Когда судьбу победы решают не секунды, а килограммы. Судьба образцовой погони в Спа решилась после финиша гонки
За считанные часы до старта уик-энда в Бельгии новостная лента «Формулы-1» пополнилась печальными событиями из стана «Альпин». Все слухи о будущем французской команды, связанными со сменой моториста, оказались верны. Но оказалось, что изменения гораздо глобальнее.
В четверг вечером в прессу прошла информация, что руководитель гоночного подразделения Бруно Фамен уходит в отставку во время летнего перерыва. Утром пятницы сам Фамен подтверил эти данные. Француз открыл горькую правду - концерн «Альпин» планирует сосредоточиться на производстве дорожных спорткаров. Частью этой схемы будет приобретение двигателей гоночной команды «на стороне». Пока неясно, как нововведения коснутся «Альпин» в чемпионате WEC. Сам пока еще глава программы встанет за руль разработок на заводе в Вири-Шатийоне. Фамен отметил, что уход из гоночного проекта никак не связан с появлением Флавио Бриаторе, а его преемник будет объявлен позже.
Третий раз за три года перед летним отпуском «Альпин» находится в яме. Летом 2022-го разразился скандал с контрактом Оскара Пиастри. В 2023-м накануне бельгийского уик-энда коллектив расстался с Отмаром Сафнауэром и Аланом Пермейном. Жаль, что национальный французский проект никак не может вернуться на победные рельсы начала XXI века. Переход на чужие двигатели по факту делает из «Альпин» еще одну частную команду, лишь частично сохраняющую родные корни. Что будет дальше, договоренности с Andretti?
Зато очень успешно неделя прошла для человека, который четыре года был неотъемлемой частью «Альпин». Эстебан Окон, завершающий отношения с «альпинистами», подписал контракт с «Хаас» с 2025 года. Интересно, что бóльшую часть карьеры Окон был протеже «Мерседес», а сейчас переходит в команду, которая находится под патронажем «Феррари». Глава американского коллектива, Джин Хаас, прокомментировал соглашение с французом так:
«Мне было важно, чтобы за команду выступал гонщик с большим опытом в Формуле 1, побеждавший в гонках, и Эстебан соответствует этим критериям. Выступая за разные команды, он доказал, что постоянно участвует в борьбе и зарабатывает очки. Именно такая стабильность нам нужна, чтобы улучшить результаты на трассе»
Зная неуступчивый характер Эстебана и его особенную любовь к партнерам по команде, есть мысли о том, что «Хаас» подписывает себе еще одного Кевина Магнуссена. Ну а Оливеру Берману остается пожелать лишь удачи и максимального отдаления от Окона во время гоночных уик-эндов.
Пятница, начало уик-энда
Пятничное солнце над Арденнами в очередной раз убедило в том, что работа синоптиков в этом регионе похожа на игру в казино. Обещанная 65%-ная вероятность дождя испарилась вместе с лучами солнца, и к началу заездов «Формулы-1» асфальт прогрелся до 39°C. И так как на воскресенье прогнозировалась исключительно сухая и ясная погода, первый день уик-энда стал отличным шансом подобрать настройки на главный старт.
К началу первой тренировки FIA опубликовала список замен агрегатов перед Гран-При Бельгии. Как и ожидалось, в перечне присутствовал Макс Ферстаппен, на машину которого поставили пятую силовую установку в сезоне. За это Ферстаппен награждался штрафом в 10 позиций на стартовой решетке. Оставалось понять, насколько новый мотор хорош и позволит ли хотя бы на одну гонку вернуть звание лучшей машины чемпионата.
Любопытно, что кроме мотора Ферстаппен получил в распоряжение старую версию аэродинамической схемы. На RB20 #1 вернулись «сосиски» на кожух двигателя. Команда объяснила решение тем, что пакет обновлений со сглаженным корпусом подходит для медленных трасс, и не исключено, что вернется ближе к Сингапуру, но в Спа он будет неэффективен.
Для бельгийской трассы необходимо было подобрать баланс между скоростью и прижимной силой. На очень быстрой трассе важно сцепление в виражах второго сектора, ведь скорость в поворотах там превышает 200км/ч. При этом нельзя полностью отказываться от скоростных настроек - грузная машина слишком уязвима на подъеме Kemmel и в изломах Blanchimont.
