Трибуна
7 мин.

70-й Гран-при Монако. Чем самая узкая и необгонная трасса мира так очаровала «Формулу-1»?

Гран-при Монако. Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая». То есть, те атрибуты, которые противоречат сути автогонок – высоким скоростям и обгонам.  Как же так случилось, что при таких вводных данных автодром в Монте-Карло примет «Королевские гонки» в 70-й раз, уступая по количеству проведенных Гран-при лишь Монце?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить основные принципы «Формулы-1». Кроме того, что это спорт самых быстрых пилотов мира, которые используют самые совершенные технологии, это еще и занятие для очень богатых людей. Когда «Королевские гонки» только начинали свою поступь по миру, демонстрировать скорость и так было где. Нужно было место, где можно показать свое величие и роскошь, и им как раз стало Монте-Карло.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-2

Уникальное расположение крохотного государства ставило его в тупик перед возможностью принимать автогонки, но Монако изящно обратило ситуацию в свою пользу. Нет места для трассы — не проблема, мы проложим ее по историческим улицам. Нет места для трибун? Отлично, этап можно будет смотреть из окон домов и гостиниц, а также с пришвартованных яхт, ради которых расширили портовую зону.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-3

Не стоит забывать, что с середины 70-х годов «Королевские гонки» превратились из спорта рискованных энтузиастов в доходный бизнес, и для хорошего заработка надо продавать или много билетов, или заставлять болельщиков раскошеливаться другими способами. В Монако ничего не надо было придумывать. В одном только казино гости оставляли миллионы денег, не считая кафе, ресторанов и множества клубов, где проходили приуроченные к уик-энду представления.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-4

До эпохи Liberty Media Монако даже не платило «Формуле-1» за этап. Хватало исторической ценности и финансовых вложений от прибывших на Лазурный берег звездных посетителей. Сейчас американские владельцы установили для Монте-Карло оброк, впрочем, оставив его на весьма среднем для такого места показателе — 20 миллионов евро в год. Монако такую сумму легко найдет. Например, в отчете Гран-при 2017 года стояла цифра в 90 миллионов чистой прибыли.

Гоночное Монако

С экономической точки зрения все довольны — владельцы получают плату за Гран-при и проводят собственные вечеринки, организаторы «стригут» деньги в ресторанах, гостиницах, торговых лавках и билетных кассах, богатые зрители находят себе развлечение на любой вкус. А что же по основной сути, гоночной?

Самое важное здесь — то, как сами гонщики относятся к трассе. В конце концов, именно они создают зрелище, и достойны того, чтобы к их мнению прислушались.

«В Монако мне нравится все. Это моя любимая трасса и одна из главных гонок сезона. Я всегда стараюсь насладиться неделей перед Гран-при, погрузиться в особенную атмосферу и по максимуму использовать шанс пилотировать машину на этой удивительной трассе», — Серхио Перес.

«Монако – лучшая трасса в календаре, пилотирование машины на узких улочках доставляет невероятное удовольствие», — Кевин Магнуссен.

«В Монако проходит особый и уникальный уик-энд, один из моих любимых», — Пьер Гасли.

«Я с нетерпением жду возвращения в Монако – там классная трасса», — Ландо Норрис.

«Монако – легендарная трасса и особенное место в календаре «Формулы-1». Для меня привилегия снова гоняться на улицах княжества», — Джордж Расселл.

Домыслы излишни. Не найдется гонщика, который с уважением не отзовется о трассе в Монте-Карло, и для многих из них этот автодром действительно стал любимым в календаре чемпионата. Узкая полоса, едва в 3 раза шире болида, таит опасность в каждой кочке. Скорость в Монако ощущается еще выше, чем на похожих по сути трассах в Сингапуре или Джидде.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-5

Конечно, спорить о том, что Гран-при Монако лишено обгонов и даже серьезной борьбы, никто не станет. Да даже обычным машинам в княжестве разъехаться бывает непросто, что уж говорить о 5-метровых монстрах, которые несутся со скоростью под 300 километров в час. Лирическое отступление — кто считает нынешние болиды автобусами, тот близок к истине как никогда. Например, длина стандартной пассажирской «Газели» 5,47 метра, а ширина — 2,05. В то же время длина Alpine A524 5,6 метра, а ширина — ровно 2.

