Дорога к восьмому титулу меняет цвет. Хэмилтон переходит в Ferrari в 2025 году
Не успели часы дать старт последнему месяцу зимы, как в новостном котле «Формулы-1» забурлило так, что подготовка к сезону и презентации команд отошли на второй план. И могли бы события 1 февраля стать неплохим сюжетом первоапрельских шуток, но было небольшое отличие - все они оказались правдой.
Вдогонку уходящему январю Formula One Management дала от ворот поворот проекту Майкла Андретти. Несмотря на одобрение заявки Andretti Cadillac Международной федерацией автоспорта, в руководстве серии посчитали, что 11-я команда не принесет «Формуле-1» ничего хорошего.
«...<Дополнительная одиннадцатая команда увеличит операционные нагрузки на промоутеров гонок. Некоторым из них придётся пойти на значительное повышение расходов, а также сократить технические, операционные и коммерческие возможности для других участников. Нам не удалось выявить какого-либо существенного ожидаемого положительного влияния на финансовые результаты Формулы 1, что является ключевым показателем коммерческой ценности>...»
Решение не стало неожиданностью - такой исход прогнозировали с момента объявления конкурса на место в элитном клубе «Формулы-1». Все силы Andretti по подготовке заявки, которые американский коллектив приложил за 2 года, пока оказались тщетны. В команде прокомментировали ситуацию:
«В Andretti Cadillac изучили информацию, предоставленную Formula One Management Limited, и категорически не согласны с её содержанием>...<Мы гордимся значительным прогрессом, которого уже добились в разработке конкурентоспособной машины и силовой установки с опытными сотрудниками в штате. Эта работа продолжается в прежнем темпе>.»
Очевидно, что окончательно опускать руки и оставлять надежды на участие в «Королевских гонках» в Andretti Cadillac не планируют. На их стороне остается поддержка FIA, которая заинтересована в расширении штата «Формулы-1». Да и с FOM наверняка в будущем удастся достигнуть компромисса. Владельцы «Формулы-1» сегодня не видят прибыли в проекте Андретти, а завтра увидят, поэтому навсегда хоронить планы о вступлении 11-ой команды рано.
После отказа Andretti FOM срочно нужна была бомба, которая задвинет на второй, а лучше третий или четвертый план случившуюся историю. Да простят меня за маленькую фантазию, но это могло выглядеть примерно так:
FOM: «Команды, мы отказали Андретти, продолжаем пилить банк на десятерых. Скорее помогите нам отвлечь внимание от 11-ой команды суперновостью!»
Ferrari: «Ну...».
Все верно, не успели как следует обмусолить отказ проекту General Motors, как новостную ленту раскрасило ярко-красное известие в темных тонах. В сеть попало сообщение, что итальянская команда заключает контракт с 7-кратным чемпионом мира Льюисом Хэмилтоном. Поначалу новость вызывала первую стадию принятия неизбежного - отрицание. Ferrari уже не первый год заикалась о переговорах с Льюисом, но дальше подогревания интереса к себе и британцу дело не заходило.
Краткая хронология
Но чем дальше шли минуты 1-го февраля, тем больший снежный ком собирался из первой снежинки известия. В 18 часов на сайте Ferrari появилась новость о сотрудничестве с брендом пива Peroni, где на крохотной красной машинке красовалась цифра 44 - номер Хэмилтона. В то же время на базе Mercedes в Брэкли состоялась 10-минутная летучка, на которой исполнительный директор команды Тото Вольфф сообщил подопечным об окончании сотрудничества с Льюисом с 2025 года.
То, во что не верилось, обретало явные черты. Ленты новостей были заполнены красными сигналами. В 22 часа по московскому времени Mercedes объявила о расставании с 7-кратным чемпионом мира. Оставалось дождаться официального заявления от Ferrari. В Маранелло выдержали МХАТовскую паузу в несколько минут и попросили пресс-атташе набрать емкий, но очень информативный текст:
«Scuderia Ferrari рада подтвердить, что Льюис Хэмилтон присоединится к нашей команде в 2025 году, заключив многолетний контракт».
Не дав вволю пройти через остальные стадии, гнев, торг и депрессию, новость перешла сразу к финальной точке - к принятию. Невероятное свершилось - с 2025 года британский чемпион наденет красное, и начнется новая страница как в его истории, так и в истории Ferrari. Давайте вспомним, что привело к союзу Хэмилтона и «Скудерии», и порассуждаем, что ждет их впереди.
