Хладнокровная партия Пиастри и жесткая развязка борьбы за подиум. Обзор Гран-При Азербайджана
Перед Гран-При Азербайджана новостное пространство «Формулы-1» захватил «Астон Мартин». Сначала на улицах Монте-Карло засветился новый гиперкар Valkyria. Фотографии выглядели так, будто новая машина, которая предназначалась Фернандо Алонсо, сломалась на улицах княжества, но в действительности испанец еще не был её владельцем. А стояла «Валькирия» на улице потому, что в том месте был перевалочный пункт доставки - не любой транспорт проедет по улицам Монако.
4 сентября «Астон Мартин» выпустил пресс-релиз о масштабной пресс-конференции. Она должна была состояться почти через неделю, 10-го числа. Тема презентации не раскрывалась, но было ясно, что новость будет кульминационной. Таблоиды мира объявили дни после объявления неделей подписания Эдриана Ньюи. Завеса тайны была настолько прозрачной, что в верности слухов не оставалось сомнений.
Вторничным утром на базе в Сильверстоуне прозвучала официальная весть, что с марта 2025 года должность управляющего технического партнера займет экс-конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи. В «Астон Мартин» инженер будет не только создавать машину, но и формировать команду под свое видение регламента 2026-го года. Вдобавок ко всему Эдриан стал частью руководства компании, получив в карман контрольный пакет акций «Астонов», точный размер которого тактично умолчали.
Перспективы «зеленых» с таким лидером на посту конструктора выглядят многообещающе, но так ли все радужно? Да, Ньюи - самый успешный создатель машин в истории «Формулы-1». Но ему уже 65 лет, на сколько хватит батареек у инженера после 40-летней работы в «Королевских гонках»? Не стоит забывать, что Эдриана прозвали «Гением аэродинамики». В создании облика машины, условий протекания воздуха вдоль и внутри болида ему нет равных. Но регламент 2026-го года прежде всего о моторах. И тут большой вопрос, что выкинет вновь возвращающаяся в Ф-1 Honda. Вспомнить хотя бы 2014-й год, когда чемпионский «Ред Булл» с новым движком Renault был хромой телегой в сравнении с революционными «Мерседесами». Ушло долгих семь лет, прежде чем симбиоз Ньюи и двигателя вернул команду на вершину. Так что и в 2026-м году далеко не факт, что «Астон Мартин» вернется в борьбу за победы, хотя шансов на это определенно стало больше.
Гран-При Азербайджана, начало уик-энда. Первая тренировка
Утопая в зеленых новостях, «Формула-1» прибыла на побережье Каспийского моря. Баку встретил гостей легким дождиком, который смочил недавно возведенную в центре города трассу. Это добавило развлечений гонщикам в первой тренировке. Эффект от осадков на грязной уличной дороге примерно таков, будто на жирную сковородку еще добавили воды - сцепления очень мало. Так что первый час пятницы приходилось быть особенно аккуратным. Тесные барьеры бакинской трассы так и манили к себе пилотов, которые ощущали их сквозь углепластиковый корпус машины.
Перед тренировкой особого внимания удостоились боксы «Хаас». Рядом с привычным портретом Хюлькенберга над соседним гаражом красовалась фамилия Оливера Бермана. Юный британец второй раз в сезоне вышел на замену - после Гран-При Италии Кевина Магнуссена лишили возможности выступить в Баку за перебор штрафных баллов. Как бы пострадавший Гасли ни говорил о том, что маневр датчанина был в рамках правил, как бы ни нахваливал Кевина начальник Аяо Комацу, приговор обратной силы не возымел. И теперь у Бермана появился шанс доказать состоятельность будущего контакта с «Хаас», но имея в руках уже не «Феррари».
Едва отсчитала практика дюжину минут, пилотов прервали - с одной из машин отлетели металлические детали, рассыпавшиеся по скоростным изломам на выходе из Старого города. Волонтеры Гран-При самоотверженно выпрыгнули из бойниц заграждений и быстро разобрали помехи с асфальта на сувениры.
