Первое испытание на финишной прямой. Нидерланды встречают «Формулу-1» после каникул
Четыре долгих недели новости мира «Королевских гонок» ограничивались яркими фотографиями гонщиков в социальных сетях. Эксперты «Формулы-1» выжимали темы для обсуждения из любых слухов, но таких возможностей было как никогда мало. Отпускная пора впервые за многие годы прошла именно так, как она и задумана - спокойно, уединенно и безмятежно. Самое громкое событие перерыва случилось в его первый же день. Карлос Сайнс наконец определился с будущим - на смену алым цветам Маранелло к испанцу приходят аристократичные синие оттенки «Уильямс».
Но отпускная пора кончается. Посвежевшие сотрудники команд вернулись на базы, которые были закрыты более двух недель. Пилоты проверяют обратные билеты с мировых курортов и настраиваются к возобновлению сезона. Первая остановка из десяти финальных точек 75-го чемпионата мира - Нидерланды.
Начать вступление к Гран-При Нидерландов хотелось бы с терминологической ноты. Как бы грузно и неудобно не смотрелось в тексте наименование «Нидерланды», единственно верное название страны на юго-восточном побережье Северного моря именно таково. Обозначение «Голландия», которое крепко ассоциируется со Страной тюльпанов, сформировалось еще в XV веке. Северная Голландия и Южная Голландия - две из двенадцати провинций, которые занимают всего 17% площади страны. Исторически сложилось, что эти регионы развивались динамичнее остальных, и рост экономики и культуры страны был тесно связан с успехами Голландий. Поэтому имя важных районов долгое время приравнивалось к названию государства. Более того, официальный язык Нидерландов - голландский. Но в 2020 году Министерство иностранных дел порекомендовало учреждениям и компаниям отказаться от имени «Голландия» для создания однозначного бренда страны.
Зандворт
Четвертый год подряд «Формула-1» возвращается на побережье Северного моря, где её ждет короткий, узкий и обросший историей автодром «Зандворт». За короткой новой эпохой в жизни трассы скрывается обширная легенда. Главные события на песчаных дюнах Северной Голландии разворачивались давно - гоночная слава трека пришлась на вторую половину XX века. В период с 1952-го по 1985-й год Нидерланды приняли 30 Гран-При, которые запомнились как жесткой борьбой за победы, так и авариями со смертельным исходом. В те времена «Зандворт» не был компактным кольцом из сплошных изгибов - вдоль Северного моря лежал пузатый скоростной трек с единственной медленной секцией из трех поворотов. Затем случился финансовый крах - управляющая компания отстранилась от вкладов в гоночный центр, а властям было не до автоспорта.
Несколько лет асфальтовые полосы «Зандворта» заносило песком и покрывало сорняками. Летом 1989 года городская администрация взяла бывшую арену Гран-При в свои руки и привела её в состояние, пригодное для тестов и проката спортивных автомобилей. Аппетит пришел во время еды - к концу XX века автодром вновь начал принимать гонки. В Нидерландах обосновались DTM, кольцевые гонки A1GP и региональная «Формулу-3». Но о возвращении в календарь «Королевских гонок» речи не шло.
Не хватало стимула, главного повода попытаться вернуть Гран-При Нидерландов в семью «Формулы-1». Обычно для этого нужен бешеный интерес на государственном уровне, уникальная схема трассы или прорыв местного пилота. Фееричной конфигурацией доработанный «Зандворт» похвастать не мог, городские власти даже не пытались вынести вопрос на королевский уровень, а немногочисленные пилоты из Нидерландов долгое время отбывали номер среди участников чемпионата. За всю историю «Формулы-1» на пьедестале почета флаг Нидерландов развевался лишь дважды - в 1994 году Йос Ферстаппен привел Benetton на третью строчку в Венгрии и Бельгии.
Впрочем, Йос как никто поучаствовал в том, что перспективы Гран-При Нидерландов загорелись с новой силой. В 2015 году на арены чемпионата «Формулы-1» вышел сын Йоса, Макс. Начальные выступления 17-летнего юноши поначалу вызывали улыбки и ехидные усмешки, но поддержка отца и системы «Ред Булл» помогли окрепнуть Ферстаппену-младшему и добиться первого успеха уже в своем 24-м старте. Естественно, что появление звезды возродило тему о возвращении на дюны Северной Голландии. Переговоры между владельцами трассы и FOM прошли в 2018-м году - без долгих трений воссоединение с Зандвортом запланировали на 2020-й год.
Но грянул COVID, и первую гонку после перерыва провели годом позже. Этап оправдал все ожидания. Чемпионская борьба Ферстаппена и Хэмилтона собрала полные трибуны в каждый из дней уик-энда и показала настоящую мощь «оранжевой армии» фанатов Макса. А заодно напомнила о главной слабости «Зандворта» - узкая витиеватая трасса уничтожала возможности для обгона. Для 6-метровых автобусов автодром больше походил на большой центр для картинга, чем на современную трассу «Формулы-1».