Могло показаться, что первая тренировка проходит в ленивом режиме. Болиды размеренно накатывали круг за кругом, тестируя настройки и разные типы шин. Но если присмотреться, то работа кипела практически без пауз. 19 пилотов намотали минимум по 19 кругов по бельгийской трассе, рекордсменом стал Ферстаппен, который 26 раз пересек линию «старт-финиш». Если взять среднее время круга около двух минут, получается, что каждый из пилотов лишь 10-15 минут отсутствовал на треке. Почему не 20 пилотов? На визуально обновленной «Альпин» Окона сломалась система охлаждения, и француз всю тренировку простоял в гараже.
Единственным ярким инцидентом за час стал разворот Риккиардо на выходе из шпильки «La Source». Дэн, в общем-то, никуда не спешил, но нажал на газ, когда заднее колесо соскальзывало с поребрика. Болид боком пересек трассу и встал лицом к выезду с пит-лейн. За время пируэтов ни один «Гоночный бык» не пострадал, и Риккиардо поспешил убрать машину с опасной точки.
На вершине протокола обосновался Ферстаппен. Результат 1:43.372 не оставил шансов соперникам. «Ред Булл», вдохновленный новым сердцем, привез второму времени Пиастри полусекунды, а в секунде от Макса оказалось всего 7 машин.
Пятница, вторая тренировка
Ко второй практике над пригородом Льежа сгустились тучи и ожидался небольшой дождь. Так что с первых минут болиды высыпали на трассу, чтобы продолжить работу первой половины дня. Почти полчаса гонщики наматывали быстрые круги, испытывая на прочность, в основном, средний тип шин, а капли так и обходили Спа стороной.
После доминирования Ферстаппена в начале уик-энда наконец-то вернулась ставшая привычной борьба за первенство. К исходу получаса претензии на лучший результат обозначил Пиастри, опередивший лидера чемпионата всего на 0,002 секунды. Но затем о себе напомнил Норрис. Ландо промчал виток по «Спа-Франкоршам» за 1:42.260 секунды и забронировал первое место по итогам начального дня соревнований. Этот результат стал быстрейшим за всю историю пятниц на бельгийском треке и превзошел даже графики турбо-эры.
Как и первая практика, вторая осталась практически без зрелищных эпизодов. Болиды не раз цепляли гравий на выходе из поворотов (в Бельгии перестраховались и засыпали камнями практически все обочины в полуметре от полотна, не оставляя шансов пилоту безнаказанно выехать за границы), но даже до разворотов дело не дошло.
Суббота, третья тренировка
В субботу бельгийские синоптики ликовали и могли утверждать, что хотя бы половину зарплаты получают заслуженно. Над «Спа-Франкоршам» разразился ливень, превративший трассу в асфальтовый ручей и загнавший болельщиков под дождевики и самодельные антиосадочные сооружения.
В первые минут гонщики попробовали проехать хотя бы круг по залитой влагой трассе. Никому не удалось проехать чисто - Ферстаппен едва не долетел до песка в «Rivage», Пиастри поехал приветствовать болельщиков к забору в двойном левом «Pouhon». Норрис проверил раллийные качества «Макларен» на выходе из «Les Combes», а затем и Цунода устроил себе внеочередной массаж спины в том же месте. Деваться было некуда - бесконечные тучи обещали, что погода сохранится и на квалификацию, потому тренироваться на мокрой трассе было необходимо.
Дождь усиливался, условия напоминали те, при которых Гран-При 2021 года превратился в фарс. Но тренировку не останавливали - гонщики растягивались по трассе и выходили из шлейфа впередиидущей машины. И раз FIA не решалась загнать болиды в гаражи, бразды правления красными флагами взял на себя Стролл. Лэнс поскользнулся на одной из луж в «Eau Rouge», после чего «Астон Мартин» пустился в свободный пляс. Зеленый болид уверенно кружился между отбойниками, но на излете приложился левым боком о барьер. Со сломанной подвеской машина замерла на обочине, канадца посадили в медицинский автомобиль, а тренировку остановили.