Через пять-шесть витков минутной стрелки заезды возобновили, но нормально вкатиться в трассу снова не вышло. Пришло время бить машины на скользком бакинском покрытии. Леклер не удержал «Феррари» на хитром спуске к набережной, попробовал повернуть, но машина проследовала в барьер. Сломанный обтекатель, искореженная подвеска и минус полчаса вката на сложной городской трассе для монегаска.
Под следующим 15-минутным отрезком подвел черту Франко Колапинто. Аргентинец впервые в жизни пилотировал в Баку и 3/4 сессии ничем плохим не выделялся. Даже опережал Албона на 5 сотых секунды. Но въезд на территорию Ичери-шехер стал для Колапинто роковым. «Уильямс» потерял сцепление задних колес и с размаху ударился об барьер. Выглядело эффектно, но не так критично, как у Сарджента по ходу сезона.
Шарль и Франко стали единственными, кто конвертировал ошибку в ремонт. По ходу практики мимо апекса не уезжал только ленивый. На выходе из поворотов дрифтовали все, едва не соприкасаясь со стенами. Число выездов в карманы безопасности и дефиле задним ходом не укладывалось на пальцах рук и ног вместе взятых.
Скомканный первый час закончился одним-двумя быстрыми кругами в исполнении выживших, где лучшее время показал Макс Ферстаппен. «Ред булл» к Гран-При Азербайджана поработал над днищем в надежде усмирить нрав привередливой машины, и по крайней мере пятничным днем новинка работала.
Пятница, вторая тренировка
Солнце над Баку клонилось к закату, когда болиды «Формулы-1» вновь появились на трассе. За паузу между заездами механики «Феррари» вроде как собрали машину #16, в «Уильямс» разобрались с аварией Колапинто, а в боксах «Мерседес» заканчивали менять двигатель на W15 Расселла.
Леклер выехал одним из первых для оценки состояния машины, показал скорость на уровне первой тренировки, а затем пожаловался команде на неуправляемость техники. С мостика монегаска обнадежили, что на телеметрии проблем не видно, но Шарль ответил: «Нет, ребята, я не могу управлять этой машиной, еду в боксы». Механики живым щитом прикрыли болид - оказалось, что на SF-24 погнута рулевая рейка.
Вторая тренировка текла спокойнее первой. Обошлось без аварий, и лишь локальные желтые флаги из-за ошибок мешали гонщикам на быстрых кругах. Ферстаппен ценой блокировки шин избежал контакта с барьером, Стролл, Сайнс, Боттас летали мимо поворотов и тренировали задний ход. Серьезные скорости лидеры держали в тайне. На испытания мягких шин выделили всего 15 минут, и лидером долгое время оставался Перес. Лишь опоздавший на общую тусовку Леклер за 12 минут до конца сессии сбросил время мексиканца на 6 тысячных.
Хоть из субботы рано было делать выводы о раскладе сил, интересные тенденции намечались. «Ред Булл» вроде поехал - на фоне Монцы прогресс машины обнадеживал. И хоть Ферстаппен жаловался на то, что болид едет мимо поворота, телеметрия в медленных связках была на стороне «быков». Серхио и Макс везли соперникам в виражах почти 0,7 секунды. Но проигрывали все честно заработанное на длинных прямых бакинского трека.
Потерялись «Макларен» - Пиастри проиграл лучшему времени полсекунды, а Норрис бросил круг на Soft'е, когда уперся в Гасли. В итоге Ландо закончил пятницу на 17-й строчке протокола. В десятку попали два Haas, где между Хюлькенбергом и Берманом было всего 0,072 секунды.
Суббота, третья тренировка
Субботним утром с моря пришли вредные тучи, которые смыли часть добытого пятничным трудом наката. К старту третьей практики асфальт высох, так что гонщики не стали отсиживаться в боксах.
Как и накануне, утренняя сессия не обошлась без потерь. Через 15 минут зеленого света тренировку прервали из-за умершей прямо на трассе «Альпин» Окона. Отказал двигатель, от которого так хотят избавиться в команде. Реанимировать мотор не удалось - за А524 приехал эвакуатор, который вернул технику в руки механиков. Уик-энд для француза складывался как нельзя хуже. Три круга в первой тренировке из-за проблем, 19-е место вечером пятницы и поломка на первом же выезде в субботу. В тот момент Эстебан наверняка от души радовался, что меняет баранку этот пылесоса в 2025-м году.
