Главное возвращение года после пятилетней паузы! Предобзор Гран-При Китая (19.04.24-21.04.24)
Ковидный занавес отрезал Китай от «Формулы-1» на пять лет. Но наконец зараза изгнана с территории страны, и главная гоночная серия мира возвращается на «Международный автодром Шанхая». Давайте вспомним историю Гран-При Китая, а затем уделим пару слов этапу 2024 года.
Как Гран-При Китая появился в календаре «Формулы-1»
О проведении Гран-При «Формулы-1» китайцы задумались еще в конце XX века. В 1996 году в Чжухае проложили трек по городским улицам, и гонку на нем включили в предварительный календарь «Королевских гонок» 1999 года. Но трасса не прошла проверку FIA, и городской автодром лишился шансов стать первооткрывателем Гран-При Китая.
В самой большой стране Азии горевали недолго. Внимание на себя обратил Шанхай, который развивался бешеным темпом. Для полной демонстрации достижений народного хозяйства городу нужны были большие спортивные состязания. В 2002 году местные энтузиасты заручились поддержкой государства и подписали с Берни Экклстоуном 7-летней контракт на проведение этапа в Китае с 2004 года. В 25 километрах от центра Шанхая было обнаружено удобное болото, которое по-китайски быстро осушили и всего за 18 месяцев превратили в полигон для быстрых машин.
Китайцам мало было построить просто хороший автодром. Как и всем другим претендентам на «Формулу-1», надо было доказать, что именно их трек самый современный, впечатляющий и необычный. Для проекта асфальтовой полосы по бывшим рисовым полям был приглашен Герман Тильке, который только начал украшать своей фантазией гоночные центры мира. С «Международным автодромом Шанхая» немецкий архитектор постарался на славу, сделав одну из самых разносторонних трасс мира. Вдохновением инженеру послужил иероглиф 上 («шан»), первый знак в наименовании города. Головокружительная «улитка» первого поворота, плавные дуги второго сектора и 1.2-километровая обратная прямая стали визитными картами автодрома.
Не одной конфигурацией удивили гостеприимные китайцы. Гигантские трибуны ждали до 200 тысяч гостей - в 2002 году таким показателем редко могли похвастаться даже самые популярные автодромы. В Шанхае возвели неповторимый паддок: каждая команда могла разместиться в собственном «доме на озере».
Первые Гран-При, яркие события этапа и наступление пандемии
«Формула-1» отплатила Шанхаю сполна. Гран-При Китая 2004 года стал первой гонкой, где радиопереговоры между командой и гонщиком транслировались в эфир. Перед заполненными трибунами Рубенс Баррикелло одержал свою последнюю победу за Ferrari, дав старт первому 16-летнему этапу в истории Гран-При Китая.
«Международный автодром Шанхая» порождал интересные гонки. Широченный асфальт, хитрые зоны торможений, идеальная инфраструктура - все это способствовало отличному гоночному шоу. За первые 7 лет победителями Гран-При Китая стали 7 разных пилотов из 4-х команд. Лишь начало «турбоэры» наклонило статистику в пользу Mercedes, чьи пилоты 6 раз подняли главный кубок этапа над собой.
Интересно, что даже не яркие победы вспоминаются первыми при упоминании Гран-При Китая. Например, в 2005 году по пути на стартовую решетку Михаэль Шумахер подвергся атаке Кристиана Альберса, который на полном ходу «сбрил» левую половину Ferrari. Обоим пришлось искать попутку до боксов, чтобы занять запасную машину.
В 2010 году случилась одна из самых необычных аварий современной «Формулы-1». В пятничной практике Toro Rosso Себастьяна Буэми потеряла на торможении оба передних колеса. Слова лишние, это просто надо увидеть:
А в гонке того же года произошло событие, которое навсегда запомнилось отечественному болельщику. На 52-ом круге дебютант Виталий Петров под дождем обогнал Михаэля Шумахера в борьбе за 8-е место:
И еще десятки событий, на воспоминание о которых может уйти не одна страница текста.
Китай бы и дальше безмятежно сохранял место в расписании чемпионата, но в 2020 году грянула пандемия COVID-19. Как эпицентр заразы, Китай первым вылетел из календаря и в следующие годы всячески пытался очиститься от статуса источника бактерий. Первые шаги к возвращению китайцы приняли в 2022 году, но потом сами решили, что проводить этап небезопасно. Лишь к 2024-му злосчастный вирус на территории Поднебесной совсем угомонился, и «Формула-1» с энтузиазмом вернула автодром в Шанхае в семью.
Ожидания от Гран-При Китая-2024
За 5 лет «Королевские гонки» так соскучились по Китаю, что всунули в программу первого же уик-энда после паузы спринтерские квалификацию и гонку. Решение восприняли в паддоке с сомнением - большинство сошлось во взгляде, что устраивать все прелести спринта на трассе, где гонок не было с 2019 года, рискованное занятие.
Главные опасения связаны с новым асфальтом. Свежа память о Гран-При Турции 2020 года, когда после долгой паузы на «Истанбул Парке» переложили покрытие. На необкатанном полотне машины скользили, как коровы на льду. Совсем мало времени будет и на привыкание к автодрому. За единственной пятничной тренировкой последует квалификация к спринту, и добирать настройки гонщикам придется в боевых сессиях. А авария в короткой субботней гонке может поставить под угрозу субботние заезды, что в последнее время очень актуально для команды Williams.
Зато предсказать расклад сил становится сложнее, чем на привычных трассах. Конечно, феноменальный RB20 и здесь имеет самые высокие проценты на победу, но Ферстаппену и компании придется вычислить больше неизвестных, чем обычно. Перед началом уик-энда все в равном положении, а каждая ошибка по ходу грядущих выходных может кардинально сказаться на итоговом результате.
Кстати, Red Bull лишь дважды выигрывал в Китае. Еще до своих чемпионских сезонов одну победу ухватил Феттель, а вторым триумфатором за «быков» стал в 2018 году Дэн Риккиардо. Сразу два пилота в пелотоне имеют на счету две и более побед в Шанхае - Алонсо побеждал в 2005 и 2013 годах, а Хэмилтон за годы в Mercedes довел число главных призов Гран-При Китая до шести.