Красные флаги сняли через пять минут, но рисковать повтором маневра Стролла никто не хотел. Следующие 15 минут трасса пустовала, для болельщиков крутили повторы вылетов первой десятиминутки, а затем к дождю присоединился туман. Выезд с пит-лейн закрыли запрещающим сигналом, что практически означало конец заездов. Но за две минуты до клетчатого флага трек открыли - гонщикам дали возможность потренировать старты с мокрого полотна. За короткое время Сайнс едва не подкинул работы механикам «Феррари», в считанных сантиметрах разминувшись с ограждением в «Rivage», но обошлось.
Квалификация
Прошли те времена, когда дождь превращал расстановку на стартовой решетке в лотерею. Фавориты приучили, что влажные условия для них - не помеха, и лишь в редких случаях наблюдаются 1-2 провала от персонажей лидирующей группы. Тем не менее Спа - особенное место. Здесь и посуху случались сенсационные результаты, как «поул» Физикеллы на Force India в 2009-м или первый ряд в исполнении Камуи Кобаяши на «Заубер» в 2012-м. К тому же воскресный прогноз путал карты командам - вроде бы на гонку нужны сухие настройки, но как тогда бороться во влажной квалификации? Пришлось искать компромиссы.
К первому сегменту дождь стих, но на асфальте оставалось слишком много воды, чтобы избавляться от «промежуточных» шин. В ожидании нового заряда непогоды машины заправили так, чтобы каждый пилот мог проехать минимум два быстрых круга в условиях накатывающейся трассы.
Время круга постепенно таяло, каждый следующий пилот обновлял показатели, и пелотон перемешался. Вопрос был в том, кто и как использует комплекты «зеленых» шин - на уик-энд Pirelli выделила всего 4 комплекта, и минимум один уже пострадал в третьей тренировке.
На исходе 10-й минуты первые ласточки свернули в боксы за свежим Intermediate. Албон, Окон, Алонсо, Магнуссен стали примером, Норрису по радио сказали, что наступил лучший момент для новых шин, пока не усилился дождь. В течение трех минут все побывали на пит-лейн, после чего наступил финальный пятиминутный спурт в погоне за лучшим временем.
График FIA показывал, что мокрым остается лишь подъем Kemmel, тем забавнее было видеть шлейфы брызг из-под машин на входе в виражи второго сектора. Обошлось без вылетов, и каждый смог завершить быстрый круг без помех. Единственным инцидентом стала блокировка Ферстаппена в исполнении Чжоу. Макс потерял шанс обновить результат, но остался всего в 0,1 секунды от вскочившего на вершину Пиастри. Чжоу за маневр выписали штраф в 3 позиции, что никак не расстроило китайца - он и так сподобился лишь на 20-й результат.
В борьбе за проход дальше не участвовал Цунода. На «Рейсинг Буллс» японца обновили все элементы двигателя, так что самурай еще до квалификации обеспечил себе последний ряд стартового поля.
Итоги первого сегмента не удивили - к паре Чжоу-Цунода присоединились Сарджент и пара «Хаас», которые не нашли скорости на мокром асфальте. Интересно, что в непредсказуемых условиях 14 машин остались в одной секунде - даже под дождем плотность результатов поражала.
Первая попытка второго сегмента прошла в похожих условиях, но тучи нависли вплотную к трассе. Дождь усилился к середине сегмента, и казалось, что на смоченной трассе улучшить время первой попытки уже не удастся. К тому моменту первенствовал Ферстаппен, на третьей строчке оказался Албон, а в зоне вылета оказались Леклер и Расселл. Но второй сектор не пострадал от капель, и там все еще можно было превзойти свой график. Было любопытно наблюдать, как гонщики уступают сами себе скоростные 1-й и 3-й сектора, но благодаря улучшению на втором резко поднимаются в протоколе.
В итоге вместо застоя результатов получился очередной обвал времен. Еще недавно вылетавшие представители топ-команд легко ворвались в топ-6, Ферстаппен снял с итога первого сегмента секунду, а еще недавно смотревший с вершины Албон оказался в 0,003 позади «линии смерти». И спас тем самым Переса, потому что именно мексиканец замкнул десятку. Обоих мог опередить Гасли, но Пьер «уплыл» первом повороте и не смог наверстать упущенное по ходу круга, оставшись 12-м.
