Нестареющая Барселона вновь на сцене. Предобзор Гран-при Испании
После захватывающего заокеанского приключения «Формула-1» возвращается в Европу. В течение шести недель состоятся целых пять гонок на классических автодромах Старого Света, а первый акт примет у себя испанская «Каталунья».
До 2020 года в афишу автодрома входило название муниципалитета Монтмело, где расположен трек. В переводе с испанского это означает «Дынная гора», и такое описание как нельзя лучше подходит к гонкам в Барселоне. После просмотра подавляющего большинства стартов в Испании в голове таилась мысль: «Это не гонка, а дынная гора какая-то». Но отложим грустные шутки в сторону.
Когда Барселона в конце 80-х боролась за звание автостолицы, от архитекторов «Каталуньи» ожидали технологичный автодром с возможностью почти круглогодичного использования. Это удалось. Схему где-то срисовали с лучших трасс той поры, удачно вписали в рельеф местных холмов. Бонус к популярности новому месту добавили удобная геолокация и Олимпийские игры 1992 года. Забыли главное – вписать хотя бы одну точку с жестким торможением, где можно стабильно обгонять. Бесконечная стартовая прямая венчалась не самой медленной, а главное, очень узкой перекладкой, где опередить удавалось лишь с ощутимым перевесом в темпе.
На момент постройки «Каталунья» стала самым южным автодромом Европы, что сделало ее излюбленным местом для тестов. Каждый февраль трек оккупировали новые болиды, искатывая испанский асфальт вдоль и поперек. К началу XX века арена в Монтмело застолбила титул главной тренировочной арены. В этом была основная причина нелюбви к Гран-при Испании – полное отсутствие интриги в настойках для гонщиков и команд.
Испанцы безуспешно пытались освежить трек. В 2004 году вираж «La Caixa» из пузатой дуги превратился в острую иглу. Дивидендов перестройка не принесла – прямая перед поворотом была коротка, а сам вираж не предполагал более одной траектории на апексе. К 2007 году пилоты уповали на то, что невозможно удержаться близко при выходе на прямую старт/финиш. Между последними двумя виражами построили шикану, чтобы машины сближались. Итог предсказуем – не хватало скорости, чтобы догнать.
Зато испанская трасса стала лучшим отражением способностей машины. Скоростные дуги, быстрые смены направления, интересные изгибы рельефа, переменчивый ветер дают простор для оценки баланса техники. Считается, что если болид быстр на «Каталунье», то способен быть таковым везде. Так что для инженеров и пилотов приезд в Испанию оставался проверкой, насколько качественный болид в их распоряжении.
Оборачиваясь назад, никак не уходит вопрос – как «Формула-1» не сменила трек в Монтмело на что-то более интересное? Терять Гран-при Испании серия не хотела, а других трасс нужного уровня в стране не было. Когда в начале 2000-х кризис наступал, гонки становились все более унылыми и зрительский интерес падал, Гран-при спас приход Фернандо Алонсо. В начале 2010-х подобралась Валенсия, пошли разговоры о поочередном проведении Гран-при, но у организаторов этапа в порту иссякло финансирование, и доминация осталась за «Каталуньей».
При этом «Каталунья» иногда удивляла так, что оставляла эмоций больше, чем более популярные трассы. Например, в период с 2007-го по 2016 год победитель гонки менялся каждый раз, причем выигрывали пилоты шести разных команд. А где одержана победа самым молодым пилотом в истории? Правильно, в Испании, причем не в какой-нибудь случайной гонке, а в классической жаркой битве 2016-го года. А пятая передача Шумахера в 1994-м, его же первая победа за «Феррари» в 96-м, сгоревший мотор Хаккинена на последнем круге в 2001-м? Нет, определенно на «Дынной горе» живет какая-то магия, которую «Формула-1» не пропускает 34 года подряд.
Казалось, что «Формулу-1» и «Дынную гору» уже ничто не разлучит. В 2021 году «Ла Кайше» вернули первоначальную форму, в 2023-м «сбрили» шикану у финального виража – с граунд-эффектом проблема прижимной силы в последнем повороте отпала сама собой. Но беда пришла откуда хоть и ждали, но надеялись, что это случится позже. Не успел в начале 2024-го года Мадрид заикнуться о желании вернуть этап в столицу, как тут же был подготовлена схема городской трассы. В течение двух недель FOM подписал контракт с Мадридом сразу на 10 лет, который вступает в силу с 2026 года. Интересно, что договор и с Каталонией действует до 2026-го включительно, и как разрешится эта спорная ситуация, пока непонятно. Хоть Барселону и обещают не забывать, кажется, скоро придется с ностальгией вспоминать длинные, тягучие, но такие родные гонки по холмам Монтмело.
Ожидания от Гран-при 2024 года
Раз «Каталунья» лучший индикатор силы машины, то однозначным фаворитом Гран-при Испании выглядит Макс Ферстаппен. В Барселоне нет никаких проблем с поребриками, так что «Ред Булл» не придется приподнимать болид и долго искать баланс. Сам Ферстаппен в особых отношениях с испанской трассой. В 2016 году нидерландец одержал свою первую победу в первой же гонке за главную австрийскую команду, с 2018 года ни разу не опускался ниже третьего места и выиграл два последних Гран-при.
Единственным, что может хоть как-то усложнить жизнь Максу, может стать дождь, но синоптики обещают в дни уик-энда нулевые осадки. Надеяться на каталонские тучи бесполезно: последний дождевой этап прошел еще в 1996 году, и с тех пор не прекращается 27-летняя засуха.
Канадский провал «Феррари» не должен сказаться в Испании. Кошмарный уик-энд в Монреале напомнил команде из Маранелло, что впереди много работы, но вряд ли «алые» уедут из Барселоны без борьбы за подиум. К тому же, итальянцы загрузили в грузовики обновленные детали и вместо Сильверстоуна везут новые фишки в Каталонию. После успеха коллег в Ле-Мане Леклер и Сайнс обязаны доказать, что и в «Королевских гонках» команда держит марку. Карлос в последний раз выйдет в красном комбинезоне перед родными трибунами, и когда еще у него будет шанс выступить в Испании на сильной технике.
Все вышесказанное с удовольствием оспорит «Макларен». В последних четырех гонках «оранжевые» набрали на 10 очков больше, чем «Ред Булл», и на 15 очков больше, чем «Феррари». Оба гонщика уверены в силах – Норриса окрылила победа в Майами, а Пиастри, который проводит всего второй сезон, на каждом этапе претендует на поул-позишн. Лишенная медленных секторов Барселона – как раз то, что подходит болиду из Уокинга.
В числе других победителей этапа нельзя не заметить Хэмилтона. Льюис шесть раз побеждал на «Каталунье», но даже после великолепной для «Мерседес» Канады не верится, что «серебряные стрелы» повторят заокеанские подвиги. Впрочем, главным лицом марки сейчас является Расселл, на которого излили немало критики после Монреаля. Как реабилитируется Джордж в грядущие выходные, пока загадка.
Третий человек в пелотоне, кто знает вкус победы в Барселоне – Фернандо Алонсо. В 2006 году он стал первым испанцем, кто завоевал главный приз домашнего Гран-при. В этом году «Астон Мартин» не блещет, но нет сомнений, что большая часть зрителей придет поддержать 42-летнего ветерана.
Конечно, после запоминающейся Канады ожидания от Барселоны немного тревожные. Не верится, что испанская трасса удивит в отсутствие дождя, но и не хочется, чтобы Гран-при Испании превратился в процессию. Какая карта выпадет в этот раз? Скоро узнаем.