8 мин.

Почему гнёт клапаны при обрыве ремня ГРМ и как этого избежать

Многие опытные водители предостерегают новичков, рассказывая о важности своевременной замены ремня ГРМ, ведь несоблюдение этого правила приводит к серьезным последствиям, таким как повреждение клапанов. Это в свою очередь чревато повреждением ГБЦ или полным выходом из строя двигателя автомобиля. В данном материале будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, как и почему гнет клапаны при обрыве ремня ГРМ, а также какие двигатели защищены от данной проблемы.

Знак STOP: когда движение без остановки запрещено

Замена рулевой рейки – что это, как работает, что делать, если сломалась

Как работает ГРМ

Правильная работа мотора достигается благодаря скоординированным движениям всех частей ГРМ. 

Клапаны установлены в головке блока цилиндров (ГБЦ), минимум по 2 на каждый из цилиндров (в современных автомобилях нередко их количество превышает этот показатель). Первый предназначен для подачи воздуха в камеру сгорания, второй – для вывода отработанных газов.

Клапаны работают определенным образом, который задается распредвалом, соединенный с коленвалом при помощи привода. Коленчатый вал располагается в ГБЦ, где через шатуны соединяется с поршнями.

В процессе перемещения поршня вниз цилиндра происходит впуск воздуха или топливной смеси клапаном. При его перемещении вверх происходит закрытие клапана с последующим созданием давления в камере сгорания. Свеча поджигает смесь, после чего происходит взрыв, обеспечивающий толчок поршня вниз. Далее подключается выпускной клапан, который обеспечивает отведение газов. В целом, закрываясь и открываясь, клапаны придерживаются определенного такта, поддерживая нормальную работу ДВС.

Синхронизация работы клапанов и поршней обеспечивается с помощью ремня ГРМ или цепи. Второй вариант считается более надежным и нуждается в замене не так часто. При этом он используется не так редко, как может показаться на первый взгляд. 

Почему гнет клапаны

Вне зависимости от типа привода, ремень или цепь газораспределительного механизма может выйти из строя. Если не выполнить его своевременную замену, это чревато его разрывом. Подобный исход также гарантирован в случае заклинивания подшипника водяной помпы. 

Цепь больше защищена от обрыва, к тому же клапаны в этом случае гнутся не так часто. Вытягивание звеньев цепи происходит постепенно, что вместе с поломкой натяжителя приводит к созданию характерного звука мотора. 

Но почему гнет клапаны при обрыве ремня ГРМ? Распределительный вал лишается привода, что приводит к быстрому прекращению его вращения. Клапаны прекращают движение, в то время как коленвал не успевает остановиться и продолжает двигать поршни.

Открытый клапан (расположен внутри цилиндра) получает удар со стороны поршня. В это же время повреждается тарелка клапана, его стержень гнется, а в некоторых случаях даже ломается.

После этого работа двигателя прекращается. Что делать, если загнуло клапаны? Самое важное – ни в коем случае не пытаться произвести повторный пуск ДВС, т. к. после можно ожидать появления куда более серьезных повреждений. Связано это с тем, что коленвал приведет в движение поршни, которые повторно нанесут повреждения клапанам. 

Как узнать погнуло ли клапаны

В том случае, если мотор с ГРМ внезапно прекратил свою работу, не стоит сразу же выполнять повторный пуск. Лучше открыть капот и убедиться в целостности ременной передачи. Но если все же водитель прокрутил стартер, определить неисправность ремня ГРМ будет довольно просто – из-под капота будет слышен звук быстрого вращения коленчатого вала.  

При обрыве ременной передачи вращение стартера недопустимо – это чревато ухудшением ситуации. Лучшим решением будет вызывать эвакуатор, т. к. без серьезного ремонта в этом случае не обойтись.

К сожалению, определить состояние клапанов, просто взглянув на мотор, не получится. Однако можно прибегнуть к выполнению 2-х несложных операций. На ролик, согласно меткам, необходимо поставить новый ремень и самостоятельно прокрутить коленвал. 

Всего несколько оборотов позволяют определить состояние клапанов. В этом случае для вращения придется приложить усилия. Если состояние стержней клапанов удовлетворительное, или они полностью исправны, вращение будет свободным. Для точной диагностики неисправности необходимо измерить компрессию в цилиндре. Если ее нет, значит система негерметична и клапаны неисправны.   

Также убедиться в неисправности одного или нескольких клапанов можно по нестабильной работе мотора после замены ремня ГРМ. Двигатель будет издавать характерный звук.

Что делать, если загнуло клапаны

Если загнуло клапаны, то без снятия и разборки ГБЦ не обойтись. Первым делом нужно выполнить дефектовку всех узлов ГБЦ, в том числе и распредвала. Удар может оказать влияние на различные детали. 