За 36 минут до конца заезды продолжили. Пилоты высыпали на трассу, но через 10 минут их пришлось загонять обратно на пит-лейн. В барьере первого поворота замер побитый «Хаас» Бермана. Оливер поздно понял, что не попадает на апекс, попытался увернуться от TechPro, но удар был неотвратим. Машина сбрила о стену левое колесо и осталась в зоне безопасности. Британец извинялся перед командой, механики расчехляли инструменты - до квалификации оставалось менее трех часов.
Эвакуатор быстро справился с работой, и сессия возобновилась через 5 минут. До конца обошлось без аварий - слишком многое стояло на кону перед квалификацией, где любая мелочь могла повлиять на результат. Лучшим в практике оказался Расселл, который опередил Леклера на 0,013 секунды. Позади восстанавливались «Макларены» - Норрис и Пиастри заняли места позади лидеров, а позиции «Хаасов» в топ-10 заняли два «Уильямс».
Квалификация
Статистика поул-позишн в Баку говорит о том, что выигрывать квалификацию вообще не обязательно для победы. Из семи попыток лишь двоим удалось реализовать субботний успех в максимальное количество очков. А самый дальний прорыв исполнил Дэн Риккиардо в 2017-м, когда выиграл с десятого места. Но такая динамика совершенно не отменяла борьбу за «поул» - по результатам тренировок предсказать сильнейшего было непросто.
К квалификации распогодилось, над Баку засияло солнце, так что непредсказуемости от погоды ждать не стоило. Первый сегмент проходил спокойно - после начальных попыток в топ-6 были только представители ведущих команд. «Мерседесы» попробовали пройти круг на Medium, но едва остались на рубеже пятнадцати лучших. Радовали «Вильямсы»: и Албон, и Колапинто обосновались в числе лучших.
Первое время оставалось за Леклером. 1:42,775 не дотягивались до результата Расселла в третьей практике, но выглядели достаточным, чтобы не проводить лишнюю попытку. Примеру Шарля последовал Перес, который с отставанием в 0,4 секунды держался третьим. Все остальные поехали улучшать. Дальнейшие разборки за проход кружили голову - каждый гонщик выбивал кого-то в зону вылета, но через секунды тот отыгрывался и ставил под угрозу кого-то еще.
Отличное десятое время сначала показал Боттас, которого на 2,2-километровой прямой разгонял Чжоу. Китаец до квалификации получил штраф за смену мотора и в любом случае стартовал бы последним. Но Вальтери недолго радовался - через две минуты финна затолкали до 18-й строчки. Второе время выдал Албон, в тройку вскочил Гасли, спаслись Цунода и Стролл.
И здесь случилась драма - среди привычных лиц не хватало двух «Макларен», которые исполняли быстрые круги под клетчатым флагом. Пиастри избежал ошибок и прошел дальше, а Норрису дважды не повезло. Прямо перед ним медленно катился Окон, пробивший колесо после контакта со стеной. Прямо перед Ландо маршалы замахали желтым флагом, тот опустил газ, а затем помчал отыгрываться на третьем секторе. К тому моменту он уступал графику Леклера всего 0,2 секунды. И тут же промазал на апексе последнего поворота у филармонии, попрыгав днищем по бордюру. Норрис бросил круг и остался с тем временем, что было до волны улучшений. Так главный преследователь Ферстаппена заимел в пассив 17-е место на воскресной решетке. Кстати, если бы Ландо завершил круг, то в зону вылета опустился бы Алонсо.
Во втором сегменте воспряли «Ред Буллы». В отсутствие главного соперника Ферстаппен и Перес окрылились и первой же попыткой обеспечили проходные времена. «Феррари» стартовый круг провели на использованных шинах и проиграли Максу более секунды. Продолжили внезапные успехи «Вильямсы» - Албон был в компании Сайнса и Хэмилтона внутри топ-10, а Колапинто лишь 0,093 секунды отделяли от первого в карьере финала квалификации.
