Трибуна
6 мин.

Гран-При Сингапура: особенности этапа и перспективы фаворитов

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку? На первую задачу ответить достаточно просто – обе трассы находятся не просто в черте города, а проложены по популярным артериям столиц. И тот, и другой автодром возводят исключительно ради Гран-При «Формулы-1», чем заставляют местных жителей ругаться и выбирать пути объезда.

Но отличий трассы «Марина Бей» от «Городского кольца Баку» гораздо больше, чем сходств. Несмотря на то, что оба зажаты металлическими барьерами, сингапурский трек запутаннее и сложнее бакинских проспектов. Как следствие – почти на 25 км/ч меньший темп круга. С динамикой Гран-При на острове вообще проблемы. К медленному кольцу неизменно добавляется атрибут в виде пейс-кара – еще ни разу в истории гонка не осталась без внимания автомобиля безопасности. Каждый раз Гран-При Сингапура подбирался к двухчасовому лимиту, а три гонки из 14 не уложились в отведенное время.

Другое отличие – во времени проведения гонки. В Сингапуре возвращаются ночные заезды, о которых «Формула-1» позабыла после Гран-При Саудовской Аравии. 16 лет назад государство-остров открыло миру возможность гонок после захода солнца. Гран-При 2008-го года стал технологическим прорывом, когда соревнования прошли полностью под искусственным освещением. Кроме хвастовства и гордого звания «Мы были первыми!» решение носило прикладной характер – по европейскому времени гонка прошла в привычные дневные часы.

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку?-2

Третьим, и, пожалуй, самым важным контрастом не в пользу Гран-При Сингапура остается географическое положение. Из теплого и сухого Баку, который сам по себе далек от Центральной Европы, «Формула-1» со вздохом полетела на край Восточного полушария. Дорога до Юго-Восточной Азии занимает сутки, и преодолеть ее – уже испытание. Но самое интересное начинается по прилету. Аэропорт Changi встречает путников неповторимой влажностью. Говоря в цифрах, в сентябре в Сингапуре средняя суточная температура воздуха 28°С, а осадков выпадает 153 миллиметра. Для сравнения, в Баку в аналогичный период показатели 22°С и 15 мм. Гонка проходит в условиях бесконечной духоты, и гонщики теряют за заезд 3-4 литра воды. В недавнем интервью двукратный чемпион мира Мика Хаккинен предложил такое сравнение условиям на «Марина Бэй»:

«Если вы хотите испытать примерно те же ощущения, что ждут в Сингапуре гонщиков, то предлагаю вот что: поставьте в сауне велотренажер и смотрите этот Гран-При, крутя педали!».

Год назад организаторы невольно пошли на уступку гонщикам и немного облегчили их участь. Из-за создания нового городского центра от трассы отрезали секцию из четырех медленных поворотов у залива и сделали вместо них прямую. Это почти на шесть секунд сократило время круга, и Гран-При’23 закончился за 14 минут до лимита времени. В ближайшие выходные пилотов ждет еще больший подарок – отрезку не просто сохранили обновленную схему, но и добавили к нему четвертую зону DRS.

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку?-3

Каждый год кажется, что Гран-При Сингапура появился в календаре совсем недавно. Буквально позавчера глаз удивлялся непривычной гонке в свете софитов, сердце екало от оторванного шланга в боксах Ferrari и подстроенной аварии Нельсиньо Пике, а ведь с той поры прошло 16 лет! За годы Сингапур приучил к малообгонным гонкам, но уж если завязалась борьба, то жди беды и машины безопасности. Две аварии Михаэля Шумахера в 2011-м и 2013-м, зритель на трассе в 2015-м, крушение надежд на титул Себастьяна Феттеля в аварии 2017-го года – малая часть ярких моментов ночного Гран-При. Легендарный аварийный приказ 2008-го года вообще не требует напоминаний. Но со спортивной, а не катастрофичной точки зрения, Гран-При Сингапура вписал себя в историю в прошлом сезоне. Именно здесь потонули шансы «Ред Булл» выиграть все гонки чемпионата. На «Марина Бэй» австрийская команда оказалась в ином измерении, провалила этап и дала Карлосу Сайнсу разбавить доминацию «быков» красивой победой.

Ожидания от Гран-При Сингапура-2024

В свете той чехарды, что творится на вершине пелотона с конца весны, делать какие-то очевидные прогнозы на Гран-При Сингапура даже не хочется. Кто будет силен, и так понятно, но кому достанутся лавры, большой вопрос. Проще угадать, на каком круге гонки появится машина безопасности. По тесноте и тягучести «Марина Бэй» уступает в чемпионате только Монако, но чуть шире и с большим количеством прямых отрезков. Таких гонок всего две, поэтому сложно строить прогнозы, кто окажется лучше в условиях очень высокой прижимной силы.

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку?-4

Уже традиционно по ходу последних гонок, но так непривычно в свете минувших лет основным фаворитом будет «Макларен». Впервые за десять сезонов команда из Уокинга приедет на уик-энд лидером командного зачета и вряд ли уйдет на очередной месячный перерыв в ином статусе. Но главное для «оранжевых» сейчас – не упустить атмосферу внутри коллектива. Выступлением в Баку Пиастри дал понять, что на роль второго пилота он не годится – только первого. Такого же мнения о себе Норрис, который в чемпионате все еще находится в зоне досягаемости Макса Ферстаппена, а молодого партнера опережает на 32 очка. Как сложатся выступления «Макларен» дальше – едва ли не самая интересная загадка конца чемпионата.

Среди главных соперников «папайи» точно будет «Феррари». И даже не потому, что после летней паузы алая машина пришла в норму. Сингапур подходил команде из Маранелло всегда; как бы сезон ни складывался, «Феррари» была близка на медленной и техничной трассе. За четырнадцать прошлых уик-эндов пилоты итальянской команды взяли 7 поул-позишн, правда, конвертировать их в победы удалось всего четыре раза.

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку?-5

Провал Red Bull в прошлом году автоматически вызывает ассоциацию, что Сингапур не подходит австрийскому «быку». Главная проблема RB20, как и ее предшественницы, – кочки и ухабы, которых в Сингапуре хоть отбавляй. Но в прежние времена без граунд-эффекта «Ред Булл» был на подиуме во всех Гран-При, начиная с 2010-го года. Новая эпоха машин на «Марина Бэй» ознаменовалась победой Серхио Переса. Так что недоразумение 2023-го года не означает, что у Ферстаппена и Переса нет ни единого шанса побороться. Удача с настройками, хорошая квалификация – и не исключено, что империя подаст признаки жизни перед осенним перерывом.

С боевым настроем приедет в Сингапур и «Мерседес». Как никак в активе команды четыре победы на «Марина Бэй», и четырежды же побеждал здесь Хэмилтон (одна победа за рулем McLaren-Mercedes). Хоть «Серебряные стрелы» и не блещут в последних гонках, городская трасса у экватора – особенное испытание. Год назад оба гонщика боролись за победу, и вспомнить ощущение от той погони – как раз то, что нужно и Льюису, и Джорджу. В схожих условиях Монако у «Мерседеса» впервые в сезоне были поводы для радости по темпу, почему бы им не повториться в Сингапуре?

А тем временем после 15-летнего отстранения в Сингапур летит Флавио Бриаторе. Организатора скандала 2008-го года помиловали и вернули в паддок как советника «Альпин». Та же команда в почти такой же невнятной форме, та же трасса...Придется приглядеть за Гасли и Оконом.

Что объединяет и разнит грядущую гонку в Сингапуре и похожий по обстановке этап в Баку?-6