Уилл Бакстон. «Гран-при. Иллюстрированная история Формулы-1»: 1980-е
1980-е
«Формула-1» начала 1980-е годы в разгар борьбы за свое будущее, когда два самых политически влиятельных органа в ее организации сражались за контроль. Руководящий орган «Формулы-1», ФИА, к этому времени отчаянно пытался сохранить контроль над спортом, а его противоречивый и склонный к расколу лидер Жан-Мари Балестр пытался на каждом шагу дестабилизировать единство Ассоциации конструкторов «Формулы-1» (FOCA).
Растущее политическое давление привело к угрозам бойкота со стороны команд и гонщиков, так как Балестр создал новые правила, чтобы помочь командам, лояльным ФИА, и навредить тем, кто связан с FOCA. Когда на Гран-при Испании 1980 года заявились только команды FOCA, ФИА сразу же сочла это нелегальной гонкой. Пока шли переговоры, Балестр объявил, что с 1981 года чемпионат мира будет проводиться в форме новой серии, санкционированной ФИА. Это означало, что организаторы гонок теперь должны были подписать условия ФИА, чтобы быть включенными в чемпионат, а все команды должны были согласиться участвовать в полном сезоне по регламенту ФИА.
С одной стороны его обрамлял Балестр, с другой — глава FOCA Берни Экклстоун и его юридический советник Макс Мосли, бывший гонщик и один из партнеров-основателей команды Ф1 «Марч». Когда в середине 1980 года FOCA были представлены новые предложения, организация объявила о своем намерении выйти из «Формулы-1» и основать собственный чемпионат мира — Всемирную федерацию автоспорта. Но когда спонсоры и поставщики начали отходить от команд с обеих сторон, и ФИА, и FOCA поняли, что заключить сделку — единственный способ спасти не только спорт, но и себя.
Их переговоры привели к разработке организационной и нормативной базы, известной как Договор Согласия [Concorde Agreement (англ.)]. Впервые он был подписан в 1981 году и с тех пор регулирует «Формулу-1» с различными изменениями. Важно, что в этом первом соглашении только одобренные FOCA трассы могли претендовать на статус чемпионата мира, что давало Экклстоуну огромную власть в рамках нового порядка. Соглашение дало командам право помогать в разработке технического регламента, поскольку были введены минимальные сроки внесения изменений в правила, а их применение стало обязательным при единогласном согласии команд. Правила также впервые объявили, что команды должны быть самостоятельными конструкторами, и таким образом Соглашение Согласия уничтожило частников, которые до этого могли управлять купленными ими машинами. Несмотря на постоянные неудачи в первые годы существования соглашения, его удалось сохранить, и был объявлен относительный мир.
Граунд-эффект был запрещен из соображений безопасности, и в результате «Формула-1» вступила в эру турбо. В течение следующего десятилетия в «Формуле-1» появились самые мощные автомобили за всю ее историю, а в квалификации Гран-при Италии 1986 года двигатель БМВ, по некоторым данным, развивал мощность 1300 л.с. Наряду с достижениями в области двигателей параллельно развивалась электроника, поскольку «Лотус» стал пионером революции в области активной подвески, благодаря которой автомобиль автоматически поднимался и опускался на поворотах, оптимизируя аэродинамику. Были разработаны полуавтоматические коробки передач и система контроля тяги. Полный привод и дозаправка в гонке были запрещены.
Изменилась и конструкция автомобилей. После того как не участвовавший в гонках «Лотус» 88 продемонстрировал прочность углепластика, «Макларен» и его конструктор Джон Барнард выпустили MP4/1, первый гоночный автомобиль «Формулы-1», использующий монококовое шасси, полностью изготовленное из углеродного волокна. С новыми правилами, создающими камеру выживания вокруг водителя, использование углеродного волокна быстро стало нормой — тонкое, но невероятно прочное, оно повысило безопасность водителя, а также позволило создавать более легкие и, следовательно, быстрые автомобили.
«Макларен», а также «Уильямс» и «Брэбэм» стали лучшими командами 1980-х годов, разделив между собой все титулы, кроме двух командных; «Феррари» завоевала конструкторскую корону в 1982 и 1983 годах. Это была эпоха невероятных гонок и невероятных чемпионов. Две звезды «Макларен», Ален Прост и Айртон Сенна, были самыми известными соперниками в спорте. Их сражения, как на трассе, так и за ее пределами, приковывали внимание всего мира.
Календарь теперь состоял из шестнадцати гонок, и хотя сезон по-прежнему проходил преимущественно в Европе, в него были включены популярные ежегодные визиты в Австралию, Бразилию, Японию, США, Мексику и Канаду. Медицинские пункты на автодромах стали обязательными в 1980 году, и хотя спорт оставался опасным, за все десятилетие произошло всего четыре смертельных случая: два на тестах в 1980 и 1986 годах, и два на Гран-при, оба в 1982 году. «Формула-1» стала всемирно освещаемым, популярным видом спорта, который, благодаря постоянному совершенствованию, предлагал захватывающие гонки, проводимые, как все считали, в относительной безопасности.
