Трибуна
23 мин.

Оранжевый, да не тот. Обзор Гран-при Нидерландов «Формулы-1» (23.08.24-25.08.24)

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель. Из стана Alpine пришло ожидаемое, но все равно интригующее сообщение – вторым пилотом французской команды в 2025 году станет Джек Дуэн. В 2022 году австралиец провел свой последний сезон в «Формуле-2», где закончил на шестом месте, после чего стал резервным гонщиком «Альпин». За два года Джек поучаствовал во всех шести пятничных тренировках для молодых пилотов, но не имел шансов на боевой кокпит черно-голубой машины.

Упадок команды в 2023 году подтолкнул к перестановкам в составе коллектива, одной из которых стал уход Эстебана Окона. Летом «Альпин» не смогли договориться с Карлосом Сайнсом и выбирали партнера для Гасли из имеющихся в составе талантов. В начале июля французы провели сравнительный тест на «Поль-Рикаре» между Дуэном и Миком Шумахером. Окончательное решение зрело целых два месяца, и перспективы 21-летнего австралийца оказались выше уже откатавшего два сезона в «Формуле» Мика.

Так в сезоне 2025 года может произойти знаменательное событие для Австралии – если Дэн Риккиардо каким-то чудом сохранит свое место в «Рейсинг Буллс», впервые с Гран-при Германии 1974 года на старт Гран-при заявятся сразу три представителя Зеленого континента.

Обратимся к техническим инновациям. Интересную фишку к Гран-при Нидерландов подготовила FIA. На «Макларен» Ландо Норриса установили гироскопическую камеру, которая держит уровень горизонта при любых кренах болида. В Зандворте с его постоянными наклонами асфальта эта новинка оказалась очень удачной – просмотр быстрого круга с такого объектива напоминал американские горки и позволял почувствовать все вертикальные углы местного трека.

Начало уик-энда. Первая тренировка

Вторая часть сезона началась с пронизывающего ветра и летящего дождя. Недалеко от Зандворта развлекался циклон «Лиллиан», который иногда добрасывал часть осадков до побережья Северного моря. Но при этом трибуны автодрома были заполнены полностью – места были забиты даже в зонах свободного размещения. «Оранжевая армия» прибыла с единственной целью – помочь Ферстаппену перевернуть неудачную серию из четырех поражений подряд.

На первой тренировке в составе пилотов произошло одно изменение – за руль «Заубер» вместо Вальттери Боттаса сел Роберт Шварцман, который имеет допуск под лицензией Израиля. Забегая вперед, Роберт сохранил машину целой и в непростых условиях показал 16-е время, но уступил Гуаньюй Чжоу 0,7 секунды.

После месячных каникул пилотам не терпелось ринуться в бой, так что с начала практики трасса не пустовала. Непогода не пугала гонщиков - почти половина боевого состава испытала дождевую резину. Не обошлось без прогулок по гравию. Хюлькенберг дважды вспахал зону безопасности на втором секторе, контактов с барьерами удалось избежать. После этого наступило затишье – тучи ушли с радаров команд, через 20 минут прогнозировалось солнце, и гонщики предпочти отсидеться в боксах.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-2

Через полчаса после старта сессии лучи солнца согрели асфальт, ветер разогнал влагу, и на 31-ой минуте на трассе показался Ферстаппен на промежуточных шинах. На первом же круге чемпион мира напомнил, что условия еще достаточно рискованные для быстрой езды, и исполнил эффектного «жука» при въезде на импровизированный стадион в начале третьего сектора. Впрочем, следующий же прокат Макса по кольцу показал 5-секундное преимущество над темпом на дождевой резине.

15 минут машины сушили трассу, и к последней десятиминутке пришло время испытаний сухой резины. Гонщики осторожничали, ведь разбить машину на заре уик-энда никому не хотелось, но время круга таяло с каждым пересечением финишной черты. Круговерть быстрых кругов на исходе первого часа выиграл Норрис, который опередил Ферстаппена на 0,2 секунды.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-3

Пятница, вторая тренировка

Ко второй тренировке последствия непогоды окончательно развеялись, над трассой сияло солнце, воздух прогрелся до 22°C. Наступило лучшее время для тренировок с полными баками и изучения комплектов шин.