Расселл передал по радио, что нет смысла затягивать со вторым кругом, потому что асфальт на пределе состояния. Это подслушали в «Феррари», которые выпустили гонщиков вне основной массы. Свободная трасса принесла свои дивиденды - на свежих шинах и Леклер, и Сайнс спокойно показали достаточные зачетные времена.
Второй сегмент обошелся без сенсаций. Лишившаяся бойца четверка лучших команд всемером возглавляла протокол, и вопрос был лишь в том, кто из остальных присоединится к ним в финале. Развязка этого вопроса наступила быстро - Алонсо и Колапинто ворвались на 5-6 строчки, за 10-е место посоперничать с Албоном мог Берман. Но не вышло - Оливер ошибся на улочках Старого города и уступил Алексу 0,128 секунды. Зато у опытного Хюлькенберга выиграл более двух десятых.
Настал час взрослых разборок. Всего 12 минут на длинной трассе не оставляли пространства для маневра - обе попытки должны были пройти почти без пауз.
Началось с того, что Леклер на быстром круге удержался за Пиастри и получил длинный слип-стрим от соперника. 1:41,610 - сходу на 0,4 секунды быстрее графика второго сегмента. На этом фоне резко пропал темп «Ред Булл» и «Мерседес». И Макс, и Серхио едва повторили предыдущие графики. Джордж кое-как оказался впереди обоих в трети секунды от лидера, а Хэмилтон жаловался на плохой прогрев шин и замкнул топ-7.
Все свернули в боксы за свежими шинами и рванули обратно, но тут выкинул финт Албон. Механики выпустили Алекса на трассу с вентилятором на воздухозаборнике. Британский таец понял, что ехать дальше нельзя, встал на выезде из пит-лейн, чем заставил маршалов вывесить желтые флаги. До конца сессии оставалось две минуты, и если бы проблему не удалось решить, то все финальные попытки были бы испорчены. Но пилот «Уильямс» кое-как дотянулся до инородных предметов на корпусе и смог их аккуратно вывалить на асфальт, где их тут же подмели. В результате этих перипетий Алекс стал единственным, кто не успел на второй быстрый круг.
Возглавляли суматоху Расселл и Хэмилтон. Джордж снял десятую с прошлого графика, но так и остался четвертым. Льюис выдал лучший третий сектор, но не дотянулся до «Ред Буллов». Между Ферстаппеном и Пересом случилось непривычная картина - именно Макс ехал впереди партнера и разгонял того на длинной прямой. Чемпион мира позицию не улучшил, зато Серхио реализовал подарок команды и отодвинул Расселла на пятое место - до Сайнса мексиканец не дотянулся всего 0,008 секунды.
Тем временем «поул» разыгрывали Леклер и Пиастри. Оскар в финальной попытке шел с лучшим временем после двух секторов. Причем в том месте, где Шарль днем ранее разбил машину, австралийца занесло, и на корректировке он потерял драгоценное время. Пиастри продолжил круг и на черте вскочил на первый ряд, уступив менее десятой начальному графику монегаска. Леклера успехи соперника не сильно волновали, потому что в это время он сам громил отсечки секторов. Ferrari #16 под флагом сбросила еще четверть секунды с прежнего времени, так что общее преимущество Шарля по итогам квалификации составило немалые 0,321.
Успех в квалификации стал для Леклера четвертым подряд на этой трассе. Третье место Сайнса подарило надежду «Феррари» на командную тактику на первых кругах. С этим точно не хотели мириться Пиастри, которому пришлось отдуваться за «Макларен», и Перес, который впервые с Гран-При Майами'23 опередил Ферстаппена в квалификации.
В неизменном виде протокол квалификации прожил несколько часов. Вечером субботы стюарды аннулировали результат Гасли за слишком высокий расход топлива. Команда объяснила произошедшее сбоем топливной системы, и впоследствии Пьера допустили до старта. А утром воскресенья в «Мерседес» объявили, что Хэмилтон начнет гонку с пит-лейн. Средний темп и невысокая позиция на решетке подтолкнули команду к смене мотора и изменению настроек подвески. Все это играло на руку Норрису, который без борьбы отыграл две позиции из субботнего провала.