На исходе эпохи все более быстрые турбомоторы оказались вне закона, и начались дискуссии об ограничении использования электронных «помощников водителя». В политическом плане Балестр оказывался все более маргинализированным. Мосли был избран главой Комиссии производителей ФИА и начал приобретать все большее влияние в руководящем органе автоспорта.
Экклстоун, в свою очередь, к концу десятилетия оставил владение командами, поскольку был назначен вице-президентом ФИА по рекламным вопросам. Он создал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), которая в соответствии с новым Соглашением Согласия, подписанным в 1987 году, согласилась управлять телевизионными правами от имени ФИА и заниматься распределением призовых денег среди команд.
Через несколько лет Мосли стал президентом ФИА, а Экклстоун контролировал все коммерческие элементы «Формулы-1». Ожидалось, что перемены 1980-х годов создадут предпосылки для того, чтобы 1990-е стали периодом неограниченного роста и позитива.
Алан Джонс
1-кратный чемпион
Став первым чемпионом мира в составе команды «Формулы-1» «Уильямс», Алан Джонс стал нерушимым барометром, по которому измеряли всех будущих гонщиков «Уильямс». Большую часть своей карьеры он считался чем-то вроде странствующего гонщика, но его упорство и сила воли оставили неизгладимое впечатление.
Джонс родился в Мельбурне, Австралия, в 1946 году и хотел пойти по стопам своего отца, гонщика, который выиграл Гран-при Австралии «Формулы Либре» в 1959 году. Поняв, что его будущее — в Европе, если он хочет сделать настоящую карьеру в гонках, Джонс переехал в Англию. С небольшим количеством денег, когда его отец обанкротился, Джонс продолжал участвовать в гонках на старых потрепанных машинах в «Формуле Форд» и «Формуле-3».
Успех наконец-то пришел в 1973 году, когда он занял второе место в британском чемпионате Ф3, но этот год был наполнен душевной болью, так как скончался любимый отец Джонса. Заняв второе место в чемпионате «Формула Атлантик» в 1974 году, Джонс перешел в «Формулу-1» в 1975 году. Однако, поскольку на пути к вершине ему не удалось поразить мир, его выбор всегда ограничивался переживающими спад командами: он ездил за Хескета, затем за Грэма Хилла и Джона Сёртеса. В 1977 году, после трагедии, связанной с гибелью Тома Прайса, перед Джонсом открылась дверь в команду «Шэдоу», и он отплатил за их веру дебютной победой в том же году в Австрии.
Его выступления привлекли интерес «Феррари» к 1978 году, но когда Энцо подписал контракт с Жилем Вильневом, Джонс оказался в «Уильямс». Они были похожи друг на друга: их объединяла бескомпромиссная гоночная этика, основанная на твердой решимости и упорном труде. В конце 1978 года они вместе завоевали подиум, а к середине 1979 года на совершенно новом FW07 Джонс и «Уильямс» стали лучшими в «Формуле-1». Они выиграли четыре из шести последних гонок сезона и вошли в 1980 год в качестве фаворитов на корону.
В четырнадцати гонках сезона 1980 года автомобиль финишировал в одиннадцати гонках, из них пять побед и еще пять подиумов. Джонс и «Уильямс» были чемпионами мира. В сезоне 1981 года они вместе заняли третье место, после чего Джонс ушел из команды. Однако ему не хватало гонок, и он участвовал в Гран-при в 1983 году и в нескольких гонках в 1985 году. Свой единственный старт в Индикар он совершил в 1985 году, сенсационно заняв подиум в дебютной гонке. Но возвращение в «Формулу-1» на полный сезон в 1986 году принесло всего два очка, и он вернулся в Австралию, чтобы заняться фермерским хозяйством.
Соревновательный инстинкт остался, и Джонс выступал в туринговых гонках и австралийских V8 вплоть до 2000-х годов. Алан Джонс — не тот чемпион, которого запомнят за изящество и артистизм за рулем, но то, чего ему не хватало в изяществе, он с лихвой компенсировал мужеством и инстинктом борьбы за победу, что и привело его на вершину мира.
116 заездов /// 12 побед /// 24 подиумов /// 6 поул-позиций /// 13 быстрейших кругов
Нельсон Пике
3-кратный чемпион
Нельсона Пике всегда волновало только одно — победа в Гран-при. Будучи ленивым, по его собственному признанию, он, тем не менее, достаточно хорошо работал со своими инженерами и механиками и гонялся с достаточным интеллектом и скоростью, чтобы трижды выиграть чемпионат мира «Формулы-1». На протяжении всей своей карьеры он вел себя вызывающе, а в последние годы его гоночное наследие было подпорчено чередой личных противоречий.
Пике родился в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1952 году и мог бы стать профессиональным теннисистом, но после нескольких лет тренировок он оставил все это ради своей мечты — гонок, используя фамилию матери, чтобы родители не узнали о его планах. Он выиграл чемпионат по картингу и титул чемпиона «Формулы Ви», а в 1977 году приехал в Европу, где его называли вундеркиндом. Он закрепил эту репутацию в 1978 году, побив рекорд Джеки Стюарта по количеству побед в британском сезоне «Формулы-3».
