16 мин.

Значение дорожной разметки и чем горизонтальная отличается от вертикальной

Большинство автолюбителей знает лишь об основной дорожной разметке и ее обозначении на дороге. Сюда относятся сплошные и прерывистые линии, «зебра», а также всевозможные стрелки. Другие, менее распространенные виды разметки, быстро выходят из головы, хотя они также имеют важное значение. В данном материале будут рассмотрены вопросы о том, какие виды дорожной разметки существуют, что означает горизонтальная и вертикальная дорожные разметки, чем они отличаются друг от друга.

Как выглядит и что предписывает дорожный знак 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Знак «Пешеходный переход»: где ставят и какие бывают штрафы, если не соблюдать его требования

Виды дорожной разметки и ее цвета

Ознакомиться с видами разметки можно, воспользовавшись приложением 2 к ПДД. Требования по ее нанесению изложены в ГОСТе Р 51256-2018. Там же указаны и следующие параметры: износостойкость, яркость, отражение и т. д. В ПДД обозначено, что разметка на дороге может быть представлена в следующих цветах:

  • черный;

  • белый;

  • красный;

  • желтый;

  • зеленый;

  • синий;

  • оранжевый.

К наиболее часто используемым цветам относятся следующие: белый, черный, желтый, оранжевый.

Оранжевый цвет – обозначение временной разметки. Он обычно используется при проведении ремонтных работ на дороге, когда необходимо освободить одну или несколько полос от транспорта, а также, если необходимо внести изменения в схему движения на определенном участке. В случае противоречия между линиями, оранжевая разметка считается приоритетной.

В России используется 2 типа разметки: горизонтальная и вертикальная. Один вариант наносится непосредственно на асфальт, а другой – на элементы, находящиеся над дорогой: бордюры, ограждения, столбы и т. д.

Что означает горизонтальная разметка на дороге

Горизонтальная разметка представлена различными линиями, знаками, буквами и цифрами, которые наносятся на дорогу. При этом она разделяется на категории, которые далее будут рассмотрены более подробно.  

Сплошные линии

Сплошная разметка отмечает границы полосы или разделяет потоки различных направлений. В Правилах можно найти несколько типов подобных линий.

С помощью длинной непрерывной линии, используемой в разметке 1.1, отделяют попутную полосу от полосы встречного движения. Также обозначение может использоваться для разделения полос попутного движения в местах, в которых смена ряда недопустима. Сюда относятся мосты и некоторые перекрестки, повороты, подъемы, развязки. Помимо этого, сплошные линии наносят на парковках (во дворах, на улицах), и пересекать их запрещено.

В отличие от разметки 1.1, горизонтальные линии, применяемые в разметке 1.2, имеют большую ширину и служат для разделения проезжей части и обочины. В случае, если нет иных указаний, переезжать ее для парковки разрешено.

С помощью двойной сплошной линии, используемой в разметке 1.3, отделяют полосы встречного движения на многополосных участках. Пересекать ее категорически запрещено.

Разметка 1.4 представлена узкой полосой желтого цвета, которая наносится на бордюры или асфальт на обочине. Она запрещает остановку и стоянку.

Стоп-линия 1.12 располагается поперек дороги у пропускных пунктов и перекрестков. Разметка показывает место остановки у светофора, знака STOP и иных случаях, указанных Правилами.

Прерывистые линии

К сожалению, не все водители знают, что означает прерывистая линия на дороге. Данная разметка может быть представлена в различных вариантах, которые применяются в зависимости от участков дороги. Определить вид пунктирной разметки можно, взглянув на ее толщину, длину и расстояние между полосками.

В случае с линиями, применяемыми в разметке 1.5, каждая черта по длине в 3 раза меньше, чем расстояние до следующей. Разметка показывает границу полосы или отделяет «встречку». В случае, если маневр будет безопасен и не нарушит движение транспортного потока, пересечение линии допустимо.

Разметка 1.6 представлена линиями, в которых каждая черта имеет длину в 3 раза превышающую расстояние до следующей. Она информирует о скором завершении прерывистой линии, поэтому опережение и обгон недопустимы. А если маневр уже был начат, он должен быть завершен до перехода прерывистой линии 1.6 в сплошную.

Разметка 1.7 предназначена для указания траектории движения при совершении поворота на перекрестке. Также линия используется для обозначения зоны парковки. В том случае, если разметка выделена синим цветом, то автовладелец находится на платной парковке. Длина черты идентична расстоянию до следующей полоски. Если водитель не нарушит иные правила ПДД, он имеет право пересечь разметку 1.7.

В разметке 1.8 расстояние между штрихами аналогично разметке 1.5. При этом сами полоски имеют большую ширину и отделяют полосу разгона или торможения. Обычно подобные линии встречаются перед съездами с трасс к местам отдыха или к заправкам.

Разметка 1.9 представлена двойной чертой, длина которой в 3 раза превышает расстояние до следующей. Она отделяет границы полосы с реверсивным движением.

Справка! В случае с реверсивным движением, одна полоса используется для езды в обоих направлениях. Порядок движения определяется сигналами специальных светофоров.

В случае с двойной прерывистой линией применяются иные правила:

  • При включении зеленого сигнала светофора (зеленой стрелки) в попутном направлении, пересечение линии допустимо для въезда/съезда с нее.

  • При включении стрелки желтого цвета, необходимо съехать с ряда в направлении, указанном светофором. Чаще всего речь идет о съезде в правую сторону.

  • При отключении светофора или включении красного сигнала, необходимо как можно скорее перестроиться вправо.

