33 мин.

Уилл Бакстон. «Гран-при. Иллюстрированная история Формулы-1»: 1990-е

Предисловие

Что такое «Формула-1»?

...

1990-е

К 1994 году «Формула-1» более десяти лет обходилась без смертельных случаев на гонках, но все изменилось в один из самых мрачных уик-эндов в спорте. Отказ от электронных помощников водителя в начале сезона 1994 года вызвал у ряда гонщиков опасения, что мощные и теперь уже норовистые машины будет трудно контролировать. После ряда крупных аварий на тестах их опасения оказались вполне обоснованными. Затем, на третьей гонке сезона в Имоле, их худшие опасения оправдались. В пятницу Рубенс Баррикелло попал в страшную аварию, в результате которой он был госпитализирован, а в субботу австрийский новичок Роланд Ратценбергер разбился в повороте Вильнева и погиб мгновенно.

В воскресенье гонщики, команды и болельщики встретили день гонки в мрачном настроении. Айртон Сенна, перешедший в новом сезоне из «Макларен» в «Уильямс», положил в свой кокпит австрийский флаг, чтобы поднять его в конце Гран-при в знак приветствия Ратценбергеру. Но ему так и не представился шанс. Трехкратный чемпион, один из величайших в истории спорта, разбился на седьмом круге и был объявлен мертвым по прибытии в больницу. Потрясение, вызванное смертью Сенны, навсегда изменило облик спорта.

С начала 1990-х годов безопасность была на первом месте в повестке дня: быстросъемные рулевые колеса стали обязательными, и все более строгие краш-тесты проводились для камер выживания, топливных баков и ремней безопасности автомобилей. Однако внезапный запрет на использование электронных средств в 1994 году в сочетании с повторным введением дозаправки, казалось, означал потенциальный шаг назад. После уик-энда в Имоле было введено ограничение скорости на пит-лейн, а почти тридцать поворотов с повышенным риском на разных трассах были определены и дополнены шиканами или вовсе удалены.

В последующие годы мощность двигателей была снижена, чтобы замедлить машины, изменились правила установки кокпита, чтобы увеличить высоту и длину защиты вокруг шлема водителя, и все автомобили подвергались более жестким испытаниям на удар. Были улучшены ограждения вокруг автодромов, ФИА взяла на себя утверждение всех медицинских работников на местах проведения соревнований «Формулы-1», а также внедрила более быстрые и представительные автомобили безопасности, автомобили для оказания медицинской помощи и медицинский автомобиль ФИА. Наконец, в конце десятилетия автомобили стали тоньше, шины на сликах обязали делать канавки для замедления, ввели крепления для колес, чтобы они не отрывались от машин при авариях, и запретили гибкие крылья.

В последние шесть лет десятилетия почти все серьезные изменения в техническом регламенте происходили из соображений безопасности, будь то повышение прочности автомобилей или попытка контролировать их скорость. Под новым руководством Макса Мосли ФИА стремилась повысить безопасность трасс наряду с безопасностью автомобилей, и это повлияло на дорожную индустрию, поскольку многие разработки в области безопасности «Формулы-1» нашли свое применение в дорожных автомобилях. После смерти Сенны Ассоциация гонщиков Гран-при была преобразована в своеобразный профсоюз, что придало дополнительный вес голосам самих гонщиков. Многие из реализованных изменений были созданы не только благодаря тесному сотрудничеству между ФИА и командами, но и в сотрудничестве с GPDA.

Десятилетие началось с того, что Айртон Сенна и Ален Прост были лучшими гонщиками, но потеря Сенны вкупе с уходом Проста на пенсию проложили путь новому поколению гоночных суперзвезд, которые вышли на первый план. Среди них наиболее заметными были Михаэль Шумахер и Мика Хаккинен, оба завоевавшие по два чемпионских титула. «Уильямс» и «Макларен» остались на вершине, но с Шумахером за рулем «Бенеттон» стал претендентом на чемпионство. Однако немецкий гонщик и британская команда никогда не были далеки от разногласий. До сих пор не утихают подозрения, не мог ли «Бенеттон» каким-то образом использовать запрещенные электронные помощники водителя на своем болиде 1994 года, а Шумахер стал участником многочисленных стычек со своими соперниками на трассе. Его переход в «Феррари» после завоевания второго чемпионского титула стал одной из историй той эпохи, поскольку он поставил перед собой задачу вернуть Скудерии первый чемпионат мира за более чем десятилетие. «Феррари» завоевала корону конструкторов в 1999 году, завершив десятилетие в превосходной форме и заложив фундамент, на котором будет строиться следующая эра доминирования в спорте.

И пока бывшие великие команды, такие как «Лотус», «Брэбэм» и «Тиррелл», с треском вылетали из спорта, новые команды делали свое дело. Любимая команда «Джордан» стала фаворитом болельщиков; швейцарская команда Петера Заубера, никогда не побеждавшая в гонках, добилась успеха; а два чемпиона мира, сэр Джеки Стюарт и Ален Прост, с разным уровнем успеха запустили свои собственные команды. С точки зрения календаря, сезон остался на уровне шестнадцати гонок, а самым заметным дополнением стала Малайзия. Кроме того, начиная с 1991 года, впервые все очки, набранные за год, засчитывались в зачет чемпионата, даже если лишь первые шесть гонщиков, пересекшие линию, продолжали набирать очки.