Кто рискнет добавить дождевых настроек для поул-позишн, а кто принесет квалификацию в жертву ради оптимального баланса в гонке? Примерно такие вопросы оставались к финальной трети. Было заметно, что по воде «Ред Булл» вне конкуренции, но над Ферстаппеном висела «черная метка» штрафа на решетке.
Фавориты избрали разную тактику на заключительные 12 минут. «Мерседес» и «Макларен» предпочли заправиться по полной и не экспериментировать с шинами, а «Ред Булл» и «Феррари» после первой попытки свернули в боксы за более свежими «промежутками». Решение последних сыграло более эффективно. Пока Пиастри, Норрис, Хэмилтон и Расселл паровозом выжимали все соки из своих комплектов, Ферстаппен, Перес, Леклер и Сайнс шли быстрее.
Дождь не переставал, но не мешал настолько, чтобы шансы на улучшение времени испарились. Группа из четырех британских машин установила отметку в районе 1:54, причем их разделяли всего 0,24 секунды. Перес выиграл у всех четверть секунды, а Ферстаппен начал выступление в своей лиге и остановил секундомер почти на 0,6 секунды раньше партнера. «Феррари» к тому моменту боролись лишь за четвертый ряд стартового поля.
Среди трио англичан и одного австралийца после второго круга произошли сдвиги - Хэмилтон улучшил, Норрис опередил Пиастри, а Расселл не дотянулся до времени первой попытки и уступил им всем. Тем временем на новых шинах прорывались через морось дождя их соперники. Сайнс и вторым кругом не заставил алую машину ехать, улучшился лишь на 9 тысячных и остался восьмым. А вот Леклер напомнил, что совсем недавно квалификации были его порой. Шарль безошибочно рисковал на всем круге и оказался между парой «Ред Булл». Ферстаппен отметился быстрейшим третьим сектором, но оставил лучшей первую попытку. Перес ошибся в ключевой момент и не смог ответить летучей «Феррари».
Третий год подряд Ферстаппен выигрывает квалификацию в Спа и третий год со штрафом откатывается вглубь решетки. И третий год подряд его место на поул-позишн занимает пилот «Феррари». Леклер приготовил сюрприз болельщикам - видеть алую машину на вершине после спада в середине года было непривычно. Но не покидали сомнения, что «Феррари» подкрутили настройки в угоду дождю, значит, посуху могли столкнуться с проблемами.
А что «Макларен»? После квалификации Норрис сказал, что результат закономерен. Команда в пятницу работала над подготовкой к сухой погоде, в гонке не ожидается осадков. Значит, у них есть 7 позиций преимущества над главным соперником и нужные настройки.
Главный создатель интриги в Спа откатился на 6-ой ряд стартовой решетки. Новый мотор и схема трассы давали шанс «Ред Булл», который был хорош как посуху, так и под дождем. Два года подряд Ферстаппен отмечался прорывами на своей, можно сказать, домашней трассе, и в 2024-м наверняка хотел повторить такой успех. Но впереди него стояли уже почувствовавшие вкус крови соперники, да и старты из глубины для фаворитов в этом сезоне превращаются в испытание. Узкий «La Source» мог многое решить на первых метрах гонки.
Гонка
Гран-При Бельгии начался с бесконечно долгой паузы к затуханию светофора. Казалось, что стартеры устали ждать, пока все займут свои места на решетке, и отвлеклись. Тем удивительнее, что ни один из гонщиков не замешкался.
Леклер идеально сохранил преимущество поул-позишн, пока позади него Перес сражался с Хэмилтоном. «Мерседес» и «Ред Булл» бок о бок вышли из первой шпильки, и на спуске к «Красной воде» мексиканец отступил, отдав позицию. Пиастри и Норрис перекрыли дорогу остальным, но Ландо слишком рано распрямил руль и увяз задним левым колесом в гравии и потерял скорость. Британец пропустил Сайнса и Расселла и едва избежал включения в квартет Алонсо-Албон-Ферстаппен-Окон. Макс следовал философии «Тише едешь - дальше будешь», в конце первого круга дожал Албона и расположился на восьмой позиции.