Но не всем удалось насладиться дарами ясной погоды. Всего через 7 кругов свернул на пит-лейн Карлос Сайнс, пожаловавшись на перебои в коробке передач. Механики «Феррари» оставили от болида рожки да ножки в боксе и принялись искать неполадки. Испанец до конца сессии не вернулся на трек, потеряв отличную возможность потренироваться.

На трассе тем временем было жарко. Поиски пределов при ветреной погоде приводили к многочисленным ошибкам. Историческая узкая трасса с гравийными зонами безопасности и увлекательными профилированными поворотами не прощала помарок. Сначала Расселл пролетел мимо девятого поворота, оставив за собой шлейф дыма от заблокированных шин. Затем Перес при сильном порыве ветра сыграл в Тарзана, уехав через камни к трибунам в первом изломе «Tarzanbocht». Маневр мексиканца через две минуты едва не повторил Леклер, но ограничился запоротым комплектом шин внутри трека.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-4

На 17-й минуте очередная ошибка в конце стартовой прямой зажгла красные флаги над автодромом. Автором вылета стал Хюлькенберг, у которого первый рабочий день после отпуска никак не ладился. Haas сорвало на торможении и развернуло на 270°, после чего болид боком прибыл в барьер. Серьезных повреждений удалось избежать благодаря слоям старых покрышек в месте вылета. Для Нико и команды наступило время для размышлений, где найти баланс машины.

Практику возобновили через 7 минут. Пришло время подобрать скоростные настройки на квалификацию. Тон задали «Макларен», «Мерседес» и «Ред Булл» в лице Ферстаппена. Топ-5 уик-энда в Нидерландах устроили перестрелку лучшими кругами, победителем из которой вышел Расселл. 1:10.702 – результат всего в 15 сотых от поул-позишн прошлого года. Отрывы среди главных конкурентов были минимальны – первое и пятое места разделила четверть секунды.

После залпа кругов на грани пришла пора сбавить темп и испытать поведение машины в гоночном режиме. Ожидающая в субботу непогода заставляла за единственный сухой час проверить работу машины во всех режимах – и в скоростном формате, и в схеме на гонку. Последние 20 минут на трассе прошли спокойно, главные события произошли на пит-лейн. Сначала Албона выпустили ровно перед носовым обтекателем Стролла, а затем похожий маневр исполнили механики Чжоу. Риккиардо, который спокойно ехал свои 60 км/ч по пит-лейн, едва успел дать по тормозам и избежал удара в колесо Sauber. И «Уильямс», и «Заубер» после тренировки получили штрафные квитки на 5000 евро.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-5

Суббота, третья тренировка

К субботе бушующий на северо-западе Европы ураган разошелся и залил побережье Нидерландов потоками дождя. С утра трасса была в подмоченном состоянии, и лишь толпы болельщиков под дождевиками стойко переносили тяготы и лишения любви к «Формуле-1». Ждать зрелища в таких условиях было сложно – в похожих ситуациях за три часа до квалификации гонщики ограничиваются медленными проездами по трассе. Впрочем, больших луж на асфальте почти не было, и гонщики одним за одним показывались на треке.

Первую ошибку субботы допустил Пиастри, рискнувший покинуть боксы на «промежуточных» шинах. В шикану третьего сектора «Макларен» поворачивать отказался, и австралийцу пришлось потревожить подмоченные камни в гравийной ловушке.