Льюис Хэмилтон
Первые слухи о воссоединении Хэмилтона с Ferrari пошли еще в 2018 году, когда за Льюисом пытался тщетно угнаться Себастьян Феттель. Тогда у британца все было безоблачно - острое соперничество с Росбергом ушло вместе с финном, в Mercedes строили лучшую машину, которая на одном заднем левом колесе ото всех уезжала. Подобные новости лишь создавали рекламу, да и основой было их продолжение - соответственный переход немца Феттеля в немецкий Mercedes. История продолжения не получила, и Льюис довел число титулов в «Серебряных стрелах» до шести (первый из семи, как мы помним, случился в 2008 году в McLaren).
Но в 2021 году немецкая машина дала сбой. Наглый и дерзкий Red Bull к концу турбо-эры наконец обуздал «быка», и соперничество Хэмилтона с Ферстаппеном вылилось в скандальный финал в Абу-Даби. Упущенный на последнем круге титул дорого стоил нервам и Льюиса, и Тото Вольффа, и посеял первое семя сомнений в продолжении сотрудничества.
С вступлением нового регламента в 2022 году в Mercedes планировали возвращение 7-кратного на трон. Но впервые за многие годы в Брэкли не попали в тренды. Революционная компоновка без боковых понтонов не дала результата, и на фоне Ferrari и Red Bull новая машина смотрелась беспомощно. К концу года Mercedes худо-бедно поехал, но единственную победу «трехлучевых» одержал новый партнер Хэмилтона - Джордж Расселл.
Пошли очередные слухи о завершении карьеры Льюиса, однако в сезоне 2023 года британец поставил на место молодого напарника, едва не поборовшись за вице-чемпионское звание. Но вера в команду оказалась подорвана. 2 года без побед ударили по самолюбию чемпиона, да и возраст начал подталкивать к поиску нового. 7 января Льюису стукнуло 39 лет. На фоне 42-летнего Алонсо еще салага, но для возможностей организма уже давно состоявшийся спортсмен. Так что у Льюиса было 3 варианта - остаться терпеть и ждать в Mercedes, окончить карьеру или совершить на закате эры в «Формуле-1» что-то эдакое.
Явью стал третий путь. Сложно назвать это решение неверным - завершение карьеры в легендарной команде станет для Льюиса лебединой песней. С финансовой точки зрения Хэмилтон вряд ли останется обделен - за гроши такие сделки не свершаются. Скорее всего, в Ferrari британцу предложили такие условия, что надолго обеспечат безбедное существование не только 7-кратному чемпиону мира, но и паре поколений его потомков.
Со спортивной стороны Льюис также вряд ли прогадал - сейчас «Трехлучевая звезда» ничем не лучше «Гарцующего жеребца», а с сезона 2026-го года вступит в силу новый регламент, перед которым все окажутся равны. Не исключено, что в красных цветах Льюису еще доведется побороться за высшие награды. Надолго ли он задержится в Ferrari за расплывчатым сообщением о «многолетнем контракте»? Разумным сроком выглядят 2-3 сезона. Год притирки, первый год нового регламента и устранение ошибок в 2027-ом. За это время все станет понятно - или Ferrari поедет, и в истории сможет появиться первый 8-кратный, или «не пошло, так не пошло».
Сезон 2024-го года сложится для Хэмилтона очень непривычно. Впервые за многие годы он не будет в Mercedes не то, что первым номером, а даже гонщиком, на которого будут делать главную ставку. Так что Льюису придется столкнуться с новым для себя статусом, но для общего успеха и он, и команда будут делать все возможное для общего хорошего результата.
Ferrari
Столько внимания, как к Ferrari, не приковано ни к одной команде. Шутка ли - за всю историю «Формулы-1» лишь один коллектив участвовал вообще во всех чемпионатах мира, и это именно «конюшня» из Маранелло. Поэтому стать частью итальянской команды - если не мечта, то яркая фантазия любого мальчишки, который хочет стать профессиональным гонщиком.
Контракт с Хэмилтоном для Ferrari - это очередной вызов, через который решается пройти итальянская марка. Для тифози, конечно, договор с Льюисом стал ведром холодной воды, но их отношение к британцу не настолько критичное, как, например, у фанатов Red Bull. Итальянские болельщики давно смирились с тем, что родные пилоты не выигрывают чемпионат мира, поэтому главное для них - успех Ferrari. А кто будет за рулем красной машины, не так уж и важно. Поэтому к 2025-му году приход Льюиса в команду будет ожидаться с таким же трепетным нетерпением, как и любое другое важное событие для коллектива из Маранелло.
Контракт с Хэмилтоном для Ferrari - это способ завоевать сердца британских болельщиков и спонсоров. Не секрет, что английские фанаты являются одними из самых преданных в мире, так что сочетание Хэмилтон+Ferrari взорвет не только Гран-При Великобритании 2025 года, но и существенно увеличит красные цвета на трибунах на других этапах. А спонсорское внимание к Льюису не ослабевало никогда, так что красные машины наверняка начнут пестреть новыми наклейками от британских, и не только, компаний. За один день объявления новости стоимость акций Ferrari на бирже поднялась на 10%. Кстати, последним британцем в составе Ferrari в далеком 1990-м году был Найджел Мэнселл, так что Хэмилтон прервет 35-летнюю историю без подданных Соединенного Королевства за рулем итальянских болидов.