Как Леклер не старался, выбить преследователей из зоны DRS не получалось. Этим фактором быстро воспользовался Хэмилтон. Уже на третьем круге «Мерседес» британца вынырнул из «La Source» прямо на корме лидера и на длинном подъеме без проблем возглавил гонку.
Зацепиться за Льюиса Шарлю не удалось, и лишь длинный слип-стрим на скоростных отрезках добавлял скорости алой машине. Но дальнейшим падением в протоколе пока не пахло - Перес не выдерживал темпа «Феррари» и через пару кругов ушел в режим ожидания. Вообще вся первая восьмерка держалась слаженно, разрывы редко превышали секунду, и даже идущий 8-м Ферстаппен уступал главе колонны всего восемь секунд. Дальше зияла наглядная пропасть между топ-командами и всеми остальными - занимавший девятое место Алонсо уступал труппе фаворитов почти пять секунд.
Первый отрезок прошел в выжидательной борьбе. Вопреки прогнозам, разница сухих/мокрых настроек не позволяла легко использовать преимущество в скорости. Разок Норрис попробовал сунуться в атаку на Сайнса, но уехал срезать «Les Combes» и едва удержал Ферстаппена. В другом моменте Расселл приблизился к Пиастри, промазал мимо апекса в «Риваж» и бросил попытки атак. Впереди ожидались два пит-стопа, и рисковать заранее никто более не решился.
Представители «Большой четверки» выбрали для старта новый Medium, единственным исключением был Сайнс с первым отрезком на Hard. И хоть асфальт в Спа щадяще уничтожал резину, в скоростных поворотах очень страдали боковины шин, поэтому схема с одним пит-стопом выглядела менее предпочтительной. Так что первую волну остановок долго ждать не пришлось.
Первопроходцем на 8 круге стал Хюлькенберг, из лидеров разорвать «паровоз DRS» решили Ферстаппен и Расселл на десятом круге. Остальные не стали долго проверять, как эффективно работает более ранняя остановка, и на 11-м круге у механиков обслужились Хэмилтон, Перес и Пиастри. В случае с Леклером «Феррари» решили, что Medium достаточно хорош, и не прогадали - после остановки еще через круг Шарль вернулся на трассу без потерь позиций. Дольше всех из группы лидеров терпел Норрис, но и британец не выдержал на 16-м круге.
В лидеры вышел Сайнс, и на мостике «Скудерии» стали рассчитывать, как долго испанец проедет на жестких шинах. Перспектива выглядела не очень - «Феррари» #55 уступала по секунде с круга тем, кто приобрел свежие комплекты. На дворе стоял 17-й круг, и было ясно, что для одной остановки придется терпеть на Meduim'е половину гонки. Такой расклад Карлоса не устроил, и на 21-м круге он свернул в боксы первый раз.
За спиной Сайнса кипела образцовая погоня. Хэмилтон гнал вовсю, но не мог оторваться от Леклера хотя бы на две секунды. Еще в трех секундах позади виднелся Пиастри. После пит-стопа австралиец оказался на хвосте у Переса и сделал то, чего не удавалось в первой трети гонки, - сломил сопротивление «Ред Булл» и вырвался на оперативный простор. Серхио, в свою очередь, переобулся на Medium, который никак не хотел работать. Вскоре к его корме прилип Расселл, который отбивался от давления Ферстаппена. Максу необходимо было обогнать «Мерседес», чтобы не потерять все шансы на победу, но Джорджу невольно помогал Перес, раздававший слип-стрим и DRS. К трио подбирался Норрис, который не извлек из поздней остановки ничего, кроме чуть более свежих шин.
Чтобы лишить Расселла эффекта ускорения от «Ред Булл» #11, Переса зазвали на второй пит-стоп на 23-м круге. После старта с первого ряда Чеко откатывался все дальше, до финиша оставалось более 150 километров, что означало экономию шин и прощание с претензиями на подиум. Но Ферстаппену этот маневр никак не помог - без помехи в виде «красного быка» британец из «Мерседес» попросту уехал от Макса на две секунды, а нидерландца вплотную догнал Норрис. Тогда же по радио «Серебряных стрел» раздалось сообщение, которое многие восприняли как блеф: «Рассмотрите возможность одного пит-стопа».