До конца не было ясно, сохранятся ли дождевые тучи на главную сессию субботы, так что все больше гонщиков проверяли состояние трассы на резине для слабого дождя. К концу первой десятиминутки больше половины пелотона отметилось перед зрителями, правда, зачетных времен в протоколе было всего три – в исполнении Пиастри, Стролла и Алонсо. А затем на сцену вновь вышел Нико Хюлькенберг. В третьей тренировке подряд немец приобрел билет на посещение окрестностей вне трассы. В этот раз Нико ошибся на торможении к стадионной секции третьего сектора. «Хаас» #27 проигнорировал торможение и по прямой уехал в забор, разбив разработанное к Гран-при Нидерландов переднее крыло. До боксов Хюлькенберг добрался сам, так что временно обошлось без остановки заездов.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-6

Дождь усиливался – Алонсо и Магнуссен также уплыли в зоны безопасности, но смогли вернуть контроль над машиной. А всего через пять минут после конфуза Хюлькенберга на трассу все-таки пролился красный свет. Камеры перенеслись на выход из профилированного третьего виража, где безжизненно стояло то, что недавно было Williams Логана Сарджента. Американец как ни в чем не бывало широко выехал с бордюра и зацепил правыми колесами мокрую траву. Болид не потерпел такого хулиганства и ожидаемо потерял сцепление с покрытием.

Синюю машину на полном ходу бросило в противоположный барьер и смачно подбросило в момент столкновения. Медленно по спуску катилось колесо, трассу усыпали карбоновые обломки, а «Уильямс» вообразил себя грилем-барбекю и начал разгораться. Логан в спешке покинул кокпит, маршалы, роняя огнетушители, бросились на помощь, а на лицах механиков команды из Гроу читалось нецензурное разочарование.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-7

Для Сарджента сей факт был особенно обиден в свете того, что год назад в Зандворте он добрался аж до третьего сегмента квалификации. Сейчас, когда его увольнение из команды практически решено, он мог напоследок оправдать свое место в «Формуле-1» в течение двух сезонов, а вместо этого набил деталей еще на добрый миллион долларов. Забегая вперед, ко второй половине субботы машину так и не удалось восстановить, и по окончанию практики пошли слухи о замене Логана уже на этапе в Монце.

Тренировку возобновили за 2 минуты до конца сессии, чем устроили настоящее столпотворение на треке. Ферстаппен так торопился выехать на трассу, что в стиле обочечников толкался на выезде с пит-лейн. В попытках успеть на быстрый круг пилоты едва не устроили замес на третьем секторе – Зандворт напомнил, что в квалификации может быть тесно.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-8

Квалификация

Угадать расклады на стартовой решетке после тренировок было сложно. Понятен был темп «Макларен», «Мерседес» и Ферстаппена, но кто из них был действительно быстрее всех, 3-4 быстрых круга в субботу не дали ответа. Загадки таила в себе погода – синоптики оставляли шанс дождя на квалификацию, а на скользкой трассе все могло пойти наперекосяк: третью тренировку, например, выиграл Гасли.

Под сводом туч, из которых неуверенно проглядывало солнце, с зеленым сигналом светофора трасса заполнилась. Гонщики на быстрых кругах преодолевали частокол из разноцветных препятствий, но жалоб на трафик практически не было. Самый серьезный инцидент произошел между Хэмилтоном и Пересом. Льюис не рассчитал скорость «Ред Булл» и оказался на траектории мексиканца ровно в точке выхода из затяжной дуги 9-го поворота. Серхио был не так разочарован поведением британца, сколько необходимостью использовать новый комплект шин.

Первый сегмент подарил надежду на необычную квалификацию. В стане фаворитов затесались Гасли, Стролл и Албон, «Феррари» кое-как балансировали на грани зоны вылета. Расселл, еще вчера озиравший местные дюны с вершины протокола, жаловался на скольжения в поворотах и долгое время оставался на 13-й позиции.

Но на последних минутах все встало на свои места. Леклер и Сайнс ценой свежего комплекта вскочили наверх, быстрее них оказались лишь Перес и Расселл, также надевшие новый Soft. Их партнеры в компании гонщиков «Макларен» обошлись без лишних попыток, а за гранью прохода далее оказались два Sauber, Окон и Риккиардо.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-9

Ко второму сегменту облака еще пуще почернели над автодромом, осадки виднелись на радарах, но дождевики все еще лежали рядом с болельщиками. Первыми на трассе показались две Ferrari – итальянские болиды страдали в Зандворте, и их единственной надеждой был дождь. Пока было сухо, Леклер и Сайнс еще раз использовали комплекты шин, на которых доезжали первый сегмент, и показали установочные результаты.

