Финал сезона на «Яс-Марине». Предобзор Гран-При Абу-Даби (24.11.2023-26.11.2023)
До завершения мирового формульного сезона осталось всего 3 дня. От подведения итогов 74-го чемпионата мира «Формулу-1» отделяет традиционный финальный аккорд в сумерках Абу-Даби.
Немного о появлении Объединенных Арабских Эмиратов в календаре «Формулы-1».
В 2007 году шейхи ОАЭ проследили успехи Бахрейна, первопроходца в мире «Формулы-1» с Ближнего Востока, и сделали Берни Экклстоуну щедрое финансовое предложение о проведении этапа в Абу-Даби, от которого невозможно было отказаться.
К строительству трека в Эмиратах подошли с размахом. Всю инфраструктуру разместили на искусственном острове Яс. Главным архитектором стал Герман Тильке, и это еще были времена, когда понятие «тилькодром» не стало чем-то банальным. В те годы новые трассы мира вдохновлялись другими творениями австрийского архитектора, автодромами в Малайзии, Бахрейне, Китае и Турции. Трасса в Абу-Даби должна была стать очередным шедевром. За основу проекта освещения взяли пример соседнего Катара и успешно доработали его, сделав мягкий переход между днем и сумерками. Для покрытия «Яс-Марины» специально заказали особенный песчаник из Англии, который позволяет шинам крепко держаться за асфальт. Еще одной «фишкой» стали трибуны - «Яс-Марина» стал единственным гоночным комплексом мира, где все секции для зрителей оборудованы крышей (учитывая сухой и теплый климат в ОАЭ, может, и так себе особенность, но для галочки пойдет). А оттенок голубого, которым оформлены зоны безопасности, даже получил собственное имя - Yas Marina Blue Metallic.
Вкладывать миллионы только в голую трассу шейхи не стали - Гран-При должен был стать праздником не только на гоночном кольце, но и рядом с ним. Вокруг «Яс-Марины» возвели парк аттрационов «Ferrari World», зону развлечений «Warner Bros. World Abu Dhabi», гавань для яхт и с десяток роскошных отелей, один из которых возвышается прямо над треком.
Не забыли добавить в проект и национальный колорит. По первоначальной задумке длина круга должна была составить 5555 метров, а дистанция гонки - 55 кругов. Число «5» в мусульманском мире особенное, каждый верующий совершает намаз 5 раз в день, ислам основывается на пяти столпах, а пятница, 5-ый день недели, является священным. Но при укладке асфальта на метр срезали, и итоговая длина круга стала 5554 метра, испортив всю задумку.
Время Гран-При
Первый Гран-При состоялся в 2009 году. Автодром выделялся на фоне классических стационарных трасс и выглядел шагом в будущее. Но сами гонки не баловали зрелищностью. Самым запоминающимся стал этап 2010 года, когда к финалу осталось 4 претендента на титул, и чемпионат взял Себастьян Феттель, занимавший лишь третье место в зачете. Но обгонов между лидерами сезона в той гонке не было, а возглавлявший сезон Алонсо проторчал 40 кругов за более медленной Renault Виталия Петрова.
Увековечил «Яс-Марину» в 2012 году Кими Райкконен. Именно там лидировавший на Lotus'е финн выдал свое легендарное «Just leave me alone. I know what to do» и выиграл первую гонку для команды. Кстати, Кими до сих пор владеет победой с самой дальней стартовой позиции - никто не выигрывал здесь дальше, чем с 4-го места.
В последующие годы Абу-Даби совсем перестал быть финальной жемчужиной чемпионата. Судьба титула лишь дважды решилась в Эмиратах, а сами гонки больше напоминали парадную процессию. С 2014 года наступила шестилетняя гегемония Mercedes, после чего «Яс-Марину» решились перестроить. К этапу 2021 года шикана первого сектора была стерта, дав жизнь широкой шпильке перед задней прямой, а медленные «эски» второго сектора сменились профилированным поворотом. И гонка того года действительно запомнилась, но совсем не из-за перемен в схеме, а благодаря необычному судейству. Ферстаппен смог вернуться в борьбу за титул и на последнем круге опередил Хэмилтона. Это событие еще долго не забудется в мире автогонок и будет неизменно преследовать Абу-Даби.
Что ждать от финальной гонки сезона?
Что же интересного несет в себе финальная гонка 2023 года? Все чемпионские баталии завершены, в личном зачете известны все призеры, а среди команд Red Bull в 2 раза опередил ближайшего конкурента. Но все равно ряд интриг остается:
- кто же станет второй командой чемпионата, Mercedes или Ferrari? Глава «трехлучевых» Тото Вольфф заявил, что особой радости не вызовет и вторая строчка, но в этом есть доля лукавства. Нюанс в призовых, которые за 2-е место по итогам года явно выше, чем за 3-е. Это именно та графа доходов, из-за которой «Формула-1» никак не хочет пускать в закрытый клуб 11-ю команду;
- не утихла дуэль за 4-е место в Кубке Конструкторов. В Остине McLaren опередил Aston Martin, и, казалось, не оставил шансов «зеленым», но подиум Алонсо в Сан-Паулу и возрождение Стролла вернули борьбу на новый виток. 11 очков - достижимый результат для обоих коллективов, меньше этого значения обе команды набирали еще в Монце, так что шальной подиум или высокий финиш может склонить чашу весов в любую сторону;
- борьба за 4-е место в личном зачете. Престижно или нет, но каждый гонщик хочет увидеть себя повыше в турнирной таблице. Между Сайнсом, Алонсо, Норрисом и Леклером всего 12 очков, и совершенно непонятно, какой из машин «Яс-Марина» подойдет лучше. Для Карлоса и Ландо успех станет лучшим результатом в карьере, Шарль вряд ли просто так отдаст партнеру более высокую позицию, ну а у Фернандо счеты с Абу-Даби еще с 2010 года;
- пары дуэлянтов квалификаций - Хэмилтон-Расселл (11:10) и Цунода-Риккиардо (3:3). Льюис убедительно выиграл сезон у Джорджа, но на стартовой решетке они попеременно стоят впереди партнера. Цунода же легко опередил дебютантов Лоусона и де Вриза, но с матерым Дэном у них пока равенство;
- пилоты Alpine после Лас-Вегаса оказались на дистанции 4 очков друг от друга. Оба ухватили по подиуму в этом году (Пьер - в Нидерландах, Эстебан - в Монако), но для каждого из них принципиально опередить соотечественника и забить лидерство во французской команде;
- единственное непродленное место на следующий сезон осталось в Williams. Слухи говорили, что Сарджента продлят в Вегасе, но в ОАЭ американец еще летит в состоянии неопределенности. Что ж, может быть, «Яс-Марина» станет точкой нового отсчета как для команды, так и для пилота. Все успехи Williams в 2023 году на счету Алекса Албона, и для продолжения роста коллектива из Гроу нужен стабильный второй пилот.