Разметка 1.10 (желтый цвет) представлена полосами той же длины, что и расстояние до следующих полос. Она используется со стороны обочины и запрещает парковку, при этом остановка (не более 5 мин.) разрешена.

Разметка 1.11 располагается по центру дороги на участках, где пересекать полосу безопасно только в определенном направлении. Обычно речь идет о местах для обгона, поворотах налево и т. д. Разметка 1.11 позволяет совершать маневр только со стороны прерывистой линии. Пересекать сплошную можно, но только для завершения обгона.

Разметка 1.14.3 (прерывистая линия) была добавлена не так давно. Она используется для обозначения «диагонального» пешеходного перехода. Длина полосы и расстояние между ними соотносится следующим образом – 2:3.

Разметка 1.15 наносится в местах, где на дороге присутствует велосипедная дорожка.

Дублирование знаков ПДД

Некоторые виды горизонтальной дорожной разметки наносятся для привлечения внимания водителей к знакам, дублируя или заменяя их, если таблички отсутствуют. В случае невыполнения требований разметки, принято считать, что водитель не выполнил требования знака.

Разметка 1.24 дублирует суть следующих знаков в ПДД:

1.24.1 — предупреждающие;

1.24.2 — запрещающие;

1.24.3 — знак 8.17 (место для инвалидов);

1.24.4 — знак 6.22 (фото- и видеокамеры);

1.24.5 — знак 8.4.3.1 (зарядка электромобилей);

1.24.6 — знак 5.33.1 (велосипедная зона);

1.24.7 — знак 8.9.3 (стоянка для автомобилей дипломатов).

Иные знаки

Несколько треугольников, соединенных в ряд (разметка 1.13), заменяют стоп-линию, когда на перекрестке необходимо уступить дорогу, но нет обязанности останавливаться.

Одиночный треугольник (разметка 1.20) информирует водителя о движении по второстепенной дороге и приближении к разметке 1.13. При подъезде к перекрестку необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся по главной.

Разметка 1.21 информирует водителей о том, что впереди находится знак 2.5 и стоп-линия (разметка 1.12).

Разметка 1.14.1 и 1.14.2 представляет собой «зебру» – специально обозначенный участок дороги, где пешеходы могут перейти проезжую часть.

Разметка 1.16.1 в виде наклоненных полос наносится на островках безопасности. Она используется для разделения попутного потока и «встречки». Также подобными элементами отделяют велодорожки и парковки.

Наклонные ломаные линии можно обнаружить в местах схождения (1.16.3) и разделения (1.16.2) транспортных потоков.

«Пилы» желтого цвета 1.17.1 и 1.17.2 можно обнаружить на остановках общественного транспорта. В первом случае обозначения наносятся вдоль бордюров, они выделяют место остановки автобусов и маршруток. Во втором случае разметку наносят поперек дороги напротив остановок трамваев. В местах использования подобных линий люди, вышедшие из транспорта, оказываются сразу на оживленном участке дороги.

Разметка 1.18 представляет собой указатель, устанавливающий правила движения по полосам на перекрестке. Движение по ряду, где она нанесена, допустимо только в направлении, указанном стрелкой.

Разметка 1.19 представлена стрелками, схожими с 1.18, но с некоторыми отличиями. Подобные обозначения информируют о приближении к участку с сужением дороги. В этом случае водитель должен перестроиться в том направлении, которое определено наклоном стрелки.

Разметка 1.22 (цифры и буквы) информирует автовладельцев о том, по какой трассе они двигаются.

Разметка 1.23.1 (буква «А») отделяет полосу для движения общественного транспорта от остальной части дороги.

Разметка 1.23.2 обозначает пешеходную дорожку, а 1.23.3 велодорожку. Движение машин по данным участкам дороги недопустимо.  

Разметка 1.25 («шашечки») обозначает «лежачий полицейский», т. е. искусственную неровность.

Разметку 1.26 можно найти на перекрестке. Въезд на нее недопустим, если на перекрестке образовался затор. С помощью этой желтой разметки выделяются зоны, где остановка транспортных средства может затруднить движение транспорта в иных направлениях. 

Что означает вертикальная разметка

С помощью вертикальной разметки отделяют границы сооружений, установленных у самой дороги. Полосы черно-белого цвета привлекают внимание автолюбителей, к тому же на них нанесен специальный светоотражающий состав. Пользу подобных элементов можно обнаружить ночью, а также при неблагоприятных погодных условиях.

Разметка 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 располагается на опорах мостов и эстакад, а 2.2 можно обнаружить у их нижних границ.

Разметка 2.3 используется для обозначения «тумб» на разделительных полосах, а 2.4 наносится на столбики, установленные у обочин.

Разметка 2.5 служит для отделения боковых ограждений на непростых участках трассы (спуски, крутые повороты и т. д.), 2.6 – для иных ограждений, а 2.7 – для бордюров.

Важная информация

  • Основная задача дорожной разметки (как и дорожных знаков) – обеспечение безопасности дорожного движения и помощь водителю во время езды.

  • Разметка подразделяется на горизонтальную (наносится непосредственно на дорогу) и вертикальную (можно обнаружить на обочинах, прилегающих конструкциях и т. д).

  • Для обозначения могут использоваться различные цвета. В случае каких-либо противоречий преимущество имеет оранжевый цвет.

  • Чтобы обеспечить удобство участникам дорожного движения, нередко разметка повторяет знаки.

Как вписать в страховку ещё одного водителя

Как поставить на учёт прицеп, если нет машины – советы, юридическая помощь