Гонка
После жесткой аварии на старте гонки «Формулы-2» начало заезда Ф-1 ожидалось с небольшой тревогой, но в комплексе первых виражей обошлось без столкновений. Леклер легко выиграл первые метры, Перес с блокировкой втиснулся мимо Сайнса, синхронный маневр на Расселла исполнил Ферстаппен. Не подкачали вчерашние юниоры - Колапинто и Берман сохранили места в десятке. Единственный контакт произошел в четвертом повороте. Цунода не поверил в решительность Стролла и уверенно пошел на апекс, куда уже просунул нос канадец. Левое переднее колесо «Астон Мартин» пробило бок «Гоночному быку» и лопнуло. Лэнс на первом круге поехал в боксы придумывать новую тактику, а самурай понемногу терял темп и сошел на 15-м круге.
На первых порах Пиастри тянулся за Леклером и с помощью DRS приближался на прямой, но до реальных угроз положению Шарля не дошло. Перес тактически наблюдал издалека, отрываясь от Сайнса. Ферстаппен не поддерживал темп испанца, но уехал Расселла.
Пока лидеры просто ехали вперед, появилась возможность последить за аутсайдерами стартовой решетки. Норрис к концу второго круга отыграл четыре позиции и был лучшим вне очковой зоны. Правда, пока Ландо на более жестком комплекте разбирался со слабыми соперниками, замыкавший десятку Берман уехал на 4,5 секунды. Стартовавший с пит-лейн Хэмилтон не мог похвастаться такими же успехами. Британец не попал в настройки после смены двигателя и долго держался в компании Хюлькенберга и Гасли в середине второй десятки.
Десять кругов Гран-При Азербайджана страдал от монотонности. Среди лидеров все шло своим чередом в ожидании пит-стопов, Норрис и Хэмилтон дежурно поднимались наверх благодаря обгонам тех, кто им в обычное время не чета. Волна пит-стопов началась на 11-м круге, заводилой выступил Колапинто. Аргентинец не мог удержаться за Алонсо и понемногу сдерживал Албона, который предпочел на старт Hard. Чтобы не терять время, в «Уильямс» решились на самую раннюю плановую остановку.
Похвастать разнообразием тактик гонка в Баку не могла - один пит-стоп даже по местной жаре был единственным приемлимым вариантом. Но лишние круг-другой на трассе могли серьезно изменить позицию: свежие шины давали более секунды преимущества, так что в следующие пять кругов весь пелотон навестил механиков.
Смена шин резко подняла градус интереса Гран-При Азербайджана. Из членов топ-3 первым свернул к гаражу Перес. McLaren затянул с ответным пит-стопом Пиастри, но им повезло - мексиканец вырулил на трек точно позади терпевшего на «Харде» Норриса. Ландо получил установку понервировать Серхио и подольше удерживать его позади. Тактика сработала идеально - просидевший лишние круги Пиастри вынырнул с пит-лейн аккурат перед конкурентом из «Ред Булл».
На следующем круге зашевелились гаражи Ferrari - показался лидер, преимущество которого перед пит-стопом достигло шести секунд. Сервисмены не подкачали, вернув Леклера на трассу без задержки, но на выезде на трек от форы монегаска почти ничего не осталось. Шарль очень аккуратно ехал первые метры на Hard'е, в то время как Пиастри уже прогрел комплект и вовсю стряхивал с хвоста Переса. Монегаска в тот момент спасло то, что между ним и преследователями осталась прослойка в лице Албона, который тянул на изношенных шинах. Пока Пиастри и Перес ждали прямой, Леклер набрал 1,5-секундный отрыв.
