Новый подвиг «Мерседес», возвращение «Феррари» или дуэль «Ред Булл» и «Макларен» - что ждать от Гран-При Венгрии?
Когда Берни Экклстоун разочаровался в попытках прорвать «Железный занавес» этапом в СССР, на помощь подоспели затейливые венгры. Первый проект трассы в Восточной Европе занимал самый большой городской парк Будапешта, Неплигет, но затем мадьяры предложили освоить участок в пригороде - Модьороде. Выбор сделали неслучайно: по итогам исследований локация занимала третье место среди туристических направлений страны. Организаторы бессрочно одолжили несколько картофельных полей у местных фермеров и возвели на их месте будущую столицу автоспорта Восточной Европы.
Автодром построили в рекордные сроки - всего через 8 месяцев подписи на бумаге превратились в извилистый трек в 18 километрах от центра Будапешта. Асфальтовую змейку органично вписали в местные холмы, которые предопределили черты трассы. Плавная, с большим количеством поворотов и единственной 700-метровой прямой, на которой обгоны были подвигом. Перепад высот подкинул еще одну задачу будущим исследователям венгерского трека. Ветер нещадно нес песок с окрестных бугров, из-за чего полотно превращалось в каток.
При таких вводных «Формула-1» в 1986 году принялась осваивать Венгрию. Первая же гонка запомнилась эпичной борьбой Сенны и Пике, которая венчалась обгоном в контролируемом заносе. А еще тем, что трасса оказалась настолько трудной и медленной, что за 2 отведенных часа гонщики не преодолели заявленную дистанцию полностью. Но этот маленький минус никого не волновал - на переполненных трибунах царила шумная и радостная обстановка от дебютной гонки в Восточной Европе. Венгерская арена сплотила ранее разделенные части Европы и стала своего рода местом воссоединения народов. Да и по сей день Гран-При Венгрии остается одним из самых доступных этапов «Королевских гонок».
Гран-При Венгрии рос вместе с серией. Несмотря на занудный характер трассы и относительно скучные гонки, место «Хунгароринга» в календаре никогда не подвергалось сомнению. Во-первых, новых европейских стран-хозяев Гран-При на горизонте не было. Во-вторых, мадьяры обеспечивали национальный этап бешеной финансовой поддержкой и соглашались на все условия руководства «Формулы-1». Да и время от времени старты в холмах Модьорода подкидывали интриги, которые вошли в историю мирового автоспорта. В 1989-м Мэнселл победил с 12-го места, что на столь скупой на обгоны трассе могло стать вечным рекордом. Но первая в истории трека дождевая гонка 2006-го еще отодвинула грани «Хунгароринга», когда Баттон одержал дебютную победу с 14-й позиции на решетке. В 1997 году Хилл едва не устроил сенсацию - и лишь сбой в коробке передач за три круга до финиша помешал победе Arrows. Годом позже блестящие «Макларены» проиграли тактическому гению «Феррари» и Шумахера, которые решились на стратегию трех дозаправок и обошли конкурентов по чистому темпу.
Со временем «Хунгароринг» потерял статус «Монако без заборов» и перешла в ранг среднескоростных автодромов. Подспорьем стала реконструкция 2003-го года, когда стартовую прямую удлинили на 120 метров и вместо выпуклой дуги первого поворота устроили шпильку. За 38 лет существования трассы время круга сократилось на 15 секунд, а средняя скорость выросла с 160 км/ч до 210 км/ч. И конца эволюции не видно. В прошлом году трасса подписала новое соглашение, по которому Гран-При Венгрии останется в календаре минимум до 2032 года. Правда, по условиям мадьяры должны были возвести новый паддок, освежить здание боксов и добавить новую 10-тысячную трибуну. Судя по фото- и видеоотчетам с места событий, проблем с этой задачей не возникло.
Перед Гран-При 2024 года
1. «Ред Булл» подходит к Венгрии в непривычной обстановке. Последний раз «быки» не выигрывали два этапа подряд ровно два года назад, причем это тоже была серия из Гран-При Австрии и Гран-При Великобритании. Три гонки кряду австрийские энергетики уступали еще в 2021-м, когда Хэмилтон старательно отыгрывал преимущество Макса к финалу в Абу-Даби. И хоть Ферстаппен первенствовал на «Хунгароринге» два года подряд, повторить успех будет непросто не только из-за соперников. Кочковатые и скользкие трассы стали проблемой года для RB20, а венгерский автодром как раз из числа тех, где асфальт изобилует пылью и ухабами.