Босс команды Ф1 «Брэбэм» Берни Экклстоун увидел в Пике что-то, что ему понравилось, и подписал с ним контракт в 1979 году, чтобы тот учился у Ники Лауды. Когда в конце сезона великий австриец ушел на пенсию, Пике возглавил команду, работая с легендарным конструктором Гордоном Мюрреем над совершенствованием BT49 и превращением его в машину-завоевателя титула. Они выигрывали гонки на протяжении всего 1980 года, но именно в 1981 году они доминировали, чтобы завоевать корону. За рулем BT52 в 1983 году Пике и «Брэбэм» стали двукратными чемпионами.
Пике считал, что он стоит больше, чем ему платит Экклстоун, и потребовал удвоить свою зарплату. Когда Экклстоун отказался, Фрэнк Уильямс предложил Пике в три раза больше, и так начались бурные отношения между бразильцем и его новым партнером по команде Найджелом Мэнселлом. Дуэт ненавидел друг друга до такой степени, что в 1986 году титул ускользнул из их рук.
В 1987 году Пике удалось сохранить концентрацию и стать трехкратным чемпионом, но последующие переходы в «Лотус» и, наконец, в «Бенеттон» так и не позволили ему вернуть ту искру, с которой он завоевывал титулы. Он ушел из спорта в конце 1991 года, а после того, как получил серьезные травмы в аварии, пытаясь пройти квалификацию на Инди 500 в 1992 году, он вообще ушел из гонок. Он завершил карьеру с самыми впечатляющими показателями в истории «Формулы-1»: двадцать три победы, двадцать три быстрейших круга, двадцать четыре поул-позиции и шестьдесят подиумов за карьеру, которая длилась чуть больше десяти лет.
Хотя в годы после после Ф1 он стал успешным бизнесменом, Пике никогда не был далек от разногласий. Он публично клеветал на жену своего товарища по команде Найджела Мэнселла, утверждал, что Айртон Сенна был не более чем «таксистом из Сан-Паулу», и публично шутил над смертью Сенны. В более поздние годы он стал тесно сотрудничать со скандальным правым президентом Бразилии Жаиром Болсонару, и некоторые бразильцы стали называть его «водителем Uber Болсонару». Однако его настоящий пик пришелся на 2020-е годы, когда он использовал расистские и гомофобные выражения в интервью, которое он дал в отношении сэра Льюиса Хэмилтона. Шокирующие комментарии привели к штрафу в миллион долларов, и Пике было запрещено возвращаться в паддок «Формулы-1».
204 заезда /// 23 победы /// 60 подиумов /// 24 поул-позиций /// 23 быстрейших круга
Кеке Росберг
1-кратный чемпион
Кеке Росберг, родившийся в Швеции и выросший в Финляндии, мог выглядеть как бас-гитарист из диско-поп-группы с Евровидения, но его стиль вождения был чистым панк-роком. Развратный, дикий, на пределе возможностей, идущий на любой риск, он был курящим мальчиком с постера для гонок на грани. И хотя за свою карьеру он выиграл не так много Гран-при, в «Формуле-1» есть немало гонщиков, которые выиграли больше гонок, но так и не достигли высот мирового первенства. Росберг никогда не был никем иным, кроме как захватывающим гонщиком — идеальным, чтобы перекинуть мостик от гламура 1970-х к гоночной культуре грубой силы 1980-х.
Кейо Эрик Росберг родился в 1948 году, и любовь к автомобилям у него была с самого раннего детства. Еще ребенком он участвовал в гонках на картингах и стал многократным чемпионом Финляндии, Скандинавии и Европы. Однако, несмотря на очевидный талант, признание пришло к нему поздно: он побеждал в «Формуле Ви» и «Супер Ви» в возрасте около двадцати лет и дебютировал в «Формуле-1» после нескольких заездов в «Формуле-2» незадолго до достижения тридцатилетнего возраста. Его первые годы в спорте были стабильными, но не впечатляющими; он управлял чередой плохих машин для команд, которые либо никуда не двигались, либо у них заканчивались деньги и время. К сезону 1981 года казалось, что Росбергу, как и командам, за которые он выступал, суждено стать сноской в истории «Формулы-1». Но когда в конце сезона Алан Джонс завершил карьеру, в «Уильямс» место освободилось, а вариантов его заполнения было мало. Оно перешло под управление единственного гонщика, который показал себя перспективным и, что самое главное, был доступен по контракту.
И вот, несмотря на то, что Кеке Росберг никогда в жизни не выигрывал Гран-при, в 1982 году он перешел в «Уильямс». Сезон был отмечен трагедией, но также и конкурентным сближением поля, в результате которого корону мог взять любой из шести или более гонщиков. Росберг выиграл всего одну гонку, свою первую в «Формуле-1», на Гран-при Швейцарии (который, по иронии судьбы, проходил во французском Дижоне). Но благодаря стабильно высоким результатам на протяжении всего сезона, когда его соперники отбирали очки друг у друга и не могли сравниться с ним в постоянстве и надежности машины, ему хватило одной победы. Он стал чемпионом мира, что совершенно невероятно.