Число тех, кто хоть как-то видел себя на пьедестале почета, сократилось до шести. Хэмилтон продолжал лидировать, Леклер терял по 0,1-0,2 секунды на круге, Пиастри таким же темпом подбирался к монегаску. Оперативный простор Расселла распространялся на девять секунд от партнера. Позади Норрис с обещанными «сухими» настройками ничего не мог поделать с загруженным «Ред Булл» #1.
Первым раскрыть карты на финишный отрезок решился Леклер. «Феррари» понадеялись на ранний пит-стоп на 26-м круге, который обещал вновь оказаться впереди Хэмилтона после остановки британца. Но, во-первых, возникла заминка с задним левым колесом, и монегаск простоял лишнюю секунду возле гаража. Во-вторых, в «Мерседес» не стали искушать судьбу и зазвали лидера гонки кругом спустя. На трассу Льюис вернулся в тех же двух секундах впереди главного преследователя.
Другие члены топ-8 выждали еще пару кругов, после чего в отрезке с 29-го по 31-ый оборот пит-лейн посетили Ферстаппен, Сайнс, Норрис и Пиастри. Драматичнее всех с механиками встретился Оскар. Австралиец поспешил и промазал точку торможения к домкрату. Персоналу пришлось на коленках переползать к колесам, из-за чего победитель Гран-При Венгрии простоял у гаража 4,5 секунды вместо привычных 2,5.
В лидерах тем временем оказался Расселл. До финиша оставалось еще 13 кругов по 7 километров, а первый пит-стоп Джорджа был датирован еще 11-м кругом. Но британец по радио уверял, что резина позволяет ехать все быстрее. Забрезжила сенсация - мало того, что до старта никто не воспринимал «Мерседес» как фаворитов, так потом если и делалась ставка, то на Хэмилтона, но никак не на его партнера. Льюис в тот момент впервые спросил инженера: «Насколько я далек и смогу ли догнать?».
Началась бешеная погоня, Гран-При Бельгии стал гонкой в полном смысле этого слова. Расселл гнал вперед, Хэмилтон по 0,5-0,8 секунды с круга снимал отставание, за его спиной к отставшему Леклеру приблизился Пиастри. Если чей-то «Макларен» и работал в Спа, то это была машина австралийца. После неудачного пит-стопа Оскар летел по бельгийскому треку. Церемониться с «Феррари» долго не пришлось - Шарль отбил одну атаку, но во второй раз Пиастри просто объехал вокруг соперника. За 8,5 кругов до финиша машине #81 оставалось 5 секунд до Хэмилтона.
После обгона Пиастри за промежуточную бронзу лидирующая шестерка разбилась на два трио. Впереди к клетчатому флагу мчались пара «Мерседес», гонимые оранжевым локомотивом. Леклер на последнем отрезке окончательно растерял темп и собрал за собой неразрывную пару Ферстаппен-Норрис. За 7 кругов до финиша Гран-При Бельгии перешел в решающую фазу с борьбой за все позиции внутри очковой зоны.
Все внимание получил лидирующий дуэт из Бракли. Расселл был все ближе к нежданной победе, когда за 4 круга до финиша в зону атаки подобрался его партнер. Казалось, что 30 кругов в Hard'е лишают Джорджа шансов на сопротивление, но и 100 километров в комплекте Хэмилтона не обещали легкого проезда мимо. Потенциальный обгон мог произойти лишь в одном месте - на подъеме после «Красной воды». Но для этого необходимо было идеально выйти из первой шпильки и сесть на крыло конкурента. Именно в том месте Расселл был неповторим - выписывал совершенную траекторию и стряхивал Хэмилтона на дистанцию в 0,7 секунды, которая не покрывалась к концу прямой даже с DRS. Льюис был бессилен - как бы свежие шины не были хороши в поворотах, на прямой от них не было толку. Пока «Мерседесы» определяли имя победителя, к ним подобрался Пиастри. Но воспользоваться всеми благами слип-стрима и открытого крыла австралиец смог лишь на последнем круге, так что ему просто не хватило времени для подготовки атаки. Финишную черту лидирующее трио увидело с разницей в одну секунду - самый плотный финиш в истории Гран-При Бельгии.
