события - треку требовалась изюминка, которой не было ни у кого и никогда. В 2007-м году над «Лусаилом» возвели уникальную систему ночного освещения, которая покрывала всю площадь арены. Первая ночная гонка MotoGP прошла 9 марта 2008-го года - на полгода раньше, чем дебютный Гран-При «Формулы-1» под искусственным светом в Сингапуре.
«Лусаил» долго оставался вотчиной мотогонщиков. MotoGP, чемпионат по супербайку, чемпионат по мотокроссу заполняли расписание автодрома в Катаре. Автомобили были нечастыми гостями на новационном треке в островном эмирате. Но появление лучших автогонок в Дохе был вопросом времени.
После относительной неудачи с этапами в Индии и Корее и нескольких лет стабильности в календаре «Формула-1» направила свои щупальца на Ближний Восток. Такая золотая нефтегазовая жила, как Катар, не могла остаться вне интересов жадных до богатств Liberty Media. В 2021 году стороны договорились о проведении Гран-При с 2023-го года сроком на 10 лет. Ради этого местные шейхи выложили взнос в 55 миллионов долларов - второй по величине после Азербайджана. Но дебют неожиданно прошел уже через три месяца после подписей на контракте - «помог» ковид. В начале 2021-го года Австралия попросила перенести гонку с марта на более поздний срок. Мельбурну выделили даты в середине ноября, но летом стало ясно, что «Зеленый континент» не избавится от заразы к Гран-При. Так как другие автодромы уже были заняты, «Формуле-1» пришлось обратиться за помощью к Катару.
При беглом взгляде на схему трассы закрадывались мысли, что феерии обгонов в гонке ожидать не стоит. 16 перетекающих друг в друга изгибов, которые разделяли короткие прямые отрезки, идеально подходили юрким мотоциклам, но никак не 5,5-метровым лимузинам Ф-1. Единственным разумным местом для атаки казалась километровая стартовая прямая. Даже первый поворот позволял проходить себя на скорости в 160 км/ч, так что все надежды были на DRS. Тем не менее первый в истории Гран-При Катара прошел бодро, запомнился интересными обгонами, но больше всего - проколами шин из-за убийственных бордюров во второй половине гонки.
Организацию дебютной гонки признали удачной, и через два года «Формула-1» вернулась в Доху для вступления в силу 10-летнего соглашения. Но вместо последней декады ноября этап перенесли на начало октября, поближе к азиатской части чемпионата. Это решение сыграло злую шутку с финалом уик-энда 2023-го года.
Прошлогодние гоночные дни в Катаре начались с погружения в любимые границы трассы - за две квалификации судьи списали более пятидесяти кругов. Затем «Пирелли» обнаружили невиданные проблемы с шинами. В Катаре шпалы поребриков выполнены в виде вытянутых треугольных секций. При скольжении на эти танковые ограждения боковины шин получали легкие порезы, которые впоследствии могли превратить покрышку в ошметки. В одном из поворотов даже пришлось изменить конфигурацию изгиба, чтобы машины не попали далеко на бордюр, но это лишь увеличило число нарушений пределов полотна.
К гонке использование одного типа шин ограничили восемнадцатью кругами. В таких условиях об экономии резины речь не шла, и пилоты могли форсировать темп на протяжении всего заезда. И тут напомнила о себе сухая и душная октябрьская погода Катара. В бесконечных изгибах катарского кольца гонщики и так уставали от постоянных атак, так еще и внутри кокпитов воцарилась настоящая печка. Окона стошнило прямо в шлеме, Сарджент сошел из-за плохого самочувствия, у Алонсо после гонки нашли ожоги от раскаленного сидения. Албона хватил тепловой удар, а Стролл после финиша просто припарковался у медицинской машины и отдался в руки врачей.
Гран-При Катара стал главным испытанием прошлогоднего чемпионата. Всплыли старые проблемы чемпионата мира, к которым добавились невыносимые условия гонки. Было ясно, что к будущим стартам владельцам серии и организаторам гонки необходимо менять концепцию этапа на «Лусаиле».
Гран-При Катара'24
К Гран-При 2024 года выводы сделали и правящие лица «Формулы-1», и промоутеры этапа в Катаре. От лица серии главное изменение произошло вместе с публикацией календаря. С середины осени гонка в Дохе переехала обратно к предзимним дням. Вместо даже ночью палящих 30-32°C в ближайшие выходные ожидаются комфортные 25°C, так что проблема с перегревом участников частично решится. Постарались и владельцы трека - перед этапом они отчитались, что в семи из 16-ти поворотов бордюры были подпилены, и теперь вместо острой треугольной пирамиды гонщиков ждут зоны в форме трапеций. Кроме этого в нескольких поворотах обещано революционное в эпоху лимитов трассы решение - за некоторыми поребриками появится гравий, который лично накажет пилота.
Не лишен катарский этап сюжетных интриг. Личный зачет отправился в отпуск до следующего сезона, но нерешенным остается вопрос о судьбе командного кубка. И для «Макларен», и для «Феррари» этот трофей точно не будет лишним: последний раз команда из Уокинга радовалась такому успеху в 1998-м году, а «жеребцы» из Маранелло - в 2008-м. Перед Гран-При Катара соперников разделяет 24 очка, и у «Макларен» есть шанс досрочно склонить чашу весов в свою пользу. Статистика гонок на «Лусаиле» играет в пользу Норриса и Пиастри. Год назад пилоты «оранжевых» были на подиуме и в спринте, и в основной гонке, причем Оскар прервал гегемонию Ферстаппена в 100-километровых соревнованиях. В то же время «Феррари» ни разу не финишировали в Катаре выше пятого места, а в прошлогодней гонке Сайнс вообще не стартовал из-за проблем с машиной.
Но под конец сезона хочется на время забыть о титульных раскладах и просто насладиться финальными гонками перед зимней паузой. Обычно Катар не удивляет изобилием событий. В 2021-м на «Лусаиле» зафиксировано 43 обгона, в 2023-м - 48, и эти показатели удерживают катарский трек в середине перечня опережений тех чемпионатов. В этом году «Формула-1» потеряла четверть успешных атак по сравнению с прошлым сезоном. При этом борьба стала более качественной, чаще случается битва за лидерство и места в зоне подиума. В Катаре такие сражения пока редки, обгоны за первую строчку автодром Дохи пока не видел, но текущий сезон балует нас разнообразием претендентов на победу. Может быть, и до «Лусаила» доберется волна сражений за главный кубок Гран-При.