Некоторые автомобили обходятся только необходимостью замены гнутых клапанов, в то время как другие нуждаются в переборке как блока цилиндров, так и всего мотора. В самых неблагоприятных ситуациях может потребоваться полная замена двигателя.

Лишь после демонтажа ГБЦ можно определить степень повреждения. Если поршни не были повреждены, будет достаточно заменить погнутые клапаны вместе с направляющими. Также в этом случае понадобятся новые прокладки, сальники и маслосъемные колпачки.

Если на поршне остались следы удара, то придется разобрать блок цилиндров, чтобы оценить состояние вкладышей и шатунов. Вне зависимости от степени повреждения деталей, их придется заменить.

Как избежать обрыва ремня ГРМ

Избежать дорогостоящего ремонта, в случае обрыва ГРМ, можно, если заранее произвести профилактику. Вот основные правила, которым необходимо следовать:

  1. Обратившись к руководству по эксплуатации, можно узнать о сроке службы ремня ГРМ каждой конкретной модели. В случае с иномарками этот показатель находится в пределах 80-120 тыс. км. пробега. Отечественный транспорт имеет более низкие лимиты. При этом важно следить за состоянием ремня и производить его замену при возникновении каких-либо сомнений.

  2. Причинами для смены ремня служит нарушение целостности, наличие трещин или недостаточная эластичность. В РФ и странах СНГ эти запчасти нуждаются в более частой замене, чем определено сроками эксплуатации. 

  3. Не стоит экономить и покупать низкокачественные изделия. Довольно часто подобные запчасти не могут прослужить более 10 тыс. км. пробега.

  4. Для предотвращения заклинивания подшипника водяной помпы, который может стать причиной обрыва ремня ГРМ, необходимо уделить должное внимание насосу ОЖ. Срок эксплуатации данного изделия примерно равен сроку эксплуатации ремня, поэтому вместе с заменой привода меняют и помпу.

  5. Износ распредвала также может стать причиной обрыва ремня ГРМ. Заклинивание данного агрегата, при длительном сроке эксплуатации, – это возможный исход, который приводит к повреждению ременной передачи. По этой причине важно следить за состоянием распредвала, особенно в случае приобретения авто б/у.

В случае с двигателями с цепным приводом, они считаются более надежными, чем ременные аналоги, однако в них также возможно загибание клапанов. Обычно цепь растягивается и при работе перескакивает через звездочки. Причины кроются как в материалах, из которых изготовлены звенья цепи, так и в выходе из строя натяжителя или ненадлежащем уходе за мотором. По этой причине важно контролировать состояние цепи и уровень ее натяжения.

На каких двигателях не гнет клапаны

Нередко среди преимуществ конкретной модели машины можно найти указание о том, что в ней не гнутся клапаны при обрыве ремня. Доля правды в этом есть, ведь не каждый ДВС склонен к этому.

Можно воспользоваться интернетом и найти специальные таблицы, в которых указаны наиболее уязвимые и наиболее надежные модели. У каждого производителя есть как первый, так и второй варианты. При этом всегда стоит помнить, что даже цепь не может гарантировать отсутствие загибания клапанов.

Полностью доверять подобным спискам не стоит. Точно определить загнет ли клапаны при обрыве ремня невозможно, т. к. нередки случаи несоответствия с правилами. По этой причине важно следить за приводом ГРМ и производить его своевременное обслуживание и замену.

Также предотвратить загибание клапанов можно при помощи тюнинга. Некоторые производители поставляют моторы с усовершенствованными поршнями со специальными углублениями на головках. Выемки на поршне идентичны тарелке клапана и глубине открытия. В этом случае наблюдается соответствие по диаметру и глубине. При обрыве ремня ГРМ или перескакивания цепи, поршни и клапаны ударяются друг о друга с небольшой силой.

Однако в поршнях подобного типа есть недостаток: выемки уменьшают степень сжатия двигателя и лишают его до 7% мощности. По этой причине подобные модификации пользуются небольшой популярностью среди автомобилистов.

Важная информация

  • Клапаны – один из наиболее значимых элементов ГРМ, за совместную с поршнями работы которых ответственен привод газораспределительного механизма – ремень или цепь.

  • Главная причина, почему гнет клапаны, – обрыв ремня. В этом случае поршни, которые двигаются в верхней точке, «встречаются» с клапанами, находящимися в камере сгорания. 

  • Точно узнать, погнулись ли клапаны, можно, измерив компрессию в цилиндре.

  • Выход из строя клапанов чреват дефектовкой и переборкой ГБЦ, а иногда и всего мотора.

  • Предотвратить загибание клапанов можно, своевременно проводя замену ремня привода ГРМ.

Проверить аккумулятор мультиметром – как проверить емкость аккума авто

Средняя скорость по ПДД в 2024 – что означает, какое значение