Когда началась эра турбонаддува и «Уильямс» отступил с первых мест, Росберг каким-то образом сохранял конкурентоспособность, показывая сверхчеловеческое время на машинах, которые не должны были с ним соперничать. Когда «Уильямс» наконец-то получил турбомотор, Росберг поехал так быстро, что напугал даже самого себя. В Сильверстоуне он показал среднюю скорость 257 км/ч, что стало самым быстрым кругом в истории «Формулы-1» на тот момент.
Хотя никто, кроме Росберга, этого не знал, 1986 год стал для него последним годом в «Формуле-1», и он решил завершить карьеру в «Макларен». В том последнем сезоне он завоевал лишь один подиум, но к тому времени с него было уже достаточно. Он ушел на покой, чтобы сосредоточиться на управлении командами младших серий и руководить будущими поколениями финских талантов, включая Мику Хаккинена и его собственного сына Нико Росберга, которые впоследствии стали чемпионами мира в «Формуле-1».
114 заездов /// 5 побед /// 17 подиумов /// 5 поул-позиций /// 3 быстрейших круга
Ален Прост
4-кратный чемпион
Ален Прост начал участвовать в гонках в возрасте четырнадцати лет и стал одним из величайших чемпионов, выиграв четыре чемпионата мира «Формулы-1». Он был технически одаренным гонщиком, который никогда не требовал от своих машин слишком многого и сочетал тактическую хватку с изящным стилем. Но его неспособность играть в политику, порожденная абсолютным отказом принимать любую точку зрения, кроме своей собственной, за время его карьеры поломала не мало перьев.
Он родился во Франции в 1955 году, и к моменту начала серьезных соревнований ему было почти двадцать. Однако, став чемпионом Франции по картингу в 1975 году, он выиграл оплачиваемый сезон в «Формуле Рено». Он завоевал титулы в этом классе, а затем стал чемпионом французской и европейской «Формулы-3». Команды «Формулы-1» настойчиво требовали его подписания на 1980 год, и он подписал контракт с «Макларен». Однако отношения между ними были не слишком теплыми, и после того, как он набрал небольшое количество очков, сочетание низкой надежности, недостаточной веры в свое оборудование и разногласий с руководством команды привело к тому, что он разорвал контракт и присоединился к «Рено».
Будучи французским гонщиком из французской команды, Прост выиграл свою первую гонку на Гран-при Франции 1981 года. Это должно было стать началом чего-то волшебного, но его отношения с командой снова испортились. Через три года он ушел и вернулся в обновленный и сильно изменившийся «Макларен».
Так началась эра блистательности Проста. В течение следующих шести сезонов он выиграл тридцать Гран-при и три чемпионата мира, закрепив за собой звание одного из лучших гонщиков. Затем в 1988 году он стал партнером талантливого бразильца Айртона Сенны, и эти отношения начались с восхищения, а закончились яростью. Их стили вождения расходились, как и их характеры. Сенна выиграл чемпионат в первый год их совместной работы в команде, в котором «Макларен» выиграл все гонки, кроме одной. В 1989 году этот дуэт снова был лучшим на трассе, но когда Прост закрыл дверь перед своим обгоняющим партнером по команде в Японии, француз получил корону чемпиона при самых противоречивых обстоятельствах.
К тому времени Прост решил, что не сможет работать с Сенной, и ушел из «Макларен» в «Феррари». Но в 1990 году, несмотря на разные команды, дуэт снова оказался втянут в борьбу за титул и снова оказался бок о бок в Японии. На этот раз Сенна не уступил. На этот раз чемпионом стал бразилец.
Прост потерял доверие к «Феррари» и был уволен после публичного осуждения их машин. Он пропустил 1992 год, а в 1993 году совершил замечательное возвращение в команду «Уильямс», с которой выиграл свой четвертый и последний чемпионат мира. Когда в конце 1993 года он завершил карьеру, его пятьдесят одна победа в гонках позволила ему занять первое место в списке лучших гонщиков всех времен.
Покончив с гонками, Прост помирился с Сенной и выступил в качестве посыльного на похоронах своего великого соперника в 1994 году. Как и многие другие чемпионы, он попробовал себя в качестве менеджера команды: приобрел французскую команду «Лижье», переименовал ее в «ПростGP», а позже выступил в качестве советника в стремлении «Рено» участвовать в «Формуле-1» — хотя, возможно, больше из французской гордости, чем из проницательной деловой хватки. Оба проекта оказались провальными и стали печальной заключительной главой в истории Проста в «Формуле-1».
199 заездов /// 51 победа /// 106 подиумов /// 33 поул-позиций /// 41 быстрейших круга
Айртон Сенна
3-кратный чемпион
Айртон Сенна считается одним из величайших гонщиков, когда-либо живших на свете, он был мастером своего дела и настоящим артистом, рожденным из совершенно потрясающих способностей. Как и Джим Кларк до него, даже его соперники понимали, что он был воистину особенным, поэтому его уход из жизни на пике карьеры воспринимается гораздо тяжелее.