Казалось, что повторится история первого отрезка, когда 3-4 круга «Макларен» подержался за «Феррари», а затем шины на оранжевой машине потеряли эффективность. Но на 19-м круге случился очень странный обгон. Леклер будто задремал за рулем, пока Пиастри, выжавший все из болида, настигал его на прямой. К первому повороту Оскар ушел внутрь, а Шарль будто специально освободил тому дорогу. Поняв, что лидерство уплыло из рук, пилот «Скудерии» попытался перекрестить траектории на выходе, но Пиастри жестко оборвал маневр. Теперь австралийцу предстояло обороняться, а монегаску - пытаться вернуть недавно безоблачное преимущество.
Первое, что озвучил Леклер инженеру, было: «Эти парни атакуют как сумасшедшие, их шины не выдержат». Пропустив Пиастри, Шарль принялся загонять цель в ожидании, когда покрышки McLaren дадут сбой. Но их борьба перестала быть дуэтом. Пока дуэлянты разбирались между собой, к ним вплотную подъехал Перес, ожидая, пока лидеры измотают друг друга.
Следующие 20 кругов самая тяжелая работа была у операторов Гран-При Азербайджана. Впереди шла тройная борьба за победу, чуть дальше Албон и Норрис взобрались на 4-5 места и держали позади Сайнса, Ферстаппена и Расселла. Причем в какой-то момент претенденты на титул оказались на трассе вплотную. Где-то позади после пит-стопа карабкался к десятке Хэмилтон. Калейдоскоп событий был так насыщен, что уследить за всем сразу не было никакой возможности.
Основное внимание, конечно, сосредоточилось на трио Пиастри-Леклер-Перес. Шарль ввязался в акцию по экспресс-сжиганию шин и всеми силами давил на новоиспеченного лидера. Сложность была в том, что даже лишенный подпитки DRS «Макларен» на прямых прорезал пространство и улетал вперед. Если на выходе из последнего поворота «Феррари» отставала более, чем на 2/3 секунды, об атаке не шло и речи. Преодолеть этот рубеж все же удалось несколько раз. Реальные шансы на атаку были на 28-м, 30-м и 32-м кругах, когда Леклер заставил Пиастри сместиться внутрь и мог рискнуть по внешней траектории. От такого исхода Шарль отказался, попробовав сунуться внутрь на выходе из виража. Но Оскар безошибочно заносил скорость в излом и пресекал попытки поравняться перед вторым 90-градусным поворотом.
Чем дальше шло время, тем больше Hard на машине Леклера терял боевой настрой. Из-за аварии в пятницу гонщику «Феррари» не удалось толком протестировать жесткие шины в гоночном режиме, поэтому как долго они выживут при постоянных атаках, было загадкой. Пиастри же продолжал делать идеальную работу, не ошибался на выходе на главную прямую и удерживал добытое своими силами лидерство. Перес решил не ввязываться в борьбу лидеров - мексиканец на опыте экономил шины, рассчитывая реализовать запас прочности на последних кругах.
Пока в топ-3 наступила передышка, камеры вспомнили о второй группе, где Албон и Норрис затягивали пит-стоп. Алекс не выдержал на 31-м круге и попал на выезде с пит-лейн в группу Колапинто-Хюлькенберг, который сражались за девятое место. Норрис дотерпел аж до 38-го и успел вживую понаблюдать в зеркалах, как Ферстаппена легко и непринужденно обгоняет Расселл. Макс с начала гонки жаловался то на вибрации, то на тормоза, и, в отличие от Переса, в его руках «Красный бык» был самой медленной машиной в лидирующей группе.
В непрекращающейся борьбе гонка вступила в финальную стадию. Леклер из последних шин держался за Пиастри, но чем ближе к финишу шло время, тем более призрачными казались шансы на возвращение лидерства. Оскар будто чувствовал замешательство в стане Ferrari, легко отбил еще пару атак на 43-45 кругах и затем выпихнул Шарля из заветной секунды. «Макларен» уезжал, а у Леклера появилась новая проблема в лице накопившего силу шин Переса. Но и мексиканец не мог просто смотреть вперед - за время борьбы в зоне подиума к топ-3 подобрался Сайнс, который еще лучше экономил резину.