Хотя это десятилетие было отмечено трагедией, 1990-е годы привлекли к спорту новых поклонников, так как телевизионные трансляции продолжали расти. Всемирная известность этого вида спорта и такие суперзвезды современности, как Шумахер, позволили «Формуле-1» достичь новых высот. Впереди было новое тысячелетие.

Найджел Мэнселл

1-кратный чемпион

Карьера Найджела Мэнселла в «Формуле-1» была обусловлена не только его упорством, но и скоростью. Его стиль вождения заключался в тотальной атаке и абсолютной самоотдаче. Несмотря на сложный характер, его любили те, за кого он выступал в гонках. А боевой дух рабочего человека, усатого недотепы в лондонке, сделал его любимцем фанатов во всем мире.

Это просто чудо, что Мэнселл, родившийся в 1953 году недалеко от Бирмингема, Англия, вообще попал в «Формулу-1». У него не было ни денег, ни, похоже, удачи. В начале карьеры он часто попадал в аварии, в результате которых сломал себе шею и спину. Тем не менее, он доминировал в британской «Формуле Форд» в 1976 и 1977 годах, но после неубедительных результатов в «Формуле-3» ему нужен был кто-то, кто верил бы в него, чтобы дать ему шанс в «Формуле-1».

Этим человеком был Колин Чепмен, который нанял Мэнселла в качестве тест-пилота в свою команду Ф1 «Лотус» в 1980 году. Мэнселл так хорошо помогал команде в разработке болидов, что Чепмен выпустил его на несколько гонок. Во время своего дебюта в «Формуле-1» из-за утечки топлива Мэнселл получил ожоги первой и второй степени. И все же он мчался сквозь боль, пока машина не сошла с дистанции. Он еще несколько раз выходил на старт, но не добился ничего особенного, и поэтому было удивительно, когда Чепмен объявил, что в 1981 году он будет участвовать в гонках на постоянной основе.

Смерть Чэпмена оставила Мэнселла эмоционально опустошенным и политически маргинализированным в новой команде «Лотус», и из-за напряженных отношений в команде он перешел в «Уильямс» в 1985 году, но не раньше, чем буквально сам вытолкал свой «Лотус» за линию Гран-при Далласа, после того как тот заглох в нескольких метрах от финиша. Свои первые победы он одержал за рулем «Уильямс», ставшей его счастливой красной пятеркой, а в 1986 году он по-настоящему повзрослел, упустив титул лишь из-за позорного пробоя шин в финальной гонке. В 1987 году он снова занял второе место.

Мэнселл провел два года в «Феррари», но когда в 1990 году итальянская компания подписала контракт с Аленом Простом, Мэнселл заявил, что предпочел бы завершить карьеру, чем стать партнером француза. Только предложение от «Уильямс» удержало его в спорте, и после проблемного сезона 1991 года все встало на свои места с победоносным FW14B. В 1992 году Мэнселл выиграл девять из шестнадцати гонок и стал чемпионом мира. Но не успел он отпраздновать свой успех, как объявил, что уходит из «Формулы-1» в Индикар, разгневанный тем, что «Уильямс» подписала Проста на 1993 год.

Мало кто верил, что Мэнселл хорошо адаптируется к суровым условиям Индикар, но он доказал, что все сомневающиеся ошибались, и стал чемпионом 1993 года. Когда 1994 год стал более сложным, его убедили вернуться в «Формулу-1», чтобы помочь своим бывшим членам команды «Уильямс», которые оправились от гибели Айртона Сенны. Победа в последней гонке сезона показала, что он не потерял своей решительной скорости.

Мэнселл подписал контракт с «Маклареном» в 1995 году, но машине не хватало скорости, а Мэнселлу — мотивации. Их отношения закончились после двух неудачных гонок, и это был последний раз, когда Мэнселл сел за руль в покоренном им виде спорта.

187 заездов /// 31 победа /// 59 подиумов /// 32 поул-позиции /// 30 быстрейших кругов

Михаэль Шумахер

7-кратный чемпион

Человек, изменивший облик «Формулы-1», полностью переосмыслив методы работы гонщиков и команд, Михаэль Шумахер стал героем как в своей родной Германии, так и во всем мире, вдохнув новую жизнь в «Феррари» и «Формулу-1» и став при этом мировой иконой.

Он родился в 1969 году недалеко от Кельна и с юных лет участвовал в гонках, а после завоевания титулов чемпиона Германии и Европы по картингу и немецкой «Формулы-3» перешел в команду «Мерседес». Когда боссу команды «Формулы-1» Эдди Джордану понадобился запасной пилот для участия в Гран-при Бельгии 1991 года, быстрый молодой немец показался ему отличной перспективой. Шумахер сенсационно квалифицировался седьмым, а к следующей гонке «Бенеттон» украл его и сделал постоянным пилотом «Формулы-1». Уже в следующем году он выиграл свой первый Гран-при.