В двояких впечатлениях от Гран-При Нидерландов прошло уже три года. С одной стороны, интерес болельщиков к этапу огромен. Он подогревается еще и тем, что с 2023-го года «Зандворт» открывает вторую половину сезона, когда все истосковались по гонкам. Не так важно, какая трасса будет возглавлять продолжение, успех все равно обеспечен. С другой - не покидает ощущение, что весь праздник автоспорта создан для того, чтобы Ферстаппен покрасовался на домашнем автодроме. Вины Макса в этом нет - он лишь делает свою работу и остается единственным, кто побеждал на «Зандворте» в XXI веке. Но во всем остальном Гран-При Нидерландов напоминает искусственную процессию с заранее известным сюжетом. По контракту наблюдать покатушки вдоль дюн предстоит как минимум до конца 2025 года. От грустных мыслей отвлекают воспоминания об этапе 2023-го года, когда во время гонки с моря пришел водный шквал и устроил на трассе скользкую лотерею.
Ожидания от Гран-При 2024
Продолжить гегемонию на домашнем автодроме Ферстаппену будет сложно как никогда. «Ред Булл» все больше теряет преимущество, добытое в начале года. Решить фундаментальные проблемы с нестабильной машиной за летнюю паузу было невозможно - базы пустовали. Нельзя спихнуть модернизацию на плечи Эдриана Ньюи, ведь британец уже не работает с гоночными отделениями австрийской команды.
Хельмут Марко: «Во время летнего перерыва на протяжении двух недель ничего нельзя было делать с машиной. Мы должны найти первопричину проблем с машиной и решить их, поскольку сейчас баланс RB20 и близко не соответствует тому, который мы видели в трёх первых гонках сезона. Я не думаю, что у нас будет готовое решение в Зандфорте. Очевидно одно: квалификация критически важна, поскольку на этой трассе практически невозможно обгонять. Максу по силам хорошо провести квалификацию, как ему удавалось это сделать в последних гонках».
Так что решать вопросы о четвертом подряд триумфе на «Зандворте» Максу придется своими умениями. Последняя виктория «быков» датируется 23 июня в Барселоне, после чего два месяца стоит безуспешная засуха.
Сорвать призовые тюльпаны с автодрома в Северной Голландии жаждут главные соперники «Ред Булл» - «Макларен» и «Мерседес». Хотелось бы дополнить конкурентов до трио, но «Феррари» почти отреклась от борьбы в Нидерландах. Шеф команды Фред Вассёр заявил:
«Впереди несколько гонок на трассах, которые нам подходят – это Монца, Баку и Сингапур. Благодаря особенностям конфигурации они подходят нашей машине, но, как всегда, важнее всего продолжать зарабатывать очки. Именно такую задачу мы ставили перед собой, готовясь к этапу в Спа, где было важно не потерять очки по отношению к McLaren и Red Bull – и мы её практически выполнили. Такую же цель мы должны поставить перед собой в Зандфорте, поскольку я убеждён, что на трассах, на которых пройдут три или четыре гонки после Гран При Нидерландов, мы будем в более благоприятном положении».
С одной стороны, это избавляет тифози от излишних ожиданий на ближайшую гонку, и хорошее выступление будет принято с бо́льшей радостью. С другой - как простить любимой команде то, что она заранее отдает победу и переводит взгляд на будущие старты?
Вернемся к ребятам из Уокинга и Бракли. Форма первых не вызывает сомнений, только реализация слишком барахлит. Давление публики отправляет Норриса в погоню за чемпионским титулом, но сам Ландо пока к ней не готов. Обилие ошибок на лучшей технике сезона - явно не уровень пилота, претендующего на мировую корону. На фоне британца убедительно смотрится его юный партнер. Пиастри проводит всего второй сезон в высшем дивизионе, но по эмоциям и характеру дает фору напарнику. Показателен этап в Бельгии, где он и Норрис стояли рядом на решетке, а на финише их разделило три позиции. Но если смотреть в общем, то главная сила «Макларен» - наличие двух быстрых стабильных пилотов, которые верят в команду. Этап в Зандворте будет окрашен в оранжевые цвета. Может быть, совсем по иному поводу, нежели запланировали болельщики?
Теперь о «Мерседес». «Серебряные стрелы» остаются главной загадкой топ-лиги. На любом этапе, кроме Сильверстоуна, причислить Рассела и Хэмилтона к главным фаворитам казалось утопией. Летние обновления преобразили W15. Длительное лидерство Джорджа в Канаде; шальная, но от этого не менее заслуженная победа в Австрии; подиум Хэмилтона после плохой квалификации в Венгрии и дубль без 1,5 килограммов в Спа говорят о том, что «Мерседес» нельзя исключать из числа возможных победителей на каждом этапе. Схема «Зандворта» далека от скоростных этюдов Бельгии, Австрии и Великобритании, но не покидает чувство, что «Трехлучевые» припасли козырь и для этого сражения.
А тем временем синоптики пытаются угадать погоду на побережье Северного моря в конце лета. Пока ожидаются осадки в пятницу, похолодание в субботу и ветреное, но ясное воскресенье. После месяца ожиданий, да еще с непредсказуемым прогнозом, Гран-При Нидерландов обречен на зрительский успех. Подтвердит ли гонка все ожидания от первого уик-энда после каникул?
Гонка: 16:00 ⛅ (Мск)