Сенна родился в богатой семье в Сан-Паулу (Бразилия) в 1960 году, но уже в подростковом возрасте он начал участвовать в гонках на картингах, однако его скорость была очевидной, а талант — явным. В двадцать один год он переехал в Англию, где завоевал репутацию человека, отличающегося великолепной скоростью и ужасающей рискованностью. В первые два года он выиграл три титула в «Формуле Форд», а в 1983 году — чемпионат Британской «Формулы-3».
К тому времени, когда он пришел в «Формулу-1» в следующем сезоне, о нем уже говорил весь гоночный мир, и он почти выиграл Гран-при Монако. Он подписал контракт с «Лотусом» и одержал свою первую победу в 1985 году. За три года он одержал шесть побед, завоевал шестнадцать поул-позиций, а в 1987 году стал третьим в гонке за титул чемпиона. В 1988 году он осуществил мечту — перешел в «Макларен».
Именно здесь Сенна нашел свою точку опоры. Влюбленный в босса команды «Макларен» Рона Денниса, Айртон обожал этого человека и его команду. Он также установил тесную связь со своими инженерами и механиками. Такая близость, несомненно, сыграла свою роль в возникновении враждебности со стороны его партнера по команде Алена Проста, но эти два гонщика всегда были обречены на конфликт: оба считали себя лучшими. Этот дуэт стал непримиримым соперником, вступая в контакт на трассе при определении места на чемпионатах мира как в 1989, так и в 1990 годах.
Его квалификационный темп был просто невероятным, а его гоночный ход выглядел практически предрешенным. Даже сам Сенна признавался, что в машине он испытывал неземной страх. К концу 1993 года он выиграл три чемпионата мира и считался лучшим в мире. Но когда «Макларен» потерял скорость, он перешел в «Уильямс», который довел до совершенства искусство современной электроники. Однако сезон начался неудачно: Сенна остался за «Бенеттоном» и их молодой суперзвездой Михаэлем Шумахером.
В третьей гонке сезона, изо всех сил стараясь удержаться в лидерах гонки, машина Сенны вылетела с трассы и врезалась в стену. Пока его знаменитый желтый шлем безмолвно лежал среди обломков, гоночному миру пришлось смириться с непостижимым: Айртон Сенна был мертв.
В Бразилии начался период национального траура, и более трех миллионов человек наблюдали за тем, как гроб Сенны пронесли по улицам Сан-Паулу. В «Формуле-1» осознание того, что лучшие в мире гонщики все еще могут погибнуть за рулем, заставило спорт немедленно принять меры, и стремление повысить безопасность определяет все ключевые решения, которые принимаются и по сей день.
Айртон Сенна считается одним из величайших гоночных чемпионов из когда-либо живущих. Его шесть побед в Монако остаются рекордными на самой сложной трассе в спорте. Для многих он остается одним из самых талантливых гонщиков всех времен.
161 заезд /// 41 победа /// 80 подиумов /// 65 поул-позиций /// 19 быстрейших кругов
Жиль Вильнёв
Как и Ронни Питерсон, Жиль Вильнев был чемпионом мира по выжиданию. Его храбрость, мастерство и абсолютный отказ признать себя побежденным сделали его одновременно любимым гонщиком и суррогатным сыном Энцо Феррари, а также героем для фанатов во всем мире. Но Вильнев, как и Петерсон, не только не выиграл чемпионат, которого заслуживал его талант, но и трагически погиб за рулем.
Жиль родился в Квебеке, Канада, в 1950 году, и его путь в «Формулу-1» не был обычным. Его первые успехи были достигнуты на снегоходах. Он был яростным соперником на снегу и льду, и когда он попробовал свои силы в одноместных гонках, стиль езды боком, ставший его визитной карточкой, показался естественным продолжением его корней в холодном климате. Три титула в «Формуле Атлантик» доказали, что он был более чем достойным соперником для кольцевых гонщиков.
Впечатлив Джеймса Ханта на гонках «Формулы Атлантик» в 1976 году, Вильнев вышел на старт «Формулы-1» за «Макларен», но британская команда решила не брать его на постоянную работу. Вместо этого Энцо Феррари подписал контракт с канадцем до конца сезона 1977 года, и в 1978 году он дебютировал за Скудерию на постоянной основе. Это был тяжелый сезон, и итальянская пресса призывала уволить Вильнева, но Энцо увидел в нем нечто особенное, и он был вознагражден победой Вильнева на Гран-при Канады в конце 1978 года.
В 1979 году Вильнев и его новый напарник по команде Джоди Шектер были лучшими на трассе, и Вильнев показал несколько выступлений, которые запомнились ему больше всего, включая знаменитую многокруговую дуэль с Рене Арну в Дижоне и взрыв на трассе Зандворт на «Феррари» со спущенной шиной. Вильнев был верным командным игроком, и когда в Монце его попросили следовать за Шектером, он покорно согласился, вручив южноафриканцу титул чемпиона мира. На следующей гонке Вильнев проехал на одиннадцать секунд быстрее всех на тренировке, чтобы доказать, что он действительно более быстрый гонщик.