В 1994 году борьба с гонщиком «Уильямс» Дэймоном Хиллом, длившаяся весь сезон, привела к финальному поединку. Шумахер выехал за пределы трассы и врезался в стену, а когда Хилл переместился в лидеры, Шумахер прикрыл калитку, и они столкнулись. Когда Хилл и Шумахер сошли с дистанции, Шумахер получил свой первый, хотя и спорный, титул чемпиона мира.

В 1995 году Шумахер и «Бенеттон» были непобедимы, и немец стал двукратным чемпионом. Но в расцвете сил он присоединился к «Феррари», чтобы помочь команде вернуться на передовой край гонок. Он создал волшебство. После года обучения в 1996 году машина и команда боролись за титул в 1997 году. Снова он столкнулся с гонщиком «Уильямс», снова дело дошло до финальной гонки, и снова Шумахер закрыл калитку. Однако на этот раз он потерял титул и был дисквалифицирован на весь сезон за намеренную попытку вывести соперника из строя. В 1999 году из-за перелома ноги, полученного в результате аварии на Гран-при Великобритании, он полгода просидел вне гонок.

Его легенда началась в 2000 году — он выиграл все чемпионаты мира в течение пяти сезонов подряд, победив в сорока восьми гонках. Его и «Феррари» было не остановить. Никогда еще водитель не занимал такого центрального места в команде и не имел такого ключевого значения для принятия решений. Он неустанно работал по ночам с инженерами и контролировал работу своих механиков, всегда находя малейшую выгоду.

Шумахер шокировал «Формулу-1», объявив о своем уходе из спорта в 2006 году, но вернулся в 2010 году в «Мерседес», когда немецкая компания вновь заявила о себе в спорте. Но, как и многие другие возвращения, Шумахер не добился прежних успехов — в своих последних 58 гонках он взял всего один подиум, однако он посеял в команде семена, которые расцвели после его второго и последнего ухода из спорта.

По трагической случайности, во время лыжного отпуска в конце 2013 года Шумахер упал, получив разрушительную травму головы. С тех пор он не появлялся на публике, и сегодня о его здоровье мало что известно, кроме того, что он живет со своей семьей в Швейцарии. Один из величайших гонщиков «Формулы-1», Шумахер изменил облик спорта и установил потрясающий рекорд успеха: 7 титулов чемпионата мира, 155 подиумов, 91 победа, 77 быстрейших кругов и 68 поул-позиций. Для целого поколения Михаэль Шумахер — и есть «Формула-1».

306 заездов /// 91 победа /// 155 подиумов /// 68 поул-позиций /// 77 быстрейших круга

Дэймон Хилл

1-кратный чемпион

Дэймон Хилл стал первым в истории гонщиком, который пошел по стопам своего отца и тоже достиг вершины «Формулы-1», став чемпионом мира. Его восхождение на вершину было основано на целеустремленности, упорном труде и почитании своей фамилии. Он сразился с одним из великих гонщиков всех времен и народов и победил его, навсегда войдя в анналы истории «Формулы-1» и став одним из самых популярных гонщиков своего поколения.

Сын двукратного чемпиона мира Грэма Хилла, Дэймон родился в 1960 году и вырос в окружении мира гонок. На семейных встречах присутствовали все представители «Формулы-1». Ему было всего пятнадцать лет, когда его отец погиб в авиакатастрофе, оставив его и его семью безутешными и лишив их того финансово благополучного существования, которое они всегда знали.

Хиллу пришлось быстро повзрослеть, но соблазн участвовать в гонках никуда не делся. В возрасте двадцати одного года он начал выступать на двух колесах, используя тот же простой шлем, который прославил его отец. Вскоре он перешел на одноместные автомобили, где показал многообещающие результаты, но не смог получить финансовую поддержку или возможности для участия в соревнованиях, чтобы по-настоящему проявить себя. Однако это не помешало Фрэнку Уильямсу разглядеть в нем потенциал, и Хилл был приглашен в команду Ф1 «Уильямс» в качестве тест-пилота.

После дебюта в «Формуле-1» в составе тогда еще неконкурентоспособной команды «Брэбэм», его главный прорыв состоялся в 1993 году, когда он был переведен в команду «Уильямс» вместе с Аленом Простом. На машине, в разработке которой он сыграл огромную роль, Хилл выиграл три гонки, а когда его новый партнер по команде Айртон Сенна трагически погиб в 1994 году, Хилл стал лидером команды «Уильямс» после всего лишь 21 гонки «Формулы-1». В 1994 году он обогнал Михаэля Шумахера на одно очко и стал вторым в чемпионате мира, а в 1995 году снова занял второе место.

В 1996 году Хилл доказал свою силу, сразившись с новым быстрым партнером по команде в Индикар Жаком Вильневом и выиграв половину Гран-при того года, став чемпионом мира. Невероятно, но «Уильямс» уже решили не продлевать его контракт на 1997 год, и действующий чемпион оказался в поисках объедков. Он перешел в круговую команду «Эрроуз» и, хотя не ожидал от нее успеха, едва не выиграл Гран-при Венгрии.