Несмотря на то, что борьба за победу резко потеряла градус накала, остаться без кульминационной развязки Гран-При Азербайджана не смог. За 4 круга до финиша Перес предпринял первую атаку на Леклера. Шарль в стиле Пиастри ушел внутрь, но «Ред Булл» не ослабил хватку - Перес пулей выскакивал из поворотов, где «Феррари» на потертых шинах буксовала.
Главный эпизод гонки случился на черте 49-го круга. На прямой Серхио накатил на «Феррари» #16 и до зоны торможения оказался впереди. Зачем-то мексиканец решил вместо быстрого входа в первый поворот заузить траекторию Леклеру, и тот воспользовался замедлением соперника. Шарль оставил возле задних колес переднее крыло, не дал Пересу отыграть весь корпус и на апексе оттеснил конкурента к стене. Разборкой воспользовался Сайнс, который сначала обогнал отсеченного Чеко, а затем почти поравнялся с партнером. Из-за неудобной траектории Карлос расширил вход во второй поворот и медленно вышел на вторую прямую.
Следующие пять секунд заставили болельщиков охнуть. Расстроенный Перес нырнул внутрь в базу к Сайнсу, и два болида помчали бок о бок по улице Хагани. Но их прямолинейные движения не были параллельны - потихоньку «Феррари» и «Ред Булл» сближались. В какой-то момент расстояние между машинами стало нулевым. Болиды соприкоснулись колесами и синхронно направились в стену на скорости за 200 километров в час. Удар пришел по касательной, гонщики не пострадали, а техника превратилась в груду искореженного углепластика. Стоит заметить, что между испаноговорящими сударями напряжение зрело все выходные. В пятницу Сайнс уже получил предупреждение за блокировку Переса, в субботу случилась рокировка.
Дирекция гонки отказалась превращать финиш в процессию под пейс-каром и нейтрализовала гонку виртуальной машиной безопасности. Трасса была усеяна мелкими обломками, на которых легко можно было проколоть шины, но обошлось. Последние 10 километров гонки стали кругами почета для Пиастри, который провел блестящую гонку, показав смелую борьбу и хладнокровную оборону. Леклер, с плеч которого слезли два матадора, доехал вторым, а неожиданная бронза упала в руки Расселлу, хотя «Мерседес» был явно хуже остальных топ-команд.
Итоги гонки
Гран-При Азербайджана вновь удался на все 100%. Это был первый год, когда организаторы отчитались о полной продаже билетов, и уик-энд в Баку не подвел. Аварии на тренировках, перепутанная стартовая решетка, успех юниоров и бесконечная борьба в воскресенье - получился насыщенный и интересный гоночный праздник. Обгонов было столь много, что операторы не успевали вращать камерами и показывать повторы.
Переходя на личности, начнем, конечно, с победителя. Пиастри хочется завалить комплиментами, но этот скромный, но очень уверенный в себе молодой человек и так знает себе цену. Вторая победа Оскара получилась не в пример успеху в Венгрии, где дебатов о её честности было больше, чем радости. В Баку австралиец использовал шанс и перевернул гонку после не самого удачного стартового отрезка. Блестящий успех, которого Пиастри достиг сам, без помощи тактики или ошибок соперников.
Для «Макларен» Гран-При Азербайджана получился очень успешным. Впервые с марта 2014 года команда из Уокинга возглавила командный зачет. Классную гонку провел Норрис, который долго продержался на старых шинах, а на новом Medium отыграл 15-секундное отставание от Ферстаппена и опередил лидера чемпионата в борьбе за итоговое четвертое место. Да, это немного не тот результат, что позволяла добиться машина, но после субботы не очень-то верилось даже в такой исход.
В «Феррари» вряд ли занесут гонку в Баку в актив. Четвертый раз подряд Леклер стартовал с «поула» в Азербайджане и четвертый раз подряд остался без победы. Замешательство при атаке Пиастри на 19-м круге дорого обошлось монегаску, а отыграть позицию обратно алая машина оказалась неспособна. Второе место в Баку - все-таки упущенная победа, а не достигнутый подиум, хотя до летней паузы невозможно было представить, что в «Феррари» огорчатся второму месту. Но итальянская команда разобралась с обновлениями, и пока «Ред Булл» и «Мерседес» ищут темп, навязывает борьбу за высшие места в каждой гонке. Результативную гонку для «жеребцов» подкосил контакт Сайнса с Пересом - Ferrari упустила шанс подтянуться и к «папайям», и к «быкам» в Кубке Конструкторов.
