Последний аккорд европейской части сезона состоится в страстной Монце. Предобзор Гран-при Италии
Через три дня европейская часть 75-го чемпионата «Формулы-1» станет историей. За 3,5 месяца, сдобренные этапом в Канаде, «Королевские гонки» посетили самые знаковые автодромы Старого Света. Остался последний шаг - провожать серию в осеннее турне предстоит итальянской Монце. Гран-При Италии завершит 2024-й год для классических автодромов: подавляющее большинство финальных этапов пройдут на трассах, которые появились в календаре после 2008 года. Исключение составят лишь заезды в бессменном Интерлагосе и недавно вернувшемся в чемпионат Мехико.
Главная трасса Италии ведет отсчет с 1922 года. Возведение гоночной арены прошло не без проблем - Министерство культуры Италии выступало против вырубки вековых деревьев в Национальном парке. Создатель трека, Альфредо Росселли, проявил все мастерство и смекалку, чтобы сохранить проект в силе. Росселли придумал проложить меж деревьев узкоколейную железную дорогу, по которой доставлялись припасы для строительства, чем упростил доставку ресурсов. В схеме трассы инженер использовал все имеющиеся дорожки парка, что уменьшило количество срубленных насаждений. Утопающее в зелени лесов кольцо стало третьим в мире постоянным автодромом после Бруклендса и Индианаполиса.
Особый шарм Монце придает её единство со старейшей командой чемпионата - «Феррари». Говоря о гонке в Италии, мы подразумеваем дом «алых жеребцов», хотя Маранелло находится куда ближе к Имоле, нежели к Милану. Та страсть, которая пронизывает атмосферу во время Гран-При Италии, проникает даже сквозь экраны телевизоров, не говоря уж о самом автодроме. Тифози неизменно заполняют трибуны Монцы вне зависимости от того, в какой форме находится любимая команда. Флаги с гарцующей лошадью, красное сердце «Феррари» на растянутых баннерах на трибунах, бесчисленное множество красно-бело-зеленых полотен - остальные команды наслаждаются приемом на большом итальянском празднике.
Можно сказать, что Монца наложила исторический отпечаток на всю историю Ferrari. Основатель марки, Энцо Феррари, был знаком с треком с самого его рождения. Сначала бесконечный овал, а затем и длинные прямые средь тенистых дубов подарили Энцо ключевую мысль - главное в машине, это мощный мотор, а остальное приложится. С начала эры «Феррари» ключевой деталью механизма было и остается его сердце. Кроме этого, к Гран-При Италии в Маранелло создавались новаторские обновления; ни на одну другую гонку «Scuderia» не привозила столько нового (разве что на первый этап сезона). «Феррари» сполна оплачивает народную любовь и доверие болельщиков - за 73 года одержаны 19 домашних викторий, а самым памятным был Гран-При 1988 года. Тогда непобедимые «Макларен» громили всех соперников, но именно в Монце упустили победу. Ровно за четыре недели до этой гонки Энцо Феррари скончался, и дубль в исполнении Бергера и Альборето стал лучшей памятью великого конструктора.
Ни одна трасса в мире не может похвастаться таким количеством проведенных стартов, как Монца. Лишь раз за 74 года, в 1980-м, Autodromo Nazionale уступил Гран-При Имоле - трассу модернизировали под возросшие требования безопасности. С годами трек менялся. Скоростную схему с пятью головокружительными изломами разбили медленные шиканы: Prima Variante, Curva della Roggia, Ascari. Но это никак не помешало Монце получить второе имя - «Храм скорости». Долгое время Национальный автодром уступал по средней скорости прохождения круга Сильверстоуну. Но затем «Серебряный камень» обтесали и замедлили, а Монца сохранила скоростной шарм. Рекорд трека держится с 2020 года, когда Льюис Хэмилтон выиграл квалификацию со временем 1:18,877 секунды. Средняя скорость круга составила 264,362 километра в час - вряд ли еще появится трасса, где этот рубеж будет превзойден.
Гран-При Италии всегда ожидался как парад обгонов. Длинные, достаточно широкие прямые, острые торможения упрощали преследование и атаки между гонщиками. Но с введением DRS и прогрессом аэродинамики потенциал тесной борьбы угасал. Машины стали быстрее проходить повороты, потери скорости уменьшились, и настичь беглеца на длинной прямой стало труднее. Задние крылья становятся все меньше благодаря работе днища и бокового оперения болида, поэтому сопротивление воздуха оказывает меньше влияния, чем хотя бы 20 лет назад. Открытая створка крыла перестала давать весомое преимущество - если на стандартных трассах DRS разгоняет машину на 20-25 км/ч больше обычного, то в Монце прибавка едва составляет 10 км/ч.
Действующий контракт с Autodromo Nazionale Monza истекает в 2025 году. Над Монцей постоянно витают слухи о том, что контракт продлен не будет, но год за годом Мекка «Формулы-1» остается в календаре. Владельцы трассы прилагают максимум сил для выполнения пожеланий Международной Федерации. К гонке 2024 года доработали дренажную систему и упростили проходы болельщиков вдоль трассы. Изменения коснулись и гоночного полотна - полностью заменен асфальт трека, в шиканах первого сектора добавлены гравийные зоны и подпилены высокие поребрики.