Сильно им это решение не помогло. Капли дождя по-прежнему обходили трассу, и через 5 минут алые болиды обнаружили себя на 12-м и 13-м местах. Лидеры уверенно промчали первую попытку, а лучшее время Норриса побило рекорд уик-энда.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-10

Второй выезд «Макларены», Расселл и Ферстаппен проигнорировали, чем освободили трассу тем, кто желал улучшить. Среди таких гонщиков разгорелась нешуточная борьба. Претенденты на вылет менялись каждые 10 секунд. Гасли, Стролл и Албон ворвались на 4-6-8 строчки, оставив за промежуточным бортом Хэмилтона, Леклера и Сайнса. Кому-то из них было не суждено пройти дальше. Карлос первым завершил круг и остался на грани – сказывалась потерянная вторая тренировка. Следующим по трассе шел Хэмилтон.

Действующий победитель Гран-при не справился с коварной трассой и не смог отвлечься от события с Пересом в первом сегменте, которое могло привести к штрафу. Льюис не дотянулся до времени Сайнса 0,034 секунды и уже точно оставался на 6-й линии стартового поля. Решающее слово оставалось за Леклером – монегаск как мог избежал ошибок и стал единственным пилотом Ferrari в финале квалификации.

Итоговая 12-минутка наконец напомнила о том, что главное в квалификации – не кто вылетит, а кто возьмет поул-позишн. Сможет ли Ферстаппен втащить Red Bull на вершину или McLaren использует преимущество в технике? Повторит ли Расселл пятничные успехи на сухой трассе? На решение этой задачи отводилось всего две попытки.

По итогам первого круга трио Норрис-Пиастри-Ферстаппен разделило всего 0,148 секунды. «Макларен» был особенно хорош на выходах из поворотов, но на торможениях настройки «Ред Булл» помогали сократить отставание. Расселл остался в полусекунде позади – и он, и Леклер первую попытку прошли на использованном комплекте из-за проблем в первом сегменте. Стролл, Перес, Албон и Алонсо даже не пытались показать пристрелочное время, оставив свежий набор на единственный шанс.

За две минуты до клетчатого флага началась кульминация. Первым на круг ушел Ферстаппен. По итогам второго сектора местный герой «вез» времени Норриса почти четверть секунды, а на финише отщипнул у результата британца 0,045. Это был идеальный расклад для четвертой поул-позишн на домашней трассе, если бы Ландо позади не ехал еще быстрее. Первый и третий фиолетовые сектора уничтожили надежды «Оранжевой армии». Преимущество Норриса на черте составило неприличные 0,356 секунды – на трассе длиной всего 4,2 километра. Пиастри запорол второй сектор и не смог улучшить, но ни Расселл, ни Перес не превзошли время австралийца. Серхио вклинился между Джорджем и Шарлем, показав вполне приличный для себя пятый результат. Леклер остался впереди Алонсо и Албона, замкнули десятку Стролл и Гасли.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-11

В неизменном виде протокол квалификации просуществовал всего два часа. Сначала судьи оценили маневр Хэмилтона и наградили сэра Льюиса тремя дополнительными позициями на стартовой решетке. Британец откатился на 15-е место, которое еще через час превратилось в 14-е. Инспекция нового днища «Уильямс» выявила, что новинка команды из Гроу обходит технический регламент. Албона исключили из итогов субботы и отправили его туда же, где уже был его партнер – на последний ряд стартового поля.

Гонка

Короткий рывок к первому повороту обещал дать ответ, научился ли Норрис выигрывать первые метры гонки. Уроки Венгрии наверняка еще были перед глазами Ландо, когда он видел перед собой 380 метров асфальта к первому повороту. Ситуация была нервная. Рядом стоял его главный раздражитель, с которым уже произшел конфликт в Шпильберге, а позади – партнер, которому было разрешено бороться с британцем по заверениям команды.