В 1998 году Хилл перешел в любимую одноименную команду Эдди Джордана и помог ей одержать первую победу в «Формуле-1» на промокшем Гран-при Бельгии. Но к 1999 году его страсть к спорту угасла, и он решил уйти из спорта, чтобы проводить больше времени с семьей. Жизнь в реальном мире дала ему первую в жизни возможность разобраться с пережитыми трагедиями и невзгодами, и он впал в депрессию, вызванную потерей отца и кумира. Его путь через терапию привел к самоанализу и пониманию, которые сделали его одним из самых интересных и уважаемых обозревателей «Формулы-1» в современную эпоху. Любимый всеми Дэймон Хилл продолжил наследие своего отца и добавил последнюю, прекрасную главу в историю «Формулы-1» семьи Хилл.

115 заездов /// 22 победы /// 42 подиума /// 20 поул-позиций /// 19 быстрейших кругов

Жак Вильнев

1-кратный чемпион

Как сын одной из самых легендарных фигур в автоспорте, Жак Вильнев вполне естественно пошел по стопам своего отца. Однако смерть Жиля Вильнева предупредила его сына об опасностях, присущих спорту, и, несмотря на возможности, открывающиеся перед Жаком благодаря его родословной, с самого начала было ясно, что молодой Вильнев будет делать все по-своему и по своим собственным причинам. Речь никогда не шла о том, чтобы оправдать ожидания или выйти из тени. Жак Вильнев участвовал в гонках потому, что мог, но не потому, что считал, что должен.

Вильнев родился в Квебеке, Канада, в 1971 году и в детстве ездил с отцом на гонки. Он с самого раннего возраста проявлял интерес к соревнованиям, но когда в 1982 году погиб его отец, любовь Жака к гонкам по понятным причинам уменьшилась. Но не навсегда. Когда зов трассы стал непреодолимым, он участвовал в гонках с благословения матери. Он с самого начала подавал надежды, но так и не стал тем, кем его ожидали увидеть. Жаку приходилось работать над совершенствованием своего искусства больше, чем его соперникам, что он и делал, участвуя в различных дисциплинах, от седанов до спорткаров, «Формулы-3» и «Формулы Атлантик». В 1994 году он перешел в Индикар и в первый же год в качестве новичка одержал победу, сразу же произведя впечатление своим жестким стилем вождения и прямотой и откровенностью в общении с прессой. В 1995 году он выиграл гонку Инди 500 и стал чемпионом.

В 1990-х годах переходы гонщиков из Индикар в «Формулу-1» были редкостью, но команда «Уильямс» была настолько впечатлена увиденным, что в 1996 году подписала молодого чемпиона в напарники Дэймону Хиллу. Он взял поул в дебютной гонке и едва не выиграл свою первую гонку «Формулы-1».

Вильнев прибыл «Формулу-1» и оказался настолько впечатляющим, насколько надеялись в «Уильямс». Он вплотную подошел к Хиллу в борьбе за звание чемпиона мира, заняв второе место, а в 1997 году сражался с Михаэлем Шумахером до самого финиша, где добился того, чего не смог добиться его отец, и стал чемпионом мира «Формулы-1».

В 1998 году «Уильямс» провела неудачный сезон, и в 1999 году Вильнев решил покинуть команду, чтобы присоединиться к совершенно новой команде BAR (British American Racing), которой управлял его менеджер. Несмотря на яркие вспышки, за пять лет работы в команде Вильнев ни разу не победил и даже не поднялся на подиум. К концу 2003 года казалось, что его время в спорте закончилось. Но в 2004 году он получил три гонки в «Рено», что привело к заключению контракта с «Заубером» на весь сезон в 2005 году. К середине 2006 года, когда результаты все еще не пришли, он ушел из «Формулы-1», печально завершив то, что начиналось как самое многообещающее время в спорте.

После «Формулы-1» Вильнев записал и выпустил акустический рок-альбом, но от гонок он никогда не отходил. Он участвовал в гонках НАСКАР, сток-карах в Бразилии и «Формуле E», а сегодня участвует в гонках в Ле-Мане, где остается одним из немногих гонщиков, которые все еще могут выиграть легендарную «Тройную корону» автоспорта.

163 заезда /// 11 побед /// 23 подиума /// 13 поул-позиции /// 9 быстрейших кругов

Мика Хаккинен

2-кратный чемпион

Один из самых быстрых гонщиков 1990-х годов, Мика Хаккинен был поистине феноменальным талантом, который преодолел огромные трудности, чтобы достичь вершины «Формулы-1» и короны чемпионата мира. Честный и преданный, он был гонщиком, которого уважали все, кто с ним соревновался, и любили за его теплый и игривый характер. Один из главных соперников Михаэля Шумахера, он был тем гонщиком, которого семикратный чемпион уважал больше всех.