Но суть этапа в Монте-Карло еще и в том, кто точнее и увереннее пройдет круг среди рельсов безопасности, которые находятся на вытянутой руке от пилота. Малейшая ошибка — машина в хлам, боязнь нажать на педаль раньше — плохое время, выбрасывающее пилота из борьбы за трофеи. В том и магия: справятся ли лучшие с коварной трассой в условиях ежесекундной концентрации в течение двух часов или спасуют перед треком.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-6

Еще одно противоречие. Как бы ни говорили, что победителю квалификации в Монако автоматически можно вручать главный приз, менее половины триумфов в княжестве завоевано с поул-позишн. Удача в Монте-Карло помогает не только в казино. Или, например, такая статистика: на 69 проведенных гонок приходится 36 победителей. По такому соотношению княжество опережает обгонную Сузуку, где на 36 гонок приходится всего 16 лауреатов. Ну и наконец, всего 24 раза Гран-при Монако выигрывал тот, кто завоевывал титул в конце сезона. Из всего этого напрашивается вывод, что непредсказуемости гонке на берегу Средиземного моря хватает.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-7

Ожидания от этапа 2024

В нынешнем пелотоне сразу пять гонщиков получали главный приз из рук князя Монако. Из этой супер-пятерки меньше всех шансов на повторение успеха имеет Даниэль Риккиардо — все-таки форма такова, что должно произойти какое-то чудо сродни гонке 1997 года, чтобы Дэн попил из ботинка в княжестве. В Алонсо, Хэмилтона и Переса верится чуть больше. Фернандо год назад лишь из-за помутнения в тактических схемах не выиграл гонку, поставив под тучами сначала Medium, а лишь потом шины для дождя. Льюис в этом году страдает за рулем «Мерседес», но в Монако не так важна машина, как прокладка между рулем и педалями. У Серхио в руках лучшее оружие чемпионата, и 2 года назад он уже воспользовался этим фактором.

Но все их шансы видятся малыми в сравнении с Ферстаппеном. Год назад Макс совершил чудо на третьем секторе в квалификации, отыграв у Алонсо в пяти поворотах 0,3 секунды. Нидерландец не раз признавался, что этап в Монако заставляет его особенно волноваться, и не зря — на заре карьеры нидерландец устраивал зрелищные вылеты в местные стены. Но в последние годы Ферстаппен примирился с Монте-Карло и дважды взошел на верхнюю ступеньку пьедестала.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-8

Впрочем, есть чувство, что список победителей Гран-при Монако может вырасти. В первую очередь, на ум приходит Леклер. Шарлю просто эпично не везет на домашнем Гран-при, за последние три года он дважды выигрывал квалификацию, но так ни разу не финишировал выше четвертого места. Монегаск хорош на единственном круге и способен наконец снять проклятье родного асфальта. Вряд ли молча покатается по Монте-Карло Сайнс. После яркого старта сезона с аппендицитом и победой Карлос притаился. Испанцу пора вновь напомнить о себе, тем более он дважды приезжал вторым на финиш в Монако.

Большие ожидания от выступления «Макларен». В этом году команда из Уокинга везет на Лазурный берег не просто машину, способную бороться с «Ред Булл». Коллектив из Уокинга представил специальную раскраску, выполненную в цветах Айртона Сенны. Быть может, дух волшебника, который рекордные 6 раз выигрывал в Монте-Карло, поможет Норрису или Пиастри одержать дебютную победу на самой престижной трассе чемпионата.

Предобзор к Гран-При Монако 2023 года Гран-При Монако... Первыми приходящими на ум описаниями этого этапа являются «самая необгонная», «самая медленная», «самая узкая».-9

Предобзор Гран-при Монако 2023 года.