С затуханием стартовых огней стало очевидно, что проблемы Норриса пока уверенно остаются с ним. Ландо забуксовал на второй передаче, и Ферстаппен уже через 100 метров был на корпус впереди. Синхронно провалилась вся левая сторона решетки: Пиастри пропустил Расселла и едва удержал Леклера, который объехал Переса. Героический рывок удался Гасли – француз опередил оба «Астон Мартин», что стояли впереди него.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-12

Очень быстро стартовая суета рассосалась. Макс сразу создал комфортный отрыв, Ландо позади осознавал проигрыш шестой поул-позишн из шести (включая спринты), а Пиастри не очень-то наседал на Расселла. Самым активным в лидирующей шестерке был Леклер, который повис на заднем крыле «Макларен» и сбросил с хвоста мексиканский «Ред Булл».

За зрелище на первых кругах отвечали два неудачника квалификации. Сайнс с 10-й стартовой позиции аккуратничал на первом круге, но затем прошел Стролла и Алонсо, а к 11-му кругу нагнал Гасли и помчался за лидирующей шестеркой. Хэмилтон, откатившийся из-за штрафа на 7-ю линию стартового поля, также переждал давку начальных кругов и стал планомерно пробивать путь в очковую зону. Подспорьем для британца было то, что он выбрал Soft на стартовый отрезок, что в начале давало преимущество по темпу над окружающими соперниками. Чтобы ворваться в зачетную десятку, чемпиону из «Мерседес» понадобилось 14 кругов.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-13

«Пирелли» привезли в Зандворт самые жесткие типы шин, что подталкивало к выбору тактики одного пит-стопа. Кроме того, Гран-при Нидерландов стал всего лишь одним этапом из трех, где скорость на пит-лейн ограничивалась 60 километрами в час (наряду с Монако и Сингапуром). Правда, этот факт немного нивелировался тем, что и по длине зона боксов на автодроме одна из самых коротких в чемпионате. Это означало, что надеяться лишь на стратегию опрометчиво, и надо доказывать преимущество на трассе.

Именно с такими мыслями Норрис начал сокращать дистанцию до Ферстаппена. 1,2 секунды, что держались на протяжении 14 кругов, начали таять – сначала по одной десятой, затем по две, и к 17-му обороту оранжевый «Макларен» въехал в зону DRS от убегающего «быка». Макс пытался выжать все из машины, но его резина приходила в негодность гораздо быстрее. На черте 18-го круга случилось то, ради чего многие и включают «Формулу-1» – обгон за лидерство. Ландо гигантским темпом накатил на конкурента и задолго до зоны торможения вышел вперед. Еще два круга создавалась иллюзия борьбы, пока Ферстаппен не выпал из секунды от машины #4, а затем преимущество Норриса стало расти по 0,5 секунды с круга.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-14

Тем временем подходила пора волны остановок. Meduim успешно выдержал треть гонки, более того, даже Хэмилтон на мягком типе продержался до 25-го круга. Но начал пору визитов к механикам Леклер. Шарль застрял за Пиастри, и в «Феррари» решили пожертвовать несколькими кругами для «подрезки» конкурентов. Правильность решения «жеребцов» проявилась уже через два круга. Расселл, который до пит-стопа шел через позицию впереди, вынырнул на трассу в двух секундах позади «Феррари».

Ферстаппен и Норрис дождались 29-го и 30-го кругов соответственно и сохранили распорядок относительно друг друга. В случае с Пиастри «Макларен» решил переиграть тактику – было понятно, что Оскар окажется позади и Расселла, и Леклера, поэтому нужно было создать преимущество по свежести шин. Австралиец дотерпел до 33-го круга и стал последним пилотом, кто совершил плановый пит-стоп. На выезде с пит-лейна Пиастри увидел далеко впереди кормы главных конкурентов – 4 и 8 секунд отделяло его от 4-ой и 3-ей строчки.

На середине гонки борьбы практически не наблюдалось. Лидерский дуэт все дальше отдалялся друг от друга, даже Леклер был ближе к Ферстаппену, чем тот – к Норрису. Расселл с трудом удерживал темп «Феррари», а позади быстро накатывал Пиастри. Перес вместо активной борьбы в топ-6 отставал все дальше и после пит-стопа увидел в зеркалах Сайнса, который вообще-то стартовал на пять позиций ниже. За испаноговорящей парой с 3-секундного расстояния следил Хэмилтон.