В семи секундах сзади кипела борьба за «деревянные» медали. Как бы «Феррари» ни страдала к финишу, как бы ни был свеж новый мотор «Ред Булл», как бы ни был быстр «Макларен», увидеть хотя бы один размен позициями не удалось. В конце подъема никому из преследователей не хватало тяги, чтобы выйти из воздушного мешка и провести атаку. В итоге Леклер довольствовался четвертым местом после «поул-позишн», Макс впервые не выиграл в Бельгии за последние 4 года, а Норрис после гонки все свалил на неудачный старт.
Перес оказался настолько плох в гонке, что на 39-м круге его догнал Сайнс и без проблем оттеснил обладателя первого ряда на восьмую строчку. После этого Серхио уехал в боксы за свежим Soft'ом ради лучшего круга - от пары Алонсо-Окон, замыкавших десятку, его отделяло полминуты.
Спустя час после финиша
Пока Расселл принимал заслуженные поздравления с гениально исполненной тактикой, Хэмилтон немного расстроенно поздравлял партнера, а Пиастри вспоминал промах на пит-стопе, в судейских гаражах кипела работа. Судьи взвешивали машины призеров, проверяли планки под днищем и исследователи болиды на предмет запрещенных элементов. И вдруг весы со стоящим на них болидом «Мерседес» #63 показали запретную цифру в 796,5 килограммов. Напомню, что после финиша гонщик в полной экипировке вместе с машиной, из которой взята проба топлива, должны весить не менее 798 килограммов. До момента забора жидкости болид Расселла укладывался в нормы, но без 2,8 литров горючего грань нарушалась. Правила на сей счет жестоки - недовес приводит к немедленной дисквалификации.
Для только что сошедшего с подиума Джорджа вердикт стал ударом. Проехать 34 круга на одном комплекте шин в Спа и при этом выиграть - такого исхода не ждал никто. Но судьбу победы решили 1,5 килограмма. Что такое 1500 граммов для болида «Формулы-1»? Примерно 0,06 секунды с круга при прочих равных. То есть, эта разница в весе никак не влияла на скорость британца. Где «Мерседес» просчитался? Точного ответа на этот вопрос не дали даже гоночные инженеры команды. С одной стороны, Расселл износил резину сильнее обычного, а в Спа нельзя «добрать» несколько сотен граммов ошметками резины с обочин - единственная трасса, где нет круга почета. С другой, не мог столь успешный коллектив надеяться только на довесок извне. Возможно, где-то недосчитались балласта, возможно, атакуя всю гонку, Джордж активнее палил топливо. В любом случае вместо победного дубля «Мерседес» остался «всего лишь» с победой. Команда уходит на летний отпуск, выиграв три из четырех последних Гран-При, так что настроение в коллективе на подъеме.
Итоги гонки
Хоть выше упомянуто, что победная поступь «Серебряных стрел» продолжается, хочется сказать браво смелой тактике Расселла и шикарному гоночному темпу Хэмилтона. Льюис стал лучшим среди тех, кто провел два пит-стопа, и до того, как он уперся в партнера, опережал Пиастри на пять секунд. То есть, у него все равно был запас над преследователями. Успех в Гран-При Бельгии стал для него пятым в Арденнах, и по этому показателю он сравнялся с Айртоном Сенной. Впереди только Михаэль Шумахер с шестью викториями.
Оставим лидеров сезона на потом и обратимся к «Феррари». «Поул-позишн выше головы и закономерный итог гонки» - примерно так выглядит Гран-При Бельгии для «Гарцующих жеребцов». Леклер здорово держался 2/3 гонки, но машине просто не хватало скорости. Подиум после дисквалификации Расселла - подарок для итальянской команды. В случае с Сайнсом смелую тактику надо было развивать, но ключевое отличие ситуации испанца от истории Расселла - Карлос должен был долго ехать на тяжелой машине. Так что вообразить в его исполнении 34 круга со старта гораздо сложнее. Седьмое место, которое превратилось в шестое, позволяет «Феррари» держаться в командном зачете.