Хаккинен родился в Финляндии в 1968 году, и ему было пять лет, когда родители впервые отвели его на картинг. Хотя он и разбился, но его зацепило. Его родители были далеко не богаты, но они откладывали все, что могли, чтобы купить ему его первый картинг. Он отплатил им многочисленными чемпионскими титулами на своем пути вверх по картинговой лестнице. Его переходу в одноместные команды способствовал новый менеджер, чемпион мира 1982 года Кеке Росберг, и он выиграл несколько титулов в «Формуле Форд», стал чемпионом «Формулы Опель», а в 1990 году завоевал корону британской Ф3.

В 1991 году Хаккинен получил вызов в «Формулу-1», где дебютировал за команду «Лотус». К этому моменту команда была лишь тенью той всепобеждающей команды 1960-х и 1970-х годов, и даже квалификация иногда оказывалась нелегкой задачей. Однако его упорство и природный талант привели к тому, что к 1993 году он был очень востребован: «Уильямс» и «Лижье» пытались подписать с ним контракт, а «Лотус» был полон решимости не отпускать его. Несмотря на многочисленные публичные споры и судебные тяжбы, ни одной из них не удалось его заполучить. Вместо этого вклинился «Макларен» и заполучил своего человека.

Хаккинен начал свою карьеру в «Макларене» в качестве тест-пилота, но когда Майкл Андретти, сын великого Марио, ушел из команды в середине сезона, Мика получил свой шанс. Он обогнал великого Айртона Сенну в своей первой гонке на «Макларене» и поднялся подиум во второй. В 1994 и 1995 годах он провел команду через сложные периоды и показал восемь финишей на подиуме. Но авария после отказа шин в финале сезона 1995 года в Австралии едва не стоила ему жизни. Он невероятно быстро восстановился и в 1996 году вернулся на подиум. Свой первый Гран-при он выиграл в 1997 году.

Эта победа отлично подготовила Хаккинена к началу 1998 года, и с восемью победами он был признан чемпионом мира, опередив Шумахера на «Феррари». Одержав пять побед в 1999 году, Хаккинен стал чемпионом мира во второй раз подряд. В 2000 году в борьбе за свой третий титул он совершил один из величайших обгонов Шумахера в Спа, когда соперники обгоняли Рикардо Зонту. Но даже на пике своих сил сочетание Шумахера и «Феррари» оказалось слишком сложным для Хаккинена, и ему пришлось довольствоваться вторым местом в борьбе за титул чемпиона мира.

Свой последний сезон в «Формуле-1» он провел в 2001 году. После трех титульных боев его мотивация и решимость иссякли, а по мере того как росла семья, он все больше боялся несчастных случаев. Он объявил, что уйдет в отпуск на 2002 год и одержал последнюю победу на Гран-при США 2001 года. Временный отпуск Хаккинена перерос в завершение карьеры, и хотя он провел три сезона в DTM, в «Формуле-1» он больше не участвовал.

161 заездов /// 20 побед /// 51 подиум /// 26 поул-позиций /// 25 быстрейших кругов

Жан Алези

Есть гонщики, которые выиграли больше Гран-при, которые финишировали выше в чемпионате мира и которые были гораздо ближе к тому, чтобы взять абсолютный приз в «Формуле-1», чем Жан Алези, но мало кто обладал его необработанным талантом и способностями. Если бы обстоятельства сложились иначе, есть все шансы, что эмоциональный и всеми любимый французский сицилиец еще не раз бы правил «Формулой-1».

Алези родился в 1964 году и начал заниматься картингом только в шестнадцать лет, но уже в 1983 году он пересел на автомобили, в 1987 году выиграл чемпионат Франции Ф3, а в 1989 году взял корону в «Формуле 3000». Его продвижение в «Формулу-1» произошло по воле случая в команде «Тиррелл» в том же сезоне 1989 года. После того, как из-за проблем с контрактом место в команде внезапно освободилось, команда решила рискнуть, выбрав человека, который в то время возглавлял фидерную серию «Формулы-1». Алези занял второе место и закончил свой дебютный Гран-при четвертым. С ним сразу же заключили восемнадцатимесячный контракт, и он продолжил выступать в «Формуле-1» параллельно со своими обязательствами в Ф3000, завоевав титул чемпиона среди юниоров.

Его первый полноценный сезон в «Формуле-1» состоялся в 1990 году, но, имея за плечами полгода и напарника-новичка, он уже был самым опытным гонщиком команды. Он начал сезон на ура. В первой же гонке он на протяжении двадцати пяти кругов лидировал, удерживая позади себя гораздо более быстрый «Макларен» Айртона Сенны в дуэли с легендарным чемпионом. Алези пришел вторым и повторил этот результат в Монако. К середине сезона 1990 года почти все ведущие команды хотели, чтобы Алези выступал за них в следующем году, и ему предстояло принять решение.