За оставшиеся объедки в виде 9-го и 10-го мест шел жесткий спор. «Астон Мартины» и Гасли после пит-стопов откатились в середину второй десятки, а зачетные места заняли пилоты «Хаас». Хюлькенберг поднялся наверх благодаря ранней остановке, а Магнуссен – с помощью старта с пит-лейн и бесконечно долгого отрезка на Hard. Моментом главной баталии стал 40-й круг. При выходе на стартовую прямую произошла красивейшая битва с участием сразу пяти машин, в которой Магнуссен потерял разом 4 позиции. Возглавивший атаку Албон сначала остался при своем, потому что Гасли удался двойной обгон, а кругом позже «Уильямс» оттолкали вглубь пара зеленых болидов из Сильверстоуна.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-15

Тем временем внимание вернулось к борьбе за подиум. После пит-стопа Пиастри хватило семи кругов, чтобы пощупать серебряные лучи «Мерседес». Разница в 35 километров износа привела к единственной попытке атаки по внешней траектории в первом повороте. Сопротивляться Джордж не мог, как бы ему не хотелось. В тот момент казалось, что Оскар управляет истребителем, который сейчас сметет все на своем пути.

Пришла пора нервничать Леклеру. Пиастри не терял темп и к 46-му кругу заехал в зону крыла от «Феррари». Но справиться с алой машиной никак не удавалось. Во-первых, шины уже не обладали большим преимуществом, во-вторых, Шарль идеально преодолевал финальный вираж и сбрасывал «Макларен» на расстояние 0,6-0,7 секунды перед прямой. Такого отрыва было достаточно, чтобы к зоне торможения Оскар не успевал подготовить атаку. Оранжевая тень еще 10 минут вхолостую преследовала «Феррари», а затем отрыв стал понемногу расти – Леклер обуздал мощь «Макларен» и контролировал конкурента к финишной развязке.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-16

Неожиданный гоночный темп «Феррари» подтверждал Карлос Сайнс. Испанец не довольствовался седьмым местом и заявил претензии на позицию выше, где ехал Перес. В Нидерландах Серхио выдал одну из лучших квалификаций сезона для себя, но в гонке не мог совладать с болидом. Тем не менее первую попытку атаки от Сайнса он жестко отбил, едва не выпихнув красную машину в гравийную ловушку. Карлос сохранил голову холодной и терпеливо продолжил расшатывать мексиканскую оборону. На 47-м круге Пересу пришлось капитулировать – благодаря профилю первого поворота «Феррари» удержалась на внешней стороне трека и вышла вперед.

Пока «Феррари» и вторые номера «Макларена» и «Ред Булла» грызлись за лучшие места около подиума, впереди происходило крушение всех надежд Ферстаппена на четвертую победу подряд на родной трассе. Норрис был просто неудержим: британец продолжал ехать на 0,5-1,0 секунды быстрее главного конкурента и к концу гонки создал себе запас, практически равный бесплатному пит-стопу. Лучшего удара по чемпионским настроениям «Ред Булл» невозможно было представить. Если в Австрии первая попытка закончилась контактом и пикировкой после гонки, в Нидерландах Ландо полностью использовал силу машины. Клетчатый флаг ознаменовал вторую в карьере победу Норриса и рекордный отрыв от второго места в сезоне 2024 года.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-17

Из борьбы в топ-6 дистанцировались «Мерседесы». Хэмилтон ожидаемо уехал на второй пит-стоп и не смог еще раз уничтожить отставание от соперников. На такую же тактику перевели Расселла. Жесткие шины во владении Джорджа быстро пришли в негодность, из-за чего его стали догонять Перес и Сайнс. Результат без остановки скорее всего получился бы такой же, как вышел в итоге – слишком велики были проблемы с темпом у «Мерседес» #63.