А теперь обратимся к лидерам чемпионата. Глядя на итоги гонки, задаешься вопросом - неужели эра «Ред Булл» окончательно ушла? Четвертое и седьмое места, проигрыш всем главным соперникам, не спас даже новый мотор. Но можно посмотреть на ситуацию иначе. Прошивать пелотон, как год или два назад, Ферстаппен уже не может. Но здесь он стартовал 11-м, в семи машинах от Норриса. На финише оказался впереди основного соперника в чемпионате и всего в девяти секундах от победителя гонки. При этом Макс половину гонки просидел за спинами конкурентов без возможности обогнать, а что было бы в чистом темпе? Так что все не так плохо, как выглядит, но действующим чемпионам есть о чем подумать в летней паузе. Как, например, о том, кто займет место во втором кокпите команды - падение Переса с первого ряда стало предметом критики со стороны руководства. Тем временем на среду в Имоле запланированы сравнительные тесты Риккиардо и Лоусона. Только вопрос, кто из них поедет лучше Переса на страдающем «красном быке»?
«Макларен»...Удивительно, но квалификационная жертва дорого обошлась «оранжевым». Спа чем-то стало напоминать Монцу, где минимальные крылья сводят на нет эффект DRS. Но здесь машины с совсем иной аэродинамикой, и даже так обгоны за позицию среди лидеров были редкостью. Потому выбираться из середины десятки пришлось лишь за счет тактики. В случае с Пиастри это почти сработало, но лишь почти. Итоговое второе место и уверенная победа над партнером - хороший итог для юного австралийца. А вот Ландо пора что-то делать с суетой на старте. На первом круге все было в его руках, останься он позади Пиастри, и гонка пошла совсем иначе. Но касание гравия, потеря темпа, седьмое место...На этом Гран-При Бельгии был потерян, хотя потенциал машины был высок. Так что Норрис вновь не отыграл очки у Ферстаппена, и яма в борьбе за титул достигла 78 очков. Не так много на фоне прошлых лет, но в численном эквиваленте это три победы при сходах Макса или победы во всех гонках до конца сезона при его вторых местах.
Во втором эшелоне борьбы было традиционно много, но в основном за позиции в нижней половине второй десятки. Первые, на кого стоит обратить внимание, это «Астон Мартин». И Алонсо, и Стролл прошли дистанцию с той же стратегией, что и Расселл. Только без недовеса по итогам гонки. Это принесло Фернандо очередные 4 очка, которые стали для него неплохим подарком ко Дню Рождения в понедельник. Испанцу стукнуло 43 года.
Окрыленный контрактом с «Хаас» Окон стал лучшим в дивизионе B, кто ехал с двумя остановками. Эстебан выдал яркую гонку с большим количеством обгонов как по тактике, так и в равной борьбе. И хоть обновленные цвета «Альпин» больше напоминали прошлогоднюю Alfa Romeo, а не нынешнюю «Феррари», все-таки еще одна красноватая машина блистала в Гран-При. Очередные два очка «Альпин» вряд ли стали поводом для праздника, но хотя бы удовлетворение от работы они принесли.
Подарок в виде зачетного балла после дисквалификации Расселла получил Даниэль Риккиардо. Дэн пытался всех переиграть стартом на Soft'е, но паровозу DRS было неинтересно, кто на каком типе шин едет. Так что тактику пришлось свернуть к классическим двум остановкам, и на них австралиец добрался-таки до границы десятки и пополнил свою и командную копилки положительным итогом.
Гран-При Бельгии однозначно удался. Не верилось, что на передний план выйдут «Мерседес» и «Феррари», да еще и покажут обгон за лидерство. Порадовала погода, которая внесла изюминку в уик-энд. Дождевая суббота смыла весь накат пятницы, и к воскресенью трасса предстала в нежданном для участников состоянии. Даже судейские решения после финиша не сильно испортили впечатление от гонки. «Формула-1» - технический вид спорта, так что очевидные нарушения правил должны караться. Так было с Феттелем в Венгрии'21, так было с Хэмилтоном и Леклером в Остине'23.
Наконец «Королевские гонки» могут выдохнуть. Через пару дней грузовики с техникой доберутся до заводов, после чего базы команд закроются на три недели. Лишь 19 августа члены гоночных коллективов вновь расстанутся с семьями и с новыми силами выйдут на решающий рывок к финишу сезона длиной в 3,5 месяца. Первой гонки после летней паузы станет Гран-При Нидерландов, который состоится с 23 по 25 августа в Зандворте.