Алези решил выступать за «Уильямс» и подписал контракт, но после того, как команда задержала его объявление, у него появились подозрения относительно намерений команды. Привлеченный в немалой степени благодаря своему частично итальянскому наследию, Алези в конце концов переманили в «Феррари». Но в то время, как «Уильямс» продолжал побеждать в чемпионатах, «Феррари» переживал тяжелые годы. В течение пяти сезонов он выступал в красном цвете, гоняясь на машине с номером 27, который так много значил для фанатов Скудерии благодаря своей давней связи с такими великими людьми, как Жиль Вильнев. Но за все это время он выиграл всего одну гонку благодаря сочетанию невезения и плохих машин. Он продолжал выступать в «Формуле-1» до 2001 года, но та единственная победа так и осталась кульминацией карьеры, которая обещала гораздо больше.

Как все могло бы измениться, если бы он просто придерживался соглашения с «Уильямс»? В 1991 и 1992 годах «Уильямс» FW14 и 14B стали лучшими в своем классе, а Алези в начале девяностых — многие считают его более молодой и мощной версией Найджела Мэнселла — имел все основания полагать, что до 1994 года он мог взять как минимум один чемпионат мира, а вполне возможно, и два или больше.

Как оказалось, Алези следовал зову своего сердца и в итоге выиграл не гонки и титулы, которых заслуживал его талант, а популярность и обожание, которых заслуживала его личность.

201 заезд /// 1 победа /// 32 подиума /// 2 поул-позиции /// 4 быстрейших круга

Лучшие из остальных: 1990-е

Герхард Бергер

На счету Герхарда Бергера десять побед и сорок восемь подиумов, но больше всего он запомнился в «Макларене» и «Феррари», где его обожали команды и болельщики. Его карьера в «Формуле-1» продолжалась на протяжении 1980-х и большей части 1990-х годов. Несмотря на то, что ему так и не удалось собрать все воедино, чтобы побороться за титул, он пользовался большим уважением и дважды финишировал третьим в чемпионате. Его дружба с Айртоном Сенной была одной из самых близких между гонщиками в спорте в девяностые годы, и привела к уморительным историям о розыгрышах, иногда над другими гонщиками, но чаще всего друг над другом.

Риккардо Патрезе

Риккардо Патрезе дебютировал в Гран-при в 1977 году и постоянно участвовал в гонках на протяжении конца семидесятых и всех восьмидесятых годов. Однако именно в конце десятилетия и в девяностые годы он обрел свою самую богатую форму. В 1989 и 1991 годах он занял третье место в чемпионате, а в 1992 году — в качестве партнера Найджела Мэнселла по команде — провел свой лучший сезон в «Формуле-1», заняв второе место. Став первым гонщиком Ф1, стартовавшим в 200 и 250 гонках, он одержал шесть побед и завершил карьеру в 1993 году как всеми любимый участник паддока.

Хайнц-Харальд Френтцен

Современник Михаэля Шумахера, Хайнц-Харальд Френтцен был частью той же программы «Мерседес», которая положила начало карьере семикратного чемпиона. Он впечатлил многих, когда пришел в «Формулу-1» в 1994 году в составе команды «Заубер». «Уильямс» подписал контракт с немцем, чтобы заменить Дэймона Хилла в 1997 году, и в том году он занял второе место в чемпионате. Но его настоящим сезоном сезонов стал 1999 год, когда он перешел в маленькую команду «Джордан». Против гораздо более благосклонных гонщиков «Феррари» и «Макларен» он оставался в борьбе за титул на протяжении всего сезона, заняв третье место.

Эдди Ирвайн

Эдди Ирвайн объявил о своем появлении в «Формуле-1», обогнав Айртона Сенну и расстегнув ремень. Бразилец был так взбешен, что ударил североирландца. Ирвайн считался кем-то вроде тусовщика и вел разгульный образ жизни, но в свой день он мог соперничать с самыми лучшими. С 1996 года его подписали в напарники Михаэлю Шумахеру в «Феррари», и когда немец выбыл из строя на большую часть 1999 года из-за перелома ноги, Ирвайн воспользовался своим шансом, выиграв четыре Гран-при и лишь едва упустив титул.

Джованна Амати

Итальянка Джованна Амати, родившаяся в богатой семье, была похищена в подростковом возрасте и почти три месяца содержалась в деревянной клетке, пока ее родители не смогли заплатить за нее выкуп. Но душевная стойкость и невероятная вера в себя позволили ей пережить этот тяжелый опыт, следовать своей мечте и подняться по карьерной лестнице в автоспорте, выигрывая гонки и в итоге добравшись до «Формулы-1». Хотя она не смогла пройти квалификацию в трех гоночных уик-эндах, в которых участвовала с «Брэбэм» в 1992 году, ее сменщику Дэймону Хиллу потребовалось шесть гонок, чтобы вывести тот же автомобиль на старт. Ее история — это история невероятной стойкости и целеустремленности, и она — последняя женщина-водитель, которая пыталась пройти квалификацию на Гран-при.