В борьбе второго дивизиона «Хаас» не смог сохранить ни одного очка. После пятерной борьбы Гасли и Алонсо бросились в погоню за белым болидом. Сначала к успеху пришел Пьер – сопротивление Хюлькенберга пало на 61-м круге. Фернандо потребовалось еще три круга, чтобы изгнать Нико из соискателей зачетных баллов. До финиша позиции не изменились. Гасли привез Alpine первые очки под руководством Оливера Оукса, а Фернандо в очередной раз назвал 10-е место успехом – столь уныл темп «Астон Мартин» даже на фоне хорошей квалификации.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-18

Итоги гонки

В конце Гран-при командный мостик «Макларен» сиял уверенностью в завтрашнем дне. Это уже не были бегающие встревоженные глаза поры Гран-при Майами, когда члены команды не могли усидеть на месте, глядя на финишные круги. В Нидерландах «Макларен» предстал той силой, о которой с конца весны твердят специалисты. Уничтожение соперников в квалификации, 23 секунды форы на финише гонки – лишь проигранный старт слегка омрачил радость Норриса от второй победы. Всего второй, а как поменялось настроение британца на финише. Конечно, Ландо был искренне счастлив, но теперь его лицо выражало не радость немного случайного триумфа, а удовлетворение от закономерного результата. Интересно, что на высшую ступеньку пьедестала его сопровождали те же, кто был в Майами, – Ферстаппен и Леклер.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-19

Праздник оранжевых все же оказался неполным. У Пиастри реализовать весь потенциал машины не удалось – начало положил неудачный старт, а затем Оскар уперся в непреодолимый барьер в лице Леклера. Но даже четвертое место впридачу к победе Норриса позволяет «Макларен» на 12 очков сократить отставание в Кубке Конструкторов.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-20

Окрашенные в апельсиновые оттенки трибуны вряд ли прибыли в Зандворт, чтобы увидеть на вершине не того, ради кого они стали «Оранжевой армией». Ферстаппен честно сделал все, что мог. Выиграл старт, попробовал уехать, а когда стало ясно, что главный кубок уплывает в чужие руки, просто добрался до финиша. Зандворт, как и Спа, как и Хунгароринг, как и Сильверстоун, не оказался трассой «Ред Булл». Значит ли это, что эра «быков» прошла? И да, и нет. Наступила эра равной борьбы, где на разных автодромах будет быстрее то одна, то вторая, то третья команда. Монца, Сингапур, Баку совершенно не похожи на автодромы с большим набором длинных среднескоростных поворотов. Так что вероятность ускользания личного титула, 4-го подряд для Ферстаппена, все еще мала.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-21

Прорывом Зандворта, не считая феноменального Норриса, можно назвать «Феррари». До уик-энда в Нидерландах Фред Вассер убеждал, что главной задачей будет нивелировать отставание и набрать максимум очков. После субботы даже эти пожелания казались невыполнимыми. Но в гонке «Скудерия» напомнила о себе – Леклер удержал позади один из «Макларенов», Сайнс после раннего вылета из квалификации добрался до пятой позиции, то есть, опередил двоих членов топ-команд, стартовавших выше. Пожалуй, это именно тот результат, который дарит тифози надежду перед главной гонкой сезона для Италии – сражением на Национальном автодроме Монцы.

Гран-при Нидерландов нашел в себе перчинку и не стал пресным возвращением к рутинной работе. Конечно, среди лидеров обгонов было немного, но случился главный – за лидерство. В схватке за подиум напряжение не сходило до финишной черты, а двое фаворитов устроили красивый прорыв из середины пелотона. Порадовали аутсайдеры – разборки пяти машин на одной прямой больше походили на безбашенные американские чемпионаты, чем на аристократичную «Формулу-1». И хотя в воскресенье оранжевый цвет в Зандворте сменил владельца, 100 тысяч человек, заполнившие трибуны, увидели годное зрелище в комфортных погодных условиях.

Посвежевшая и соскучившаяся по гоночным уик-эндам «‎Формула-1» прибыла в Зандворт и сразу же разбавила новостную засуху последних недель.-22

Впереди «Королевские гонки» ждет прощание с европейской частью чемпионата. До турне по Азии и Америке остался лишь один этап в Старом Свете. Место для прощания выбрано легендарное – провожать серию в долгое путешествие к финалу сезона предстоит итальянской Монце.