Удача «Феррари» померкла в 1980 и 1981 годах, когда началась эра турбомоторов и Скудерия пошла на спад. И все же Вильнев каким-то образом смог преодолеть недостатки своего автомобиля, одержав победы, которые должны были быть невозможны. Его новый напарник по команде Дидье Пирони остался позади.
В 1982 году у Вильнева была возможность выступать за «Макларен», но он решил остаться в «Феррари». Несмотря на сложное начало года, он чувствовал, что у него есть конкурентоспособная машина. Но на Гран-при Сан-Марино, когда Вильнев возглавлял двойку «Феррари», Пирони проигнорировал приказ команды держать позицию и обогнал его, одержав победу. Преданный своим другом, Вильнев вышел на квалификацию следующей гонки в Бельгии, полный решимости обойти своего товарища по команде. Во время последнего проезда он попал в аварию, в результате которой его машина взлетела в воздух. Когда «Феррари» разорвало на части, Вильнева отбросило в ограждение на обочине трассы, сломав ему шею и разорвав спинной мозг. Жиль Вильнев умер в тридцать два года.
Его смерть разбила сердце Энцо Феррари, а трасса в Монреале, где он выиграл свой первый Гран-при, была переименована в честь первого канадского героя «Формулы-1». Его имя навсегда останется синонимом храбрости, преданности и потрясающего гоночного таланта.
67 заездов /// 6 побед /// 13 подиумов /// 2 поул-позиции /// 8 быстрейших круга
Лучшие из остальных: 1980-е
Элио де Анджелис
Концертирующий пианист, который развлекал своих коллег-пилотов виртуозными выступлениями, пока они запирались в своих отелях во время различных забастовок в 1980-х годах, Элио де Анджелис был прославленным гонщиком и любимым членом паддока «Формулы-1». Хотя он выиграл всего два Гран-при за свою карьеру, его очки и скорость по сравнению с его товарищами по команде Андретти, Мэнселлом и Сенной доказывают, насколько хорош он был на самом деле. Он трагически погиб во время тестов во Франции в 1986 году, так и не реализовав свой огромный потенциал.
Джон Уотсон
В наши дни Джон Уотсон, вероятно, больше известен как комментатор, но в 1980-е годы североирландец был одним из самых жестких соперников в «Формуле-1». Он дебютировал в 1970-х годах, одержав единственную победу в «Формуле-1» за команду «Пенске» в 1976 году, но его настоящая форма проявилась в начале 1980-х годов в команде «Макларен». В сезоне 1982 года он занял третье место в чемпионате. В 1983 году Уотсон установил рекорд, который до сих пор не побит в «Формуле-1», победив в Лонг-Бич с двадцать второго места на решетке — ни один гонщик никогда не побеждал с более дальнего места.
Дидье Пирони, Рене Арну и Патрик Тамбей
1980-е годы были настолько насыщены талантами, что потребовалось собрать трех гонщиков под одним флагом и под одним параграфом: Дидье Пирони, Рене Арну и Патрик Тамбей. Наряду с Аленом Простом, эти люди олицетворяли собой богатство Франции невероятно одаренными гонщиками. Арну прекрасно управлял машиной и стал любимцем как «Рено», так и «Феррари», одержав семь побед и завоевав двадцать два подиума. Тамбей тоже обладал талантом, который в свое время был непревзойденным, но он был таким милым человеком, что ему часто не хватало чего-то, что бы нанести окончательный удар. Его вторая и последняя победа была прекрасной — на домашней трассе «Феррари» в Имоле, за рулем машины под номером 27, на которой годом ранее погиб Жиль Вильнев. Пирони был блестящим, красивым, жестким гонщиком, выигравшим три Гран-при. После смерти Вильнева он тоже попал в аварию; «Феррари» спасла ему жизнь, но уничтожила ноги. Закончив карьеру в «Формуле-1», он занялся греблей на лодках, но в 1987 году погиб в результате несчастного случая.
Дезире Уилсон
Дезире Уилсон — единственная женщина, выигравшая гонку «Формулы-1» в 1980 году в Брэндс-Хэтч в британской серии Aurora AFX «Формула-1». Хотя эта гонка не была санкционированной чемпионатом мира, ее достижение не менее впечатляюще, если учесть, какие автомобили участвовали в ней и какова была конкуренция в то время. Она завоевала еще семь подиумов в чемпионате и участвовала в гонках Индикар, спорткарах и Ле-Мане.