Титаны 1990-х

«Уильямс»

1990-е годы принадлежали «Уильямс». Британская команда, завоевавшая пять чемпионских титулов, оказалась той силой, на фоне которой оценивались все остальные. Под руководством Фрэнка Уильямса и Патрика Хэда легенда дизайна Эдриан Ньюи возглавил технический отдел, который постоянно поднимал планку. В первые годы десятилетия в команде также работал блестящий ум Падди Лоу, который в 1992 году овладел искусством электроники и активной подвески на всепобеждающей FW14B. «Уильямс» выиграл четыре титула пилотов и завоевал корону конструкторов в 1992, 1993, 1994, 1996 и 1997 годах. Но, как это часто бывает с успешными командами, в конце концов самых талантливых из них переманили. Таким образом, команда завершила десятилетие далеко не с той чемпионской репутацией, которая была у нее всего несколькими годами ранее.

«Макларен»

«Макларен» начал и закончил десятилетие на подъеме, но череда смен партнеров по двигателям привела команду в состояние нестабильности в середине десятилетия. Все начиналось так хорошо, ведь их партнерство с «Хондой» и ведущим гонщиком Айртоном Сенной принесло им несколько чемпионских титулов в 1990 и 1991 годах. Смена поставщика двигателей на «Форд» в 1993 году (после ухода «Хонды» из спорта) привела к пяти победам, но поскольку «Уильямс» по-прежнему доминировал, Сенна решил уйти в конце сезона, чтобы выступать за действующих чемпионов. Сделка с «Форд» продлилась всего год, после чего «Макларен» перешел на двигатели «Пежо», опять же всего на год. В 1995 году команда объединилась с «Мерседес», а когда из «Уильямс» пришел дизайнер Эдриан Ньюи, все окончательно встало на свои места. К концу 1997 года команда вновь стала конкурентоспособной, а в 1998 году Мика Хаккинен и «Макларен» стали чемпионами мира. Хаккинен повторил этот подвиг в 1999 году, но к этому времени «Феррари» была на марше и отобрала у него последнюю командную корону десятилетия.

«Бенеттон»

Как только Флавио Бриаторе возглавил команду «Бенеттон», ее взлет на вершину был стремительным. Итальянского бизнесмена никогда не любили в кругах «Формулы-1» — многие считали его грубым и не доверяли ему как чужаку — но он знал, как делать работу. Он собрал блестящую команду, которая противостояла истеблишменту и победила. К концу первого сезона Бриаторе в 1990 году команда заняла третье место в чемпионате конструкторов, одержав три победы. Когда 1991 год оказался менее успешным, Бриаторе убедил Росса Брауна присоединиться к команде в качестве технического директора, и тот разработал невероятные автомобили и исключительные гоночные стратегии. Вместе с Михаэлем Шумахером команда выигрывала гонки, а в 1994 году начала борьбу за звание чемпиона мира. Несмотря на недоказанные предположения о том, что на машине B194 был установлен нелегальный трекшн-контроль, несмотря на то, что Шумахер был отстранен от участия в двух гонках и дисквалифицирован еще в двух, он взял корону. В 1995 году к второму чемпионскому титулу Шумахера «Бенеттон» добавил титул чемпиона конструкторов. В конце года Шумахер вместе с Брауном и главным конструктором Рори Бирном ушел в «Феррари», а «Бенеттон» так и не смог вернуть прежнюю форму. Бриаторе был отстранен от должности, и к концу десятилетия «Бенеттон» скатился до уровня лишь эпизодического набирателя очков.

«Феррари»

Скудерия начала 1990-е годы в борьбе за чемпионский титул. Ален Прост уступил Айртону Сенне в финальной гонке сезона, но когда «Макларен» и «Уильямс» вырвались вперед, Прост рассорился с командой и был уволен. Команда откатывалась назад до тех пор, пока в 1993 году бывший руководитель раллийной команды «Пежо» Жан Тодт не пришел на помощь, чтобы стабилизировать ситуацию. Он начал долгий период реструктуризации, создав невидимый барьер между залом заседаний совета директоров и гоночной командой и наняв компетентных руководителей отделов для управления своими делами, что позволило ему шире взглянуть на команду и отказаться от микроменеджмента, который сдерживал ее развитие. В 1996 году Тодт переманил Шумахера из «Бенеттона», а вместе с ним Росса Брауна и Рори Бирна. Эта команда мечты, каждый из которых был уверен в своих силах, сформировала практически непревзойденный состав, и Шумахер снова боролся за титул в 1997 году. Несмотря на то, что сломанная нога вывела его из строя на большую часть 1999 года, Шумахер вернулся и помог «Феррари» выиграть чемпионат конструкторов в том году. Но лучшие годы команды были впереди в 2000-х.

«Джордан»

Эдди Джордан сделал короткую карьеру гонщика, после чего основал собственную успешную команду Ф3 в 1980-х годах, а в 1991 году перешел в «Формулу-1». «Джордан» 191, спроектированный Гэри Андерсоном, часто считается самым красивым автомобилем Гран-при той эпохи, одним из самых красивых автомобилей всех времен, и с ним команда сразу же заявила о себе. Первый поул и подиум «Джордан» взял только в 1994 году, но уже во второй половине десятилетия команда стала регулярной угрозой для сложившегося порядка. Свою первую победу они одержали в 1998 году, а в 1999-м Хайнц-Харальд Френтцен одержал две победы и оказался в центре борьбы за чемпионство среди гонщиков. У маленькой команды, базировавшейся в Сильверстоуне, никогда не было бюджета, чтобы стать одним из главных игроков, но под руководством одного из самых загадочных людей в спорте она завоевала поклонников по всему миру.