Глядя на Джорджа Расселла, думаешь, как же одновременно везет и не везет молодому британцу. Бронза в Баку свалилась ему в руки так же неожиданно, как победа в Шпильберге, но между ними был сход после поул-позишн на Сильверстоуне и дисквалификация в Спа. Качели судьбы катают Джорджа от полюса до полюса, так что ему остается смириться и принять бакинский подарок судьбы. Темп «Мерседес» никуда не годился в Азербайджане - особенно это было заметно на примере Хэмилтона. Льюис лишь под финиш добрался до очковой зоны, но без аварии конкурентов остался бы без баллов. Хюлькенберга и Бермана получилось пройти под финиш гонки, а дальнейшие события вписали 7-кратного чемпиона мира на девятую строчку протокола.
И лишь здесь пришло время для «Ред Булл». Редко первым номером австрийской команды выступает Перес, но в Баку мексиканцем движет какая-то магия. С Майами Серхио не было видно в первых рядах, но в Азербайджане он реально боролся за победу. Чуть удачи после пит-стопа, и он не застрял бы за Норрисом, оказался впереди Пиастри и кто знает, как бы тогда выглядела схватка за главный приз. Но в итоге получилось разбитое корыто. Кстати, судьи, которые посмотрели все повторы, не увидели злонамеренных движений рулем ни у Переса, ни у Сайнса, так что они оба сами испортили себе гонку. Что до Ферстаппена, то проблемы нидерландца продолжаются, но на главных соперников ему капитально везет. Поражение от Норриса под финиш гонки выглядит оплеухой по чемпионским нравам Макса, учитывая, что Ландо стоял на 9 позиций ниже на решетке. Но даже так Ферстаппен отдал всего лишь три очка в личном зачете. Подобным образом он может еще долго разбазаривать отрыв в чемпионате, а до финала сезона осталось всего семь гонок и три спринта.
Рейтинг героев гонки не может обойтись без тех, кто занял места с шестого по десятое. Лучшим из остальных стал Фернандо Алонсо. Перспектива работы с Ньюи вдохновила «Астон Мартин», и испанец впервые с Гран-При Канады финишировал так высоко. Пожалуй, Алонсо стал самым незаметным пилотом гонки в Баку, но в этом класс - тихо приехать высоко на слабой машине. Еще большей похвалы заслуживают Франко Колапинто и Оливер Берман. Колапинто первым свернул в боксы за «Хардом» и ехал на нем 41 круг. Адское испытание для человека, который впервые в жизни гонялся в Баку. Франко выдержал испытание и к финишу гонки вернулся в топ-10. А затем балл десятого места превратился в четыре за восьмое - первые очки аргентинцев в «Формуле-1» с 1982-го года! Берман под финиш гонки боролся сначала с Колапинто, а затем отстаивал честь «Хаас» в борьбе с Хэмилтоном. Льюиса удержать не вышло, зато под финиш Оливер обогнал Хюлькенберга и выиграл внутрикомандное противостояние. В награду британец стал первым гонщиком в истории, кто набрал очки в одном сезоне в дебютных гонках за разные команды.
Долго расслабляться после Баку не придется. Сразу после финиша гонки на побережье Каспия скарб «Формулы-1» погрузили на самолеты и повезли в Сингапур. В ближайшие выходные на техничной городской трассе «Марина-Бэй» пройдет 15-ый Гран-При островного государства.
Уважаемые читатели! На будущей неделе уезжаю в отпуск, и у меня не будет доступа к просмотру Гран-При Сингапура и возможности оформить обзор гонки. Статья об этапе обязательно выйдет, хронология сезона нарушена не будет, просто описание уик-энда в Сингапуре появится позже обычного расписания. С уважением, автор.