«Трасса чемпионов» в Стране восходящего солнца. Предобзор Гран-При Японии (22.09.23-24.09.23)
Гран-При Сингапура подарил массу неожиданных эмоций и прервал рекордные серии Red Bull и Макса Ферстаппена. Как долго продлится серая полоса для австрийской команды и смогут ли Ferrari, Mercedes и McLaren продолжить революцию? На эти вопросы ответы даст именитая «Сузука».
Японская «восьмерка» была спроектирована в 1962 году директором трассы «Зандворт» Джоном Хугенхольцем по заказу компании Honda. Изюминкой трека стало самопересечение с помощью эстакады (это одна из двух трасс в мире с подобной схемой, которая имеет высшую категорию трасс FIA - Grade One. Вторым автодромом является домашний трек Ferrari во Фьорано). «Сузука» включила в себя все возможные виды поворотов, необходимые для испытания машин, - скоростные перекладки, двойные виражи, медленную «шпильку», затяжные повороты. Схему вписали в холмы японской префектуры Миэ, придав трассе еще и перепад высот.
Первые 25 лет своей жизни «Сузука» спокойно существовала на юго-востоке острова Хонсю и вовсю тестировалась «Хондой». Ареной первого Гран-При Японии была выбрана трасса конкурентов из «Тойоты» - Фудзи. В 1976 там прошла эпичная дождевая гонка, когда Ники Лауда предпочел не рисковать под ливнем, а Джеймс Хант испытал всю гамму эмоций из-за изношенных шин и вырвал титул. В 1977 этап на Фудзи омрачился смертью фотографа и маршала, оказавшихся в запрещенном месте у трека. Проблемы с безопасностью и дороговизна транспортировки в далекую Японию привели к тому, что Гран-при в Стране восходящего солнца поставили на 10-летнюю паузу.
В середине 80-х Honda вошла в число мировых автобрендов. «Формула-1» не осталась в стороне от успехов производителя и решила вопрос о возвращении серии в Японию. Первый Гран-При на «Сузуке» должен был состояться еще в 1985-м году, но трассу не успевали привести к требованиям «Королевских гонок». Дебют состоялся осенью 1987 года и сразу возвел полигон «Хонды» в ранг исторических автодромов. На титул претендовали Пике и Мэнселл, но британец сильно разбил «Williams» в «эсках» первого сектора и не вышел на старт, отдав чемпионство партнеру по команде. Выиграл Герхард Бергер, подарив Ferrari первую победу после двухлетнего перерыва.
Для Гран-При Японии выделили место в календаре в начале осени. В этот период в Стране восходящего солнца наступает период покраснения листвы японского клена. Этот сезон является неотъемлемой частью японской культуры (таким же, как весеннее цветение сакуры), и совпадение с гонкой «Формулы-1» добавляет красок этапу. Кроме этого, автодром расположен вблизи от побережья, что увеличивает шанс на осадки в без того пасмурную осеннюю пору. Наконец, близость к концовке сезона сделала «Сузуку» «Трассой чемпионов» - за 32 гонки фамилия чемпиона мира на ней определилась 12 раз. Это рекорд среди всех трасс за всю историю. Начиная с 1993 года, лишь двое человек, выигрывавших на «Сузуке», никогда не становились чемпионами - это Рубенс Баррикелло (2003 год) и Вальтери Боттас (2019).
В памяти «Формулы-1» «Сузука» особенно запомнилась двумя периодами. Культовые сражения Сенны и Проста в 1989-1990 годах стали образцовыми примерами борьбы за чемпионский титул. Через 10 лет Мика Хаккинен дважды подряд лишал Ferrari столь желанного достижения. Лишь в 2000-м году Михаэль Шумахер именно в Японии смог прервать 21-летнюю пропасть без побед в личном зачете для итальянской «конюшни».
Трассы с богатой историей редко остаются в стороне от трагических событий, и «Сузуку» этот тезис не миновал. В 2002 году на тренировке чудом избежал травм Алан МакНиш. Шотландец потерял контроль над Toyota в скоростном 130R и насквозь пробил барьер. Изгиб изменили, но следующей весной во время гонки MotoGP погиб японский мотоциклист Дайдзиро Като. Чемпионат мира по мотогонкам навсегда покинул «Сузуку», переехав на другой полигон «Хонды» - трассу «Твин Ринг» в Мотеги. Гран-При Японии 2014 года стал траурным событием для всего мира автогонок - при непростых погодных условиях погиб Жюль Бьянки. Смерть молодого француза по сей день остается последней гибелью пилота во время гонки «Формулы-1».
Во время ковидного перерыва Гран-При Японии на 2 года пропал из календаря, но в 2022 году ограничения в Азии были смягчены - «Формула-1» вернулась на «Сузуку». Первый Гран-При после паузы прошел скомканно. Из-за аварии Сайнса и сильного дождя гонка была прервана красными флагами, причем эвакуатор на трассу выпустили, когда из боксов ехал побивший свою Alfa Tauri Пьер Гасли. Французу повезло разминуться с тяжелой техникой, но виноватым признали его - мол, слишком быстро ехал. Гонку продолжили, и до 2-часового лимита гонщики едва успели проехать половину кругов. Казалось бы, должны дать половинчатые очки, но FIA сослалась на поправку в регламент после Гран-При Бельгии-2021 и объявила Ферстаппена двукратным чемпионом мира. Honda снова уходила из чемпионата, поэтому домашний титул для мотористов Red Bull стал добрым подарком от судей гонки.
В этом году Максу не суждено оформить третий титул на «Сузуке». Проблемы Сингапура дорого обошлись нидерландцу, но вряд ли он сильно переживает о дате завоевания чемпионства. Red Bull с большой долей вероятности заберет Кубок Конструкторов - для этого им надо отщипнуть у Mercedes лишь 1 балл. Конечно, Ferrari, Mercedes и McLaren почувствовали в Сингапуре запах австрийской крови, но «Сузука» - совсем другая трасса. Быстрые повороты и минимум медленных виражей весь год были вотчиной «быков», и Ферстаппен с Пересом с двойным энтузиазмом захотят доказать, что события прошлых выходных стали случайностью.
В отличие от соседей из Сингапура, «Сузука» не экспериментирует с ночными гонками. Старт пройдет в удобное для японцев время. А весь мир пусть готовится ставить будильники и смотреть события Гран-При Японии, продирая глаза.