«Лижье»

В 1976 году бывший французский игрок в регби Ги Лижье приобрел активы команды «Матра» и начал собственное предприятие «Формулы-1». В 1980-х годах команда неоднократно выигрывала гонки, затем пережила сложный период в конце десятилетия, но в начале 1990-х, с 1992 по 1993 год, она неожиданно вернула свою форму. Команда просуществовала до 1996 года, когда Оливье Панис выиграл один из самых запоминающихся Гран-при Монако. По окончании сезона «Лижье» была продана Алену Просту, который в 1997 году стал владельцем «Прост Гран-при». К концу своего пребывания в «Формуле-1» «Лижье» выиграл девять гонок и завоевал пятьдесят подиумов.

«Стюарт»

«Стюарт Гран-при» участвовал всего в трех сезонах «Формулы-1», но за это время завоевал пять подиумов и одну победу в Гран При. Сын сэра Джеки Стюарта, Пол, некоторое время руководил собственной командой Ф3, но в 1997 году он объединил усилия с отцом и вступил в партнерство с «Форд», чтобы перейти в «Формулу-1». В своем дебютном сезоне они взобрались на подиум. После трудного 1998 года они вернулись в 1999-м с регулярными очками и тремя подиумами для Рубенса Баррикелло и победой Джонни Херберта в Нюрбургринге. В конце года команда была продана «Форду» для ребрендинга в «Ягуар», который в итоге был продан Дитриху Матешицу для создания «Ред Булл Рейсинг».

Гран-при Европы 1993 года

В 1990-х и 2000-х годах Гран-при Европы — это название гонок, которые почти ежегодно меняли свое местоположение по всему континенту. В 1993 году эта честь выпала Великобритании и Донингтон-Парку — сложной трассе с небольшим количеством реальных возможностей для обгона. Но сочетание типично переменчивой британской погоды и вдохновенного вождения Айртона Сенны сделало эту гонку одной из величайших за все время — не потому, что в ней была открытая борьба за победу, а потому, что она стала примером непревзойденного совершенства мастеровитого чемпиона на пике своих сил.

В разгар эры электронных систем помощи водителю «Макларен» оказался в числе отстающих. С нелюбимым двигателем «Форд» и против мощи команды «Уильямс-Рено» Сенна все же привел «Макларен» к нескольким победам в гонках в 1993 году. Но в тот мокрый майский уик-энд Сенна был настолько безмятежен, что немногие из его карьерных гонок вспоминаются с такой же нежностью.

Он начал гонку с четвертого места, квалифицировавшись с отставанием в полторы секунды от своего давнего соперника Алена Проста на «Уильямс», а когда гонка началась на мокрой трассе, Сенна опустился на пятое место позади двух «Уильямсов», «Заубера» Карла Вендлингера и «Бенеттона» Михаэля Шумахера. Но уже к концу первого круга он вышел в лидеры, ловко обошел Шумахера, а затем вытеснил Вендлингера с помощью великолепного обхода с внешней стороны. Он проскочил мимо «Уильямса» Дэймона Хилла, а затем обошел Проста с внутренней стороны так, что когда он начал второй круг, в его зеркалах были видны только брызги.

На восемнадцатом круге Сенна перешел на сликовые шины — это была его первая из пяти остановок, во время которых он прекрасно ориентировался в условиях, когда периодически шел дождь. Команда «Уильямс», напротив, была в море. Хилл останавливался шесть раз и был единственным гонщиком, финишировавшим на одном круге с Сенной. Прост останавливался семь раз. Но пока «Уильямс» метался, другие гонщики блистали. Рубенс Баррикелло в какой-то момент поднялся на второе место в своем «Джордане» и, казалось, был готов финишировать великолепным четвертым, пока его машина не отказала на семьдесят первом круге. На его место пришел Джонни Херберт, выступавший за испытывающую трудности команду «Лотус». Его мастерство компенсировало скудное снаряжение, поскольку он держался за сликовые шины даже после возвращения дождя. Он финишировал четвертым, стартовав одиннадцатым. Риккардо Патрезе и Фабрицио Барбацца завершили борьбу за очки, причем последний набрал свое первое очко в «Формуле-1» за крошечную команду «Минарди».

Но этот день принадлежал Сенне. Конечно, в таких условиях ему помогал трекшн-контроль, но он демонстрировал такое непревзойденное управление машиной и способность определять условия, делать правильный выбор и неустанно двигаться на сликах по мокрой трассе, что порой казалось, будто он едет в другой Формуле. Хотя сам Сенна в своем личном списке величайших гонок ставил другие Гран-при выше, для болельщиков «Формулы-1» именно Донингтон 1993 года так часто называют его величайшим моментом, определившим его карьеру. Он был неприкасаемым от начала и до конца. Просто ни у кого больше не было шансов.

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только.