Старт заокеанского турне Формулы-1. Испытание влажностью и ухабами. Предобзор Гран-При Сингапура (15.09.23-17.09.23)
Европейская часть сезона Формулы-1 выдалась неоднозначной. Каждая гонка отличалась собственными поворотами сюжета, а этапы в Нидерландах и Монце стали ярким завершением летней поры. С другой стороны, все гонки прошли под диктовку одного пилота - Макса Ферстаппена. Действующий чемпион мира не всегда сталкивался с чистой дорогой к победе, но ни разу итоговое превосходство не вызвало сомнений.
Двухмесячное азиатско-американское турне начнется для доминаторов из Red Bull и их преследователей гонкой в далеком и загадочном Сингапуре. Правда, загадочность островного государства все быстрее уступает открытости и гостеприимности. На протяжении последних 30 лет экономика Сингапура сделала важный скачок вперед. Из маленькой, бедной страны, зависимой даже от поставок пресной воды, южноазиатская республика выросла в мировой центр. Масштабные инвестиции, высокий уровень образования (кстати, главным язык обучения выбран английский), развитие туризма и многое другое сделало Сингапур привлекательной точкой для проектов и событий.
Мимо столь лакомого кусочка Формула-1 пройти не смогла. Здесь стоит отметить, что гонки на острове начались не в 2008 году. Еще в 1966 году на трассе "Томсон-роуд" состоялись состязания на разных типах машин. Но в 1972-1973 годах городские улицы без ограждений похоронили двух пилотов (из-за падения в овраг и от удара о телеграфный столб), и по соображениям безопасности старты в Сингапуре отменились.
В 2008 году руководитель серии Берни Экклстоун договорился с властями республики о проведении Гран-При. Основой для новой трассы стали повседневные дороги в южной части главного острова. Начальные отзывы о получившемся творении были недовольными. Отсутствие зон вылета, очень неровный асфальт, опасный въезд на пит-лейн, высокие бордюры - все критиковалось командами.
Несмотря на все это, первая гонка в Сингапуре не просто состоялась, но на долгие годы стала визитной карточкой этого Гран-При. От исхода того события Формула-1 икает до сих пор. Командой Renault была запланирована авария второго пилота, Нельсона Пике-младшего, благодаря которой его партнер по команде Фернандо Алонсо смог победить с 15-го места. Через год о хитростях французской команды рассказали на весь мир, головы руководителей полетели вдаль от автогонок. Так бы эта история осталась лишь одним из скандалов, если бы не Фелипе Масса.
Чемпионат 2008 года Фелипе проиграл с разницей в одно очко и спустя 15 лет решил, что Формула-1 должна отменить результаты Гран-При Сингапура. Тогда Льюис Хэмилтон лишился бы 6 очков за третье место и уступил бы первенство. Выглядит эта ситуация некрасиво, особенно с учетом того, что в самом Сингапуре Масса стартовал с поул-позишн, а с пит-стопа механики выпустили Ferrari с застрявшим заправочным шлангом. В итоге Фелипе доехал до 13-го места и пенять на отсутствие очков в Сингапуре может на себя и свою команду.
Масса направил обращение в Международную федерацию о пересмотре итогов сезона 2008 года. Организация вовсю пытается затянуть сроки рассмотрения дела и попросила у бразильца отсрочки для изучения всех материалов. Не исключено, что с середины октября Гран-При Сингапура станет снова очень обсуждаемой темой в гоночных кругах.
Но и кроме приключений первой гонки Сингапуру есть чем похвастаться. Первый старт стал исторической точкой для Формулы-1 - прошел дебют соревнований под полностью искусственным освещением. Кроме эффектности и чувства новизны это решение преследовало цель сделать гонку доступной для всего мира из-за разницы часовых поясов.
Другой отличительной особенностью "Марина Бэй" стало то, что все 13 гонок прошли с участием пейс-кара. Еще ни разу все гонщики не добрались до финиша без аварий. На это влияют в том числе и особенные условия во время гонки. Сингапур находится всего в 150 километрах от экватора, и к жаркому воздуху в городе добавляется назойливая влажность. Так как автодром получился длинный и медленный, зачастую Гран-При целиком использует двухчасовой лимит гонки. Пилотировать в таких условиях гоночный болид - серьезное испытание, так что гонщики единогласно заявляют, что Гран-При Сингапура - самая сложная гонка в сезоне.
В 2023 году пилотов ждет приятный сюрприз. Правительство республики заявило о изменениях в городской черте. Участок от 16 до 19 поворота отдан под возведение нового общественного пространства, так что на месте двух пар медленных поворотов будет сооружена прямая. Это сократит время круга, упростит загруженную поворотами схему трека и даст гонщикам дополнительное место для близкого преследования. Так что в ближайшие выходные аудиторию ждет обновленный Гран-При Сингапура.
Легко все равно не будет, и путь к финалу сезона начнется с серьезного азиатского испытания. Для соперников Red Bull это будет один из последних шансов прервать гегемонию "быков" - сложная узкая трасса нивелирует преимущество в скорости и создает еще большую зависимость от квалификации. Для австрийцев открытие выездной сессии может стать шагом к новым рекордам, кроме этого, к досрочному чемпионству Макса. При удачном стечении обстоятельств оно состоится уже в Сузуке.