Направление - зима
Зима для автомобилистов - время перезагрузки. Меняется не только резина, но отношение к дороге. Самое снежное время года в северных широтах еще и самое аварийное, пренебрежения в пути оно не терпит. Руководитель проекта Центр контраварийной подготовки автодрома «Игора Драйв» Александр Вязьменский рассказал, как избежать возможных проблем, разобрав насущные «зимние» вопросы автомобилистов.
Вопрос №1. Стоит ли ждать первого снега для «переобувки»
– Лично я не дожидаюсь. Переобуваюсь, когда среднесуточная температура падает до «плюс 5». Как минимум, это практично. Пока нет снега, на шиномонтаже нет очередей, а, значит, не придется терять время.
Зимняя смесь колес при низких температурах работает надежнее. Фактор шуршания шипов на сухом асфальте, которым некоторые водители аргументируют позднюю «переобувку», решается невысокой скоростью езды. Чем ниже скорость, тем тише этот гул. При изменении дорожного полотна под влиянием погоды, лучше в принципе заставить себя ехать немного медленней. Лихачество — одна из самых распространенных ошибок. И чаще всего, кстати, оно подводит опытных водителей. Они едут по своим силам, а нужно держать запас на случай внештатной ситуации.
Вопрос №2. Если в городе, то «липучка» или «шипы»
- Если быть корректными, то не «липучка», а «фрикционные нешипованные шины». Шипованная тоже «липнет», просто об этом реже говорят. Название «липучка» появилось на фоне использования таких колес в европейских теплых зимах, где они становились совсем мягкими и податливыми.
Ответ на вопрос, какой вид резины выбрать, определяется условиями эксплуатации. Для города достаточно фрикционных колес. Петербург обильно заливается реагентами и ездим мы в основном по грязному, мокрому асфальту, снежной каше. Снежный наст или лед, требующий цепких шипов, в городе попадается редко. Но если маршрут часто пролегает через обледенелые загородные пути, я бы, конечно, рекомендовал шипованную резину. Хотя хорошие новые фрикционные колеса на льду тоже имеют достаточный зацеп.
Вопрос №3. Как противостоять зимней колейности
– Проблема колеи на городских и загородных трассах актуальна не только по зиме. Зимой в ней скользко, весной и осенью — мокро, и даже сухая летняя асфальтовая колея на больших скоростях представляет опасность. Дело в том, что ее чаще всего выкатывает тяжелый большегрузный транспорт. Ширина легкового автомобиля меньше. Поэтому, попадая в этот «след», его болтает, как сани на бобслейной трассе.
Идеальное, конечно, решение двигаться вне колеи, но оно не всегда осуществимо. Выбраться из нее и ехать по бугоркам, непросто. Если не получается, задача найти в этой колее хоть какой-то упор или зацеп, прижаться к нему, а не ехать, болтаясь, по центру. Иначе автомобиль может либо развернуть, либо выкинуть из колеи.
Перестроение из колеи — тоже важный момент. В этом процессе не должно быть ничего резкого и лишнего. Максимально ровный газ, максимально спокойный поворот руля с корректировкой движения. Не нужно одним движением руки пытаться перекинуть машину из ряда в ряд - это чревато. Правильность таких моментов тоже тренируется. Когда моторика движения рук отработана, возникает симметрия в их работе, и ощущение, в какой момент как поворачивать.
Вопрос №4. Самые распространенные ошибки по зиме у водителей-новичков
– Главная — страх скольжения. В ситуации опасности любой водитель жмет на тормоз, не всегда держа в голове, что дорожное покрытие поменялось. Это не только про лед, но и про мокрый асфальт. Неготовность к другому покрытию — одна из ключевых ошибок новичков. Сильное нажатие на тормоз в новых условиях может вызвать скольжение, занос.
Человек, зачастую, неверно поступает в ситуации, перед которой оказывается впервые. В теории водители, как правило, все понимают: что руль нужно крутить в сторону заноса, что на переднем приводе лучше подгазовывать, на заднем - тормозить. Но на практике здраво реагировать на то, с чем раньше не сталкивался, способны не все. Тут нужен навык, который оттачивается только повторением, тренировками. В нашем Центр контраварийной подготовки всему этому мы учим. Если есть возможность посещать специализированные площадки, школы вождения, это лучше делать. Рано или поздно полученные навыки на дороге пригодятся.
Вопрос №5. На каком приводе новичку лучше въезжать в первую зиму
- Физика поведения автомобиля одинакова. Если есть понимание, как автомобиль управляется, тип привода неважен. Отличается только комплекс действий в критической ситуации.
Передний привод справедливо считают более простым в управлении. Тут работает старое правило: «Умру, но газ не брошу». Если автомобиль нужно вытянуть — только через газ. А вот на заднем формируются рефлексы, позволяющие впоследствии чувствовать себя увереннее на любом типе привода. Это как после жигулевской «классики» сесть на любую иномарку — все кажется элементарным.
С точки зрения реакции заднеприводный автомобиль для человека естественней. Потому что в случае скольжения водителю сподручнее бросить газ, чем нажать на него. Само чувство страха это подсказывает.
Ну а полноприводные машины, несущие минусы и плюсы того и другого типа - вещь в себе. Они управляются в зависимости от схемы, реализованной в них, и от типа — джип это, легковой автомобиль, кроссовер или тяжелый внедорожник.
2. заносы. на разных приводах по-разному нужно реагировать.
лучше всего почитайте Михаила Горбачева
https://www.livelib.ru/author/254151-mihail-gorbachev
или Эрнеста Цыганкова
https://www.livelib.ru/author/233226/top-ernest-tsygankov
не реклама)
Круто было бы добавить чуть больше советов: очень интересно услышать от эксперта, как правильно тормозить в экстренных ситуациях, например. Как вести себя при заносах и тд