Любопытно будет посмотреть на атмосферу в команде после прихода Хэмилтона. С Леклером также подписали многолетний контракт, отказавшись от услуг Сайнса с 2025 года. Амбиций у Шарля не меньше, чем у Льюиса, да к тому же вся карьера впереди. Как он построит свои отношения с Хэмилтоном? Пара сильных пилотов - это здорово, но когда оба хотят выиграть, это идет наперерез интересам команды. Назвать Льюиса покладистым напарником язык не то, что не повернется, - сделает вид, что не слышал команды. Истории с Алонсо и Росбергом - наглядное подтверждение, поэтому не хочется, чтобы в Ferrari случились те же грабли, что и в McLaren с Mercedes'ом.
Что эта новость значит для остальных?
Новость о переходе Хэмилтона в Ferrari на два дня затмила вообще все информационные потоки в мире «Формулы-1». Даже первая презентация сезона в исполнении Haas осталась далеко в стороне. Справедливости ради, американцы выложили в сеть минутное видео, состоявшее из хаотичного скакания камеры вокруг 3D-макета машины, так что смотреть там было не на что.
Первым, к кому пошли с вопросами о громком переходе, стал Тото Вольфф. За 10 лет сотрудничества Тото и Льюис стали очень близки, и казалось, что эта пара пройдет вместе через все горя и радости. Знал ли Тото о грядущем уходе своего товарища? В интервью Вольфф признался, что Льюис сообщил ему весть лично, за чашкой кофе дома у начальника накануне официального релиза. В этом чувствуется доля лукавства - в сентябре 2023-го контракт с Хэмилтоном был продлен всего на год. Получается, уже тогда стороны планировали скорое расставание, вопрос был только в дате объявления. Но Тото по-джентельменски закрыл все вопросы об уходе Льюиса - в том же интервью он заявил, что понимает мотивы британца, и принятое решение его нисколько не удивило.
Другим пострадавшим стал Карлос Сайнс. Испанец долго торговался с Ferrari о долгосрочном контракте и статусе, равном положению Леклера, но получил лишь однолетнее соглашение без перспектив стать #1 в команде. Прошлогодняя победа в Сингапуре могла стать для Карлоса ключом к союзу с командой, но теперь их пути расходятся. После официального объявления Хэмилтона Сайнсу оставалось лишь выложить сообщение в соцсетях о том, что впереди длинный сезон с Ferrari, а новости о будущем испанца случатся, когда придет время. Что ж, после 4-летней борьбы в стане «красных» Карлоса ждет чистый лист, и может быть он первым дождется прихода Audi в «Формулу-1» в 2026 году.
Главный вывод - с 2025 года освобождается место не где-нибудь, а в Mercedes, и очередь на вакантную позицию будет длиннее, чем в точку продажи нового iPhone в день премьеры. Команда сообщила, что пока не планирует искать партнера Джорджу Расселлу, так что 2024-ый превратится в смотрины для претендентов. Среди первых приходящих на ум кандидатов - нестареющий Алонсо, еще сохранивший порох Риккиардо, переживающий вторую молодость в Williams Алекс Албон, угнетенный, но не сломленный Вальтери Боттас. Станет ли кто-то из них новым послом Mercedes или грядет сенсация?
В конце интересно заметить, что с приходом Хэмилтона Ferrari не станет первой командой в истории, за которую выступало два 7-кратных чемпиона мира. Это достижение навсегда останется за Mercedes благодаря возвращению в гонки Михаэля Шумахера в 2010 году. Но станет ли Ferrari первой командой, в которой выступит 8-кратный чемпион мира?
1. Как верно заметил barezi, двойное гражданство Росберга и его знаменитый отец-финн - недостаточные поводы называть Нико финном. Все же всю карьеру в "Формуле-1" Нико провел под немецким флагом, и раз уж он упомянут тут как пилот Ф-1, верно было написать, что он немец.
2. Последним подданым Соединенного Королевства в Ferrari был Эдди Ирвайн. Фактически Эдди - североирландец, а Северная Ирландия хоть и находится на отшибе Великобритании, все же является её частью. Последним именно британцем остается Мэнселл, но раз в предложении формулировка про Соединенное Королевство, то это ошибка. В идеале это предложение можно было написать правильнее или не писать совсем.
Впредь увеличу бдительность при упоминании фактов.
Впредь буду внимательнее, спасибо