Титаны 1980-х
«Макларен»
1980-е годы начались со слияния «Макларен» и команды «Формулы-2» «Проджект 4», которой владел и управлял бывший механик «Брэбэма» Рон Деннис. Деннис взял с собой гениального дизайнера Джона Барнарда, чей «Макларен» MP4/1 оказался революционным благодаря использованию полностью углепластикового монокововое шасси. С турбодвигателем «Порше» под маркой TAG, «Макларен» вырвался вперед в 1984 году, завоевав титул чемпиона мира среди конструкторов с двенадцатью победами, а Ники Лауда опередил на пол-очка своего партнера по команде «Макларен» Алена Проста в борьбе за корону гонщика. Прост выиграл титул в 1985 и 1986 годах, а «Макларен» снова завоевал славу конструкторов в 1985 году. В 1988 году начались знаменитые отношения команды с «Хондой», и был подписан контракт с бразильской сенсацией Айртоном Сенной, который начал соперничество с Простом, определившее конец десятилетия. Сенна и «Макларен» завоевали титул в 1988 году, выиграв пятнадцать из шестнадцати гонок, затем Прост и «Макларен» взяли титул в 1989 году, используя новые 3,5-литровые двигатели «Хонда» V10 с нормальным наддувом. Но после того, как отношения Сенны и Проста испортились, Прост ушел в «Феррари» и забрал с собой нескольких лучших людей «Макларен», включая Барнарда.
«Уильямс»
Одноименная команда Фрэнка Уильямса начала 1980-е годы как команда, которую очень сложно было обойти, и в течение следующих двух десятилетий «Уильямс» всегда был угрозой для титула чемпиона мира. В 1980 году Алан Джонс стал чемпионом среди гонщиков и помог команде выиграть чемпионат среди конструкторов. В 1981 году команда повторила этот подвиг, хотя ее гонщики уступили корону Нельсону Пике. В 1982 году, в один из самых открытых сезонов в истории «Формулы-1», Кеке Росберг, несмотря на то, что в 1981 году не набрал ни одного очка, стал чемпионом мира на «Уильямс», выиграв всего одну гонку за весь год. Переход с «Форд» на «Хонду» ознаменовал начало сильного сезона середины 1980-х годов для «Уильямс», но команда была потрясена, когда Фрэнк попал в аварию, в результате которой его парализовало. Фрэнк оставался у руля на протяжении всей своей жизни, а преодолев травму, он стал еще более вдохновляющей силой. Команда выиграла чемпионат конструкторов в 1986 году и оба титула в 1987 году.
«Брэбэм»
В то время как вокруг использования граунд-эффекта разгорались споры, «Брэбэм» использовал последние годы своей работы с максимальной эффективностью. BT49, разработанный Гордоном Мюрреем, привел команду к многочисленным победам вместе с Пике. Он выиграл чемпионский титул 1981 года, несмотря на подозрения в том, что команда использовала нелегальное топливо — обвинения, по поводу которых Жан-Мари Балестр, несмотря на свою оппозицию к командам FOCA, решительно защищал «Брэбэм». После того, как эра граунд-эффекта закончилась, «Брэбэм» заключил партнерство с БМВ, чтобы использовать их турбодвигатель, и в 1983 году Пике снова завоевал корону гонщика на блестящем BT52. Пике выигрывал гонки в 1984 и 1985 годах, но к этому времени «Брэбэм» уже отставал от своих соперников. Поскольку Экклстоун был больше сосредоточен на работе с FOCA, Мюррей в итоге ушел в «Макларен». Когда «Брэбэм» не успела принять участие в чемпионате 1988 года, она объявила о своем уходе из спорта и впоследствии была продана. Хотя команда «Брэбэм» продолжала существовать под разными владельцами еще несколько лет в 1990-х годах, с ней было покончено.
«Феррари»
Несмотря на то, что «Феррари» выиграла чемпионат мира среди конструкторов в 1982 и 1983 годах, а также заняла второе место в чемпионате среди конструкторов в 1984 и 1985 годах, 1980-е годы стали ужасным десятилетием для команды. Смерть Жиля Вильнева и авария Дидье Пирони, завершившая его карьеру в 1982 году, потрясли «Феррари» до глубины души. Эра турбонаддува не принесла желаемых результатов, и команда пригрозила уйти из спорта и перейти в Индикар, если изменения в регулировании двигателей не позволят им использовать V12, когда эра турбонаддува наконец закончится. «Феррари» дошла до создания машины в Индикар, но она так и не участвовала в гонках, так как после возвращения в форму в конце 1980-х годов команда вернулась в «Формулу-1». В 1988 году, в возрасте девяноста лет, Энцо Феррари скончался. Менее чем через месяц, на Гран-при Италии, «Феррари» выиграла свою единственную гонку в сезоне, лишив «Макларен» возможности выиграть все гонки в течение года.
«Лотус»
Несмотря на то, что «Лотус» первым построил полностью углепластиковый болид «Формулы-1», его изобретение никогда не участвовало в гонках, поскольку концепция сдвоенного шасси была запрещена. Но это не помешало команде новаторов расширить границы достижимого в спорте, и они стали первыми, кто начал экспериментировать с активной подвеской. Но новое гениальное творение основателя команды Колина Чепмена никогда не будет реализовано им самим — он трагически погиб от сердечного приступа в возрасте 52 лет в 1982 году. Под руководством Питера Уорра, с дизайнером Жераром Дюкаружем и такими гонщиками, как Элио де Анджелис, Найджел Мэнселл и Айртон Сенна, «Лотус» обрел новый успех, поскольку их 94T с двигателем «Рено» и последующая эволюция до 97T, 98T и 99T с двигателем «Хонда» снова сделали команду победителями.