Другой темой из кулуаров чемпионской команды являются выступления Переса. Новый двухлетний контракт мексиканца рискует из кареты превратиться в тыкву. Кристиан Хорнер и Хельмут Марко уже проговорились о том, что помимо приятностей в договоре прописаны и условия расторжения. С Серхио обещают проститься, если он будет проигрывать партнеру более 100 очков или более 5 позиций в чемпионате. Первое требование достаточно жесткое, ведь даже в вице-чемпионский сезон'23 Перес уступил Ферстаппену 290 баллов. А вот на второе вполне могут сослаться - сейчас Чеко идет в чемпионате шестым, а позади стремительно накатывают «Мерседесы». Так что ближайшие две недели станут ключевыми для мексиканца, если он планирует продолжить гоночную карьеру.
2. При взгляде на статистику Гран-При Венгрии после ввода регламента 2022 года наблюдается любопытная деталь. Обе квалификации на «Хунгароринге» остались за представителями «Мерседес». В 2022-м году первый «поул» в карьере завоевал Расселл, через год доминирование «Ред Булл» разбавил Хэмилтон. И хотя в гонках удержать преимущество не удалось, по чистой скорости на круге даже несовершенные W13 и W14 хорошо подходили пыльному венгерскому автодрому. Чего же можно ждать в этом году, когда «Серебряные стрелы» явятся на 13-й этап сезона в ранге двукратных подряд победителей Гран-При? Бросаться громкими словами и называть Льюиса и Джорджа фаворитами рано, все-таки на лидирующих позициях в чемпионате другие лица, которые также не прочь полакомиться местными кубками. Но кто бы подумал еще полтора месяца назад, что «Мерседесы» настолько оживут?
3. «Макларен» пока не оправдывает всех авансов. Казалось бы, уже месяц весь паддок говорит о том, что MCL38 - лучшая машина чемпионата. Пиастри на днях сказал, что, если соперники хороши на конкретных трассах, то «Макларену» подходит любой тип автодрома.
«Я думаю, мы будем сильны везде, в отличие от других команд, у которых есть сильные и слабые стороны, – сказал Пиастри в интервью GPblog. – Знаете, Ferrari была очень сильна в Монако, Red Bull в Австрии, на высоких скоростях, Mercedes – в Сильверстоуне. Но мы уверены, что будем конкурентоспособны везде».
Когда же эта форма конвертируется в нечто большее, чем одна победа в Майами? Споров нет, машина быстра и хороша, но будто «оранжевые» боятся принимать однозначные решения, которые увеличат победный счет. Где-то ошибаются и пилоты, например, 5 лишних сантиметров в квалификации на Шпильберге убрали Оскара из числа соискателей триумфа. В Сильверстоуне сначала мостик придумал лишний круг под дождем вместо двойного пит-стопа. Затем Норрису вместо свежего комплекта, на котором Пиастри был быстрейшей машиной на трассе, поставили недолговечный Soft. Все эти мелочи пока не дают «Макларенам» реализовать шансы, но когда-то же должна команда с чемпионскими амбициями избавиться от этих проблем.
4. Непростые времена настали в «Феррари». После Гран-При Великобритании Фредерик Вассёр попробовал объяснить, что не так с красной машиной. По словам руководителя, новинки сработали так, как и предполагалось - увеличили прижимную силу. Но оказалось, что к росту давления не готова подвеска SF-24. Как итог, к «Феррари» вернулась раскачка на прямых и изменился общий баланс болида. Сейчас команда из Маранелло вернулась к схеме, что была еще в Имоле, и потеряла два месяца в гонке обновлений. За четыре гонки «красные» набрали всего 50 очков и зацепили лишь один подиум. Для сравнения - Пиастри за тот же период обогатился на 53 балла. Не верится, что к Венгрии «Феррари» решит все свои проблемы, хотя еще недавно «Хунгароринг» был весьма успешным местом для красных болидов.
5. Нельзя не вспомнить победителей Гран-При Венгрии из числа тех, кто не входит в состав ведущих команд. Лишь раз из 20 попыток успеха в Модьороде добился Фернандо Алонсо. Но та победа занимает особенное место в коллекции ветерана. Венгрия'03 подарила дебютную викторию Алонсо и на тот момент сделала его самым молодым победителем гонки «Формулы-1». Разделить радость дебютного успеха на «Хунгароринге» может Эстебан Окон, которому в 2021-м немало помог сам Алонсо, героически сразившийся с Льюисом Хэмилтоном. Могла бы Венгрия стать первой и для Дэна Риккиардо, но к моменту Гран-При 2014 года австралиец прихватил главный кубок в Канаде. Что, впрочем, никак не повлияло на эмоции улыбчивого новобранца «Ред Булл» на венгерской земле.