Ожидания от Гран-При 2024 года
Монца - уникальная трасса. Все устроено так, что нельзя сделать ставку ни на что, кроме скорости. Как-нибудь машина попадет в поворот, это неизбежно, но терять на прямых - смертельная ошибка. Поэтому предугадать фаворита не просто сложно, это утопия, особенно в свете того, что последние восемь гонок чествовали шесть разных победителей.
Для тифози, конечно, главным будет выступление «Феррари». Местные любимцы год назад подходили к Монце с еще более безликими выступлениями. Но на домашнем этапе Сайнс и Леклер оказали достойное сопротивление ракетоподобным «Ред Булл» и подарили жаркую схватку друг с другом за подиум на последних кругах. Фернандо Алонсо даже назвал «Феррари» основными претендентами на победу. Конечно, к словам Фернандо всерьез относится нельзя, вряд ли из Сильверстоуна лучше видно, насколько в Маранелло готовы к домашней гонке. Но у Алонсо есть опыт распития победного шампанского над утопленной в красное стартовой прямой. В 2010-м испанец познал гордость выступлений на алой машине, выиграв Гран-При Италии.
Для «Ред Булл» и «Макларен» Монца продолжит чемпионские разборки. Последние гонки проходили на трассах, где главной задачей был поиск баланса в скоростных длинных поворотах. Пример Зандворта показал, как «Макларен» неподражаем на виражах. Но у «быков» никогда не было проблем со скоростью, и Монца - одно из тех мест, где этот козырь может стать решающим.
В ожидании Гран-При Италии расклады среди лидеров померкли на фоне состоявшихся и ожидающихся замен в составе команд. Главная новость - «Уильямс» не стерпел очередное крушение Сарджента и указал американцу на выход. Это решение напрашивалось уже давно, так что авария в Зандворте стала последней каплей терпения Джеймса Ваулза. Но кого сажать в эту строптивую машину? В Гроу пытались договориться с Лиамом Лоусоном, но в «Ред Булл» заявили, что такой ценный кадр может самим понадобиться до конца сезона. Можно было бы предложить Сайнсу потренироваться перед следующим сезоном, но это, конечно, шутка. Так что «Уильямс» пришлось обратить внимание на собственную молодежь, и оптимальным вариантом стал Франко Колапинто, выступающий в чемпионате «Формулы-2».
Коротко о молодом аргентинце. В 2021 году Колапинто поучаствовал в «Европейской серии Ле-Ман», где его напарниками по экипажу были Роман Русинов и Ник де Вриз. В 2022 году Франко дебютировал в «Формуле-3». В первый год он выиграл две спринтерские гонки и занял девятое место по итогам сезона. Через год ситуация улучшилась. Колапинто вновь дважды победил и дополнил выступления высокой стабильностью - всего три схода и один финиш вне топ-10. Тогда же юниор попробовал себя в «Формуле-2», заняв кокпит одной из машин на финале сезона в Абу-Даби. 2024-й год Франко проводил в «Формуле-2», где за 20 гонок одержал одну победу и добыл два вторых места, обосновавшись на шестом месте в чемпионате. Кроме этого, аргентинец тестировался в первой тренировке к Гран-При Великобритании «Формулы-1», где успешно преодолел 24 круга и уступил Албону всего 0,4 секунды.
Немногие одобрили решение Ваулза и компании пригласить юношу за руль «Уильямс». Выбор у руководства команды был невелик. Мик Шумахер вряд ли выглядит лучшим вариантом, да еще и занят в WEC. Тото Вольфф мог бы просунуть его по блату под крыло бывшего коллеги, но у Тото сейчас совсем другие мысли. Чемпионы Ф-2 прошлых лет, Другович и Пуршер, к «Уильямс» не имеют никакого отношения. Если отказывать одному пилоту «Формулы-2» ради более титулованных, но чужих спортсменов из той же обоймы, то зачем тогда академии команд? Может, стоило позвать Ника де Вриза? Два года назад нидерландец феерично использовал свой шанс именно в Монце. Нет, вряд ли у Ника получилось бы пальнуть второй раз, в этот раз нужен пилот не на 1,5 часа, а на девять Гран-При. Так что Колапинто - рискованный, но вполне логичный исход дилеммы в «Уильямс». Для самого аргентинца это шанс всей жизни, ведь множество хороших гонщиков из Ф-2 так и не попадают в главную серию.
Имя Тото Вольффа в прошлом абзаце прозвучало не просто так. В стане «Мерседес» творятся еще более интригующие события. Особенный ажиотаж по выбору второго пилота на сезон 2025-го года наступил накануне Гран-При Италии. Когда стало ясно, что Ферстаппен в ближайший год не уходит из «Ред Булл», у начальника «Серебряных стрел» практически не остается альтернатив, кроме как подписать контракт с другим юниором - Андреа Кими Антонелли. Молодому итальянцу обещана первая практика в Монце вместо Льюиса Хэмилтона, но, судя по всему, дело идет не просто к официальному дебюту за рулем «Формулы-1». Монца станет идеальным местом, чтобы порадовать местных болельщиков контрактом с Антонелли. С момента тихого ухода Ярно Трулли представители Апеннинского полуострова не могли пробиться в «Королеву автоспорта». Наконец у Италии появляется новая надежда.