«Рено»
Став пионером технологии турбированных двигателей, определившей десятилетие, «Рено» имела все шансы начать 1980-е годы с подъема. Однако французская команда так и не достигла того уровня успеха, который могла бы, поскольку проблемы с надежностью привели ее к краху. Несмотря на многочисленные блестящие и заслуженные победы в гонках, команда ни разу не поднималась выше второго места в чемпионате конструкторов. Когда финансовые проблемы охватили материнскую компанию, «Рено» больше не могла оправдывать огромные расходы на содержание заводской команды, и в конце сезона 1985 года она отказалась от участия в гонках, став исключительно поставщиком двигателей.
«Бенеттон»
Компания «Бенеттон», производящая одежду, изначально участвовала в «Формуле-1» в качестве спонсора команд «Альфа Ромео» и «Тоулмен», но когда у «Тоулмен» возникли финансовые трудности, спонсор выкупил команду. В первом сезоне 1986 года «Бенеттон», используя двигатели БМВ, Герхард Бергер завоевал поул-позицию и победил в Мексике. Переход на «Форд» в 1987 году начался с проблем с надежностью, но привел к подиумам. К концу десятилетия «Бенеттон» вернулся на высшую ступеньку пьедестала и занял третье место в чемпионате конструкторов в 1988 году. В конце 1989 года команду возглавил итальянский бизнесмен Флавио Бриаторе, а Нельсон Пике подписал контракт на участие в гонках.
Гран-при Монако 1984 года
В Монте-Карло редко бывают захватывающие гонки. Узкие и неумолимые трассы всегда ставили обгоны на первое место и редко давали возможность устраивать такие захватывающие поединки, которые так часто случаются на других «классических» трассах Гран-при. Но когда дождь сочетается с этой кроличьей норой, трасса может выдать восхитительные повороты. Гран-при Монако 1972 года было одной из таких гонок, как и 1982-й, а 1996-й стал еще одним совершенно диким событием. Но именно 1984 год запомнился больше всего, в немалой степени благодаря соперничеству, которое разгорелось между гонщиками, занявшими в тот день две верхние ступени подиума.
Монако коварно в мокрую погоду. Поверхность трассы, проходящей по обычным дорогам, является одной из самых скользких среди всех трасс календаря, даже в сухую погоду. Добавьте сюда нарисованную дорожную разметку, которая в мокрую погоду ведет себя как лед, и полное отсутствие стока перед тем, как машины натолкнутся на металлические барьеры на краю трассы, и вы получите идеальную сцену для кровавой бойни.
Гонка 1984 года проходила под проливным дождем. С самого начала начались выбывания — дуэт «Рено» в составе Дерека Уорвика и Патрика Тамбея выбыл в первом же повороте. Нельсон Пике закрутил свой «Брэбэм» и заглох через пятнадцать кругов. Найджел Мэнселл врезался в барьеры и так сильно повредил заднее крыло, что был вынужден сойти с дистанции через один круг. Даже великий Ники Лауда вылетел из-за проблем с тормозами в чудовищном ливне, который в тот день обрушился на гонщиков.
И все же Ален Прост за рулем своего «Макларен» MP4/2 был почти безупречен. Он стартовал с поул-позиции и лидировал — за исключением нескольких кругов, когда Мэнселл проскочил мимо — без особого беспокойства. Однако по мере того, как гонка продолжалась и условия становились все хуже, его тормоза начали отказывать, как и у партнера по команде Лауды. В то время как Лауда закрутился и сошел с дистанции, Прост смог продолжить гонку, но его преимущество сокращалось каждый раз, когда он выходил на финишную прямую.
По пятам за ним мчался новичок Айртон Сенна, выступавший за не пользующуюся успехом команду «Тоулмен». В таких условиях обычное различие между машинами почти ничего не значило, и Сенна стремительно надвигался на Проста. Бразилец стал известен как специалист по мокрой погоде, но в то время он был еще относительно неизвестен в «Формуле-1». Прост чувствовал давление. Каждый раз, проезжая мимо питов, он неистово махал рукой, чтобы гонку остановили, и в конце концов его желание исполнилось. Красный флаг был поднят как раз в тот момент, когда Сенна поймал «Макларен» в прицел.
Несмотря на то, что Сенна чувствовал, что у него отняли победу, в начале гонки он врезался подвеской в барьеры, и неизвестно, доехал бы он до финиша при полной дистанции. Мы знаем только то, что невоспетым героем в тот день был Стефан Беллоф за рулем еще менее уважаемого «Тиррелл» 012. Квалифицировавшись последним, он ехал быстрее Сенны и Проста, и были все шансы, что именно он стал бы триумфатором, если бы гонка дошла до конца. К сожалению, мы этого никогда не узнаем.
Беллоф никогда не увидит верхнюю ступеньку подиума «Формулы-1», которую заслуживал его талант — он трагически погиб год спустя, участвуя в гонках спорткаров в Спа. Что касается Сенны и Проста, то Гран-при Монако стал прологом их определяющего эпоху соперничества.
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только.
ну а так-то я и книгу про Сенну тоже переводил.))) ее можно найти здесь!